Zara не заменили, Nike не вер­нется: эксперт — о том, что происходит на рос­сийском модном рынке
Экономика
6K
Фотография — личный архив героини

Zara не заменили, Nike не вер­нется: эксперт — о том, что происходит на рос­сийском модном рынке

И почему одежда так сильно подорожала
93
Аватар автора

Дания Ткачева

модный эксперт

Аватар автора

Александр Левкин

задавал вопросы

Страница автора

Российский рынок одежды после 2022 года сильно изменился.

С него ушли многие иностранные бренды, появился параллельный импорт, а покупатели стали открывать для себя российских производителей. О том, смогли ли местные марки воспользоваться ситуацией, мы поговорили с бизнес-консультантом по управлению продажами и стратегическому развитию фешен-брендов Данией Ткачевой.

— Некоторые деловые СМИ пишут, что передел модного рынка в России завершен: международные бренды освободили торговые площадки, а их места заняли российские. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Абсолютно. Основной передел проходил с середины 2022 по конец 2023 года — тогда российские марки и бренды из дружественных стран занимали вакантные площади в торговых центрах.

Но этот период характеризуется не только открытием магазинов на площадках ушедших брендов. В том числе расширилось предложение продукта, особенно в линейках «спорт», «белье» и «дети». Правда, сейчас из-за определенного перенасыщения локального рынка, инфляции и высокой ключевой ставки бренды не расширяются, а направлены на повышение эффективности того, что у них уже есть. Они проводят внутренний аудит — убыточные магазины закрываются, прибыльные остаются.

— Какой была доля рынка тех, кто ушел из России?

— Ушло более 70 международных фешен-компаний и 75% всех люксовых брендов. Большая потеря для российского рынка — уход концерна Inditex  . В какой-то степени часть аудитории концерна взяли на себя Lime, Love Republic, Zarina и «Эконика».

Кроме того, рынок покинули спортивные бренды, и этот сегмент практически никто не заменил. Ушло очень много марок в сегментах «средний» и «средний-плюс». Например, Arket, COS, Maje, Massimo Dutti. Претендент на эту нишу — IDOL, новый российский бренд. Правда, сейчас он показывает не очень хорошие результаты — об этом говорят их ранние и чрезмерно высокие скидки на новые коллекции.

А на уход международных люксовых брендов повлияли не только политические причины, но и технические — стало сложно проводить переводы между странами из-за подпадания российских банков под санкции. К тому же из-за европейских санкций в Россию запрещено ввозить товары дороже 300 €. И здесь практически нет замены, ведь нужны сила бренда, время на закрепление имиджа, совершенно другой уровень качества. В итоге люксовые товары потребителю приходится покупать за границей.

Правда, касается это лишь небольшого количества потребителей. По данным РБК, люксовую одежду покупает 1% россиян, 6% покупают премиум, около трети — средний сегмент, а большинство покупает массмаркет. И основные изменения произошли именно в последнем сегменте.

Основные сегменты российского модного рынка

Бюджетный, или массмаркет. Это одежда простого дизайна по доступным ценам, рассчитанная на широкую аудиторию. В бюджетном сегменте работают Gloria Jeans и «Твое».

Средний сегмент. Этот сегмент ориентирован на потребителей, ищущих баланс между ценой и качеством. Здесь можно найти более модные и современные модели, часто с лучшими материалами и отделкой, чем у товаров из бюджетного сегмента. Примеры таких брендов: Lime, Love Republic, Befree.

Если у бренда средней ценовой категории есть элементы премиального позиционирования, их можно отнести в средний плюс.

Премиум-сегмент. Акцент сделан на более высокое качество, оригинальные дизайнерские решения и эксклюзивность. Кроме того, на стоимости одежды этой категории отражается и статусность бренда. Примеры: Monochrome, 12 Storeez.

Люксовый сегмент. Это ниша для самых требовательных покупателей, где основное внимание уделяется престижу бренда, уникальному дизайну и высокому качеству. В этом сегменте одежда часто выпускается ограниченными сериями. Из российских брендов к ним можно отнести Ulyana Sergeenko и Yanina Couture. Но в первую очередь люкс — это европейские марки вроде Chanel, Dior, Prada, Louis Vuitton.

— Моя личная боль — уход Uniqlo. Кажется, его ничем нельзя заменить.

— Это личная боль многих. Как говорит генеральный директор компании, Uniqlo — не модная, а технологичная компания, которая много вкладывается в инновации. Более того, бренд держит эти инновации в секрете и полностью контролирует цепочки поставок — от производства до поступления продукции в розницу.

Действительно, ультралегкие пуховики Uniqlo и белье AIRism, а также то, как компания работает с кашемиром, заменить нельзя. Сейчас, к сожалению, на рынке нет ни одного трикотаж-бренда, который бы сравнился с Uniqlo.

— Zara не такой технологичный бренд. Удалось ли условному Lime заменить его в полной мере?

— Тоже нет. Zara ориентируется на fast couture, когда покупатель недорого получает дизайнерский продукт. Скорость, с которой бренд производит одежду и поставляет ее, как быстро адаптирует тренды — ни один российский не сможет с этим сравниться. У Zara огромный ресурс с точки зрения работы с дизайнерами.

Ну и цена на продукцию Zara ниже, чем у большинства российских брендов в среднем сегменте. Недавно путешествовала в Дубай, и там в Zara можно купить рубашку за 2600 ₽ в переводе на наши деньги. Причем это рубашка из прекраснейшего хлопка, который после стирок не грубеет.

Zara обеспечивает то соотношение цены и качества, которое с одной стороны дает высокую скорость продаж и окупаемость бизнеса, а с другой создает флер модного бренда. Lime очень приблизился к этому, но все же это совсем не то, что представляет собой Zara.

— Еще казалось, что раньше можно было зайти в H&M раз в полгода, купить детям необходимую одежду — и это не сильно било по бюджету. Сейчас как будто нет магазина, где это можно сделать. Так ли это и почему?

— Это действительно так. Когда H&M работал в России, там можно было купить детские трикотажные брюки за 600—800 ₽. Но если бы бренд остался в стране, неизвестно, сколько бы стоила его одежда с учетом инфляции, растаможки, роста расходов на логистику, производство и так далее. Если взять во внимание и снижение покупательской способности, не думаю, что одежда из H&M была бы сегодня так же доступна, как три года назад.

Возможно, это были золотые времена, которые не повторятся, даже если все бренды вернутся.

Связан ли рост цен на одежду российских брендов с отсутствием конкуренции? Например, 12 Storeez по уровню цен перешел в премиум-сегмент.

— Генеральный директор 12 Storeez говорил: решение приняли из-за того, что в конце 2021 года резко выросли цены на сырье. Представители бренда понимали, что уже выходят за рамки своего сегмента, и это подтолкнуло их к тому, чтобы идти в премиум.

На самом деле сейчас на стоимость одежды кроме инфляции влияет несколько факторов. Во-первых, все премиальные ткани — и пряжа, например кашемир, — покупают в Италии и других странах за валюту. Если курс доллара растет, дорожает и производство российской одежды из этих тканей.

Во-вторых, это все покупают с ужасной комиссией, так как из-за санкций сложно проводить прямые транзакции. В-третьих, ткани нужно доставить объездными путями, из-за чего выросли расходы на логистику.

Учитывайте то, что международные производители одежды премиум-сегмента — это транснациональные корпорации. Они выпускают значительно больше продукта, поэтому себестоимость производства одного изделия на фабрике для них ниже, чем для российских брендов.

Плюс ситуация осложнилась увеличением расходов на маркетинг. Нам отключили таргетированную рекламу в «Инстаграме»*, а это был самый дешевый способ привлечения аудитории. Кроме того, отключили все рекламные инструменты Google. По сути, сейчас осталось только продвижение в «Яндексе» и таргетинг в «Телеграме». По неофициальным данным, медиаинфляция  в 2024 году составила более 100% год к году. И все эти расходы производитель компенсирует, закладывая их в стоимость продукта.

Надо понимать, что по этим причинам рентабельность стала падать не только у премиум-брендов. У производителей массмаркета и среднего сегмента она падает по тем же причинам.

Я бы не стала говорить, что российские бренды сейчас наживаются. Но, безусловно, есть небольшие производители, которые хотят заработать и увеличивают цену в шесть раз, но далеко не всегда их вещи покупают.

— Но можно ли говорить, будто у российских фешен-брендов дела стали идти лучше и они смогли воспользоваться тем, что с рынка ушли иностранцы?

— Если посмотреть статистику, которой делятся компании, по ней видно, что для многих 2022 год был лучшим по темпам роста. Это был период, когда международные бренды уже ушли, курс доллара был низкий и у потребителей были деньги. Люди, скорее всего, на панике скупали одежду, и большинство производителей показало сумасшедший рост.

В 2023 году бренды стали расширяться и создавать новые линейки одежды, чтобы закрыть пустующие ниши. В тот момент большинство почувствовало, что продажи начинают замедляться, а прибыль распределяется среди всех игроков. То есть предложение росло, у потребителя появилось больше вариантов, на что потратить деньги.

Кроме того, сильно выросли операционные расходы. Топ-бренды вкладывались в открытие новых магазинов и ремонт старых. Многие потратились на ребрендинг и увеличили расходы на визуал — на фото- и видеосъемки, — чтобы начать по-новому себя позиционировать на рынке.

Например, в 2024 году выручка Lime, который называют главным бенефициаром ухода иностранных компаний, выросла на 66% — до 34 миллиардов рублей, — но чистая прибыль сократилась. Получается, операционные расходы, затраты на маркетинг и открытие нового флагмана съели прибыль. Подозреваю, что флагман бренда на Кузнецком мосту продолжит в ближайшие годы эту прибыль сокращать. И такая ситуация наблюдается у большинства компаний: Kari, «Спортмастера», Rendez-Vous, 12 Storeez и других.

То есть каких-то сверхприбылей ни у кого я пока не вижу. И даже имеющаяся прибыль скоро начнет снижаться, так как бренды в 2023—2024 годах открыли много магазинов, но не все торговые точки показывали ту выручку, которую от них ожидали. Некоторые так и держат в портфеле убыточные магазины, надеясь, что они вырастут. Другие от неудачных магазинов избавляются.

Хоть Lime и показывает хорошие результаты, это удается не всем. У некоторых показатели 2024 года остались на уровне 2023. И даже это хорошо, потому что есть компании, которые вообще закрываются. Например, закрылись магазины бренда Noun. К нам на рынок пришел и ушел турецкий Ketroy. Закрылась сеть Just Clothes, которая фактически имитировала продукт Uniqlo, закрылись Incity и «Кораблик».

— РБК называет Gloria Jeans  крупнейшим российским фешен-брендом. Как у него дела?

— У бренда в начале 2025 года произошло важное событие: он закрыл большую часть своего производства, которое базировалось в России. А генеральный директор компании заявил, что она перестала быть производителем и стала ретейлером. Это очень важный момент, который показывает, как обстоят дела на рынке. Фактически это означает, что себестоимость производства одежды в Китае и Азии в целом намного ниже той, которую бренд может получить в России.

Если посмотреть отчет Gloria Jeans за 2024 год, мы увидим, что выручка бренда снижается, а чистая прибыль значительно меньше, чем в 2023. Компании тяжело дается преодоление сложностей на рынке.

— А как решение Gloria Jeans закрыть производство в России отразится на обычных покупателях?

— Думаю, никак. У нас очень много брендов размещают производство в Китае и, если компания умеет работать с длинным производственным циклом  , никаких проблем нет.

— Вы упомянули турецкий бренд, который пришел на российский рынок, но в итоге ушел. Почему так происходит?

— Новые бренды не выстреливают из-за отсутствия продвижения и коммуникации, а также неудачной ценовой политики. Например, в Россию пришло немало турецких и корейских брендов. Об этом знают профессионалы индустрии, но едва ли они известны россиянам. Просто корейские бренды жадные с точки зрения коммуникации и не могут открыто продвигать себя в России, опасаясь санкций и негативной реакции в других странах мира.

— То есть на российском модном рынке сильная конкуренция, раз не получается на него легко зайти?

— Она очень сильная. Бренды за 2022—2023 год перестроились и создали очень много продукта. И им сейчас тяжело конкурировать, особенно если ресурсы на продвижение минимальны. Если у бренда нет продвижения, его воспринимают просто как одежду, а не как модную вещь. Тогда ему приходится участвовать в ценовой войне, стараясь дешевле предложить свой продукт.

12 Storeez на общем фоне и выделился в том числе за счет того, что за деньги инвесторов он активно продвигал себя и раскрывал ценность своего продукта. И Lime, кстати говоря, тоже очень много инвестирует в продвижение.

— А какие вообще иностранные бренды заходят на российский рынок?

— Например, Balabala — китайский бренд одежды для мальчиков и девочек в возрасте от 0 до 14 лет. Он входит в холдинг Semir Garmet, сейчас в Китае открыто 4800 магазинов, а в России — 12. Он начинает себя продвигать здесь, но пока не так активно.

Сейчас все ожидают, что в Россию придет еще один бренд концерна — Semir. Это китайский аналог Zara — не исключено, что он сможет ее заменить, открыв много магазинов.

Еще могу назвать корейские Hazzys и Lifework. Но это пока точечные открытия магазинов, и я не уверена, что потребитель их знает.

В 2024 году 16 новых международных фешен-брендов открыли магазины в России. Среди них есть небольшие игроки. Они открываются в регионах, например в Красноярске и Перми, пытаясь развиваться через региональные торговые центры, чтобы минимизировать расходы.

При этом, если смотреть на статистику по крупным городам, вот что интересно. С начала 2023 года в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурге появилось 48 новых международных брендов. Совокупно они занимают 134 тысячи квадратных метров торговой площади. Но из них 100 тысяч приходятся на ближневосточного дистрибьютора Inditex  — это бренды Maag, который считается заменой Zara, а также Vilet, Dub и Ecru. То есть получается, что остальные марки занимают небольшую долю и стремятся увеличить свое присутствие на маркетплейсах.

— Ситуация рано или поздно поменяется, и бренды задумаются о возвращении в Россию. На ваш взгляд, какие точно вернутся?

— Здесь важно смотреть, какую долю российский рынок занимал в глобальной выручке брендов. Вот у Inditex она была 10% — это существенно. При этом сейчас компания и без России демонстрирует сумасшедший рост как по выручке, так и по объему продаж.

Тем не менее недавно бренд объявил, что идет в Ирак. Поэтому возможно, что ситуация у него не очень хорошая, ведь Ирак — развивающийся рынок, который несет риски. Исходя из этого предполагаю, что если бы у Inditex была возможность, он бы вернулся. И ему сделать это проще остальных, так как те торговые площади, которые у него были, сейчас принадлежат его же дистрибьютору. И если Inditex решит вернуться, Maag, Ekru и Dub обязаны будут уступить магазины.

Можно выделить три фактора, которые будут влиять на возвращение брендов. Это завершение СВО, подключение России к SWIFT и возможность легко занять торговые площади.

Исходя из этого мне кажется, что легко может вернуться Uniqlo. Бренд ведь и не хотел уходить из России, ему важен этот рынок. Думаю, торговые центры предоставят ему площади для магазинов.

— А чьего возвращения ждать не стоит?

— У Nike продажи в России занимали меньше одного процента от всего оборота компании. Поэтому не думаю, что стоит говорить о его возвращении. Плюс у Nike куча проблем на глобальном рынке: продажи падают, бренд уступает долю другим спортивным маркам вроде Hoka и Salomon. Скорее всего, он не будет готов рисковать и выходить на развивающиеся рынки, к которым относится Россия, и вряд ли вернется в ближайшие пять-семь лет.

— По данным «Сбераналитики»  , после ухода иностранных брендов часть покупателей перетянула на себя сеть Familia, которая распродает стоки — в том числе и зарубежных марок. То есть покупатель все равно ищет, где взять продукцию ушедших брендов?

— По поводу Familia: если раньше там были только стоки западных брендов, то сейчас есть много и российских марок, которые выпускают бюджетные линейки специально для этой сети. То есть это дискаунтер, и этот формат сейчас популярен, поскольку реальные доходы потребителей падают.

— Росстат не согласится с вами, что реальные доходы россиян падают. По данным за прошлый год, они выросли на 7,3%.

— Возможно, доходы выросли у членов семей, служащих на СВО. У остальных они падают под воздействием инфляции. Но если мы посмотрим на цены на авиабилеты, мы увидим, что они сильно выросли, не случайно там идут всякие антимонопольные разбирательства.

И если взять не минимальную, а среднюю корзину продуктов, которую средний класс покупал в «Перекрестке», можно сказать, что доход упал. Индексация зарплат не происходит с той скоростью, с которой растут арендная плата и другие расходы.

Кроме того, я провожу много глубинных интервью и вижу, что если раньше потребители могли позволить себе и путешествовать, и снимать квартиру, и покупать одежду в среднем или среднем-плюс сегментах, то сейчас, к сожалению, нет. Многие из среднего-плюс переходят в средний, из среднего — в средний-минус. Как раз потому, что падает покупательская способность.

— А как сейчас вообще люди покупают одежду? По-прежнему ходят в торговые центры или заказывают на маркетплейсах и в онлайн–магазинах?

— После того как в 2022 году в России заблокировали «Инстаграм»*, доля онлайн-продаж резко увеличилась. Многие бренды пошли на маркетплейсы, чтобы вернуть себе потерянный трафик. Можно сказать, что Россия стала одной из самых передовых стран в этом плане: в 2025 году доля онлайн-продаж одежды достигнет 50%. Сейчас бренды, которые представлены в торговых центрах, стали думать о том, как вернуть трафик в магазины. Но люди туда не ходят еще и из-за того, что там нет якорных арендаторов вроде Uniqlo и Zara.

Кроме того, многие российские бренды одновременно есть и в торговых центрах, и на маркетплейсах. Но на маркетплейсах, как правило, цены ниже, так как они предоставляют собственные скидки. Они называются скидкой постоянного покупателя, или соинвестом, — часто покупатель их даже не видит, но товар стоит дешевле.

Получается, если на Wildberries и Ozon можно купить продукцию бренда дешевле, обычные магазины становятся просто примерочными. Покупатель если и заходит туда, то чтобы прицениться, подобрать размер и потом купить одежду на маркетплейсе на 20—30% дешевле. И продажи в магазинах падают существенно.

При этом ходят в магазины люди в возрасте 45—50+, которым важен потребительский опыт, даже если они покупают одежду в среднем сегменте. А молодая аудитория, которая не шопится в премиуме, где особенно важен потребительский опыт, понимает: незачем идти в магазин за массмаркетом, если можно купить все онлайн.

Поэтому некоторые бренды создают эксклюзивные линейки только для офлайна, устраивают разные мастер-классы, встречи, розыгрыши, дарят подарки — все, чтобы хоть как-то привлечь аудиторию.

— А зачем им привлекать аудиторию в торговые центры? Можно же просто продавать все на маркетплейсах.

— Если бренд будет работать только через маркетплейсы, у него фактически не будет доступа к данным потребителя — кому и что он продает. Потому что весь товар он отгружает напрямую на Wildberries, Ozon или Lamoda.

Кроме того, он не сможет продавать товар по полной цене, потому что должен платить комиссию маркетплейсам. В собственном магазине он зарабатывает больше.

Еще у некоторых маркетплейсов есть четкие гайдлайны по тому, какие должны быть фотографии и описания товаров. Эти ограничения не позволяют донести ценности бренда до покупателя. Он даже не может показать какие-то особенности посадки изделия.

Поэтому бренду одежды важно диверсифицировать свой портфель — быть на маркетплейсах, иметь собственный интернет-магазин и магазин в офлайне.

— По вашим прогнозам или ощущениям, что будет влиять на рост стоимости одежды в этом году? Или может она, наоборот, будет дешеветь?

— Еще в прошлом году многие российские бренды анонсировали рост цен на 15—25% на коллекцию весна/лето-2025. И сейчас в магазинах это подорожание действительно видно.

Если говорить про коллекцию осень/зима, которая уже в разработке, цены точно не упадут. Почему? Ну вот хотя бы из-за того, что, как пишет «Коммерсант», выросла стоимость интеграций у блогеров в преддверии начала действия запрета на рекламу на заблокированных ресурсах.

Кроме того, прошлая коллекция осень/зима продавалась очень плохо. А это значит, что для новой коллекции бренды произведут меньше одежды. А чем меньше они выпустят одежды, тем дороже будет стоит каждый экземпляр.

Правда, пошлины Трампа могут сделать одежду в России дешевле. Ведь если азиатские производители лишатся американского рынка, они, возможно, сделают скидку для российского — просто чтобы сбыть свой товар. Но мы понимаем, что будем покупать эту одежду за валюту. И если рубль ослабнет, скидки мы не ощутим — то на то и выйдет.

Но на самом деле не думаю, что цены на одежду будут падать. Сейчас все бренды страдают от того, что их чистая прибыль снижается. Они стараются выжить, и если вдруг себестоимость производства снизится, бренду лучше не опускать розничные цены, чтобы увеличить рентабельность и сформировать хоть какую-то подушку безопасности.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Александр ЛевкинА вы одежду каких марок предпочитаете?
  • Забаненый за правдуПредпочитаю которая нравится, нормального качества и по адекватной цене. Марка в данном случае лишняя информация, не значащая ничего-она может быть любой7
  • ZhuzhaПричем это рубашка из прекраснейшего хлопка Что за странный пассаж?? Одежда от Зары - редкостный мусор в плане качества, при этом цены отнюдь не низкие.48
  • Zhuzhanekto, люди, занимающиеся вопросами моды профессионально. Сомелье - люди, профессионально разбирающиеся в винах.23
  • ZhuzhaIgor, ну вам Uniqlo не интересен, а вот миллионам людей, ценящим качество и доступность, очень даже интересен.22
  • ZhuzhaОжидать, что российские бренды одежды заменят ушедшие, так же нелепо, как и думать, что Лада заменит Тойоту.58
  • Zhuzhanekto, а ещё бывают люди, которые в принципе ни на что не способны, кроме как критиковать работу других людей34
  • ПистимеяZhuzha, поддерживаю обеими руками, туда же эйчэндэм14
  • DarudeФэшн из май профешн, ебта. Купил шорты в Глории джинс. Вообще отпад.6
  • nektoDarude, даже без мнения модного экперта обошлись? Как такое возможно!?4
  • Александр Левкинnekto, подпись «модный эксперт» — это скорее сокращенное обозначение, чтобы уместить суть в одном выражении. Конечно, это не полностью передает, чем именно занимается Дания. Она — бизнес-консультант, специализируется на управлении продажами и развитии фэшн-брендов. Рынок одежды — это далеко не только «мода», а полноценный бизнес со своей спецификой и сложностями. В этом интервью она делится опытом и рассказывает, как он устроен и что происходит на нем сейчас.24
  • Артем СтепановЗабаненый, так то оно так, но в Совке, как-то плохо такой подход работал.10
  • ZhuzhaЗабаненый, ну это только на первый взгляд кажется, что производство и тем более продажа одежды - пустяк. На самом деле, конечно, это очень сложный бизнес.34
  • ZhuzhaПистимея, ну разумеется! Дёшево и некачественно, причём Зара далеко не всегда дёшево14
  • steppe_boyЗабаненый, в этом как раз и заключается суть бренда, в репутации и гарантии качества.9
  • steppe_boynekto, такие люди тоже есть, они работают на производствах втулок, банок и пакетов для молока.11
  • steppe_boyIgor, ну раз вам не представлял никакого интереса, значит и остальным не должен, вы абсолютно правы.19
  • АватаркаЗабаненый, только ни тканей, ни фурнитуры разнообразной не было. тут даже в статье пишут, что всё это надо закупать, оплачивая сложными схемами и ввозя окольными путями. прикрой этот импорт сейчас, у нас и тканей на трусы через год не останется.12
  • Все еще в Т—Жnekto, вы статью хоть прочитали, прежде чем комментарии писать? Интересная аналитика стратегий брендов на отечественном рынке, мне как далекому человеку от этой сферы были интересно читать.17
  • Забаненый за правдуАватарка, ну а что остается, не голыми же ходить. Но я к тому что пошив одежды куда проще автомобилестроения4
  • АватаркаЗабаненый, если вернуться к корням, те лён там выращивать и мять, потом ткать дома и шить руками - тогда да. а если использовать технологии, то нет, потому что у нас почти ничего не производится. ни оборудования своего, ни сырья. ну, гамма что-то из фурнитуры делает, молнии такие, что сразу из магазина можно выбросить, остальное не намного лучше. ссср в этом плане был - обнять и плакать, сейчас только за счёт импорта дела получше, не будет импорта - вернётся в моду простенький ситчик, а у кого есть возможность съездить за границу и оттудова привезти хэмэ и сару автоматически немеряно поднимутся в рейтинге до небес.4
  • НинадяС такими ценами на одежду мне жаба не позволяет закупаться, если честно. На отечественные бренды цены выросли х2-3, на турецкий ширпотреб х2. Буквально живу на прошлогодних коллекциях, потому что никак не преодолевается психологическая отметка отдавать за те же джинсы больше 3к. Но ведь они же не будут сливать товар себе в убыток? Выходит, что нынешние цены на одежду – пузырь?18
  • Ledy v pledeЯ как бывший потребитель Зары, Манго, Массимо, Найк и Адидас по прошествии 3 лет не сказать, что сильно скучаю по их отсутствию. Прекрасную базу можно найти в Lime (а он по цене как Зара) и других масс-марках, по спортивной одежде сейчас прекрасные удобные коллекции в Demix и Athlex. Очень стрельнули Зарина, Sela, Остин, Бифри. В общем голыми не остались. Цены поднялись у всех, а качество снизилось, это общемировая тенденция.7
  • steppe_boynekto, там, где производство связано с одеждой.8
  • Обычный человекZhuzha, massimo dutti ненамного дороже, а качество в разы выше11
  • Полиция Т—Жnekto, будьте повежливей. Правила: https://t-j.ru/comments-rules/4
  • Oleg R.Вообще, судя по комментариям и минусам, поклонников у Юникло много. У меня же опыт покупок там весьма неоднозначный. Была и майка Аиризм, который в положительном ключе упоминает эксперт, и ничего комфортного для себя в ней не нашел, можно было бы охарактеризовать ее как не самую плохую синтетику. Был также летний пиджак, на покупку которого я повелся из-за пометки на нем, что это "дышащий" материал. Ничего "дышащего" там не было и в помине. Покупали маме домашнюю обувь: да, были очень удобные, но пришли в негодность за пару лет - качество? Не думаю)) Домашний трикотаж был отличного качества. Знакомые покупали там хорошие плотные базовые футболки, которые потом очень долго не меняют и цвет, и форму. Но и цена на них несколько лет назад была 1,5 - 2 тысячи (надеюсь, правильно помню). За эту цену хорошую футболку можно было купить много где. Так что еще во время их офлайн-магазинов у меня сложилось мнение, что у них приличные вещи из натуральных материалов (соответствующие ценнику), и оверпрайс на синтетике за счет маркетинга и выдумывания всяких названий вместо самих технологий. Поэтому, магазины хоть и ушли из России, но на маркетплейсах все продается, и блогеры в свою очередь за свою скромную плату не дают "забыть" людям про "качество" этого бренда.4
  • Oleg R.Zhuzha, бизнес, конечно, такой же сложный из-за производства, маркетинга, логистики и всего сопутствующего, но Забаненый говорил про производство. Хотите сказать, что произвести автомобиль и брюки это сравнимые по сложности вещи?5
  • steppe_boynekto, вы реально считаете, что на производствах одежды работают только швеи и закройщицы? :) А на заводах только токари? А в Х5 только продавцы на кассе? Такое ощущение складывается, что вы нигде не работали и у вас какое-то искаженное представление о производствах.11
  • blackrabbbitЯ оценила Uniqlo где-то за год, до их ухода из РФ, оценила и закупалась периодически на их онлайн-распродажах. Люблю их не только за качество, но и за размерный ряд - купил пару вещей и знаешь свой размер у бренда - любая модель будет подходящей, не меньше, не больше (если не указано оверсайз). И поэтому я до сих пор ношу Uniqlo (потому что качественно и не износилось) и жду возвращения бренда. Всю остальную повседневную одежду беру преимущественно на озон - там дешевле и можно померять и вернуть.4
  • ZhuzhaОбычный, факт2
  • So are you, madamНу по белью из юникло скучаю да, но в целом нашла альтернативы. Вообще открыла для себя мидл маркет бренды, и покупаю там на распродажах. Мне нравится, одежда выглядит лучше и меньше покупаю лишнего. Еще покупаю в zarina, befree, sela, lime - по моему, качество там нормальное, но надо следить за составами тканей и пошивом.4
  • ИринаLedy, В каком месте Лайм как Зара? Лайм уже сам себя позиционирует как премиум сегмент. И я рассуждала также как вы. Что да все у нас ок и без этих магазинов. И тут этой весной мы съездили в Италию. Ииии пошли в Зару, Юникло и H&M. И тут мы поняли, что же все же потеряли и нет у нас аналогов. Это небо и земля. 3 этажа Зары, с трендовыми вещами и ценами по 15-30 евро и это новая коллекция! Куча аксессуаров в H&M и так и одежды. В Юникло супер крутые футболки по 1400 р, которым и сносу нет. И можно расписать кучу еще всего. До поездки я рассуждала также как вы, что да все ок у нас. Рубашки по 3-4 тыс стали нормой, футболки по 2-3 тыс, джинсы по 5-7. И выбираешь из того что есть. Голыми мы не остались. Но вот где то обманутыми со всех сторон-да. Воспринимаем уже как норму такие цены, хотя зп у большинства-смех. Не то что в этой Европе, где и цены на все эти Зары гораздо ниже, бабули и дедули каждый вечер в рестораны ходят и ипотеки под макс процент 3,6. После таких поездок сидишь уже как оплеванный с этой Глорией Джинс, так как позволить себе след такой выезд сможешь не скоро, а всей нашей верхушке, у которой дети в Парижах и квартиры в Швейцариях, сугубо пофиг на реальные вещи, а не псевдо патриотизм.32
  • DarudeФёдор, да ты франт, Федька.2
  • Ledy v pledeИрина, покупала себе джинсы в Зара в Италии в январе- 50 евро, прямые, цвет классический синий, высокая посадка. Такая же модель в Lime - 4999 р. Курс евро был 100 р. Трендовые вещи по 15 евро - это fast fashion, который через 2-3 месяца будет не актуален, да и малоносибелен. Я все-таки писала про базовый классический сегмент, а не майки из кучи по 10 е, еле достающие до пупка с лекалом на фигуру с сутулостью и первым размером груди. Такого добра там навалом, как и у нас, в принципе.1
  • M MOleg, "Покупали маме домашнюю обувь: да, были очень удобные, но пришли в негодность за пару лет - качество?" -- да, это оно. Обычных тапочек из условного Ашана хватает на сезон обычно, не замечали?2
  • M MЕгор, Лайм2
  • Тимур ЧумаковZhuzha, а низкие цены сейчас существуют?1
  • Grigoriynekto, а если вы исчезнете мир заметит? значит ли это что вы бесполезны per se?4
  • kefirtapirSo, в Tezenis есть белье нейтральных расцветок с минималистичным дизайном, продаётся в России.2
  • kefirtapirLedy, а я помню, как он в начале СВО пообещал, что UNIQLO никуда не уйдёт. Теперь снова что-то пообещал. Харакири, я так понимаю, он делать не собирается.3
  • Юлия ДризовскаяНа Ламоде можно заказать все или почти все. Как правило не смотрю на бренд, а делаю запрос: "короткая белая юбка", "голубые джинсы", "серебристые кроссовки". Все находится.2
  • Юлия ДризовскаяНасчет иностранных брендов: подарили мне на НГ сертификат в Инканто на 20 тыс руб. Что мне там делать с размером груди E-F и 52 размером одежды? Обменяла сертификат на деньги и довольная пошла в Милавицу, еще и половина осталась.2
  • Oleg R.M, ашан и юникло это не одна ценовая категория. Я не проводил исследования и не могу знать обо всех торговых марках, в комментарии выше говорю лишь о собственном опыте и опыте знакомых мне людей. Я, например, купил свои тапки Fonseca в стокмане примерно тысячи за полторы 4-5 лет назад, и сейчас в них ни один шов или стык не разошелся. Это в моем понимании приемлемый уровень качества за среднюю цену.2
  • иззиLedy, на днях в дружественной стране, где рядом стоят магазины Lime и H&M, купила по футболке (почти самые дешёвые в наличии в обоих) В переводе на рубли, футболка lime 1700, h&m 540 рублей Сейчас сижу в этой "лаймовой" футболке, качество без претензий, но она явно дороже5
  • CheВ торговых центрах гуляет ветер. Там где раньше всегда было людно и народ стоял в очередях в примерочные - юникло, зара, массимо дути - сейчас пустота и тлен. Лайм выкатывает прайс на свои изделия на европейском уровне, но кому нужен полиеэстер по цене натуральных материалов? Про твое и глория джинс вообще молчу - вещи одноразывые практически, на две три стирки, в отличии от того же эйчика - где тоже не все было идеально с составами, но вещи носились вполне бодро. В общем пусто и грустно. И не надо говорить о каких то заменах. Базовая довоенная футболка стоила 400-800 рублей, сейчас почему то наши прекрасные производители хотят несколько тысяч. Про тех, кто возомнил себя люксом вообще молчу. Неадекватность общая. Ну и не поспевают они, реально не поспевают и "мышей не ловят". Просто не умеют. Печально.4
  • ZhuzhaТимур, не в России 😅1
  • Владимир АндреевМожете пожалуйста спросить у эксперта - а как насчёт "полудружественных" стран или "не совсем дружественных" стран? Как у нас с ними обстоят дела? Ну например там с Бутаном или Гренландией. А с Суринамом как? она вроде как "почти, но ещё не совсем дружественная".2
  • So are you, madamkefirtapir, да, Tenezis как раз отличный магазин белья, там и покупаю0
  • ZhuzhaИрина, абсолютно верно0
  • ZhuzhaВладимир, Гренландия - не суверенное государство 😁0
Вот что еще мы писали по этой теме