Феномен «американской мечты»: как погоня за успехом отражена в современной поп-культуре

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анастасия Шубочкина

Страница автора

Успех, богатство, свобода… Как часто вы слышите эти слова? Бывало ли у вас ощущение, что смысл жизни — стать лучше всех остальных?
Действительно, в современном мире культ успеха или, в более научном понимании, феномен «американской мечты» преследует нас везде, особенно в сфере поп-культуры. Как принято считать, впервые это словосочетание ввёл Джеймс Траслоу Адамс в своей книге «Эпос Америки» в 1931 году. На её страницах он заявил, что «американская мечта» — это «мечта о земле, на которой жизнь должна быть лучше и богаче, более полной для каждого, в соответствии со способностями и достижениями».
Под влиянием кинематографа этот феномен претерпел множество изменений: от стремления заниматься любимым делом, быть свободным и счастливым до более материалистического взгляда, где нормы морали уступают богатству. Рассмотрим несколько культовых кинокартин, где «американская мечта» отражена ярко, но совершенно с разных сторон.

Волк с Уолл-стрит (The Wolf of Wall Street), 2013

Пожалуй, это тот случай, где, как отмечала В. Е. Согрина, «американская мечта» — «это скорее стремление быть успешным специалистом, работать в офисе, хорошо зарабатывать, жить в загородном доме, одеваться в модных магазинах, иметь машину…и по выходным устраивать барбекю на своей лужайке. Наивысшей же точкой достижений можно считать заработанный миллион, присоединение к классу сверхбогатых людей с последующим приобретением собственной яхты». Знаменитая на весь мир кинокартина Мартина Скорсезе, вышедшая в 2013 году, основана на реальных событиях и отображает историю трансформации человека «с нуля до миллиардов» и обратно.

Повествование ведётся от лица Джордана Белфорта, брокера в успешном инвестиционном банке Уолл-стрит. С крахом финансовой компании герой остаётся без работы и устраивается в маленькую конторку, занимающуюся недорогими акциями. Благодаря харизме и мастерству общения с людьми карьера Джордана взлетает: он открывает собственную компанию «Стрэттон Оукмонт» и покоряет рынок. Быстро обогатившись, Джордан прожигает жизнь, обманывая своих клиентов, употребляя наркотики и пользуясь услугами проституток. Но финансовыми успехами талантливого брокера интересуется ФБР. В итоге Белфорта арестовывают за мошенничество и отмывание денег. Однако, несмотря на материальное и моральное падение, Джордан не останавливает попыток вернуть утраченную репутацию. После ареста он пробует себя в качестве мотивационного спикера, обучая других искусству торговли.

Кинокартина отражает мощную деконструкцию феномена «американской мечты»: зритель наблюдает, как из честного и амбициозного человека главный герой превращается в обманщика, продающего «мусор мусорщикам», наркомана и морального деграданта. Успех на примере Джордана меняет человека до неузнаваемости, заставляя любыми способами обогащаться.

В начале фильма у ещё молодого и неопытного Белфорта, только что устроившегося в крупную компанию, завязывается диалог с начальником, во многом определивший его дальнейшую жизнь. Поразительно, как Джордан в этой сцене контрастирует с будущей версией себя! Герой увлекательно описывает брокеру, как рад работать в их компании, на что собеседник скептически отвечает: «Наша работа — брать бабло у клиентов и класть его в наш карман». Джордан удивляется, почему нельзя работать с выгодой для каждого. Но ему открывают глаза: в брокерской деятельности зачастую приходится выбирать между деньгами и порядочным образом жизни. Начальник знакомит его с миром «кокаина и травки», дешёвых развлечений, мошенничества, и так начинается история юного бизнесмена.

Со временем мы видим: чем больше преуспевает Джордан, тем ниже он опускается. С созданием своей компании Белфорт «утопает в кокаине», его работники каждую неделю устраивают вечеринки с алкоголем, проститутками и наркотиками. Для некоторых из них такой образ жизни заканчивается самоубийством, но Джордан закрывает на это глаза. Он изменяет своей жене, которая с самого начала его поддерживала и помогала ему в бизнесе, находит новую красотку, продолжает «отмывать деньги». В погоне за успехом в мире инвестиций Белфорт попадается на глаза ФБР. Стремясь избежать тюрьмы, брокер незаконно перевозит деньги, рискует свободой своих друзей и коллег, в результате чего некоторых из них сажают за решётку.

Материальные блага ценятся Джорданом даже больше, чем человеческая жизнь. Вспомним сцену на яхте после смерти тёти Наоми, его второй жены. Умирая, она оставила при жизни огромную сумму, и Джордан заостряет своё внимание именно на деньгах, изображая фальшивую скорбь: «Бедная тётя Эмма покинула бренное тело и 20 миллионов долларов на счёте». Но как только Белфорт узнаёт, что это состояние переписано на него, он готов плыть за деньгами на яхте по шторму, зная, что он, его жена и друзья могут умереть.

Или возьмём во внимание сцену, в которой Джордан переборщил с дозой сильнейшего в мире наркотика. Стремление к «кайфу» чуть не приводит Белфорта к смерти, его охватывают паралич и затуманенный разум, но Джордан выбирает вести в таком состоянии машину, рискуя забрать как свою, так и жизни других. К концу фильма Белфорт не только бесконечно употребляет и веселится, но и теряет последние моральные принципы. Это в большей степени и приводит брокера к тюрьме и потере всего, что у него было, включая компанию, свободу, друзей и семью. Поразительно, но Джордан после освобождения продолжает погоню за «американской мечтой», зная о рисках и последствиях такого образа жизни.

Интересна также линия сюжета, раскрывающая агента ФБР, в конечном итоге посадившего Джордана. Поначалу герой решительно настроен «прикрыть» компанию брокера. Но Джордан приглашает его на свою богатую яхту, рассказывает истории своих работников, сколько они получают, стараясь подкупить собеседника. Тот не поддаётся искушению, сохраняет самообладание и придерживается изначального плана, хотя глубоко внутри осознаёт несправедливость к своему честному труду. Брокер спрашивает его: «Скажите, вы никогда не думали, что было бы, если бы вы не сбились с пути?» Агент ФБР приходит к выводу: да, когда он «едет в метро» и носит «тот же костюм, что и позавчера», то задумывается над тем, правильно ли распоряжается своей жизнью. В конце фильма зритель опять за ним наблюдает. Уже достигнув своей цели и посадив обманщика, работник ФБР, сидя в грязном и отвратительном американском вагоне метро, не может обрести полное удовлетворение. Он как бы мысленно размышляет, всё ли делает правильно, если его всё ещё окружает относительная бедность.

Так, на примере жизни как главного, так и второстепенного героя фильм трансформирует феномен «американской мечты» и раскрывает его с двух разных сторон. Это либо культ материального успеха, «пропитанный кокаином», гуляниями, отсутствием норм и принципов, либо честный труд, но зачастую плохо оплачиваемый и оставляющий по этой причине едкий осадок на душе. Такой контраст помогает фильму поставить перед зрителем немой вопрос: по какому пути он готов пойти и какая «американская мечта» ему ближе?

Социальная сеть (The Social Network), 2010

Ещё одна история успеха «из гаража в миллиардеры». Фильм Дэвида Финчера — биографическая картина об основании социальной сети Facebook*.

Одним октябрьским вечером второкурсника Гарварда Марка Цукерберга бросает девушка. Молодой человек, находясь под влиянием эмоций и алкоголя, решает написать оскорбительный пост в её адрес. Однако такой меры ему оказывается мало, поэтому Марк решает пойти дальше. Вместе со своим другом Эдуардо он взламывает базы данных общежитий и выгружает оттуда информацию о студентках и их фотографии, чтобы создать сайт, который будет формировать рейтинг привлекательности девушек. Так появляется «Facemash» — платформа, где любой желающий может проголосовать за одну из двух понравившихся студенток. Именно этот сайт становится прототипом социальной сети, в будущем популярной на весь мир.

На первый взгляд фильм — наглядный пример разбираемого феномена, но на самом деле он заключает в себе несколько сторон «культа успеха». Первая аспект, который стоит рассмотреть, достаточно примитивен: достижение той самой «американской мечты» студентом второкурсником, у которого были только амбиции, оригинальность, интеллект и образование (которое он, кстати, не завершил). Это классический пример «из грязи в князи» в контексте американской реальности. Именно так представлялся этот феномен, когда он только зарождался и переживал первые этапы развития. Однако тут же появляются черты более современной версии «американской мечты»: инновации, индивидуальность, стремление к известности (на каждой странице в Facebook* был упомянут создатель). В этой истории герой не ограничивается простыми достижениями в карьере, наличием недвижимости (что устраивало людей в более ранний период), он желает получить общественное признание, заработать популярность, славу и репутацию.

Стоит упомянуть ещё одну важную черту «американской мечты» — равенство: каждый человек, независимо от его «вводных» данных, может добиться успеха. Очень часто в книгах, фильмах и сериалах, посвященных этой теме, герои подвергаются дискриминации, чтобы позже доказать общественности, что и они могут достичь определенных результатов. В «Социальной сети» Марк Цукерберг является именно таким персонажем, хоть и в более лёгкой степени (его никто не унижает, у него есть друзья, но в стенах университета за ним закрепился статус «аутсайдера»). В конце он, конечно же, становится миллиардером, что поддерживает романтизацию «американской мечты» в культуре.

Отдельное внимание хочется уделить одному из второстепенных героев — Шону Паркеру. Он появляется в середине фильма, нам представляют его как мультимиллионера, основателя музыкального файлообменника «Napster». Роль его персонажа — «негативное» отзеркаливание истории Цукерберга. В какой-то момент эти герои знакомятся, и Шон «переводит» Марка на тёмную сторону популярности и богатства: в сюжете появляются постоянные вечеринки, запрещённые вещества, множество алкоголя и сомнительных связей. Еще одним интересным моментом является то, какой именно актёр был выбран на роль Шона Паркера — Джастин Тимберлейк. Фильм был выпущен в 2010 году, в это время Джастин уже был всемирно известным исполнителем. Получается, что на экране, что в реальной жизни один человек является примером исполнения «американской мечты». Выбор именно Джастина Тимберлейка на роль Шона Паркера усиливает «эффект крутости» героя, еще раз подчеркивая, каких ценностей придерживаются последователи «культа успеха».
На протяжении истории исследователи выделяли несколько версий этого разбираемого феномена. Сюжет фильма наиболее близок к версии «Self-made предпринимателей» (развитие в 1980–2000 годах, успех строится на инновациях, рисках, индивидуализме и энтузиазме).

Марк Цукерберг практически в одиночку создал новую социальную сеть, популярность которой росла с каждым днём. Однако его идея не была полностью оригинальная, он «позаимствовал» ее у старшекурсников Камерона Уинклвосса и Тайлера Уинклвосса. Именно они предлагали ему создать платформу, на которой студенты Гарварда смогут вести коммуникацию друг с другом онлайн. Цукерберг запустил такой сайт самостоятельно, и, действительно, изначально он был предназначен только для студентов, но позже доступ был открыт и для всей общественности. Камерон и Тайлер Уинклвосс обвинили Марка в том, что он вводил их в заблуждение, обещая создать продукт для их проекта, но в итоге реализовал эту идею в качестве собственной программы.
Еще один показательный случай произошел с Эдуардо Саверином. Он начинал запускать Facebook* вместе с Цукербергом, был соучредителем в проекте. После того, как Марк познакомился с Шоном Паркером, Эдуардо отдалился. Впоследствии его доля в проекте была размыта с 34% до 0,03%.
Что Уинклвоссы, что Саверин подали иски в суд, после чего судебные разбирательства продолжались в течение нескольких лет. Если же Саверин смог отсудить себе долю в 5%, то Уинклвоссам повезло меньше: Марк Цукерберг выиграл не один суд по этому делу.

«Социальная сеть» — фильм, показывающий, что несмотря на все заявленные положительные аспекты «культа успеха», иногда его преследование может привести к неожиданным последствиям. Мы видим, как человек достигает невероятного успеха за достаточно короткое время, но какой ценой. Безусловно, упорный труд и интеллект имели огромное значение в этой истории, но таким же существенным моментом стало и предательство. Это вполне наглядная история о несправедливости, неравенстве и потере нравственных ориентиров. Привычных нам амбиций не всегда может хватать, если человек строит грандиозные планы, тем более в современном обществе. Ценности меняются со временем. Идеалы «американской мечты» тоже в разное время были разными: сначала — семья и финансовая независимость, потом — возможности потребления, позже — быстрый успех и слава. Вполне естественно, что морально правильные пути к таким целям могут не успевать меняться, однако в культуре существует запрос на выдающиеся достижения, и кому-то надо этому запросу соответствовать.

* Признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ

Ла-Ла Ленд (La La Land), 2016

Немного позже двух предыдущих кинокартин на экраны вышла музыкальная романтическая драма «Ла-Ла Ленд», режиссёром которой выступил Дэмьен Шазелл. Фильм получил шесть премий «Оскар», а Эмма Стоун, сыгравшая главную героиню, получила награду за лучшую женскую роль.

Действия картины происходят в Лос-Анджелесе. Уже в первой сцене фильма в песне мы можем слышать такие слова: «Climb these hills! I’m reaching for the heights», что в русском дубляже переводится как: «Пусть славы хватит не на всех, упрямо я стремлюсь наверх». Основной нарратив фильма раскрывается уже в этой строчке. Герои хотят достичь тех самых «душой желаемых высот». Так, в фильме рассказывается история двух мечтателей. Мия (героиня Эммы Стоун) бросила учебу на юридическом университете, уехала от родителей и теперь работает бариста и регулярно ходит на кинопробы, пытаясь воплотить свою детскую мечту стать настоящей актрисой. В это время Себастьян (герой Райана Гослинга), истинный поклонник джаза, подрабатывает музыкантом и мечтает открыть собственный джазовый клуб. По стечению обстоятельств эти два героя случайно пересекаются несколько раз и итоге влюбляются друг в друга. Но, к сожалению, их любовь развивается на фоне борьбы за признание в жестоком мире шоу-бизнеса.

Фильм поднимает важные вопросы о цене успеха и отображает современную интерпретацию «американской мечты». Его аудитория — в первую очередь молодые люди, которые, как и герои, стремятся к самореализации в конкурентной среде в современном обществе.
Как упомянуто ранее, «американская мечта» — это идея о том, что каждый, независимо от происхождения, может добиться успеха благодаря труду и таланту. В XXI веке эта интерпретация претерпела изменения. Если в классической версии акцент делался на упорство и моральные ценности, то сегодня этот успех больше ассоциируется с быстротой достижения и менее фундаментальным процессом, где люди нередко жертвуют моральными принципами ради успеха.

«Ла-Ла Ленд» отражает этот переход. Лос-Анджелес показан одновременно как город огромного количества возможностей и как место нескончаемых разочарований. Мию игнорируют на кастингах: когда она играет драматичную сцену со слезами, один из режиссеров просит принести ему сэндвич, перебивая начинающую актрису. Она на протяжении нескольких лет ходила на кастинги, и ее взяли лишь один раз на мелкую второстепенную роль. Ей было эмоционально тяжело проживать каждый отказ и игнорирование на пробах. И, как мы увидели к концу фильма, она практически отказалась от главной роли в своей жизни из-за того, что у нее не было сил вновь услышать «нет». Мы также видим этот переход на примере Себастьяна. Его вынуждают играть коммерческую музыку вместо джаза, так как уверяют его, что джаз в том старом виде, который любит герой, уже неактуален, и никто это не будет слушать. В своей статье «Американская мечта» в американской художественной литературе» Е. С. Коршунов пишет, что при трансформации обсуждаемого феномена люди «поступают вразрез со своими нравственными принципами». Автор статьи в больше степени имеет в виду какие-либо нарушения закона, совершаемые людьми с целью получить несметное богатство. К счастью, Себастьян не собирался никогда совершать преступление, только если против самого себя, ведь он предал свою главную мечту: создание джазового клуба и привлечение внимания аудитории к этому жанру. Ярким примером из фильма является ужин-сюрприз, устроенный Себастьяном для Мии, во время которого между ними происходит важный разговор.

  • — Тебе нравится ваша музыка?
  • — Зачем ты… я не понимаю… Разве это так важно?
  • — Да, это важно. Если ты откажешься от своей мечты, то будешь годами бессмысленно колесить по городам, исполняя то, что терпеть не можешь.

И таким образом погоня за успехом привела Себастьяна к богатству, но только вся его карьера уже была не про джаз. Теперь молодой человек не любит музыку, которой зарабатывает эти деньги.

Миа и Себастьян — типичные «мечтатели», но их пути расходятся. Миа добивается успеха, создав собственный моноспектакль, который замечает продюсер. Себастьян, напротив, вынужден поступиться принципами, играя в поп-группе, но в итоге открывает собственный джаз-клуб.
Фильм показывает, что успех требует не только таланта, но и жертв. Для того, чтобы достичь вершины, необходимы невероятный труд и упорство, что показано в фильме через Мию, которая бесконечно посещает кастинги. Успех не придет без принятия компромиссов: Себастьян временно отказывается от джаза ради постоянного заработка. А также в успехе всегда есть хотя бы капля удачи. Так, Мия случайно попадается на глаза большому продюсеру, что впоследствии кардинально меняет её жизнь. Но главной жертвой, на которую пошли герои фильма, — это их любовь и их будущее. Им пришлось расстаться для того, чтобы каждый занимался своей карьерой.

Фильм балансирует между романтизацией и скепсисом на счет феномена «американской мечты». С одной стороны, он вдохновляет: герои достигают целей. С другой — их отношения разрушаются из-за амбиций. Финальная сцена (альтернативная реальность, где они вместе) подчёркивает, что «идеальный» успех невозможен без потерь. В этой сцене Мия со своим мужем по случайности приходят в джазовый клуб Себастьяна, где взгляды бывших любовников пересекаются. Но тогда никто не произносит ни слова.

Фильм не порицает «американскую мечту», но показывает её сложность. Для поколения миллениалов, выросшего в эпоху экономической нестабильности, такой подход ближе, чем наивные и неправдоподобные истории о мгновенной славе.

Обобщая рассуждения, можно сказать, что фильм Шазелла отражает эволюцию «американской мечты». Успех — больше не линейный путь от бедности к богатству, а серия компромиссов. Талант и труд важны, но удача и связи тоже играют роль. Счастье и карьера же не всегда совместимы.

«Ла-Ла Ленд» не даёт нам никаких ответов, но заставляет серьёзно задуматься: стоит ли мечта того, чтобы ради неё жертвовать любовью, принципами или собой? В этом его главная сила — он показывает «американскую мечту» не как сказку, а как сложный и иногда болезненный выбор.

Итоги

Итак, мы рассмотрели несколько примеров отражения «американской мечты» в современной поп-культуре. Можно сделать вывод: эти фильмы показывают, что «американская мечта» давно перестала быть простой историей успеха. В «Волке с Уолл-стрит» она оборачивается моральным падением, в «Социальной сети» достигается ценой предательства, а в «Ла-Ла Ленде» требует болезненного выбора между жизненной целью и личным счастьем. Зритель понимает, что в погоне за успехом часто приходится жертвовать. Вопрос лишь в том, чем и ради чего?

Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество