Как я сэкономил на каско и четыре года ходил по судам
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Летом 2020 года купил BMW 3 серии с дизельным мотором. М-пакет, задний привод, небольшой пробег — именно то, что хотел. Стоила она 1,8 миллиона рублей.
Каско оформлять не стал. Понадеялся на 13-летний опыт вождения — безаварийный, без крупных ДТП. Решил, что переплачивать за каско, которое всё равно не пригодится, смысла нет. Купил только ОСАГО.
Авария на перекрестке
Ровно через год после покупки ехал по прямой через перекрёсток на зелёный сигнал светофора. Со встречной полосы в меня резко повернул КАМАЗ. Маневра для ухода не было. Влево — сразу встречный поток. Решение одно: бить по тормозам. Удар был сильный, сработали подушки безопасности. Повреждения серьёзные, своим ходом машина уехать уже не могла.
Водитель КАМАЗа не то чтобы был напуган, но явно не очень понимал, что делать. Пока он соображал, я забрал у него путевой лист и сфотографировал — чтобы сразу была доказательная база и информация о его работодателе.
Протокол и выплата по ОСАГО
Схема и протокол были однозначными: я ехал на зелёный, он не уступил при повороте. Вина по документам на нём. Страховая выплатила предельные 400 тысяч рублей по ОСАГО. При сработавших подушках и характере повреждений было понятно, что этих денег точно не хватит ни на какой ремонт.

Независимая экспертиза
Вызвал независимого эксперта и уведомил об этом виновника и его работодателя за три рабочих дня — отправил телеграммы через Почту России. Это железобетонный способ снять с себя любые риски в суде: чтобы потом не услышать «нас не предупредили, мы не участвовали». Пришли они на осмотр или нет — уже не важно. Главное, что уведомление отправлено в установленные сроки.
Спустя несколько дней эксперт направил заключение с печатями и подписями. Это важно: как только все формальности соблюдены, машину можно хоть ремонтировать, хоть продать, хоть разбирать на запчасти. Если потом назначат повторную судебную экспертизу, её проведут уже по этим материалам — с фотографиями, перечнем повреждений и расчётами ремонта.
Результат экспертизы
Эксперт оценил ремонт в 1,9 миллиона рублей плюс 100 тысяч утраты товарной стоимости. Утрата на 100 тысяч выглядела откровенно смешно. После такой аварии и даже качественного ремонта машина по рынку теряет до половины рыночной стоимости.
Тогда был период после снятия ковидных ограничений. Случились перебои с логистикой, не хватало запчастей, расходников, все дорожало буквально на глазах. Это серьёзно влияло на стоимость ремонта.
Претензия и районный суд
Направил досудебную претензию водителю и юрлицу — требовал компенсировать разницу между выплатой ОСАГО и реальным ущербом. Ответа не последовало. После этого пошёл в районный суд по месту регистрации ответчика — работодателя.
Судебные заседания растянулись больше чем на год. Юрлицо на них вообще не появлялось. У водителя был адвокат, который активно спорил с суммой ущерба. В ходе заседаний этот адвокат проговорился моему юристу, что его услуги оплачивает как раз та самая компания — очевидно, чтобы затянуть процесс и максимально усложнить взыскание.
Судебная экспертиза и решение суда
Ответчики настаивали, что ремонт стоит меньше. Суд назначил свою экспертизу. Она насчитала ещё больше: 2,6 миллиона рублей ущерба при рыночной цене машины в 2,2 миллиона и «годных остатках» на 600 тысяч.
Суд в итоге исходил из того, что нельзя взыскать больше, чем рыночная цена машины. В итоге взяли 2,2 миллиона, вычли полученные 400 тысяч по ОСАГО и 600 тысяч за остатки. Вышло 1,2 миллиона рублей — эту сумму взыскали солидарно как с водителя, так и юрлица. Выручил путевой лист.
Из решения суда: «[…] управлял транспортным средством, имея путевой лист, выданный ООО […], где имеются отметки о пройденном предрейсовым медицинском осмотре, задание и время прибытия по адресу, отметка о выезде из гаража, показания спидометра. Данные обстоятельства свидетельствуют о трудовых отношениях между […] и ООО […]».

Исполнительные листы и приставы
Когда получил исполнительные листы, оказалось, что юрлицо уже ликвидировано. Это была их тактика — тянуть процесс, а потом закрыть компанию, оставив водителя с долгом. Взыскание пошло только с него. Приставы списывали с него по несколько тысяч рублей в месяц. Было понятно, что с ним они будут возиться годами, если не десятилетиями.
Арбитраж и субсидиарная ответственность
На время суды пришлось отложить — был ремонт квартиры, переезд. Когда с этим разобрался, вернулся к делу. Подключил другого юриста и подал в Арбитраж, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности директора и учредителя. Первый юрист за это даже не взялся — сказал честно, что опыта таких дел нет.
Процесс длился почти год. Суд досконально изучал документы и прямо написал в решении:
«Ответчики […] и […], намеренно не подтверждая необходимые сведения об организации, в условиях осведомлённости о наличии задолженности общества перед истцом, создали ситуацию, при которой стало возможно прекращение деятельности общества в административном порядке».
В итоге суд взыскал долг уже с директора и учредителя. На этот раз полностью компенсировали и расходы на юриста. Что редкость — обычно ограничиваются 50%.
Итог на сегодня
С момента аварии прошло четыре года. Все исполнительные листы переданы приставам. Деньги возвращаются частями. Понимаю, что эта история растянется ещё надолго. Смотрю на это реально — этих денег мне, возможно, в полном объёме не видать. Или увижу их в очень отдалённой перспективе.
Но себя корить мне не за что. Я предпринял всё, что мог: выиграл суд против водителя и юрлица, выиграл суд против директора и учредителя. Других вариантов просто не оставил.
Что я понял
Спустя три года после аварии купил другую машину — за 3,5 миллиона рублей. И первым делом оформил полное каско. Без колебаний и рассуждений.
Как бы уверенно ты ни водил, какие бы курсы экстремального вождения ни проходил — если стоишь на светофоре и в тебя кто-то въехал, никакие навыки не помогут. Для себя вывел железобетонное правило: покупаешь дорогую машину — покупаешь к ней и каско.