![«Помогли сотням семей, и одна из них — наша»: 3 истории об акции «Дети вместо цветов»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/in-out-first-september-action-new.jpg)
«Помогли сотням семей, и одна из них — наша»: 3 истории об акции «Дети вместо цветов»
Помощь детям на 1 Сентября — добрая традиция по всей России.
Каждый год в акции «Дети вместо цветов» участвуют десятки тысяч людей по всей стране. Ученики и их родители при поддержке учителя готовят только один красивый букет от класса. Сэкономленные деньги передают нуждающимся детям и молодым взрослым. Благодаря этому удается, например, оплатить срочное лечение, которое не покрывается ОМС, приобрести медицинское оборудование, обеспечить уход за малышами-сиротами.
Для Т—Ж я поговорила с героями о том, как помогает акция. Так, сын одной женщины — как и десятки других тяжелобольных детей — получил удобную инвалидную коляску и теперь может выходить на улицу. Дочь другой героини смогла продолжить реабилитацию после удаления опухоли мозга. А дети-сироты, которым помогает третья женщина, закрыли пробелы в учебе на занятиях с репетиторами.
Выбирайте, с какой истории начнете
Кто помогает
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т—Ж «Кто помогает». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».
«Цветы завянут через неделю, а Андрей сможет пользоваться коляской пять лет»
Я живу в Минусинске Красноярского края с мужем и двумя детьми: старшему сыну 16 лет, а младшему — Андрею — семь. Когда второму ребенку было три месяца, мы заметили, что он не удерживает голову, роняет ее на грудь. Обратились к врачу — тот успокоил нас, сказав, что мальчики обычно ленивые, со временем все наладится.
Прошло несколько месяцев, но улучшений не было. В полгода Андрей не мог переворачиваться. Его сверстники начинали ползать и садиться, а он продолжал лежать на спине. К 10 месяцам сын уже удерживал голову, но сидел только с опорой на подушки и не мог самостоятельно встать.
Начались обследования у врачей. Несколько неврологов диагностировали перинатальное поражение центральной нервной системы — позже таким детям ставят диагноз ДЦП. Но у Андрея не было мышечного перенапряжения, поэтому мы проверили его у других специалистов.
Тогда один невролог сказал, что у мальчика, вероятнее всего, мышечная дистрофия Дюшенна. От нее нельзя вылечиться, многие не доживают до 30 лет. Узнав это, мы начали рыдать.
Нам казалось, что у ребенка нет будущего.
В те дни кто-то порекомендовал пройти генетическое исследование в Москве на наличие болезни. Мы сделали забор венозной крови в местном «Инвитро» и в сумке-холодильнике отправили самолетом в столицу через DHL — это стоило 12 000 ₽. В итоге диагноз не подтвердился.
Мы не понимали, что делать дальше. Хотелось уцепиться за любую возможность, чтобы узнать, какая болезнь у сына, и вылечить ее. Таким шансом стала поездка в греческий центр реабилитации детей с мышечными заболеваниями, который мне посоветовала знакомая. Денег у нас не было, и я собирала их в группе во «Вконтакте». С помощью друзей, распространивших информацию в СМИ, набрались необходимые 1 400 000 ₽.
За границей мы сделали генетический анализ секвенирования экзома в американской лаборатории по совету врача. Наконец, только когда сыну исполнилось два года, пришел результат: мерозин-негативная мышечная дистрофия. Это редкое генетическое заболевание, из-за которого мышцы разрушаются быстрее, чем восстанавливаются и растут. Прежде всего слабеют мышцы ног и лица, а затем остальные, в том числе диафрагма и сердце.
Сейчас мой ребенок может сидеть, удерживать голову, управлять коляской, но встать у него не получается. Болезнь неизлечимая, и прогнозы разные: самый старший пациент дожил до 43 лет, а кто-то умирает ребенком, чаще всего потому, что у него вовремя не убрали мокроту аспиратором.
Хотя вылечить детей нельзя, можно поддерживать и улучшать качество их жизни.
В этом Андрею помогает фонд «Вера» , о котором мы узнали от знакомых. В 2019 году стали его подопечными.
НКО сразу же бесплатно выдала нам аспиратор с комплектующими, чтобы убирать мокроту у Андрея. Также юрист организации объяснила, как получить дыхательное оборудование от государства, — на это ушло больше полугода жалоб в Росздравнадзор и прокуратуру. Еще фонд «Вера» обеспечивал нас лечебным питанием, а в 2021 году помог добиться его выдачи от регионального минздрава, так что теперь мы получаем смеси каждый месяц. Все это поддерживает здоровье Андрея.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/01-first-september-action.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/02-first-september-action.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/03-first-september-action.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/04-first-september-action.jpg)
У болезни есть еще ужасная особенность: ребенку нельзя ходить. От этого начинают деформироваться суставы, появляется сколиоз. Поэтому нам так важны коляски.
Дома Андрей передвигается на коляске с нарисованным Гомером Симпсоном. Она похожа на обычную, но меньше и легче. Нам ее купил фонд «Вера» в 2022 году за 400 000 ₽. Эти средства как раз были собраны благодаря акции «Дети вместо цветов».
При этом одной коляски недостаточно. На домашней Андрей не может передвигаться на дальние расстояния: у него ограничена мышечная сила и выносливость. Еще ее невозможно сложить и полностью поместить в багажник, а нам нужно ездить на обследования в Москву каждые полгода и в целом перемещаться по городу.
![Коляска, которую нам приобрел фонд «Вера». Диски с Гомером Симпсоном выбирали сами](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/05-first-september-action.jpg)
Более того, мы не смогли получить по госпрограмме подходящую прогулочную коляску. Перед 2022 годом мы списали техническое средство реабилитации, из которого Андрей вырос, и нам дали сертификат на новое. Но в феврале и весной 2022 года начались перебои с поставками оборудования из-за рубежа, и найти нужного производителя стало сложно. Я паниковала и при покупке ошиблась с размером коляски. В итоге у нас появилось оборудование не лучшего качества.
Мы пытались адаптировать коляску, подкладывая подушки, но это было бессмысленно. Я понимала, что у Андрея из-за нее начнется перекос таза, а со временем появится сколиоз. Она неустойчива даже на ровном асфальте. Отчаявшись, в 2023 году я написала координатору в фонд «Вера», и организация решила помочь собрать средства на новую коляску на ежегодной первосентябрьской акции.
Благодаря пожертвованиям во время акции «Дети вместо цветов» в 2023 году нам купили складную коляску Thomashilfen SWIFT 2 за 339 644 ₽. У нее боковые поддержки, подставка для ног и мягкий поручень. Еще она «на вырост»: Андрей сможет пользоваться ею в течение пяти лет. Об этом приобретении фонд написал в отчете.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/06-first-september-action.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/07-first-september-action.jpg)
После того как мы настроили коляску под рост сына, он сидел в ней с удовольствием и улыбался. В первый день даже пришлось его уговаривать, чтобы пересадить обратно в комнатную, — настолько ему понравилась новая. К тому же она компактная и легко складывается, можно загрузить в такси. Мы уже ездили с ней к ортопеду в другой город.
Благодаря акции «Дети вместо цветов» НКО предоставляет болеющим ребятам, таким как Андрей, оборудование, которое улучшает качество жизни. В 2023 году фонды «Вера» и «Дом с маяком» помогли сотням семей, и одна из них — наша. Представьте: цветы завянут через неделю, а Андрей сможет пользоваться коляской пять лет.
«Если бы не реабилитация, Алиса не смогла бы ходить и разговаривать»
Я живу с семьей в Пятигорске. В 2016 году у нас родилась дочь Алиса. Когда ей было четыре года, мне позвонили воспитатели детского сада и сказали: «У ребенка рвота». Педиатр заверил, что такое бывает от переедания, и мы не стали тревожиться.
Через две недели тошнота повторилась, хотя Алиса перед этим не ела. Мы пошли к гастроэнтерологу и начали принимать лекарства для желудка и кишечника, но они не помогли.
Состояние Алисы ухудшалось: за две недели она похудела, стала терять равновесие. Затем появилось косоглазие, и мы срочно обратились к неврологу. Доктор направил нас на компьютерную томографию.
Результаты пришли страшные: у дочери в головном мозге обнаружили опухоль размером 5—6 см. Это была медуллобластома, одно из самых распространенных злокачественных образований в центральной нервной системе у детей.
Врачи рекомендовали ехать в московский НМИЦ им. Н. Н. Бурденко, потому что в Ставропольском крае такое не лечат. Спустя две недели после постановки диагноза мы отправились туда. Компания, в которой я работаю, помогла с деньгами: 55 000 ₽ выделили официально, еще 100 000 ₽ собрали коллеги. Этих средств хватило на дорогу и проживание в Москве. Лечение проходило по государственной квоте.
Алисе удаляли опухоль несколько часов. После операции дочь вернули совсем другой: она ни на что не реагировала, не фиксировала взгляд и лежала как кукла. Левая сторона тела была почти полностью парализована. Дочь не могла глотать, и ей поставили зонд. Врачи объяснили, что у Алисы мутизм . Меня успокаивали, что все восстановится за пару месяцев.
После операции планировалось шунтирование для улучшения циркуляции спинномозговой жидкости. Но накануне у Алисы случилась рвота, дыхание стало тяжелым, она посинела. Врачи срочно перевели ее в реанимацию и подключили к аппарату ИВЛ. Там началось заражение крови. Неделю дочь лежала в больнице, дышала на аппарате и получала антибиотики.
Затем Алиса стала приходить в себя: фокусировала взгляд на мне, пыталась заговорить. Врач увидел, что моя дочь в сознании, и отключил ее от аппарата ИВЛ.
У Алисы была огромная воля к жизни.
Дочери провели шунтирование и установили в мозг резервуар Оммайя для введения препаратов.
В те дни я узнала, что кроме мутизма, который скоро прошел, у Алисы обнаружили гемипарез — ослабление мышц и потерю чувствительности в левой части тела. Уже в НПЦ им. В. Ф. Войно-Ясенецкого, куда нас отправили на химиотерапию, я пробовала делать дочери массаж, помогала ей сгибать и разгибать руки. С ребенком также занимались реабилитологи НПЦ.
Тренировать мышцы было непросто. Первые 2,5 месяца Алиса тяжело переносила химию: ее тошнило и мучила диарея. Все это время мы были в больнице. Когда организм дочери адаптировался, мы стали уезжать на перерывы домой. К весне 2021 года она начала понемногу ходить.
Больше всего меня беспокоило, что Алиса практически не глотала. Тогда она уже была с гастростомой , которая заменила ей зонд и помогла избежать пролежней слизистой носа. Мышцы дочери не работали как положено, и кто-то посоветовал обратиться к фонду Хабенского . Тот не остался в стороне, помог оплатить первый курс реабилитации в Москве, а затем и последующие. На каждый НКО выделяла не меньше 180 000 ₽.
Вместе со специалистами Алиса занималась артикуляционной гимнастикой, упражнениями для развития мелкой моторики. Нейропсихолог помогал улучшить межполушарные связи: например, дочь училась рисовать разные рисунки одновременно обеими руками. Еще она ходила на лечебную физкультуру и к психологу. Все было не напрасно: к 2022 году Алиса начала потихоньку есть сама.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/08-first-september-action.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/09-first-september-action.jpg)
Во время начала реабилитации Алиса продолжала принимать препараты, чтобы предотвратить рецидив рака. После восьмого курса химиотерапии дочь два месяца проходила лучевую терапию, которая снова далась тяжело. У нее была рвота, она почти ничего не ела и сильно ослабла. Но даже в таком состоянии продолжала бороться: выдержала следующие четыре курса химии по протоколу.
Затем Алисе сделали МРТ, чтобы убедиться в отсутствии метастазов. Врач увидела, что остались подозрительные очаги, и назначила еще шесть курсов химии. Наконец, это помогло, и в июле 2022 года лечение завершилось.
Нам удалось победить рак, но Алиса все еще отличалась от здоровых детей из-за осложнений.
Я надеялась, что после одного-двух курсов реабилитации Алиса быстро восстановится и начнет бегать, но я ошибалась. Чтобы поддерживать результаты, нужна постоянная, ежедневная кропотливая работа. Если заниматься с перерывами, стопы вновь разворачиваются внутрь, а спина принимает форму вопросительного знака. Поэтому я стала искать специалистов уже в Пятигорске, чтобы с их помощью Алиса продолжила тренировать мышцы.
Я наткнулась на реабилитационный центр «Ника» и спросила у них, работают ли они с фондами. Когда услышала положительный ответ, начала обращаться к благотворительным организациям за финансовой поддержкой.
На нашу просьбу откликнулся фонд «свет.дети» . В 2023 и 2024 годах НКО оплатила нам три курса реабилитации, один из которых — благодаря акции «Дети вместо цветов». Средства, собранные по случаю 1 Сентября, — 180 000 ₽ — это пять месяцев занятий ЛФК, а также интенсивы со специалистами, приезжающими из других регионов.
Люди, которые помогли на акции, приблизили выздоровление.
Ежегодно Алиса проходит четыре курса реабилитации: два в Москве и столько же — в Пятигорске. Каждый из них стоит около 200 000 ₽. Еще мы с мужем платим 20 000 ₽ в месяц за занятия с логопедом и плавание. Общие расходы на лечение достигают примерно миллиона рублей в год. Их удается покрывать благодаря помощи фондов и семейным сбережениям.
На своем опыте мы знаем: главное — не останавливаться. После двух лет в ремиссии Алисе заметно лучше. Раньше она могла внезапно упасть, просто стоя на месте. А по ступенькам поднималась с поддержкой: ей было страшно отпустить мою руку или перила. Теперь дочь самостоятельно проходит три-четыре пролета по лестнице и не падает даже на наших пятигорских тротуарах с ямами и неровным мощением.
Хотя дочери уже восемь лет, она только пойдет в школу в 2024 году. Медицинская комиссия определила ее в обычный класс. Если справится — замечательно, если нет — организуем домашнее обучение.
Порой кажется, нужно сделать еще так много, чтобы Алиса наверстала упущенное. Но в такие моменты я вспоминаю, сколько усилий приложил ребенок для достижения того, что есть сейчас. Все собранные деньги помогают ей в борьбе за здоровье каждый день. Если бы не реабилитация, Алиса не смогла бы ходить и разговаривать.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/10-first-september-action.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/11-first-september-action.jpg)
«Репетитор становится для детей тем значимым взрослым, которого у них не было»
Волонтерство вошло в мою жизнь в 2005 году. Тогда я родила первого ребенка и, как многие мамы, переживала гормональный всплеск — могла расстроиться по любому поводу. Однажды я увидела репортаж о мальчике, который оказался в детском доме. Это меня потрясло. Родив ребенка, я не представляла, как можно от него отказаться.
Примерно через полгода, когда бессонные ночи утихли, я начала искать, как помочь детям в сиротских учреждениях. Мне попался форум мам — его создала Елена Альшанская, которая затем возглавила выросший из сообщества фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» .
Женщины собирали средства гигиены, постельное белье, одежду и обувь для детских домов. Я решила присоединиться, и раз в месяц сама закупала необходимые товары, везла их на склад и сортировала пожертвованные вещи.
Постепенно я начала помогать социализироваться ребятам из учреждений: например, договаривалась о мастер-классах, организовывала экскурсии в музеи. Так я волонтерила четыре-пять лет.
Когда была во втором декрете в 2012 году, фонд предложил оплачиваемую работу — курировать новую благотворительную программу «Образование для сирот в учреждениях». НКО хотела организовать занятия с репетиторами, чтобы дети подтянули учебу и могли окончить школу. Я с радостью согласилась.
К сожалению, у ребят огромные пробелы в знаниях. Это происходит потому, что дети во время жизни в неблагополучных семьях не интересуются учебой, им совсем не до того, а их родители не обращают на это никакого внимания. Вместо уроков ребята могли бродить по улицам, попадать в плохие компании.
В таких случаях школа сообщает об отсутствии ученика на занятиях в комиссию по делам несовершеннолетних. Затем органы опеки приходят к семьям домой. Если родители хоть немного заботятся о ребенке, начинают действовать, чтобы его не забрали. Но некоторым все равно — часто именно их дети оказываются в учреждениях.
Несмотря на то что взрослые не справлялись с обязанностями, ребенок тяжело переживает разлуку с семьей. К тому же при устройстве в учреждение детей часто перевозят в другой населенный пункт, например из деревни в город, и им приходится привыкать к новому месту и коллективу воспитателей и воспитанников. На фоне стресса им нужно еще и учиться — в детдомах строго следят за посещением школы.
В одиночку ребенку справиться трудно.
В итоге многие ребята сильно отстают по программе от своих более благополучных одноклассников, а в девятом классе не сдают ОГЭ и выпускаются из школы со справкой, что прослушали курс. У них нет аттестата, который нужен для дальнейшей учебы и устройства в жизни.
Чтобы помочь хотя бы части детей, руководство фонда решило организовать занятия с репетиторами. Тогда я лично встретилась с директорами детских домов, и два учреждения согласились участвовать.
Мы набрали 10 старшеклассников и нашли трех специалистов: по истории и обществознанию, математике и русскому языку. С каждым репетитором заключили договор об оплачиваемой работе. Мы понимали, что человек относится к волонтерству по-другому: может отложить свои обязательства и перестать заниматься, если не найдет на это время. В нашем случае репетиторы несут ответственность перед работодателем, а также могут заработать, чтобы содержать свои семьи.
Мы приветствуем и волонтеров, но тщательно их отбираем. Объясняем, что они должны быть готовы вести ученика на протяжении всего учебного года. Мы стремимся к тому, чтобы с ребенком работал один и тот же репетитор в течение нескольких лет. Сейчас у нас есть дети, с которыми мы занимаемся уже три года, и для них важна эта стабильность.
За первый год проекта я поняла, что учить выпускников недостаточно. Невозможно охватить всю программу начальной и средней школы и восполнить накопившиеся пробелы. С тех пор мы работаем со всеми классами.
Еще мы создали онлайн-курс, объясняющий специалистам, как работать с детьми-сиротами. К сожалению, ребята, прошедшие через депривацию и стресс, часто не доверяют окружающим, боятся, стесняются и по-другому воспринимают информацию. Они привыкли слышать негатив в свой адрес, что влияет на их самооценку. Приходится проверять, насколько ученик усвоил материал, ведь такие дети могут не задать вопрос и не понять тему полностью.
Некоторые ребята адаптируются и рассказывают на занятиях о своих радостях и переживаниях. Репетитор не только обучает, но и поддерживает, выслушивает и успокаивает ребенка. Он становится для детей тем значимым взрослым, которого у них не было.
Количество наших учеников и специалистов растет с каждым годом. Сейчас у нас работают 24 оплачиваемых репетитора и шесть волонтеров. Некоторые берут на себя большую нагрузку и занимаются с 20 ребятами каждую неделю.
За все время проекта мы выпустили около 1200 учеников. Большинство перешли в колледжи, а трое-четверо ежегодно поступают в вузы.
Один урок с репетитором обходится фонду в 585 ₽, а для девятиклассника нужно проводить его два раза в неделю. На один предмет мы тратим 4680 ₽ в месяц, а всего с сентября по июнь — около 42 000 ₽. Ежегодно на занятия требуется 4 000 000 ₽, которые удается найти в том числе благодаря акции «Дети вместо цветов».
Такая поддержка важна постоянно: без нее у учеников не будет прогресса.
Одним из ребят, которому оплатили занятия в 2023 году после 1 Сентября, стал Арустам. Сначала мальчик жил с мамой, затем с бабушкой в Дагестане, позже с дедушкой в Москве. В 2023 году отец забрал его к себе, но отношения у них не сложились. Мать не проявляла интереса к воспитанию, и Арустам оказался в детдоме. Из-за частой смены школ и слабого контроля родителей у парня начались проблемы с учебой.
В нашем проекте он занимается алгеброй, русским языком и геометрией. У него есть мотивация учиться, хотя он и сталкивается с большими трудностями. В 2024 году Арустам смог сдать Всероссийские проверочные работы.
Другая ученица, третьеклассница Полина, благодаря занятиям с нашим репетитором преуспела в английском языке. Она начала лучше читать, пополнила словарный запас и наверстала первые два класса. Полина рассказывала, что раньше получала в школе «3», а теперь только «4». Тесты ей даются легче, и она чаще отвечает на уроках.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/12-first-september-action.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/13-first-september-action.jpg)
Еще одна девочка, восьмиклассница Анастасия, подтянула географию. Этот предмет ей преподавали нерегулярно, потому что в сельской школе не хватало педагогов. Благодаря репетитору она научилась читать карты, запомнила расположение географических объектов в России. Важнее всего — что у Анастасии появилось желание изучать предмет дальше, и не ради оценки, а для себя.
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» проводит акцию уже пять лет, и эта традиция стала важной частью финансирования наших проектов. В 2024 году мы запускаем ее снова. На ней мы соберем средства не только на обучение, но и на операции для подопечных, канцтовары для детей из кризисных семей. Ведь каждое направление нуждается в поддержке.
Какие еще фонды участвуют в ежегодной акции
Русфонд. НКО помогает тяжелобольным детям с 1996 года. Средства, собранные на акции «Дети вместо цветов», пойдут на лечение врожденных и приобретенных заболеваний, подбор и активацию доноров костного мозга, оборудование, генетические исследования.
«Дедморозим». Пермский фонд был создан в 2012 году для детей-сирот и ребят со смертельно опасными заболеваниями. Благодаря акции 1 Сентября НКО поддержит детей с угрожающими жизни болезнями, обеспечит уход за малышами-сиротами в стационарах, окажет психологическую и юридическую помощь семьям.
«Подсолнух». НКО занимается системной помощью детям и взрослым с тяжелыми врожденными нарушениями иммунитета. Все собранные на акции пожертвования будут потрачены на жизненно необходимое лечение детей с первичным иммунодефицитом: лекарственные препараты, медицинское оборудование, анализы и перелетов до места лечения.
«Перспективы». Фонд помогает детям с тяжелой инвалидностью и их семьям в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Деньги с их акции «Перспективы вместо цветов» пойдут на занятия ребят со специалистами, лечебное питание и технические средства реабилитации.
«Искусство быть рядом». Организация с 2016 года поддерживает семьи, воспитывающие детей с аутизмом и другими особенностями развития. Полученные на акции деньги позволят оплатить работу тьюторов, которые помогают адаптироваться в учебной среде и освоить знания.
«Спина бифида». Фонд помогает детям и взрослым с врожденной спинномозговой грыжей. В 2024 году деньги, собранные на акции фонда «Дети вместо цветов», пойдут на приемы врачей и оплату необходимых медицинских обследований: МРТ, ЭЭГ.
«Жизнь как чудо». Подопечные благотворительного фонда — дети с тяжелыми заболеваниями печени и те, кто перенес операцию по трансплантации печени. Собранные на акции средства позволят оплатить диагностику, лечение болезни и последующую реабилитацию.
«Настенька». Один из старейших фондов в России, который основан в 2002 году для помощи детям с онкологическими заболеваниями. С 2020 года НКО расширила сферу деятельности и стала помогать детям и с другими тяжелыми, угрожающими жизни заболеваниями. Все собранные на акции «Дети вместо цветов» средства пойдут на лечение подопечных.
«Посади лес». Сервис, где собирают средства на восстановление леса и уход за деревьями, тоже предлагает поучаствовать в акции на 1 Сентября: можно подарить учителю сертификат на посадку 50 деревьев от всего класса.