«Особо опасный пас­сажир»: неудачный триллер Мэла Гибсона с Марком Уолбергом в роли пилота-психопата
Поп-культура
497
Кадры — Global Film

«Особо опасный пас­сажир»: неудачный триллер Мэла Гибсона с Марком Уолбергом в роли пилота-психопата

6
Аватар автора

Ефим Гугнин

изобретательный и находчивый второй пилот

Страница автора

13 марта в российский прокат вышел «Особо опасный пассажир» — первая режиссерская работа Мэла Гибсона за 9 лет.

Его прошлым фильмом был «По соображениям совести» — высокооцененная военная драма, получившая два «Оскара» и номинированная еще на четыре. Но с тех пор Мэл Гибсон, видимо, так много снимался в жанровом кино категории Б, что и сам решил снять такое же.

Рассказываем, почему новая картина оскароносного автора «Храброго сердца» совсем не удалась — и почему ее не спасает даже Марк Уолберг со смешной плешью на голове.

Что за «Особо опасный пассажир» (Flight Risk)

Дата премьеры: 13 марта 2025 года
Страна производства: США
Режиссер: Мэл Гибсон
Сценарист: Джаред Розенберг
Актеры: Мишель Докери, Марк Уолберг, Тофер Грейс, Леа Ремини, Мааз Али, Пол Бен-Виктор
Жанр: триллер
Фильмы, похожие на «Особо опасный пассажир»: «Воздушная тюрьма», «Иллюзия полета», «Змеиный полет»
Продолжительность: 1 час 31 минута

У сюжета интригующая завязка

Федеральный маршал Мэдолин находит на Аляске сбежавшего преступника Уинстона — бухгалтера, занимавшегося финансами крупного гангстера. Беглец сразу заявляет о готовности сотрудничать с властями. Теперь Мэдолин нужно отвести его на судебное слушание в Нью-Йорк. Транспорта в захолустном северном городе немного, поэтому лететь придется в тесном «кукурузнике» со странным пилотом Дэрилом.

Уже в полете прикованный к креслу Уинстон замечает под сиденьем удостоверение пилота и понимает, что Дэрил — не тот, за кого себя выдает. Судя по всему, он убийца, которого подослал его бывший работодатель-гангстер.

«Особо опасный пассажир» поначалу неплохо обманывает зрителя. Как и главная героиня, мы ждем подвоха от Уинстона: чересчур болтливый неловкий мужчина вполне может оказаться хитрее, чем кажется. Но проблемы приходят с другой стороны — от пилота-простачка, который травит байки и говорит с фальшивым деревенским акцентом.

Фильм помещает героев в действительно сложные обстоятельства. Они на высоте нескольких километров, вокруг — одни горы, а единственный человек, кто умеет управлять самолетом, — убийца-психопат. При этом нельзя до конца быть уверенным ни в одном персонаже. Уинстон при первой возможности готов откупиться и предать Мэдолин. Коллеги по рации, возможно, тоже работают на гангстера. Да и сама маршал прячет темное прошлое: ее уже отстраняли от службы из-за смерти свидетеля.

Но история почти не развивается

Фильм слишком рано выкладывает все карты на стол. Мы узнаем об истинных мотивах лже-Дэрила еще в первой трети картины — после этого мужчину связывают. Кажется, что тут должны начаться сложные психологические игры: в конце концов, только он может посадить самолет. Но нет, Мэдолин просто связывается с начальством и находит пилота, который помогает ей вести воздушное судно.

Лже-Дэрил же большую часть хронометража так и сидит связанный, иногда бестолково угрожая главным героям. Чувство угрозы от него пытаются создать с помощью запоздалой экспозиции. Мы узнаем, что именно злодей сделал с настоящим Дэрилом. Но описания жестоких убийств не работают — потому что все эти действия остались в прошлом. А в настоящем персонаж Марка Уолберга только зловеще улыбается и отчебучивает сальные шуточки.

Авторы и сами чувствуют, что сюжету недостает напряжения. Поэтому из ниоткуда возникают побочные линии: дозвонившийся до Мэдолин пилот почему-то начинает заигрывать с маршалом, а та пытается выяснить, кто же из коллег мог оказаться «кротом». Интрига феноменальная, учитывая, что среди подозреваемых — буквально два персонажа.

В итоге ни одна из заявленных линий толком не развивается. Психологическое — и физическое — противостояние с убийцей в тесном самолете ограничивается парой коротких потасовок. Внутренние метания героини, больше всего боящейся повторить ошибки прошлого, остаются неизученными. По сути, это просто удобное оправдание тому, почему она настолько боится не довезти Уинстона. Хотя, казалось бы, ей не нужна дополнительная мотивация — в конце концов, героиня сражается и за свою жизнь тоже.

Главным аттракционом в фильме, судя по всему, должен быть Марк Уолберг со смешной залысиной. Но хотя он и старается показать экспрессивного комиксного злодея, сценарий никак ему не помогает. Единственной действительно яркой чертой персонажа так и остается то, что его играет Марк Уолберг со смешной залысиной.

Сложно поверить, что фильм действительно снял Мэл Гибсон

«Особо опасный пассажир» настолько не похож на другие работы режиссера, что очень хочется найти какой-то подвох. Может, это какая-то халтурка, нужная для того, чтобы Гибсону проспонсировали сиквел «Страстей Христовых»? Может, он вообще отдал постановку другому человеку, а сам остался громким именем в титрах? Ответ, скорее всего, намного банальнее — но объяснить настолько сильное падение в качестве все равно сложно.

Гибсон всегда любил большие эпические истории: о невоспетых героях Второй мировой, о шотландских воинах-освободителях, о кровавом противостоянии индейских племен. Его фильмы отличали брутальный реализм, визуальный размах, невероятное внимание к деталям — не боясь непонимания зрителей, режиссер снимал «Страсти Христовы» на древнеаравийском языке, а «Апокалипсис» на юкатанском диалекте майя.

«Особо опасный пассажир» — противоположность всего, за что любили картины Гибсона. Местечковое жанровое кино без особых амбиций, сделанное за весьма скромный бюджет. Что видно: в сценах за пределами самолета очень бросается в глаза плохая компьютерная графика. Такой фильм мог снять любой стриминговый ремесленник, и совершенно ничего бы не поменялось.

С 1995 года, когда вышло «Храброе сердце», все фильмы Мэла Гибсона получали хотя бы одну номинацию на «Оскар». Можно смело предположить, что «Особо опасный пассажир» прервет эту серию
С 1995 года, когда вышло «Храброе сердце», все фильмы Мэла Гибсона получали хотя бы одну номинацию на «Оскар». Можно смело предположить, что «Особо опасный пассажир» прервет эту серию

Опрос: расскажите, какие статьи Поп⁠-⁠культуры вы читаете и чего нам не хватает

Редакция Поп-культуры уже три года помогает выбирать новые игры и рассказывает, какие фильмы, сериалы, настолки и книги стоят вашего внимания. Помогите и вы нам — пройдите небольшой опрос и расскажите, чего не хватает в этих материалах.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Ефим ГугнинА что вы думаете о фильме? Расскажите поподробнее:
  • ЛуФильм не смотрела, посмотрю. Действительно, если фильм не очень, то обидно. Для меня фильмы, где режиссёром является Мел Гибсон, по умолчанию всегда шли с хештегом "отличное кино".0
  • СергейНе знаю почему так, но для меня как будто Уолберг актёр одной роли и это роль в Третьем лишнем, больше ничего с ним нормально не получается смотреть.0
  • ЛиляНеудачных фильмов в прошлом году хватает0
  • ЛиляСергей, аналогично0
  • ЛиляRaven, настоящий фанат0
Подобрано специально для вас
Вот что еще мы писали по этой теме