Полгода назад я ушла из офиса, чтобы фотографировать еду. Я работаю фуд-фотографом.
Фуд-фотографы снимают еду так, чтобы вам захотелось купить ее и съесть. Такие снимки нужны ресторанам, кафе и магазинам — всем, кто продает еду или использует ее в рекламе. Если вы увидели в Инстаграме фото гамбургера и вам захотелось его съесть — снимок сделал фуд-фотограф.
Обучение
До того как я поняла, что мне интересно работать именно с едой, я училась быть обычным фотографом: сначала у отца, потом на курсах.
Три года я снимала людей и репортажи с мероприятий. После этого посетила двухдневный мастер-класс одного питерского фуд-фотографа и попробовала снимать продукты.
![Одна из моих первых фуд-фотографий. Единственный плюс снимка — удачный ракурс. В качестве реквизита я использовала то, что нашлось под рукой, поэтому здесь плохо всё: фон, разделочная доска, сама шарлотка, грубая ткань сверху. Слишком маленькая зона резкости, а фокус съехал на дальний край шарлотки. Я пыталась спасти кадр цветокоррекцией и добавлением контраста, но стало только хуже](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/applepie_food.fa47cmna3xgc.jpg)
![Резкость только на желтом печенье, стык досок неудачно пересекает кадр, ткань выглядит неряшливо. Железная подставка и деревянный фон друг с другом не согласуются](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/cookie_food.mmbaplg8cjcc.jpg)
Учиться самому. Сейчас на тему фуд-фотографии много бесплатных статей, советов, каналов на Ютубе и блогов в Инстаграме. Можно найти информацию не только о самой съемке, но и о ретуши еды, создании и поиске реквизита. Если вы владеете английским языком, есть смысл обратить внимание на зарубежные блоги. Можно учиться самому и по вебинарам, посещать фуд-конференции, общаться в чатах.
- 25 000 ₽
- я потратила на обучение фуд-фотографии
Чтобы учиться на примерах, лучше всего посмотреть работы разных фуд-фотографов и выбрать те, которые вам больше нравятся. Мои любимые фуд-фотографы — это Юля Космо, Дина Беленко, Петр Карасев и Дарья Боронина. Также помогает канал на Ютубе Эдуарда Жукова и блоги в Инстаграме Данилы Снега и Максима Мордвинцева.
Учиться на курсах. Если хочется научиться быстрее, имеет смысл пойти на курсы фуд-фотографии. Хороший курс с домашними заданиями и обратной связью стоит от 15 000 ₽. Мои базовые курсы обошлись в 12 000 ₽, мастер-класс — 10 000 ₽, разные вебинары по фуд-фотографии — еще 3000 ₽. Все вместе — 25 000 ₽.
Поначалу фуд-фотография не приносила денег: работ в портфолио было мало и я не знала, как искать клиентов. Поэтому еще несколько лет я отработала в офисе, тренируясь фотографировать в свободное время, докупая оборудование и реквизит и пополняя портфолио. Я завела группы во Вконтакте и Инстаграме, и со временем ко мне начали обращаться с заказами. Когда доход от съемок перекрыл доход от работы в офисе, я ушла в вольное плавание.
Оборудование
Камера. Начинала я со старым, но мощным «Кэноном». Сейчас перешла на модель поновее, которую можно подключить по вайфаю к планшету или ноутбуку, — так удобнее следить за тем, что происходит в кадре. Камеру покупала с рук через «Авито». Новая стоила 70 тысяч рублей, свою я купила за 50 тысяч.
У меня фотоаппарат с уменьшенной матрицей — «кроп». Известные фотографы предпочитают полнокадровые камеры, но и стоят они в два раза дороже. Снимать на «кроп» можно, надо лишь понимать свои ограничения.
Объектив. У моего объектива фокусное расстояние 17—55 мм. Я покупала его еще для репортажной съемки за 30 000 ₽. Он не профильный, но позволяет снимать сверху или под углом, поэтому для моих задач его хватает.
Коллеги часто пользуются макрообъективами: они помогают снимать предметы очень крупно и почти без искажений. Еще один вариант — портретный объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Он подходит для снимков еды в интерьере заведения.
Для фуд-фотографии достаточно макрообъектива за 30 000 ₽ и портретника за 20 000 ₽.
Свет. Фуд-фотографы любят снимать при естественном освещении, но расположиться у окна удается не всегда. Кроме того, если это каталожная съемка на белом фоне, без искусственного света не обойтись. У меня самый простой комплект из двух софтбоксов за 11 000 ₽, и пока мне его хватает.
Отражатели нужны, чтобы убрать резкие тени, подсветить предмет или сделать свет мягче. Они бывают разными по размеру, форме и покрытию. Для фуд-фотографии подойдут простые белые отражатели за 1000 ₽. Часто фуд-фотографы вместо них используют подручные средства: ткань, листы картона или пластика, зеркала, фольгу. Самодельные отражатели получаются дешевле фирменных, а иногда нужного размера в магазине просто нет. Я пробовала использовать бумагу и картон, но в итоге остановилась на листах пенопласта, потому что они более устойчивые.
Штатив. В фуд-фотографии не нужно ловить эмоции и бегать за моделями, поэтому камера чаще всего на штативе. Это помогает внимательно и неторопливо построить композицию. Можно двигать предметы, подбирать цвета, убирать лишнее и посматривать в камеру, как это выглядит в кадре. При этом камера всегда на своем месте — это удобно. Глаз видит изображение иначе, поэтому без контроля не всегда получается то, что хочется.
Фоторюкзак нужен для перевозки оборудования при выездных съемках, например на территории заказчика или на природе. У него прочный каркас, который защищает от ударов и непогоды. Внутри специальные зоны с мягкими бортиками для каждого предмета. В отличие от фотосумки, рюкзак освобождает руки для сумок с реквизитом, а их редко бывает меньше двух-трех. К сожалению, фоторюкзак рассчитан только под оборудование, всё остальное приходится возить отдельно.
Компьютер. Для обработки фотографий нужен мощный компьютер. Важно, чтобы монитор правильно передавал цвета, графические редакторы не висли, а место на диске долго не кончалось.
У моего ноутбука большой экран с матовым покрытием и IPS-матрица, оперативная память 12 Гб, четырехъядерный процессор и жесткий диск на 2 Тбайта.
Графический планшет нужен для ретуши фотографий. Часто на них обнаруживаются дефекты, которые не заметил на съемке, а сдавать работу с ними никак нельзя. Приходится ретушировать. С планшетом гораздо удобнее и проще, чем работать мышкой.
У меня довольно бюджетный набор оборудования. В статьях о фуд-фотографии советуют более подходящие камеры, объективы и искусственный свет. С ними проще работать и можно делать более сложные кадры. Набор такого оборудования обойдется примерно в 350 тысяч.
- 350 000 ₽
- стоит базовый набор оборудования для фуд-фотографии
Сколько стоит комплект оборудования как у меня
В магазине | На «Авито» | |
---|---|---|
Фотоаппарат | 70 000 ₽ | 50 000 ₽ |
Объектив | 30 000 ₽ | 26 000 ₽ |
Свет | 11 000 ₽ | 7000 ₽ |
Штатив | 10 000 ₽ | 5000 ₽ |
Фоторюкзак | 5000 ₽ | 2000 ₽ |
Ноутбук | 100 000 ₽ | 45 000 ₽ |
Графический планшет | 17 000 ₽ | 10 000 ₽ |
Итого | 243 000 ₽ | 145 000 ₽ |
Сколько стоит комплект оборудования как у меня
Фотоаппарат | |
В магазине | 70 000 ₽ |
На «Авито» | 50 000 ₽ |
Объектив | |
В магазине | 30 000 ₽ |
На «Авито» | 26 000 ₽ |
Свет | |
В магазине | 11 000 ₽ |
На «Авито» | 7000 ₽ |
Штатив | |
В магазине | 10 000 ₽ |
На «Авито» | 5000 ₽ |
Фоторюкзак | |
В магазине | 5000 ₽ |
На «Авито» | 2000 ₽ |
Ноутбук | |
В магазине | 100 000 ₽ |
На «Авито» | 45 000 ₽ |
Графический планшет | |
В магазине | 17 000 ₽ |
На «Авито» | 10 000 ₽ |
Итого | |
В магазине | 243 000 ₽ |
На «Авито» | 145 000 ₽ |
Реквизит
Кроме оборудования, фуд-фотографу нужен реквизит: фотофон, текстиль, посуда. Чем больше, тем лучше. Реквизит фуд-фотографы покупают в магазинах, на «Авито» и барахолках — или делают сами. Например, в специальных магазинах фотофон стоит от 2000 ₽, сделать такой же своими руками можно рублей за 400.
Реквизит задает настрой, делает картинку естественной и интересной, добавляет достоверности. Иногда он помогает наладить контакт со зрителем: например, воссоздает знакомые образы или, наоборот, создает идеальные ситуации, в которых зритель хотел бы оказаться.
![Это небольшая часть моего реквизита](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/rekvizit_food.pxrkmbqykirl.jpg)
![В новогодних снимках важнее показать атмосферу, чем продукты. Создать ее помогают свечи, ветки ели, мандарины, бумажные домики, книжки, спилы. Уютные и мягкие детали возвращают зрителя в детство и напоминают о новогоднем волшебстве. А потом уже можно и пряники купить](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/newyear_food.yvtdm6nvfeaw.jpg)
Поиск клиентов
Фуд-фотография — узкая ниша. Я живу в Воронеже и здесь больше тысячи компаний, которым могут потребоваться мои услуги. Конкуренция в городе невысокая: я знаю еще троих людей, которые специализируются на съемке еды. В Москве и Санкт-Петербурге фуд-фотографов больше, но каждый из них снимает в индивидуальном стиле, поэтому найти свое место все равно реально.
Первые клиенты пришли ко мне через Вконтакте и Инстаграм. Сейчас у меня также есть группа в Фейсбуке и сайт-визитка, которую я сделала в бесплатном конструкторе. Кроме того, я опубликовала объявление на «Авито», и оттуда теперь тоже иногда приходят клиенты.
Рекламу я пока не покупаю. В моем городе мало конкурентов, поэтому заказчику достаточно набрать в поиске «фуд-фотограф в Воронеже» — и он увидит какую-то из моих страниц.
Неплохо работает сарафанное радио и рекомендации знакомых из смежных областей — дизайнеров, сео-специалистов, копирайтеров. А вот рассылки и раздача визиток не зашли.
Иногда клиентов приводят фотобанки. Я нерегулярно выкладываю туда снимки — чтобы зарабатывать на фотобанках, нужно заниматься только ими. Для меня это в основном реклама: заказчики смотрят, кто автор, и обращаются ко мне напрямую. Иногда это даже клиенты из другого города или страны.
Как проходит съемка
Мы договариваемся с клиентом о деталях съемки, и начинается подготовка. Если задача сложная, мы смотрим и обсуждаем примеры фотографий, при необходимости я делаю эскизы. Если нужно, ищу или изготавливаю дополнительный реквизит.
Когда задача простая, например снять продукт на белом фоне, я просматриваю фотографии конкурентов, запоминаю понравившиеся идеи. Иногда делаю несколько пробных снимков еще дома.
На съемку я беру все оборудование, отражатели и фоны, а также минимальный набор для работы с продуктами: пинцеты, зажимы, шприцы и перчатки.
![Все это выглядит зловеще, но помогает сделать интересные и красивые фотографии. Ароматические палочки создают дым, клеевой пистолет и проволока заставляют продукты летать, а прозрачные кубики из акрила имитируют лед](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/evil_food.eiatvue8tqfr.jpg)
![Летающие печенья на самом деле держатся на длинных деревянных шпажках, воткнутых в пенопласт. Потом я убираю их в фотошопе](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/flyingcookie_food.mnqyjpyj9mgf.jpg)
![Оконная рама отделяет предметы от фона и смягчает тени. Деревянные кубики и салфетки поддерживают чашки и зефир, задавая угол их «полета». Листы пенопласта отражают свет от софтбокса и осветляют слишком темные участки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/camera_food.wih3y97m3nmu.jpg)
Вещей набирается много, поэтому на выездных съемках мне помогает муж. Некоторые фотографы перевозят всё в тележках или нанимают для этого ассистентов.
На месте нас провожают в комнату, где мы распаковываем оборудование и готовимся к съемке. Это может быть склад, зал для совещаний, уголок на кухне или второй этаж ресторана, где нет посетителей. Условия всегда разные, подготовка заказчика тоже.
Обычно я выполняю роль и фуд-фотографа, и фуд-стилиста. Стилист отвечает за то, чтобы продукт красиво смотрелся в кадре. За границей это отдельная профессия, в России чаще всё делает фотограф.
Порой красиво выложить продукты и скорректировать их внешний вид занимает много времени. Например, чтобы выложить роллы из кафе азиатской кухни для самой простой съемки на белом фоне, нужно 10—15 минут. Кроме того, при съемке в ресторане приходится ждать, пока приготовят сами блюда. Они должны быть горячими и свежими: на фотографиях отлично видны застоявшиеся продукты, поэтому приготовить всё заранее не получится.
В среднем съемка 100 блюд занимает 10—12 часов. Такие заказы удобнее всего выполнять за несколько дней, но бывают случаи, когда нужно отснять всё за один раз.
- 12 часов
- длится съемка ста блюд
После съемок заказчик оплачивает работу и мы договариваемся, когда будут готовы фотографии и как я их передам. Нередко заказчики предлагают попробовать продукты, угощают чаем или кофе.
![Чищу начинку ролла — рис, огурец и рыбу — от сыра. Если этого не сделать, ролл будет выглядеть неаппетитным, неаккуратным и грязным. Будет сложнее понять, что внутри. А для знатоков сыр на рисе — повод усомниться в мастерстве повара](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roll_food.kwxk13ge0n0m.jpg)
![Раскладываю слои гамбургера. Перед этим нужно выяснить порядок слоев, нанести соус куда нужно и счистить его с огурцов и мяса. При хорошей организации это занимает 5 минут, при плохой — до 20](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/behind_food.8okidw0s1abh.jpg)
![Самый заметный, верхний, слой салата — это маринованная рыба. Чтобы ее освежить и сделать аппетитнее, можно пройтись по выступам кисточкой с маслом. Этот прием хорошо работает с мясом, помидорами и ягодами. Без зелени и соуса салат смотрится одиноко и скучно. Но зелень не должна заветриться или потемнеть, поэтому ее хранят в холодильнике и достают только перед съемками](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/salad_food.cfvzq7facyaq.jpg)
Сколько зарабатывает фуд-фотограф
Загруженность и заработок фуд-фотографа зависят от известности. Раскрученные специалисты за день могут поработать в нескольких местах. Иногда приходится фотографировать 7 дней в неделю без выходных, а попутно успевать обрабатывать снимки.
Фуд-фотография не настолько сезонная, как, скажем, свадебная. Но и у фотографов еды бывают «горячие» месяцы. Обычно это связано с обновлением меню зимой или летом: все рестораны и кафе хотят обновления, всем меню нужно «вчера».
Стоимость работы считается по количеству фотографий или потраченному времени. Например, у меня один кадр стоит примерно 300 ₽, а час работы на площадке — 1500 ₽. Цена также зависит от того, насколько сложная съемка. Например, рекламный снимок стоит от 3000 ₽. В эту сумму входит сама съемка, ретушь, проработка идеи, подбор реквизита, различные варианты эскизов. Такие съемки очень кропотливые, но увлекательные. В среднем за месяц я зарабатываю 30 000 ₽.
- 30 000 ₽
- в среднем я зарабатываю в месяц
Всё это воронежские цифры. В Москве и Санкт-Петербурге простые снимки на белом стоят от 500 ₽, а час работы фуд-фотографа — от 1500 до 5000 ₽.
Трудности
«Я зарабатываю снимками тортиков» — звучит очень позитивно. Но на деле это такая же работа, и она не намного легче офисной.
Монотонность. Я не всегда снимаю красоту для ресторанов или кондитеров. Иногда приходится фотографировать сушеных кальмаров и свиные ушки к пиву. Когда снимаешь два дня подряд похожие предметы на белом фоне, в конце уже не хочется на них смотреть.
Физическая усталость. После 8 часов съемки болят ноги и спина, потому что я постоянно приседаю и наклоняюсь. Помогает в перерывах размяться, а еще лучше — погулять и подышать.
Человеческий фактор. Я фотографирую еду, но работаю с людьми. Заказчики не всегда понимают, за что платят, и очень часто не знают, чего хотят. Помогает техническое задание, в котором я прошу прислать примеры приглянувшихся фотографий из интернета.
Нестабильность заработка. Важно быть готовым, что заказов может не быть месяц или два, а потом навалится сразу три крупных. Чтобы чувствовать себя комфортнее, нужно заботиться о подушке безопасности и подработке.
Дополнительный заработок приносят мастер-классы, вебинары и курсы. Зарабатывают по-разному: кто-то берет 12 000 ₽ за два дня, кто-то работает на репутацию, чтобы потом привлекать больше клиентов. Некоторые подрабатывают на площадках вроде «Патреона», где инвесторы платят за то, чтобы всякие художники делились с миром своим творчеством.
![Бланк ТЗ, который я предлагаю заполнить заказчикам или заполняю сама во время разговора по телефону. Он помогает держать все необходимые данные в одном месте](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tz_food.ni1geu6zwwbq.jpeg)
Перспективы
Со временем фуд-фотографы открывают свои студии. Можно делать потрясающие вещи «на коленке», но работать в специально оборудованном для съемки месте намного комфортнее: не так страшно залить пол соусом и есть куда вмонтировать крепежи для фона или света. К тому же наличие своей студии добавляет солидности в глазах заказчика.
Еще один вариант — начать работать с иностранными клиентами, которых не пугают высокие цены. Их привлекают фотографии с необычными идеями, а фотографов они находят через фотобанки или по портфолио.