
Какие иностранные языки востребованы для работы в России
Согласно «индексу мощности языка» Power Language Index, английский считается самым влиятельным языком в мире.
За ним следуют китайский, французский, испанский и арабский, а русский — на шестом месте. Влиятельный язык, по определению исследователей, — тот, на котором можно разговаривать во время путешествий, общаться с другими людьми, учиться, читать новости и работать.
Мы изучили вакансии, в которых работодатели требуют знание языка, и выяснили, какие лучше учить, чтобы было проще найти работу, а также как это влияет на зарплату.
Что вы узнаете
Какие языки востребованы при трудоустройстве
Самый востребованный язык на рынке труда — английский. Он считается международным: на нем проходят переговоры, его учат в большинстве школ мира. А если вы турист, то практически в любом отеле вас будут готовы обслужить на английском.
В мае 2025 года в 89% вакансий из тех, где было указано владение иностранными языками, речь шла именно об английском. На втором месте — китайский: он упоминается в 4% вакансий. На третьем — французский и испанский: 1,4%. Испанский, немецкий и итальянский — чуть больше 1%, турецкий, арабский и португальский — 0,2—0,6%. Однако ситуация меняется.
Количество объявлений, где от кандидата требуется знание английского, упало за 4,5 года в 1,4 раза: если в 2021 году каждый месяц публиковали в среднем по 40 тысяч вакансий, то в 2025 — по 28 тысяч. Потребность в немецкоговорящих работниках снизилась в 3,7 раза: в 2021 году каждый месяц появлялось 1,3 тысячи таких вакансий, а в 2025 — около 360.
При этом в 2022 году Россия начала укреплять связи с восточными странами — Китаем, Южной Кореей, Турцией, Саудовской Аравией. Например, товарооборот с Китаем в 2022 году вырос на 29,3%. А Российский экспортный центр назвал одним из приоритетных торговых направлений страны Ближнего Востока.
Соответственно, понадобились специалисты со знанием восточных языков: китайского, турецкого и арабского. Сегодня они упоминаются в 5,5% вакансий, где требуется знание иностранного. Для сравнения: в 2021 году доля таких вакансий составляла 1,8%.
Самый востребованный восточный язык на рынке труда — китайский. По данным «Хедхантера», в мае 2025 года на сайте было опубликовано 1204 вакансии, где он упоминался. Это в три раза больше, чем в мае 2021 года и в два раза — чем в мае 2022. Также вырос спрос на сотрудников со знанием турецкого и арабского — за четыре года таких вакансий стало больше в 1,8 и 3,3 раза соответственно. Спрос на кандидатов, владеющих вьетнамским, тоже увеличился — в 1,5 раза.

Сотрудников со знанием каких языков ищут на разные должности
Если кратко, специалисты, говорящие на нескольких языках, наиболее востребованы в трех сферах: продажах, ИТ и преподавании. О том, какие языки нужны для работы в этих и других областях, расскажем дальше.
Специалистам в сфере продаж язык нужен, чтобы сотрудничать с иностранными клиентами. Чаще всего такие навыки требуются от менеджеров по продажам — один из языков указан в 12,4 тысячи вакансий. Также владение языком часто требуется от менеджеров по закупкам и специалистов по логистике и ВЭД: на «Хедхантере» размещено 6 и 5,4 тысячи таких вакансий с упоминанием одного из иностранных языков. В большинстве объявлений требуется знание английского или китайского.
В ИТ знания иностранных языков ждут прежде всего от программистов. Им английский нужен для чтения технической документации. Именно поэтому в 98% вакансий программистов, где от кандидатов требуется знание иностранных языков, речь идет об английском.
Преподавание. Согласно опросу «Анкетолога», около 70% россиян изучает в школе английский. Поэтому чаще всего работодатели ищут преподавателей английского. На втором месте — китайский: в одном из материалов мы писали, что спрос на репетиторов по этому языку за год повысился на 39%.
Также высок спрос на преподавателей немецкого и французского — это второй и третий по популярности иностранные языки, которые российские дети изучают в школе.
На позицию секретаря или помощника руководителя в 91% случаев ищут сотрудника, который говорит на английском, если речь о вакансиях, где требуется иностранный. Также востребованы — хотя и намного меньше — кандидаты со знанием китайского. Знание второго языка секретарям и помощникам нужно, чтобы делать письменные и устные переводы, вести деловую переписку с иностранными клиентами.
Для работы интернет-маркетологом также требуется английский язык, он указан в 93% вакансий, где требуется знание иностранного. На втором месте — китайский и испанский: они нужны почти в 4% вакансий. Знание языков позволяет маркетологам следить за трендами и перенимать опыт зарубежных коллег.
Китайский язык особенно востребован в сфере логистики: 29% вакансий, где требуется знание китайского, — это менеджеры по логистике, внешнеэкономической деятельности, закупкам. Испанский и турецкий — в продажах и маркетинге, французский — в индустрии гостеприимства, немецкий — у промышленных инженеров и технологов.

Как различаются зарплаты сотрудников со знанием английского и без
Главная тенденция такая: кандидатам, которые знают несколько языков, платят больше. Например, выучив иностранный язык, генеральные директора могут увеличить зарплату в 1,5 раза, бухгалтеры — в 1,4 раза, специалисты по тендерам — в 1,4 раза.
Самая большая разница в зарплате — у тех, кто работает на руководящих должностях: финансовым, генеральным и техническим директором. Финансовым директорам, которые не знают английского, предлагают в среднем 195 900 ₽ в месяц, а тем, кто владеет этим языком, — в 1,4 раза больше, 275 000 ₽. Также знание иностранного языка значительно влияет на зарплату комплаенс-менеджеров, актеров, финансовых контролеров и юристов.
Небольшое относительно других вакансий увеличение зарплаты — у профессий, в которых знание иностранных языков практически не требуется. Это разнорабочий, ассистент врача, оператор станков с ЧПУ. Кассиру, не владеющему английским языком, в среднем готовы платить около 53 000 ₽ в месяц. А тому, кто знает английский, предлагают на 7% больше, 56 500 ₽. У операторов производственной линии разница в зарплате составляет 2%, у механиков — 6%.

Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata