Как выбрать пленоч­ный фотоаппарат
Технологии
93K
Фотография — Rawan Yasser / Unsplash

Как выбрать пленоч­ный фотоаппарат

И как вообще снимать на пленку
103
Аватар автора

Наталья Которева

10 лет снимает на пленку

Моя осознанная любовь к пленке началась в 2010 году.

Тогда мне в руки попала «Смена-8М» — простая советская мыльница. Я каким-то чудом раздобыла пленку и сделала первые кадры. Результат был так себе, но это меня не остановило. Так я стала снимать больше, а на полках год за годом появлялись новые пленочные фотоаппараты — сейчас в моей коллекции 32 штуки.

В статье расскажу, какие пленочные фотоаппараты бывают, как из них выбрать подходящий, какую пленку купить и как ее проявлять и печатать фото, как снимать, чтобы фото получались удачными.

Какие пленочные фотоаппараты бывают

Самое простое разделение фотоаппаратов по механическому признаку — на зеркальные и беззеркальные.

У зеркальных фотоаппаратов кадр в окошке-видоискателе отображается при помощи небольшого зеркала. Благодаря этому механизму фотограф может увидеть в видоискателе примерно то, что в конечном итоге получится на пленке. Примерно — потому что фокус и композиция будут совпадать, но могут быть пересветы или затемнения, это зависит от настроек фотоаппарата.

Самый известный пример такой пленочной зеркалки — «Зенит».

Так выглядит зеркальце в механизме «Зенита»
Так выглядит зеркальце в механизме «Зенита»

У беззеркальных камер зеркала нет, а по механизму работы они могут быть дальномерными и шкальными. Основной принцип дальномерных фотоаппаратов — совмещение в видоискателе двух изображений до тех пор, пока они не сойдутся в одно. Такими камерами просто управлять: если картинка не совместилась, то кадр точно не получится.

Самые распространенные дальномерники — «Лейка» и «Контакс» из зарубежных фотоаппаратов, «ФЭД» и «Зоркий» из советских.

Шкальные камеры наводятся на резкость без помощи зеркала или дальномера. В распоряжении фотографа есть только шкала расстояний на объективе — дистанцию до объекта съемки придется определять на глаз. Самый популярный советский шкальник — «Смена».

Мыльницами обычно называют любительские фотоаппараты из 90-х или похожие на них по принципу работы — скажем, легендарный Olympus Mju или современный полукадровик  Ektar H35N. Такое название камеры получили в народе из-за их компактности и простоты устройства: в фотоаппарате есть стандартный несъемный объектив и набор режимов. От фотографа ничего не требуется: нажал на кнопку — и все.

Мыльницы подходят для создания простых фотографий. А еще их часто используют для ломографии — быстрой и непредсказуемой съемки. Чаще всего фотограф снимает «от бедра» и без выставления настроек, поэтому никогда не знает, что за кадр получится в итоге. Например, у фотографии могут исказиться цвета или соседние кадры наслоятся.

В большом почете у ломографов советские фотоаппараты завода «ЛОМО» или их современные братья вроде «Дианы», «Хольги», «Октомата».

Мыльницы из моей коллекции. Справа затертый Polaroid — это первый семейный фотоаппарат. С ним связаны воспоминания о поездках на море и праздниках. В 2007 году мы его заменили на цифровой Kodak. А откуда взялась Minolta, я уже не помню. Оба исправно работают
Мыльницы из моей коллекции. Справа затертый Polaroid — это первый семейный фотоаппарат. С ним связаны воспоминания о поездках на море и праздниках. В 2007 году мы его заменили на цифровой Kodak. А откуда взялась Minolta, я уже не помню. Оба исправно работают
Какие форматы бывают у пленочных камер

Какой фотоаппарат подойдет новичку

Новичкам

Новичкам

Подойдет любая мыльница с «Авито». При покупке просто проверьте ее работоспособность: вставьте батарейки и сделайте тестовый спуск. Отснимите пару катушек и понаблюдайте за результатом

Энтузиастам

Энтузиастам

Для первых серьезных экспериментов с пленочной фотографией возьмите что-то простое: советские «Зениты», «Зоркие», «ФЭДы». Если нужна более надежная техника, присмотритесь к зарубежным Minolta или Canon

Профессионалам

Профессионалам

Тем, кто много снимает и хочет максимально контролировать процесс, советую самую свежую пленочную камеру, которую можно найти. Например, Nikon F100 или Canon EOS 1V. Возможностей управления кадром и технических наворотов в них не меньше, чем в ранних цифровых «тушках»

Эстетам

Эстетам

Если хочется редкую или культовую камеру вроде Leica или Hasselblad, морально готовьтесь отдать за них как за подержанную машину. Взамен получите лучшую оптику, ручную сборку и зависть в глазах коллег-фотографов

Как выбрать пленочный фотоаппарат

Выбрать пленочный фотоаппарат сложно: покупать его часто приходится с рук, но при этом тяжело проверить его работоспособность, потому что сделать тестовый снимок и быстро увидеть результат не получится.

Некоторые проблемы можно обнаружить только после съемки, когда получаешь пленку из проявки. Но что-то можно выяснить сразу, просто осмотрев фотоаппарат и поговорив с продавцом. Расскажу, на что при этом обращать внимание.

Осмотрите фотоаппарат: на нем не должно быть видимых повреждений. Царапины и вмятины на корпусе, следы ржавчины — это явные признаки того, что фотоаппарат неправильно хранили или что у него возможны внутренние повреждения. Маленькая вмятинка может повредить важную деталь в механизме. Но если от фотоаппарата отслаивается кожа на корпусе, это не критично — поможет обычный клей.

Взведите затвор и сделайте тестовый спуск. Взвод должен быть мягким, без натяжения, а механизм не должен издавать странных скрипящих звуков. Если есть возможность, откройте заднюю крышку фотоаппарата, осмотрите его и сделайте пару тестовых спусков с разными выдержками — затвор должен их отрабатывать с разной скоростью.

Например, поставьте фотоаппарат на выдержку 1/500, а затем на 1/30. Вторая выдержка должна сработать ощутимо медленнее: шторка затвора откроется на более долгое время. Потом поставьте фотоаппарат на выдержку В — шторка должна подняться и опуститься только тогда, когда вы отпустите кнопку спуска или нажмете на нее повторно.

Попробуйте разные настройки выдержки, чтобы исключить риск того, что ваш фотоаппарат случайно заклинит и кадр просто засветится.

Проверьте электронику, если она есть в фотоаппарате, посмотрите, в каком состоянии аккумуляторный блок. Контакты не должны быть посажены на клей — если он есть, вы его в любом случае заметите.

Также не должно быть следов «прикипевших» батареек или окисления — такое бывает, если у фотоаппарата, например, есть встроенный экспонометр. Если следы есть, от них будет сложно избавиться. При этом, если пострадают контакты встроенного экспонометра, в целом ничего страшного не произойдет. А если затронуты контакты моторчика, который протягивает пленку, это уже более серьезная проблема.

Проверьте состояние экранчика — не должно быть подтеков или сильного выцветания. Иначе вы рискуете снимать вслепую: не сможете видеть, какие настройки выставлены и в каком режиме работает фотоаппарат.

Так выглядит потекший экранчик на Minolta — он работает, но если проблема усугубится, придется снимать вслепую. Источник: kamerastore.com
Так выглядит потекший экранчик на Minolta — он работает, но если проблема усугубится, придется снимать вслепую. Источник: kamerastore.com

Осмотрите объектив: в нем не должно быть пыли или плесени, а линзы должны быть без царапин. Пыль и плесень видно без специального оборудования: если смотреть в пыльный объектив на просвет, то есть ощущение, что смотришь на звездное небо. А плесень расходится в объективе тонкими полосами или пятнами.

Еще у объектива должны работать все регулировочные кольца — на фокусировку и настройку диафрагмы. Кстати, с последней связана самая частая «болезнь» объективов — залипание лепестков. Так происходит из-за смазки внутри объектива — со временем она протекает на лепестки и склеивает их.

Диафрагма может залипнуть не сразу: при покупке будет работать, а спустя пару месяцев перестанет подавать признаки жизни. В этом случае придется чистить ее самостоятельно или искать мастера. Цена ремонта зависит от производителя объектива, сложности его конструкции и других факторов.

К сожалению, до покупки нельзя проверить юстировку объектива — то, насколько правильно он работает с фокусировкой. Если юстировка сбита, фотографии будут «мимо цели». Покрутите и покачайте объектив: если он кажется расшатанным или гремит, то с ним явно есть проблемы.

Поговорите с продавцом, спросите его, как хранился фотоаппарат и кто им пользовался. Не соблазняйтесь низкой стоимостью: изучите цены на «Авито» и ориентируйтесь на них — расскажу ниже, как это сделать.

Часто оказывается, что старые фотоаппараты хранили в неподходящих условиях. Повезет, если это будет шкаф или сухая кладовка: максимум придется почистить фотоаппарат от пыли, заменить уплотнители и, возможно, вернуть подвижность механизму. Если же камера хранилась в сырости или на ярком солнечном свете, то спасти технику вряд ли получится.

Домашнее хранение — это хорошо. Фотоаппараты, которые хранились на даче, в гараже, на балконе или неизвестно где, — кот в мешке.

Плесень и ржавчина — худшее, что может случиться с фотоаппаратом. А еще он может оказаться на дальней полке из-за того, что в нем отсутствуют важные детали или он просто не работает. Хорошо, если на фотоаппарат недавно снимали, а если делали ему профилактику — просто идеально.

Так я договаривалась с продавцом на «Авито» о покупке Praktica. Здесь было понятно, что продает знающий человек: он сразу рассказал про выдержки, экспонометр и объектив
А здесь продавец указал в объявлении, что у «Киева» отломана дужка замка, который держит пленку внутри. Такие детали лучше обговаривать до покупки
1/2
Так я договаривалась с продавцом на «Авито» о покупке Praktica. Здесь было понятно, что продает знающий человек: он сразу рассказал про выдержки, экспонометр и объектив

Моя коллекция фотоаппаратов

В моей коллекции 32 пленочных фотоаппарата, и у каждого своя история появления. Много техники мне дарили друзья и знакомые, что-то я покупала на «Авито», у людей с фотофорумов или в комиссионках.

Например, фотоаппарат «Салют-С» я купила в 2011 году, когда еще училась в школе. Однажды подержала его в руках и очень впечатлилась видоискателем. А затем через форум «Клуб Фото-ру» нашла человека, который продавал этот фотоаппарат. Он стоил 6000 ₽ — тогда это была для меня неподъемная сумма, но я копила месяца четыре и постоянно уговаривала продавца придержать этот фотоаппарат. Он пошел мне навстречу, и я получила шикарный подарок к выпускному.

Примерная стоимость моей коллекции — 203 100 ₽ и коробка конфет

Марка фотоаппаратаСколько он стоит на рынкеСколько я фактически на него потратила
Mamiya C350 000 ₽31 000 ₽
Nikon F10040 000 ₽25 000 ₽
Ihagee Patent-Duplex15 000 ₽0 ₽ — это подарок
«Салют-С»13 000 ₽6 000 ₽
Praktica LTL8 500 ₽4 700 ₽
«Киев-6C»8 000 ₽4 500 ₽
«Горизонт»6 000 ₽5 000 ₽
«Фотокор-1»5 000 ₽4 500 ₽
«Москва-2»5 000 ₽0 ₽
Kodak Brownie IV5 000 ₽0 ₽ — подарил муж
«Зенит-11»4 500 ₽0 ₽
«Зенит TTL»4 000 ₽0 ₽
Agfa Box4 000 ₽2 400 ₽, или 30 € по курсу 2018 года
«Зенит-122»3 500 ₽0 ₽
Polaroid-6363 000 ₽500 ₽
«Зенит-В»3 000 ₽0 ₽
«Киев-19»3 000 Р0 ₽
«Зоркий-С»3 000 ₽0 ₽
Polaroid AF2 500 ₽0 ₽ — наш первый семейный фотоаппарат
«Любитель»2 400 ₽1 800 ₽
«Любитель-166»2 000 ₽0 ₽ — забрала при переезде редакции, где я работала
«Зоркий-4К»2 000 ₽0 ₽
«Зенит-Е»2 000 ₽Коробка конфет
«Киев-30»1 500 ₽0 ₽
Minolta F10BF1 500 ₽0 ₽
«Чайка-2»1 200 ₽0 ₽
«ФЭД-5»1 000 ₽0 ₽ — получила его по обмену
«ФЭД-4»1 000 ₽0 ₽
«ФЭД-3»1 000 ₽0 ₽
«Смена Символ»500 ₽130 ₽
«Орион»500 ₽120 ₽
«Смена-8М»500 ₽0 ₽
Всего203 100 ₽77 150 ₽

Примерная стоимость моей коллекции — 203 100 ₽ и коробка конфет

Mamiya C3
Сколько он стоит на рынке50 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила31 000 ₽
Nikon F100
Сколько он стоит на рынке40 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила25 000 ₽
Ihagee Patent-Duplex
Сколько он стоит на рынке15 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽ — это подарок
«Салют-С»
Сколько он стоит на рынке13 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила6 000 ₽
Praktica LTL
Сколько он стоит на рынке8 500 ₽
Сколько я фактически на него потратила4 700 ₽
«Киев-6C»
Сколько он стоит на рынке8 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила4 500 ₽
«Горизонт»
Сколько он стоит на рынке6 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила5 000 ₽
«Фотокор-1»
Сколько он стоит на рынке5 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила4 500 ₽
«Москва-2»
Сколько он стоит на рынке5 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
Kodak Brownie IV
Сколько он стоит на рынке5 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽ — подарил муж
«Зенит-11»
Сколько он стоит на рынке4 500 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
«Зенит TTL»
Сколько он стоит на рынке4 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
Agfa Box
Сколько он стоит на рынке4 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила2 400 ₽, или 30 € по курсу 2018 года
«Зенит-122»
Сколько он стоит на рынке3 500 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
Polaroid-636
Сколько он стоит на рынке3 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила500 ₽
«Зенит-В»
Сколько он стоит на рынке3 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
«Киев-19»
Сколько он стоит на рынке3 000 Р
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
«Зоркий-С»
Сколько он стоит на рынке3 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
Polaroid AF
Сколько он стоит на рынке2 500 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽ — наш первый семейный фотоаппарат
«Любитель»
Сколько он стоит на рынке2 400 ₽
Сколько я фактически на него потратила1 800 ₽
«Любитель-166»
Сколько он стоит на рынке2 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽ — забрала при переезде редакции, где я работала
«Зоркий-4К»
Сколько он стоит на рынке2 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
«Зенит-Е»
Сколько он стоит на рынке2 000 ₽
Сколько я фактически на него потратилаКоробка конфет
«Киев-30»
Сколько он стоит на рынке1500 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
Minolta F10BF
Сколько он стоит на рынке1 500 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
«Чайка-2»
Сколько он стоит на рынке1 200 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
«ФЭД-5»
Сколько он стоит на рынке1 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽ — получила его по обмену
«ФЭД-4»
Сколько он стоит на рынке1 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
«ФЭД-3»
Сколько он стоит на рынке1 000 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
«Смена Символ»
Сколько он стоит на рынке500 ₽
Сколько я фактически на него потратила130 ₽
«Орион»
Сколько он стоит на рынке500 ₽
Сколько я фактически на него потратила120 ₽
«Смена-8М»
Сколько он стоит на рынке500 ₽
Сколько я фактически на него потратила0 ₽
Всего
Сколько стоит на рынке203 100 ₽
Сколько я фактически потратила77 150 ₽

Где купить пленочный фотоаппарат

Пленочные фотоаппараты сейчас выпускают редко, да и стоят они дорого: например, полукадровый Pentax-17 обойдется примерно в 75 000 ₽, а Kodak Ektar H35N — в 6000 ₽. Поэтому основной способ приобрести такую камеру — спросить у знакомых, поискать на сайтах объявлений, барахолках или блошиных рынках.

Спросите у знакомых, вдруг у них завалялся старый «Зенит» или «ФЭД». Это самый бюджетный способ стать обладателем пленочного фотоаппарата. Если удача на вашей стороне, то за символическую сумму или вовсе бесплатно вам отдадут камеру. Другой вопрос — в каком она будет состоянии.

Почти вся моя коллекция собрана таким образом. Многие друзья и знакомые знают, что я собираю пленочную технику, и иногда предлагают мне завалявшиеся у них камеры или дарят технику на праздники. Например, «Москву-2» мне подарил на день рождения хороший друг — перед этим сам починил фотоаппарату затвор. А «Любитель-166» мне отдали на прошлой работе — у него немного отходила задняя крышка, но я смогла это починить.

История появления «Фотокора-1» тоже забавная: знакомый в Уфе купил дачу и нашел среди оставленных вещей этот аппарат. Было только одно но: он не работал. В итоге сошлись на сумму пересылки через СДЭК. Понемногу ремонтирую старика своими руками: после поисков статей и видео в интернете, ряда экспериментов и магии капли WD-40 у него уже начал правильно срабатывать затвор.

Рабочий механизм «Фотокора-1» в процессе ремонта. Все сделано по примеру австрийского Compur: затвор и объектив находятся в одном корпусе. Здесь проблема в пружине: она выпала из нужного паза. А еще тут интересные лепестки диафрагмы и лепестки затвора — не из пластика или металла, а из материала, похожего на винил. Очень хрупкие
Рабочий механизм «Фотокора-1» в процессе ремонта. Все сделано по примеру австрийского Compur: затвор и объектив находятся в одном корпусе. Здесь проблема в пружине: она выпала из нужного паза. А еще тут интересные лепестки диафрагмы и лепестки затвора — не из пластика или металла, а из материала, похожего на винил. Очень хрупкие

Поищите на сайтах объявлений. Если первый способ не сработал, то попробуйте поискать технику на «Авито». Здесь важно читать описания к товарам и не стесняться задавать вопросы продавцу.

На «Авито» я покупала новый объектив для «Салюта-С», потому что родная «Вега» мне досталась в разобранном состоянии. Удалось купить абсолютно новый объектив — с коробкой, чехлом, фильтрами и без каких-либо потертостей. Еще весной покупала замену «Зениту-11» — выбирала между Minolta и Praktica. Первые были дороговаты, поэтому остановилась на гэдээровской классике. Очень повезло с продавцом, который ответил на все вопросы до и после покупки.

Цена фотоаппарата часто зависит от его состояния, объектива, с которым он продается, и марки. Меньше всего влияет редкость — это параметр для искушенных. «Зениты» обычно стоят до 5000 ₽, «ФЭДы» — до 2000 ₽, а «Смены» — до 1000 ₽. Иностранная техника, как правило, дороже: зеркальные Minolta или Canon в хорошем состоянии обойдутся примерно в 6000 ₽, но при этом мыльницы стоят в пределах 1000 ₽.

Сходите в комиссионные магазины. Если вы не уверены, что сможете купить хороший фотоаппарат с рук, то есть еще один прекрасный вариант — комиссионки. Их также можно отыскать на «Авито» или в соцсетях. Можно списаться с представителями магазина или прийти и потрогать выставленные на продажу фотоаппараты.

Как правило, консультанты могут подробно рассказать о товарах, а еще помочь проверить технику.

Бывают случаи, когда в продажу идет фотоаппарат с «болезнями»: нерабочим затвором, отсутствием какой-то важной детали, дыркой на шторке, разбитым зеркалом и другими. Об этом может говорить низкая цена.

Например, один раз я собиралась купить в комиссионке Praktica за 2000 ₽, притом что обычно она стоит около 5000 ₽, но вовремя заметила перекошенный объектив.

Вот такой классный трехглазый «Спутник» продается в «Фотолюбителе». Можно прийти в их магазин на Невском проспекте и повертеть в руках
Вот такой классный трехглазый «Спутник» продается в «Фотолюбителе». Можно прийти в их магазин на Невском проспекте и повертеть в руках
А это не менее интересный панорамный фотоаппарат «Горизонт». Он находится в московском «ФотоСССР» на проспекте Вернадского
А это не менее интересный панорамный фотоаппарат «Горизонт». Он находится в московском «ФотоСССР» на проспекте Вернадского

Изучите фотофорумы и посетите блошиные рынки. Это вариант для тех, кто вошел во вкус коллекционирования.

Например, через форум «Клуб Фото-ру» в моей коллекции появился «Салют-С» в идеальном состоянии, а в Берлине я купила практически нетронутую Agfa 30—40-х годов. Правила выбора техники там такие же, как и при покупке на «Авито».

Один из прилавков с фотоаппаратами на берлинской «блошке» в Мауэрпарке. С EXA и Praktica соседствуют наши советские «Зениты»
Очень сложно взять и не оставить все деньги продавцам на таких рынках. Agfa в правом нижнем углу — моя
1/2
Один из прилавков с фотоаппаратами на берлинской «блошке» в Мауэрпарке. С EXA и Praktica соседствуют наши советские «Зениты»

Как выбрать пленку

Когда я только увлеклась фотоаппаратами, с пленкой было туговато. Я не знала, где ее можно купить, поэтому чаще всего мне попадалась просрочка из исчезающих мини-магазинов фототоваров. Я долго грешила на качество фотоаппаратов, но позже поняла, что дело было не в них, а в пленке. От нее зависит качество фотографии: цвета, резкость, свет, детальность.

Пленка — расходный материал. Именно она делает это хобби дорогостоящим. Самый большой минус по современным меркам — нельзя заранее посмотреть, что получилось. На старте можно угробить несколько катушек и получить всего пару хороших фотографий из 36 кадров.

Чтобы первый опыт приобщения к аналоговой фотографии не стал провальным, при выборе пленки нужно обратить внимание на три параметра: размер, тип, ISO. Расскажу о них подробнее.

Размер пленки зависит от фотоаппарата, на который вы собираетесь снимать. К большинству подходят пленки двух форматов — 135-го или 120-го.

Пленка 135-го формата многим знакома с детства. Ее заправляют в «Зениты», «ФЭДы» и бесчисленные мыльницы из 90-х. Отличительная особенность — перфорация по краям. Она нужна для того, чтобы фотоаппарат смог прокрутить отснятый кадр на приемную катушку. Чаще всего продаются катушки на 24 или 36 кадров, средняя цена — от 1000 до 2500 ₽ (а Kodak Ektachrome E100 сейчас стоит 3900 ₽). Размер кадра — 24 × 36 мм.

Пленка 120-го формата используется в среднеформатных камерах — «Любителе», «Москве», «Диане». Чаще всего одна катушка рассчитана на 12 кадров и стоит от 1000 до 3000 ₽.

У пленки нет перфорации, а по всей длине она защищена бумагой — ракордом. На нем есть обозначения номера кадра, чтобы отслеживать количество отснятых фотографий. Преимущество среднего формата — большая информационная емкость. В зависимости от камеры размер одной из сторон кадра — 56 мм, поэтому он выхватывает большее количество деталей и оттенков цветов.

Всем знакомая пленка 135-го формата. Кстати, матрицы полнокадровых зеркальных фотоаппаратов сохранили размер одного кадра на пленке — 24 × 36 мм
Так выглядит пленка 120-го формата
1/2
Всем знакомая пленка 135-го формата. Кстати, матрицы полнокадровых зеркальных фотоаппаратов сохранили размер одного кадра на пленке — 24 × 36 мм

По типу пленка может быть цветной или черно-белой. Здесь все зависит от личных предпочтений и творческих задач. Черно-белая пленка дешевле. Самая дорогая пленка — обращаемая, еще ее называют слайдовой или позитивной.

Цветные пленки делятся на негативные и обращаемые. Негативные более практичны: они терпеливы к промахам в экспозиции и проявляются в любом фотоцентре. Кадр, снятый на такую пленку, получается с инвертированными цветами, то есть при съемке цвета меняются на противоположные.

У слайдовых пленок нет инверсии цвета, поэтому в итоге получается готовый слайд для проектора — отсюда они и получили свое название. Эти пленки сложнее проявить, поэтому не каждый фотоцентр возьмется за такую работу. Кроме того, они довольно редкие.

Черно-белые пленки тоже бывают двух видов: панхроматические и монохромные. Первые чувствительны ко всему цветовому спектру, поэтому хорошо передают оттенки серого. Это важно для того, чтобы на фотографии было видно больше деталей и переходов цветов.

Монохромные пленки проявляют так же, как цветные негативные, поэтому работать с ними проще, чем с панхроматическими. Но есть один минус: пленка такого вида довольно редкая, а еще она захватывает меньше цветов, то есть фото получаются менее детализированными.

Если не знаете, какая пленка у вас в руках, найдите на ней проявочный код.

Коды проявки на упаковке пленки

КодТип пленки
С-41Цветная негативная
Е-6Цветная обращаемая
D-76Черно-белая панхроматическая
С-41Черно-белая монохромная

Коды проявки на упаковке пленки

КодТип пленки
С-41Цветная негативная
Е-6Цветная обращаемая
D-76Черно-белая панхроматическая
С-41Черно-белая монохромная

Индекс ISO для пленки можно узнать по цифрам на коробке. Чем больше его значение, тем чувствительнее пленка к свету. Диапазон светочувствительности начинается с ISO 50 и заканчивается ISO 3200. От ISO зависит экспозиция съемки: пленка с маленькой чувствительностью фиксирует меньше света, поэтому на нее можно снимать только при хорошей освещенности. С высокой светочувствительностью можно снимать практически в темноте, например при свете гирлянд, потому что она фиксирует много света.

От ISO зависит и еще один параметр пленки — зернистость. Она появляется с ростом чувствительности, снижая детализацию изображения. Но, в отличие от шумов на цифровых камерах, пленочное зерно считается благородным и используется в художественных целях.

Чаще всего светочувствительность подбирают по условиям съемки. ISO 200—400 — оптимальная светочувствительность пленок для начинающих фотографов.

С каким ISO снимать

ISOВид съемки
50Места с хорошим освещением, студия
100Солнечный день
200Облачная погода, помещения
400Пасмурная погода, помещения со слабым освещением
800Сумерки и вечернее время
1600Поздний вечер или ночь, съемка без вспышки
3200Ночь, темные помещения

С каким ISO снимать

ISOВид съемки
50Места с хорошим освещением, студия
100Солнечный день
200Облачная погода, помещения
400Пасмурная погода, помещения со слабым освещением
800Сумерки и вечернее время
1600Поздний вечер или ночь, съемка без вспышки
3200Ночь, темные помещения
Коробочки с черно-белыми «Сильберрой» и «Фомапаном», каждая на 36 кадров. 160 и 100 — это ISO. На упаковке «Сильберры» написано, что она панхроматическая. «Фомапан» всегда выпускает панхроматическую пленку, поэтому лишние обозначения не нужны
Коробочки с черно-белыми «Сильберрой» и «Фомапаном», каждая на 36 кадров. 160 и 100 — это ISO. На упаковке «Сильберры» написано, что она панхроматическая. «Фомапан» всегда выпускает панхроматическую пленку, поэтому лишние обозначения не нужны
У «Фуджифильма» ISO 400 — это написано на голубом прямоугольнике. Как правило, ISO всегда указано крупными цифрами. Если присмотреться к катушке, то на ее торце есть количество кадров — 36, а также код проявки — С-41. Значит, это цветная негативная пленка
Фотография снята на Ilford с ISO 400. Если присмотреться, можно увидеть мелкое зерно на темных участках
1/2
У «Фуджифильма» ISO 400 — это написано на голубом прямоугольнике. Как правило, ISO всегда указано крупными цифрами. Если присмотреться к катушке, то на ее торце есть количество кадров — 36, а также код проявки — С-41. Значит, это цветная негативная пленка
На Kodak Portra с ISO 160 зерно уже менее заметно
На Kodak Portra с ISO 160 зерно уже менее заметно

Пленку можно купить в интернете или в магазинах с техникой. Иногда магазины устраивают акции или продают просрочку за очень низкую цену. Просрочка тоже хорошо справляется со своими задачами, но может немного искажать цвета или давать какие-то другие артефакты. Еще нужно помнить, что у просроченной пленки со временем снижается светочувствительность. Условно говоря, каждые 10 лет снижают светочувствительность на одну ступень: если пленка была с ISO 400, то через 10 лет ее нужно экспонировать как ISO 200.

Мои рекомендации. После двух-трех отснятых катушек складываются свои предпочтения, поэтому выбирать нужную пленку становится легче.

Мне нравится делать черно-белые фотографии на Ilford с ISO 400. Снимки получаются контрастными и четкими, поэтому их удобно печатать без дополнительной обработки.

Онлайн-магазины и лаборатории, в которых можно купить и проявить пленку:

Также пленку можно найти в любом онлайн-маркете или на «Авито» у частных продавцов.

Хранить пленку нужно в холодильнике, потому что в тепле разрушается эмульсия. А еще старайтесь отснять пленку в фотоаппарате как можно быстрее или будьте готовы к тому, что цвета на ней начнут искажаться, а кадры могут пропечатываться или даже совсем пропасть. И никогда не сдавайте пленку в багажное отделение самолета: рентген засветит ее — я попадала в такую ситуацию.

Еще один небольшой лайфхак: тренируйтесь снимать на черно-белую пленку. С ней будет меньше промахов по цветам и свету, а результат довольно просто корректируется в «Фотошопе». Но в любом случае для первых разов выбирайте пленку подешевле, чтобы было не так жалко загубить.

Вот пленка-просрочка. Цвета космические, а сверху куча засветов
Вот пленка-просрочка. Цвета космические, а сверху куча засветов
А вот что будет с цветной пленкой, если ее сдать в багаж перед перелетом
А вот что будет с цветной пленкой, если ее сдать в багаж перед перелетом

Как снимать на пленочный фотоаппарат

Проявка и печать фотографий

Проявка. Я пользуюсь простым способом — фотолабораторией. Но в Калуге, где я живу, толковой с подходящей аппаратурой нет, поэтому я беру пленки с собой, когда еду в Москву, и проявляю их в «Перспективе». Проявка занимает день-два. Стоимость зависит от типа пленки: цветную проявляют за 200 ₽, а черно-белую — за 300 ₽.

Но есть способ проявки и для настоящих экстремалов — самостоятельный. В этом случае нужно разжиться необходимым оборудованием, фотохимией и отвоевать ванную или кладовку.

Я ни разу не пробовала проявлять пленку самостоятельно, потому что боюсь все испортить. У меня есть ванночки, лампа и даже фотоувеличитель. Но проводить эксперименты я пока не готова. Тем более фотохимия стоит дорого: мини-набор для проявки черно-белой пленки Ilford стоит от 2300 ₽, а если набирать проявители, фиксажи и промывки по отдельности, цена может выйти минимум в 5000 ₽.

Так выглядит проявленная фотопленка. Я всегда забираю негативы из фотолаборатории, чтобы, если понадобится, заново отсканировать нужные кадры или распечатать напрямую с пленки — так лучше качество
Так выглядит проявленная фотопленка. Я всегда забираю негативы из фотолаборатории, чтобы, если понадобится, заново отсканировать нужные кадры или распечатать напрямую с пленки — так лучше качество
Проявленную пленку я храню в картонных кольцах. Так она не мнется и занимает мало места. Еще можно хранить пленку в сливерах — специальных «файлах» из полиэтилена или кальки. Впрочем, их можно сделать и самостоятельно — в сети полно туториалов
Проявленную пленку я храню в картонных кольцах. Так она не мнется и занимает мало места. Еще можно хранить пленку в сливерах — специальных «файлах» из полиэтилена или кальки. Впрочем, их можно сделать и самостоятельно — в сети полно туториалов

Обычно я заказываю комплексом проявку и сканирование. Я пробовала сканировать пленки самостоятельно — купила для этого примерно за 6000 Р самый простой сканер, у которого была функция сканирования пленки. Но результат получался плохим: на фотографиях были полоски и фиолетовый оттенок. Плюс это занимало очень много времени.

Хороший домашний фотосканер, который даст достойный результат (Plustek, Epson, Nikon), стоит дорого — от 20 000 ₽, при этом цены могут выходить за пределы 100 000 ₽. Поэтому дешевле снова отдать эту работу фотолаборатории: сканирование одной катушки пленки независимо от количества кадров обходится в 500—700 ₽.

Печать. Фотографии я печатаю нечасто, но лучше воспитать в себе такую привычку: я думаю, что фото на бумаге выглядят интереснее картинки на экране. Это же касается и цифровых фотографий.

При выборе размера печати нужно исходить из размеров сканов: чем меньше разрешение скана, тем мутнее он получается в больших форматах. Идеальный вариант — печатать с негатива. Так четкость и цвета точно будут на месте при любом формате печати.

Печать одной фотографии стандартного размера 10 × 15 см, как правило, стоит от 15 до 100 ₽. Печать фотографий с пленки 120-го формата дороже из-за размера — чаще всего тут потребуется широкоформатная или ручная печать. За одну такую фотографию можно отдать 600 ₽.

Еще можно печатать фотографии на пластике, пенокартоне, дереве или холстах — тут уже зависит от пожеланий и интерьера. Соответственно, цена тоже увеличивается. Например, холст может стоить от 1100 до 8700 Р.

Фотографии со 135-й пленки я печатаю в стандартном маленьком размере. Изредка печатаю их крупными — когда особенно нравится кадр
Фотографии со 135-й пленки я печатаю в стандартном маленьком размере. Изредка печатаю их крупными — когда особенно нравится кадр
А снимки со 120-й пленки меньше и не напечатаешь. Зато их очень круто рассматривать
А снимки со 120-й пленки меньше и не напечатаешь. Зато их очень круто рассматривать

Сколько стоит снимать на пленку

Чтобы ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи, я посчитала, во сколько примерно обойдется увлечение пленочными фотоаппаратами для новичка и для опытного фотографа.

Комплект новичка

Комплект новичка

от 5000 ₽

Камера: «Зенит-11»
Объектив: «Гелиос 44-2» в комплекте
Пленка: любая дешевая просрочка из лаборатории
Проявка и скан: самый бюджетный пакет в лаборатории «Среда»
Печать: нет. Ограничимся цифровыми сканами из лаборатории

Комплект профессионала

Комплект профессионала

от 45 000 ₽

Камера: Nikon F100
Объектив: Nikkor 24mm f/2.8 или другой комплектный
Пленка: Kodak Gold 200
Проявка и скан: премиум-пакет в «Маяке»
Печать: матовая, с накаткой на твердую основу, в том же «Маяке»

Топ-комплект

Топ-комплект

от 200 000 ₽

Камера: Hasselblad-503
Объектив: Zeiss Planar 110mm f/2
Пленка: Kodak Ektar 100
Проявка и скан: премиум-пакет в «Маяке»
Печать: глянцевая, с накаткой на твердую основу, в том же «Маяке»

Если хотите снимать на пленочный фотоаппарат, вот несколько рекомендаций

  1. Пленочные фотоаппараты могут быть зеркальными и беззеркальными, а также разных форматов. Новичку вполне подойдут советские беззеркальные «ФЭД» или «Смена», а также зеркальный «Зенит».
  2. Ответственно подойдите к выбору фотоаппарата. Обращайте внимание на его состояние, не бойтесь спрашивать продавцов и обязательно проверяйте работоспособность всех крутилок и рычажков.
  3. Выберите подходящую пленку. Начните с недорогой Foma или Kodak с ISO 200—400 и тренируйтесь снимать на черно-белую пленку: с ней меньше вероятность ошибиться по свету и цветам.
  4. Никогда не открывайте заднюю крышку фотоаппарата, пока не отснимете пленку до конца.
  5. Доверьте проявку и сканирование пленки фотолаборатории. Так вы сэкономите время и нервы. Или даже спасете кадры.
  6. Первые кадры будут получаться некрасивыми — это нормально. Со временем вы научитесь делать настоящие шедевры.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Наталья КотореваА какой пленочный фотоаппарат есть у вас?
  • ДмитрийПлёночным фотоаппаратом баловался в начале 2000-х. Сейчас смысла в нём не вижу. Есть смартфон, который перекрывает 80% потребностей в повседневной съёмке. Есть продвинутая цифро-мыльница для сложных условий освещения и есть уже морально устаревшая зеркалка. Но у меня для неё есть объектив типа рыбий глаз, пару раз в год очень крутые кадры получаются. С самой плёнкой столкнулся, когда начал оцифровывать домашний архив слайдов, которые папа отснял в 80-е и начало 90-х. Отсканировать несколько сотен слайдов - это только полбеды (я использовал сканер Epson Perfection V600 Photo). Дальше пришлось погружаться в теорию и практику цветокоррекции, потому что на слайдовых фото много врождённых цветовых дефектов (зеленоватая кожа, синий снег и т.п). Сильно выручил Дэн Маргулис, его три книги и сайт, посвящённый обработки фото в Фотошопе.4
  • Strangerнаверное одна из интереснейших статей за последнее время (для меня) вероятно, связано с детством, когда сидел в ванной комнате с отцом, и там были проявитель, закрепитель, и такая штука огромная фотоувеличитель. Тогда и отношение к кадрам было другое, фотографии вклеивались в альбомы, подписывались, были даты. Скорее всего пленочная фотография ценится именно таким подходом к делу, где важна теоретическая база, внимание к деталям, осознанность к моменту. За статью спасибо.10
  • buba>Сколько стоит снимать на пленку и коллекционировать пленочные фотоаппараты От нуля до бесконечности. Все зависит от собственных аппетитов. В статье нет ни одного по настоящему стоящего представителя пленочной фотографии, только советские имитации зарубежных моделей. Многие любят пленку за все эти спецэффекты (которые фактически являются симптомом косяков либо в процессе фотографирования, либо в процессе проявки), а мне больше нравится сам процесс съемки. И проявки. Вспоминается, как преподы из моей фотошколы говорили, что пленка сама по себе не даёт индульгенцию на фигово сделанный снимок с пересветами. Снимки людей, которые профессионально снимают на пленку, почти не отличаются от цифровых. Разве что разрешение у них может быть больше.23
  • d1mmmkПерестал снимать на пленку когда стоимость 36 кадров в СПб несколько лет назад перевалила рубеж в 1000р за: саму пленку + проявка + сканирование. Было много всего: и ФЕДы и Зениты и всякие Смены. В качестве основной тушки остановился на Pentax KM 1976г — по сути классический Spotmatic, но с байонетным креплением объектива + большая коллекция ручных светосильных фиксов, из любимых sigma mini-wide 28/2.8, pentax 50/1.7 и не помню производителя 85/1.2, и где-то потерялся Chinon 35 mm f/ 2.8 с божественным боке, все никак не могу найти в каком он городе и квартире... ну и рассыпуха всяких pentax 50/1.4 50/2.0, гелиос 44-2, 44-3, пара блинчиков на 50/2.0 (название стерлось, а я уже не помню) и что-то на 128/2.8... Все это сейчас цепляю на K20D, который последний раз доставал год назад, камера телефона вполне справляется со всем.4
  • Александр МаксимовАвтор боится проявлять сама, хотя у нее оборудования для печати, а не проявки:) Новичкам советую начинать с фотоматериалов Foma. Стоит в 2-3 дешевле ilford и высокого качества. По фотоаппаратам у автора нет ничего из классических фотоаппаратов, а только советские дешевые клоны. Цены в статье тоже довольно странные. Хороший зенит стоит не более 2000р. Брать лучше в магазинах, которые на этом профилируются типа экта ф, или на киевской. В фотопроект проявлять опять же не пошел. Та еще контора...7
  • Дмитрий АртиХотелось бы заострить внимание на паре неочевидных проблем старых камер. 1) батарейки — иногда для работы камеры или экспонометра нужны очень экзотические и дорогие батарейки. Заранее загуглите что в камеру вставлять положено, а что ушлые люди вставляют взамен, и насколько это все работает. 2) темные видоискатели и фокусировочные экраны — у большинства старых зеркальных камер ОЧЕНЬ темные видоискатели. Если у вас проблемы со зрением то вам может оказаться почти невозможно с работать с некоторыми камерами, а помощники фокусировки (дальномерные "клинья" или микропризмы) есть не везде, и удобны не всегда. Недавно ударился в пленку, в основном чтобы доказать себе что могу перенести навыки наработанные на цифре и повысить осознанность действий. Развлечение веселое, и деньги в основному улетают на саму пленку а не на камеры. Начать можно с валяющегося у родителей зенита, а там уже разбираться чего хочется попробовать. А дальше я заказывал с авито вслепую и кенгоны системы fd/fl и никоны и среднеформат — задавайте продавцу правильные вопросы. Еще если у вас есть отвертки и не држат руки, научиться чинить механические камеры и объективы не очень сложно, попробуйте ан чем-нибудь что не жалко, только прочитав сначала пару ликбезов в интернете "как разбирать", а то не соберете. Кстати ударятся в "эстетику" и "ломо" на мой взгляд уже поздновато, это успело основательно всем осточертеть. А без наработанных отдельно навыков работы с ручной экспозицией и ручной фокусировкой пусть к красивым кадрам будет дольше.3
  • Mikhail Protasevichdarya, Именно так. Автор только вскользь указал на такие фотоаппараты как Хассельблад, Лейка, Ролляйфлекс - а есть еще масса интересных подешвле Konica, Minolta, Contax, Voigtlander...6
  • Руслан ИтяшевИмею три Зенита - 12сд, 19 и 122, Фэд-5с, Смену, КоникуМинолту и мыльницы. Причем зениты довел до идеального состояния, периодически использую для съемки слайдов. Подумываю о среднем формате, а еще камбэке в прямую печать фото, как появится возможность. Хочу печатать сам, т.к. местным фотолабам не доверяю - не каждая позволит себе свежие реактивы, учитывая их цену. Обзор отличный, коллекция тоже, особенно Зоркий-4курковый и Салют, единственное хотел бы порекомендовать еще для Вашей коллекции супер-продвинутый для своих лет Сокол-автомат - гордость фотопрома СССР).2
  • AlenaStribog FАлександр, и что же не так с фотопроектом?0
  • план капканПойду-ка я достану свой зенит, подарок от дядьки :)1
  • KottЭх, ностальгия. Все советское детство провел с фотоаппаратом Вилиа. Естественно, проявлял и печатал сам. А, еще глянцевал. Тогда смартфонов и компьютеров не было, времени, чтоб этим заниматься, было много. :)5
  • Анна Силантьева"У меня есть ванночки, лампа и даже фотоувеличитель". Это набор оборудования для печати фотографий, а не для проявки плёнки :-) Для проявки хорошо использовать специальную "улитку". В таком случае темная комната нужна только для того, чтобы вытащить фотоплёнку из катушки и вставить в "улитку". Остальные проявочные манипуляции можно делать на свету. Когда в юности пробовала снимать на черно-белую плёнку с помощью "Зенит-11", мама сшила специальный фотомешок из плотной ткани для заправки плёнки в "улитку", тогда в ванной не обязательна абсолютная темнота :-) Кстати, мне в свое время знающие люди говорили, что фотопленку лучше хранить в специальных кармашках-сливерах, нарезанную на кусочки по несколько кадров. Если хранить в катушках, пленка слипается, появляются трещины и повторно отсканировать или отпечатать какие-то кадры может быть сложно или невозможно. Не знаю, продаются ли такие сливеры сейчас.4
  • Илья КудрявцевКакие же старые пленочные фотоаппараты стильные, намного интереснее смотрятся, чем современные!5
  • Дмитрий АртиАнна, продаются. Есть правда и обратный эффект — сканирование нарезанной пленки дороже, так как ее уже не заправить в машинку которая делает ам-ам-ам всего рулона.1
  • d1mmmkпорылся в коробках и таки нашел Chinon 35 mm f/ 2.8 с божественным боке, сразу вспомнил почему я его мало использовал и отложил подальше, картинку он дает прекрасную, но... у него настройка диафрагмы крутится в другую сторону, это ужасно неудобно когда все объективы "правильные" и ручные.1
  • Александр МаксимовAlenaStribog, долго, дорого, не всегда качественно0
  • Владимир СизовЧто бы утвердиться в пленочной фотографии по-настоящему, а не понтоваться надо не только снимать на пленку , а ещё проявлять самому ну и печатать соответственно. Приготовь проявитель, выдержи температуру , сам прояви, закрепи посиди в тёмной комнате вот тут и приходит дух фотографии как таковой а фотографирование на плёнку с последующей оцифровкой это уже извращение. Современная цифра даёт очень хорошее качество.6
  • AlenaStribog FАлександр, понятно, набор оценочных суждений0
  • Вася ВетеранУ меня силуэт электро 90-х годов1
  • Михаил КулькоВладимир, пожалуй, самое толковое изречение в теме. Именно про то, что снимать на плёнку, а потом оцифровывать есть бред бредовый. Плёнка на то и рассчитана, что предлагает бОльший динамический диапазон в цветах (ч\б, в том числе), а ещё предполагает качественный подход к каждому кадру. Потому как, настреляв "на глаз" несколько катушек, после проявки начнешь считать потраченные деньги.0
  • Azake DСтатья про то как отпугнуть новичка от плёночной фотографии именно за счёт финансовой составляющей. Сами камеры стоят почти копейки, но расходники очень даже недешево. Фотографии получаются золотыми. Чтобы такого не было покупайте со временем сразу бобину пленки 100 футовой той же агфы. Тогда 36 кадров выйдет в рублей 150-200. А фотохимикаты можно и в виде концентрата взять для экономии. Или достать сразу несколько кило дешёвой химии и самому собрать проявитель и фиксаж. Формулы в открытом доступе.2
  • Василий ТкаченкоСалют , Zeiss Ikon 6x9 , Москва -2, Rolleiflex T 6x6, Nikon F2, Nikon FE2, ФЭД-2 (2),Зоркий-С, Зоркий-2С Еще снимаю,нахожусь в каком-то завороженном состоянии,работая с пленкой еще с далекого-далекого детства,да точно - прошло 65 лет! Это что-то похоже на музыку. Невероятно!2
  • Вячеслав АнгеловКиев 42
  • Виктор КасперИмеется "Зоркий 4К", но им не пользуюсь много лет. Мало того уже и не буду. Могу безвозмездно, то есть даром, отдать вместе со вспышкой "Филл 100". Если кому-то интересно, пишите.1
  • Антон ГородецкийНикакого!3
  • Злой ВедмедьИван, И выкину его подальше-чтоб не мучаться...2
  • Misha Frolovу каждого наверно своя любовь вперемешку с настальгией и романтикой времён СССР, ну типа того, у кого фотоаппараты , у кого звуковая техника, у кого то просто воспоминания где всё просто и хорошо..........3
  • Александр СтоляровСпасибо, Наталья! Хорошая статья для начинающих. Очень обстоятельная. Также, приятно удивляет, что молодая девушка самостоятельно ремонтирует объективы. Сам я тоже увлекаюсь плёночной фотографией. Имею в коллекции Зенит-122, Зенит-ТТЛ, Praktica-LTL3, Praktica-MTL3, и два Кэнона - 300v и 300х. В наследство от отца я получил неплохую коллекцию объективов с резьбой М42. Хочу ещё взять дальномерку Киев-4. В планах также стоит приобретение годного, но недорогого сканера для плёнок, чтобы экономить на фотолабах.2
  • Вячеслав УстиновУ меня примерно такая же коллекция, только "Зенитов" поменьше, и + среднего формата советского несколько. Из несоветского - Voihtlander Bessa. "Наследство" от нескольких фотографов и заводского фотоотдела... Интересное хобби, автору респект...2
  • Алексей КовязинВ моей коллекции пленочных фотоаппаратов - более 300 штук. Есть и наши, есть и буржуи. Причем собирал аппараты не обремененные электроникой (кроме экспонометров). Не всеми можно фотографировать, ибо есть настоящие раритеты, как например De Vry от 1928 года. Но часть прекрасно снимают. С цифрой не сравнить - да и не надо. Задачи разные.5
  • Phedor PhedorovLinhof Technika 6x9 Pentax KM Pentax K 2 Pentax «MZ-5» Asahi Pentax SPF Asahi Pentax ES2 Minolta X-300s Minolta HI-MATIC E Nikon N90S Nikon F4 s Nikon F5 Nikon F3 Nikon MD4 Nikon F2 AS Nikon MD2 Киев 4 Смена Cameras "Premier" M-911D2
  • Сан СанычЗдравствуйте Наталья. У меня первым стал "Смена-Символ". Прошёл со мной армейскую служб. Жив, но пластиковая (из пластмассы) шестерёнка " стопталась. Купил когда был в армии, в армейском магазине. Проявлял, печатал... Замполит понимал, даже помогал, но спрашивал сурьёзно)). Потом, после службы приобрёл Зенит-12СД. Проблема батарейки, а так, мне достался надёжный Агрегат)). С чистой оптикой проверял сам через лупу, микроскопа не нашлось. Прикупил увеличитель "чемоданный", глянцеватель, пластины без царапин , ванночки, бачёк на две плёнки. Третий Nikon S8200, да мыльница, но лёгкая и по моим рукам, мне 62... Будете в Москве, лично Вам подарю Смену, увеличитель, глянцеватель, и бачёк)) на две плёнки.2
  • Vlad"Салют" с металлическим "Индустаром". Фотиков много, но держу для красоты, коллекция бессистемная, то, что нравится, в основном "железные" дальномерки. Каждый фотик пытаюсь починить-оживить, объектив почистить. На плёнку, считай, не снимаю, но "Москву-2" недавно выгуливал, в планах "Салют" и первый "Зоркий". Все эти "мокрые" процессы, с них надо фанатеть, а сдавать плёнку в проявку и потом сканировать — себя не уважать. Надо печатать на бумагу с плёнки. И не в минилабе. Для себя нашел компромисс. Купил полнокадровый цифровик и "приставляю" к нему старые объективы. Иногда получается прикольно. И результат сразу.3
  • VladMikhail, Коллекция для души и коллекция для понтов будут разными. У автора там в основном подарки друзей. По себе сужу. ФЭД-4, подаренный другом, будет стоять на полочке, хотя любой другой ФЭД-4 мне не интересен. "Мир", который сам починил, подкрасил, смазал и отъюстировал, вообще предмет гордости и будет стоять всегда перед Кэноном и даже Хасселем, когда он у меня появится.3
  • Vladlagrange, У меня братик так хотел свой фотоаппарат, именно свой, что снимал на спичечный коробок. Нет у автора первого Зенита, который не был "имитацией". Слово неудачное (кроме этого предложения, в остальном согласен), недокументальная фотография вообще суть имитация искусства, лучше не поминать лихо. Советская конструкторская школа и производство прошли значительный путь от клонов к собственным разработкам, где-то до сих пор конкурируя с современными производителями. Та же "Смена-8м" достойна быть в коллекции как самый массовый (и выносливый) фотоаппарат в мире. "ЛОМО-компакт" — основатель ломографии.0
  • MargaretVlad, в детстве подружка сама сделала фотоаппарат из спичечного коробка, вот это было интересно!3
  • Юрий ФедоровУ меня всё началось, когда нашел дедушкины ч/б пленки и шкальную Вилию. Потом появился Зенит TTL, а затем купил с рук Nikon N55 c объективом 28-80. Полноценный зеркальник со вспышкой, оптическим дальномером и экранчиком. После Зенита небо и земля. Очень понравилось снимать на Ilford, зерно шикарное. Долго снимал, но расходники и стоимость проявки/печати/сканирования привела к тому, что перешел на беззеркалку Sony. В отличие от цифры, пленка вбирает в себя и передает теплоту и ламповость момента. Мой самый любимый кадр прикладываю)8
  • Sergey LeonchenkoAlenaStribog, Как-то у меня плёнка на 3 месяца там зависла. И результат был так себе. С тех пор ни ногой в фотопроект. У кое-кого на площади Гагарина проявляют за 2-3 часа и качество выше.2
  • Никита ВиноградовSergey, я вот тоже не понял. С чего это так затягивают? Раньше сам ч/б проявлял (сидишь, улитку крутишь )) и печатал. за час проявить ч/б пленку легко можно.0
  • Никита ВиноградовИлья, о да! А знаете как их приятно в руках держать?! Все эти точные механизмы, формы, запах! Не то что сейчас кусок пластмассы!1
  • Никита ВиноградовАлексей, да, обалденная тема. Ещё мне нравилось как фотовспышки щелкали, такой прекрасный глубокий звук и тепло, а потом писк ультразвука ))0
  • Никита ВиноградовЮрий, да, магия!0
  • Danila ZhuravskiyMikhail, Пресвятой пентакс, байонет которого, между прочим, использует зенит автора, вообще не упомянут.0
  • Борисычlagrange, вот точно! Плëнку ошибок практически не прощает)0
  • Т—ЖВпервые мы опубликовали этот материал в феврале 2021 года. В апреле 2025 мы его обновили и опубликовали повторно.1
  • 🗺🐈zenit ttl и pentax0
  • АндрейА нафига нужны сейчас фоеночные камеры и что вы потом будете делать с пленкой?0
  • Владимир ЕльцовMargaret, мы тоже с братиком делали. Там просто всё. Точнее, чтобы разобраться в определениях, мы не делали модель фотоаппарата из коробка, а фотографировали спичечным коробком0
  • Андрей КостюкПрочитал статью и не понял для чего это все автору? Может ответит? Если Вы проявляете не сами, печатаете фотографии не сами, а сразу заказываете сканирование, то для чего это все? Ведь результат - те же цифровые снимки. Может это просто понты?0
  • Alenushka-SВ детстве юности был кодак, сейчас лежит старый зенит мужа, давно ничего не снимаю на плёнку0