
Как выбрать пленочный фотоаппарат
Моя осознанная любовь к пленке началась в 2010 году.
Тогда мне в руки попала «Смена-8М» — простая советская мыльница. Я каким-то чудом раздобыла пленку и сделала первые кадры. Результат был так себе, но это меня не остановило. Так я стала снимать больше, а на полках год за годом появлялись новые пленочные фотоаппараты — сейчас в моей коллекции 32 штуки.
В статье расскажу, какие пленочные фотоаппараты бывают, как из них выбрать подходящий, какую пленку купить и как ее проявлять и печатать фото, как снимать, чтобы фото получались удачными.
Вы узнаете
Какие пленочные фотоаппараты бывают
Самое простое разделение фотоаппаратов по механическому признаку — на зеркальные и беззеркальные.
У зеркальных фотоаппаратов кадр в окошке-видоискателе отображается при помощи небольшого зеркала. Благодаря этому механизму фотограф может увидеть в видоискателе примерно то, что в конечном итоге получится на пленке. Примерно — потому что фокус и композиция будут совпадать, но могут быть пересветы или затемнения, это зависит от настроек фотоаппарата.
Самый известный пример такой пленочной зеркалки — «Зенит».

У беззеркальных камер зеркала нет, а по механизму работы они могут быть дальномерными и шкальными. Основной принцип дальномерных фотоаппаратов — совмещение в видоискателе двух изображений до тех пор, пока они не сойдутся в одно. Такими камерами просто управлять: если картинка не совместилась, то кадр точно не получится.
Самые распространенные дальномерники — «Лейка» и «Контакс» из зарубежных фотоаппаратов, «ФЭД» и «Зоркий» из советских.
Шкальные камеры наводятся на резкость без помощи зеркала или дальномера. В распоряжении фотографа есть только шкала расстояний на объективе — дистанцию до объекта съемки придется определять на глаз. Самый популярный советский шкальник — «Смена».



Мыльницами обычно называют любительские фотоаппараты из 90-х или похожие на них по принципу работы — скажем, легендарный Olympus Mju или современный полукадровик Ektar H35N. Такое название камеры получили в народе из-за их компактности и простоты устройства: в фотоаппарате есть стандартный несъемный объектив и набор режимов. От фотографа ничего не требуется: нажал на кнопку — и все.
Мыльницы подходят для создания простых фотографий. А еще их часто используют для ломографии — быстрой и непредсказуемой съемки. Чаще всего фотограф снимает «от бедра» и без выставления настроек, поэтому никогда не знает, что за кадр получится в итоге. Например, у фотографии могут исказиться цвета или соседние кадры наслоятся.
В большом почете у ломографов советские фотоаппараты завода «ЛОМО» или их современные братья вроде «Дианы», «Хольги», «Октомата».

Какой фотоаппарат подойдет новичку

Новичкам
Подойдет любая мыльница с «Авито». При покупке просто проверьте ее работоспособность: вставьте батарейки и сделайте тестовый спуск. Отснимите пару катушек и понаблюдайте за результатом

Энтузиастам
Для первых серьезных экспериментов с пленочной фотографией возьмите что-то простое: советские «Зениты», «Зоркие», «ФЭДы». Если нужна более надежная техника, присмотритесь к зарубежным Minolta или Canon

Профессионалам
Тем, кто много снимает и хочет максимально контролировать процесс, советую самую свежую пленочную камеру, которую можно найти. Например, Nikon F100 или Canon EOS 1V. Возможностей управления кадром и технических наворотов в них не меньше, чем в ранних цифровых «тушках»

Эстетам
Если хочется редкую или культовую камеру вроде Leica или Hasselblad, морально готовьтесь отдать за них как за подержанную машину. Взамен получите лучшую оптику, ручную сборку и зависть в глазах коллег-фотографов
Как выбрать пленочный фотоаппарат
Выбрать пленочный фотоаппарат сложно: покупать его часто приходится с рук, но при этом тяжело проверить его работоспособность, потому что сделать тестовый снимок и быстро увидеть результат не получится.
Некоторые проблемы можно обнаружить только после съемки, когда получаешь пленку из проявки. Но что-то можно выяснить сразу, просто осмотрев фотоаппарат и поговорив с продавцом. Расскажу, на что при этом обращать внимание.
Осмотрите фотоаппарат: на нем не должно быть видимых повреждений. Царапины и вмятины на корпусе, следы ржавчины — это явные признаки того, что фотоаппарат неправильно хранили или что у него возможны внутренние повреждения. Маленькая вмятинка может повредить важную деталь в механизме. Но если от фотоаппарата отслаивается кожа на корпусе, это не критично — поможет обычный клей.



Взведите затвор и сделайте тестовый спуск. Взвод должен быть мягким, без натяжения, а механизм не должен издавать странных скрипящих звуков. Если есть возможность, откройте заднюю крышку фотоаппарата, осмотрите его и сделайте пару тестовых спусков с разными выдержками — затвор должен их отрабатывать с разной скоростью.
Например, поставьте фотоаппарат на выдержку 1/500, а затем на 1/30. Вторая выдержка должна сработать ощутимо медленнее: шторка затвора откроется на более долгое время. Потом поставьте фотоаппарат на выдержку В — шторка должна подняться и опуститься только тогда, когда вы отпустите кнопку спуска или нажмете на нее повторно.
Попробуйте разные настройки выдержки, чтобы исключить риск того, что ваш фотоаппарат случайно заклинит и кадр просто засветится.
Проверьте электронику, если она есть в фотоаппарате, посмотрите, в каком состоянии аккумуляторный блок. Контакты не должны быть посажены на клей — если он есть, вы его в любом случае заметите.
Также не должно быть следов «прикипевших» батареек или окисления — такое бывает, если у фотоаппарата, например, есть встроенный экспонометр. Если следы есть, от них будет сложно избавиться. При этом, если пострадают контакты встроенного экспонометра, в целом ничего страшного не произойдет. А если затронуты контакты моторчика, который протягивает пленку, это уже более серьезная проблема.
Проверьте состояние экранчика — не должно быть подтеков или сильного выцветания. Иначе вы рискуете снимать вслепую: не сможете видеть, какие настройки выставлены и в каком режиме работает фотоаппарат.

Осмотрите объектив: в нем не должно быть пыли или плесени, а линзы должны быть без царапин. Пыль и плесень видно без специального оборудования: если смотреть в пыльный объектив на просвет, то есть ощущение, что смотришь на звездное небо. А плесень расходится в объективе тонкими полосами или пятнами.
Еще у объектива должны работать все регулировочные кольца — на фокусировку и настройку диафрагмы. Кстати, с последней связана самая частая «болезнь» объективов — залипание лепестков. Так происходит из-за смазки внутри объектива — со временем она протекает на лепестки и склеивает их.
Диафрагма может залипнуть не сразу: при покупке будет работать, а спустя пару месяцев перестанет подавать признаки жизни. В этом случае придется чистить ее самостоятельно или искать мастера. Цена ремонта зависит от производителя объектива, сложности его конструкции и других факторов.
К сожалению, до покупки нельзя проверить юстировку объектива — то, насколько правильно он работает с фокусировкой. Если юстировка сбита, фотографии будут «мимо цели». Покрутите и покачайте объектив: если он кажется расшатанным или гремит, то с ним явно есть проблемы.



Поговорите с продавцом, спросите его, как хранился фотоаппарат и кто им пользовался. Не соблазняйтесь низкой стоимостью: изучите цены на «Авито» и ориентируйтесь на них — расскажу ниже, как это сделать.
Часто оказывается, что старые фотоаппараты хранили в неподходящих условиях. Повезет, если это будет шкаф или сухая кладовка: максимум придется почистить фотоаппарат от пыли, заменить уплотнители и, возможно, вернуть подвижность механизму. Если же камера хранилась в сырости или на ярком солнечном свете, то спасти технику вряд ли получится.
Домашнее хранение — это хорошо. Фотоаппараты, которые хранились на даче, в гараже, на балконе или неизвестно где, — кот в мешке.
Плесень и ржавчина — худшее, что может случиться с фотоаппаратом. А еще он может оказаться на дальней полке из-за того, что в нем отсутствуют важные детали или он просто не работает. Хорошо, если на фотоаппарат недавно снимали, а если делали ему профилактику — просто идеально.


Моя коллекция фотоаппаратов
В моей коллекции 32 пленочных фотоаппарата, и у каждого своя история появления. Много техники мне дарили друзья и знакомые, что-то я покупала на «Авито», у людей с фотофорумов или в комиссионках.
Например, фотоаппарат «Салют-С» я купила в 2011 году, когда еще училась в школе. Однажды подержала его в руках и очень впечатлилась видоискателем. А затем через форум «Клуб Фото-ру» нашла человека, который продавал этот фотоаппарат. Он стоил 6000 ₽ — тогда это была для меня неподъемная сумма, но я копила месяца четыре и постоянно уговаривала продавца придержать этот фотоаппарат. Он пошел мне навстречу, и я получила шикарный подарок к выпускному.
Примерная стоимость моей коллекции — 203 100 ₽ и коробка конфет
Марка фотоаппарата | Сколько он стоит на рынке | Сколько я фактически на него потратила |
---|---|---|
Mamiya C3 | 50 000 ₽ | 31 000 ₽ |
Nikon F100 | 40 000 ₽ | 25 000 ₽ |
Ihagee Patent-Duplex | 15 000 ₽ | 0 ₽ — это подарок |
«Салют-С» | 13 000 ₽ | 6 000 ₽ |
Praktica LTL | 8 500 ₽ | 4 700 ₽ |
«Киев-6C» | 8 000 ₽ | 4 500 ₽ |
«Горизонт» | 6 000 ₽ | 5 000 ₽ |
«Фотокор-1» | 5 000 ₽ | 4 500 ₽ |
«Москва-2» | 5 000 ₽ | 0 ₽ |
Kodak Brownie IV | 5 000 ₽ | 0 ₽ — подарил муж |
«Зенит-11» | 4 500 ₽ | 0 ₽ |
«Зенит TTL» | 4 000 ₽ | 0 ₽ |
Agfa Box | 4 000 ₽ | 2 400 ₽, или 30 € по курсу 2018 года |
«Зенит-122» | 3 500 ₽ | 0 ₽ |
Polaroid-636 | 3 000 ₽ | 500 ₽ |
«Зенит-В» | 3 000 ₽ | 0 ₽ |
«Киев-19» | 3 000 Р | 0 ₽ |
«Зоркий-С» | 3 000 ₽ | 0 ₽ |
Polaroid AF | 2 500 ₽ | 0 ₽ — наш первый семейный фотоаппарат |
«Любитель» | 2 400 ₽ | 1 800 ₽ |
«Любитель-166» | 2 000 ₽ | 0 ₽ — забрала при переезде редакции, где я работала |
«Зоркий-4К» | 2 000 ₽ | 0 ₽ |
«Зенит-Е» | 2 000 ₽ | Коробка конфет |
«Киев-30» | 1 500 ₽ | 0 ₽ |
Minolta F10BF | 1 500 ₽ | 0 ₽ |
«Чайка-2» | 1 200 ₽ | 0 ₽ |
«ФЭД-5» | 1 000 ₽ | 0 ₽ — получила его по обмену |
«ФЭД-4» | 1 000 ₽ | 0 ₽ |
«ФЭД-3» | 1 000 ₽ | 0 ₽ |
«Смена Символ» | 500 ₽ | 130 ₽ |
«Орион» | 500 ₽ | 120 ₽ |
«Смена-8М» | 500 ₽ | 0 ₽ |
Всего | 203 100 ₽ | 77 150 ₽ |
Примерная стоимость моей коллекции — 203 100 ₽ и коробка конфет
Mamiya C3 | |
Сколько он стоит на рынке | 50 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 31 000 ₽ |
Nikon F100 | |
Сколько он стоит на рынке | 40 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 25 000 ₽ |
Ihagee Patent-Duplex | |
Сколько он стоит на рынке | 15 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ — это подарок |
«Салют-С» | |
Сколько он стоит на рынке | 13 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 6 000 ₽ |
Praktica LTL | |
Сколько он стоит на рынке | 8 500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 4 700 ₽ |
«Киев-6C» | |
Сколько он стоит на рынке | 8 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 4 500 ₽ |
«Горизонт» | |
Сколько он стоит на рынке | 6 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 5 000 ₽ |
«Фотокор-1» | |
Сколько он стоит на рынке | 5 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 4 500 ₽ |
«Москва-2» | |
Сколько он стоит на рынке | 5 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
Kodak Brownie IV | |
Сколько он стоит на рынке | 5 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ — подарил муж |
«Зенит-11» | |
Сколько он стоит на рынке | 4 500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
«Зенит TTL» | |
Сколько он стоит на рынке | 4 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
Agfa Box | |
Сколько он стоит на рынке | 4 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 2 400 ₽, или 30 € по курсу 2018 года |
«Зенит-122» | |
Сколько он стоит на рынке | 3 500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
Polaroid-636 | |
Сколько он стоит на рынке | 3 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 500 ₽ |
«Зенит-В» | |
Сколько он стоит на рынке | 3 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
«Киев-19» | |
Сколько он стоит на рынке | 3 000 Р |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
«Зоркий-С» | |
Сколько он стоит на рынке | 3 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
Polaroid AF | |
Сколько он стоит на рынке | 2 500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ — наш первый семейный фотоаппарат |
«Любитель» | |
Сколько он стоит на рынке | 2 400 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 1 800 ₽ |
«Любитель-166» | |
Сколько он стоит на рынке | 2 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ — забрала при переезде редакции, где я работала |
«Зоркий-4К» | |
Сколько он стоит на рынке | 2 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
«Зенит-Е» | |
Сколько он стоит на рынке | 2 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | Коробка конфет |
«Киев-30» | |
Сколько он стоит на рынке | 1500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
Minolta F10BF | |
Сколько он стоит на рынке | 1 500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
«Чайка-2» | |
Сколько он стоит на рынке | 1 200 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
«ФЭД-5» | |
Сколько он стоит на рынке | 1 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ — получила его по обмену |
«ФЭД-4» | |
Сколько он стоит на рынке | 1 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
«ФЭД-3» | |
Сколько он стоит на рынке | 1 000 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
«Смена Символ» | |
Сколько он стоит на рынке | 500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 130 ₽ |
«Орион» | |
Сколько он стоит на рынке | 500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 120 ₽ |
«Смена-8М» | |
Сколько он стоит на рынке | 500 ₽ |
Сколько я фактически на него потратила | 0 ₽ |
Всего | |
Сколько стоит на рынке | 203 100 ₽ |
Сколько я фактически потратила | 77 150 ₽ |






Где купить пленочный фотоаппарат
Пленочные фотоаппараты сейчас выпускают редко, да и стоят они дорого: например, полукадровый Pentax-17 обойдется примерно в 75 000 ₽, а Kodak Ektar H35N — в 6000 ₽. Поэтому основной способ приобрести такую камеру — спросить у знакомых, поискать на сайтах объявлений, барахолках или блошиных рынках.
Спросите у знакомых, вдруг у них завалялся старый «Зенит» или «ФЭД». Это самый бюджетный способ стать обладателем пленочного фотоаппарата. Если удача на вашей стороне, то за символическую сумму или вовсе бесплатно вам отдадут камеру. Другой вопрос — в каком она будет состоянии.
Почти вся моя коллекция собрана таким образом. Многие друзья и знакомые знают, что я собираю пленочную технику, и иногда предлагают мне завалявшиеся у них камеры или дарят технику на праздники. Например, «Москву-2» мне подарил на день рождения хороший друг — перед этим сам починил фотоаппарату затвор. А «Любитель-166» мне отдали на прошлой работе — у него немного отходила задняя крышка, но я смогла это починить.
История появления «Фотокора-1» тоже забавная: знакомый в Уфе купил дачу и нашел среди оставленных вещей этот аппарат. Было только одно но: он не работал. В итоге сошлись на сумму пересылки через СДЭК. Понемногу ремонтирую старика своими руками: после поисков статей и видео в интернете, ряда экспериментов и магии капли WD-40 у него уже начал правильно срабатывать затвор.

Поищите на сайтах объявлений. Если первый способ не сработал, то попробуйте поискать технику на «Авито». Здесь важно читать описания к товарам и не стесняться задавать вопросы продавцу.
На «Авито» я покупала новый объектив для «Салюта-С», потому что родная «Вега» мне досталась в разобранном состоянии. Удалось купить абсолютно новый объектив — с коробкой, чехлом, фильтрами и без каких-либо потертостей. Еще весной покупала замену «Зениту-11» — выбирала между Minolta и Praktica. Первые были дороговаты, поэтому остановилась на гэдээровской классике. Очень повезло с продавцом, который ответил на все вопросы до и после покупки.
Цена фотоаппарата часто зависит от его состояния, объектива, с которым он продается, и марки. Меньше всего влияет редкость — это параметр для искушенных. «Зениты» обычно стоят до 5000 ₽, «ФЭДы» — до 2000 ₽, а «Смены» — до 1000 ₽. Иностранная техника, как правило, дороже: зеркальные Minolta или Canon в хорошем состоянии обойдутся примерно в 6000 ₽, но при этом мыльницы стоят в пределах 1000 ₽.



Сходите в комиссионные магазины. Если вы не уверены, что сможете купить хороший фотоаппарат с рук, то есть еще один прекрасный вариант — комиссионки. Их также можно отыскать на «Авито» или в соцсетях. Можно списаться с представителями магазина или прийти и потрогать выставленные на продажу фотоаппараты.
Как правило, консультанты могут подробно рассказать о товарах, а еще помочь проверить технику.
Бывают случаи, когда в продажу идет фотоаппарат с «болезнями»: нерабочим затвором, отсутствием какой-то важной детали, дыркой на шторке, разбитым зеркалом и другими. Об этом может говорить низкая цена.
Например, один раз я собиралась купить в комиссионке Praktica за 2000 ₽, притом что обычно она стоит около 5000 ₽, но вовремя заметила перекошенный объектив.


Изучите фотофорумы и посетите блошиные рынки. Это вариант для тех, кто вошел во вкус коллекционирования.
Например, через форум «Клуб Фото-ру» в моей коллекции появился «Салют-С» в идеальном состоянии, а в Берлине я купила практически нетронутую Agfa 30—40-х годов. Правила выбора техники там такие же, как и при покупке на «Авито».


Как выбрать пленку
Когда я только увлеклась фотоаппаратами, с пленкой было туговато. Я не знала, где ее можно купить, поэтому чаще всего мне попадалась просрочка из исчезающих мини-магазинов фототоваров. Я долго грешила на качество фотоаппаратов, но позже поняла, что дело было не в них, а в пленке. От нее зависит качество фотографии: цвета, резкость, свет, детальность.
Пленка — расходный материал. Именно она делает это хобби дорогостоящим. Самый большой минус по современным меркам — нельзя заранее посмотреть, что получилось. На старте можно угробить несколько катушек и получить всего пару хороших фотографий из 36 кадров.
Чтобы первый опыт приобщения к аналоговой фотографии не стал провальным, при выборе пленки нужно обратить внимание на три параметра: размер, тип, ISO. Расскажу о них подробнее.
Размер пленки зависит от фотоаппарата, на который вы собираетесь снимать. К большинству подходят пленки двух форматов — 135-го или 120-го.
Пленка 135-го формата многим знакома с детства. Ее заправляют в «Зениты», «ФЭДы» и бесчисленные мыльницы из 90-х. Отличительная особенность — перфорация по краям. Она нужна для того, чтобы фотоаппарат смог прокрутить отснятый кадр на приемную катушку. Чаще всего продаются катушки на 24 или 36 кадров, средняя цена — от 1000 до 2500 ₽ (а Kodak Ektachrome E100 сейчас стоит 3900 ₽). Размер кадра — 24 × 36 мм.
Пленка 120-го формата используется в среднеформатных камерах — «Любителе», «Москве», «Диане». Чаще всего одна катушка рассчитана на 12 кадров и стоит от 1000 до 3000 ₽.
У пленки нет перфорации, а по всей длине она защищена бумагой — ракордом. На нем есть обозначения номера кадра, чтобы отслеживать количество отснятых фотографий. Преимущество среднего формата — большая информационная емкость. В зависимости от камеры размер одной из сторон кадра — 56 мм, поэтому он выхватывает большее количество деталей и оттенков цветов.


По типу пленка может быть цветной или черно-белой. Здесь все зависит от личных предпочтений и творческих задач. Черно-белая пленка дешевле. Самая дорогая пленка — обращаемая, еще ее называют слайдовой или позитивной.
Цветные пленки делятся на негативные и обращаемые. Негативные более практичны: они терпеливы к промахам в экспозиции и проявляются в любом фотоцентре. Кадр, снятый на такую пленку, получается с инвертированными цветами, то есть при съемке цвета меняются на противоположные.
У слайдовых пленок нет инверсии цвета, поэтому в итоге получается готовый слайд для проектора — отсюда они и получили свое название. Эти пленки сложнее проявить, поэтому не каждый фотоцентр возьмется за такую работу. Кроме того, они довольно редкие.
Черно-белые пленки тоже бывают двух видов: панхроматические и монохромные. Первые чувствительны ко всему цветовому спектру, поэтому хорошо передают оттенки серого. Это важно для того, чтобы на фотографии было видно больше деталей и переходов цветов.
Монохромные пленки проявляют так же, как цветные негативные, поэтому работать с ними проще, чем с панхроматическими. Но есть один минус: пленка такого вида довольно редкая, а еще она захватывает меньше цветов, то есть фото получаются менее детализированными.
Если не знаете, какая пленка у вас в руках, найдите на ней проявочный код.
Коды проявки на упаковке пленки
Код | Тип пленки |
---|---|
С-41 | Цветная негативная |
Е-6 | Цветная обращаемая |
D-76 | Черно-белая панхроматическая |
С-41 | Черно-белая монохромная |
Коды проявки на упаковке пленки
Код | Тип пленки |
С-41 | Цветная негативная |
Е-6 | Цветная обращаемая |
D-76 | Черно-белая панхроматическая |
С-41 | Черно-белая монохромная |
Индекс ISO для пленки можно узнать по цифрам на коробке. Чем больше его значение, тем чувствительнее пленка к свету. Диапазон светочувствительности начинается с ISO 50 и заканчивается ISO 3200. От ISO зависит экспозиция съемки: пленка с маленькой чувствительностью фиксирует меньше света, поэтому на нее можно снимать только при хорошей освещенности. С высокой светочувствительностью можно снимать практически в темноте, например при свете гирлянд, потому что она фиксирует много света.
От ISO зависит и еще один параметр пленки — зернистость. Она появляется с ростом чувствительности, снижая детализацию изображения. Но, в отличие от шумов на цифровых камерах, пленочное зерно считается благородным и используется в художественных целях.
Чаще всего светочувствительность подбирают по условиям съемки. ISO 200—400 — оптимальная светочувствительность пленок для начинающих фотографов.
С каким ISO снимать
ISO | Вид съемки |
---|---|
50 | Места с хорошим освещением, студия |
100 | Солнечный день |
200 | Облачная погода, помещения |
400 | Пасмурная погода, помещения со слабым освещением |
800 | Сумерки и вечернее время |
1600 | Поздний вечер или ночь, съемка без вспышки |
3200 | Ночь, темные помещения |
С каким ISO снимать
ISO | Вид съемки |
50 | Места с хорошим освещением, студия |
100 | Солнечный день |
200 | Облачная погода, помещения |
400 | Пасмурная погода, помещения со слабым освещением |
800 | Сумерки и вечернее время |
1600 | Поздний вечер или ночь, съемка без вспышки |
3200 | Ночь, темные помещения |




Пленку можно купить в интернете или в магазинах с техникой. Иногда магазины устраивают акции или продают просрочку за очень низкую цену. Просрочка тоже хорошо справляется со своими задачами, но может немного искажать цвета или давать какие-то другие артефакты. Еще нужно помнить, что у просроченной пленки со временем снижается светочувствительность. Условно говоря, каждые 10 лет снижают светочувствительность на одну ступень: если пленка была с ISO 400, то через 10 лет ее нужно экспонировать как ISO 200.
Мои рекомендации. После двух-трех отснятых катушек складываются свои предпочтения, поэтому выбирать нужную пленку становится легче.
Мне нравится делать черно-белые фотографии на Ilford с ISO 400. Снимки получаются контрастными и четкими, поэтому их удобно печатать без дополнительной обработки.
Онлайн-магазины и лаборатории, в которых можно купить и проявить пленку:
Также пленку можно найти в любом онлайн-маркете или на «Авито» у частных продавцов.
Хранить пленку нужно в холодильнике, потому что в тепле разрушается эмульсия. А еще старайтесь отснять пленку в фотоаппарате как можно быстрее или будьте готовы к тому, что цвета на ней начнут искажаться, а кадры могут пропечатываться или даже совсем пропасть. И никогда не сдавайте пленку в багажное отделение самолета: рентген засветит ее — я попадала в такую ситуацию.
Еще один небольшой лайфхак: тренируйтесь снимать на черно-белую пленку. С ней будет меньше промахов по цветам и свету, а результат довольно просто корректируется в «Фотошопе». Но в любом случае для первых разов выбирайте пленку подешевле, чтобы было не так жалко загубить.


Проявка и печать фотографий
Проявка. Я пользуюсь простым способом — фотолабораторией. Но в Калуге, где я живу, толковой с подходящей аппаратурой нет, поэтому я беру пленки с собой, когда еду в Москву, и проявляю их в «Перспективе». Проявка занимает день-два. Стоимость зависит от типа пленки: цветную проявляют за 200 ₽, а черно-белую — за 300 ₽.
Но есть способ проявки и для настоящих экстремалов — самостоятельный. В этом случае нужно разжиться необходимым оборудованием, фотохимией и отвоевать ванную или кладовку.
Я ни разу не пробовала проявлять пленку самостоятельно, потому что боюсь все испортить. У меня есть ванночки, лампа и даже фотоувеличитель. Но проводить эксперименты я пока не готова. Тем более фотохимия стоит дорого: мини-набор для проявки черно-белой пленки Ilford стоит от 2300 ₽, а если набирать проявители, фиксажи и промывки по отдельности, цена может выйти минимум в 5000 ₽.


Обычно я заказываю комплексом проявку и сканирование. Я пробовала сканировать пленки самостоятельно — купила для этого примерно за 6000 Р самый простой сканер, у которого была функция сканирования пленки. Но результат получался плохим: на фотографиях были полоски и фиолетовый оттенок. Плюс это занимало очень много времени.
Хороший домашний фотосканер, который даст достойный результат (Plustek, Epson, Nikon), стоит дорого — от 20 000 ₽, при этом цены могут выходить за пределы 100 000 ₽. Поэтому дешевле снова отдать эту работу фотолаборатории: сканирование одной катушки пленки независимо от количества кадров обходится в 500—700 ₽.





Печать. Фотографии я печатаю нечасто, но лучше воспитать в себе такую привычку: я думаю, что фото на бумаге выглядят интереснее картинки на экране. Это же касается и цифровых фотографий.
При выборе размера печати нужно исходить из размеров сканов: чем меньше разрешение скана, тем мутнее он получается в больших форматах. Идеальный вариант — печатать с негатива. Так четкость и цвета точно будут на месте при любом формате печати.
Печать одной фотографии стандартного размера 10 × 15 см, как правило, стоит от 15 до 100 ₽. Печать фотографий с пленки 120-го формата дороже из-за размера — чаще всего тут потребуется широкоформатная или ручная печать. За одну такую фотографию можно отдать 600 ₽.
Еще можно печатать фотографии на пластике, пенокартоне, дереве или холстах — тут уже зависит от пожеланий и интерьера. Соответственно, цена тоже увеличивается. Например, холст может стоить от 1100 до 8700 Р.


Сколько стоит снимать на пленку
Чтобы ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи, я посчитала, во сколько примерно обойдется увлечение пленочными фотоаппаратами для новичка и для опытного фотографа.

Комплект новичка
Камера: «Зенит-11»
Объектив: «Гелиос 44-2» в комплекте
Пленка: любая дешевая просрочка из лаборатории
Проявка и скан: самый бюджетный пакет в лаборатории «Среда»
Печать: нет. Ограничимся цифровыми сканами из лаборатории

Комплект профессионала
Камера: Nikon F100
Объектив: Nikkor 24mm f/2.8 или другой комплектный
Пленка: Kodak Gold 200
Проявка и скан: премиум-пакет в «Маяке»
Печать: матовая, с накаткой на твердую основу, в том же «Маяке»

Топ-комплект
Камера: Hasselblad-503
Объектив: Zeiss Planar 110mm f/2
Пленка: Kodak Ektar 100
Проявка и скан: премиум-пакет в «Маяке»
Печать: глянцевая, с накаткой на твердую основу, в том же «Маяке»
Если хотите снимать на пленочный фотоаппарат, вот несколько рекомендаций
- Пленочные фотоаппараты могут быть зеркальными и беззеркальными, а также разных форматов. Новичку вполне подойдут советские беззеркальные «ФЭД» или «Смена», а также зеркальный «Зенит».
- Ответственно подойдите к выбору фотоаппарата. Обращайте внимание на его состояние, не бойтесь спрашивать продавцов и обязательно проверяйте работоспособность всех крутилок и рычажков.
- Выберите подходящую пленку. Начните с недорогой Foma или Kodak с ISO 200—400 и тренируйтесь снимать на черно-белую пленку: с ней меньше вероятность ошибиться по свету и цветам.
- Никогда не открывайте заднюю крышку фотоаппарата, пока не отснимете пленку до конца.
- Доверьте проявку и сканирование пленки фотолаборатории. Так вы сэкономите время и нервы. Или даже спасете кадры.
- Первые кадры будут получаться некрасивыми — это нормально. Со временем вы научитесь делать настоящие шедевры.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult