
Мнение: большинство франшиз — пустышки
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
На рынке франшиз наблюдается настоящий бум. Продают франшизы всего подряд: от точек по продаже сладкой ваты до школ вокала, от шаурмечек до иммерсивного театра. Такое ощущение, что конечная цель любого предпринимателя в любой сфере — это продать свою франшизу. Но кто и зачем это все покупает?
Я понимаю, когда вместе с франшизой ты получаешь действительно известный бренд, который привлечет клиентов сам по себе (например, ты открываешь ещё один ресторан известной в стране сети фастфуда). Я понимаю, когда франчайзер сам будет привлекать к тебе клиентов (например, ты открываешь ПВЗ известного маркетплейса). Я понимаю, когда франчайзер предоставляет все материалы "под ключ" (например, ты запускаешь квиз и у тебя есть все сценарии, распечатки, музыка, видеоматериалы, остаётся только проводить сами мероприятия). Я понимаю, когда ты приобретаешь франшизу на уникальный продукт, аналогов которому в стране нет или почти нет. Но большинство франшиз не предлагают ничего из того, что перечислено выше. Они просто берут деньги за неизвестный бренд и экспертизу сомнительного качества и происхождения.
Я догадываюсь, что к покупке франшизы подталкивает страх перед неизвестностью и желание получить поддержку на старте бизнеса. Но на мой взгляд продуктивнее потратить время и деньги на собственное исследование рынка: поработать в найме в интересующей сфере, просто откровенно пообщаться с владельцами действующего бизнеса.
У меня есть два личных примера неудачных франшиз:
- Близкий родственник приобрел франшизу прачечных самообслуживания. Ему наговорили баек про пассивный доход. В результате имеется только пассивный расход, который приходится крыть сторонними подработками. Вся помощь франчайзера: файл логотипа, файлы инструкций для посетителей и ссылка на сайт, где нужно купить оборудование. Паушальный и роялти на месте. Плюс 500 тыс. руб. отступных в случае, если прачечная закроется в течение 5 лет с момента подписания договора (этот пункт договора вообще кабальный, как мне кажется).
- Знакомая владелица груминг-салона мечтает запустить франшизу. Сама при этом в груминге ничего не понимает, а салон держится на экспертизе, опыте и инструментах двух наёмных мастеров. Как она хочет это упаковать и масштабировать — ума не приложу.