Мнения
3K

Мнение: большин­ство франшиз — пустышки

19

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

LS

не видит ценности в бизнесе под ключ

Страница автора

На рынке франшиз наблюдается настоящий бум.

Продают все подряд — от точек, торгующих сладкой ватой, до школ вокала, от шаурмечек до иммерсивного театра. Такое ощущение, что конечная цель любого предпринимателя — продать свою франшизу. Но кто и зачем это все покупает?

Я понимаю, когда вместе с франшизой ты получаешь известный бренд, который привлечет клиентов сам по себе, — например, запускаешь еще один ресторан известной в стране сети фастфуда. Или когда франчайзер сам будет привлекать для тебя клиентов — открываешь ПВЗ известного маркетплейса.

Я понимаю, когда владелец франшизы предоставляет все материалы под ключ. Запускаешь квиз, и у тебя есть все сценарии, распечатки, музыка, видеоматериалы, остается только проводить сами мероприятия. Я понимаю, когда ты приобретаешь франшизу на уникальный продукт, аналогов которому в стране нет или почти нет. Но большинство франчайзеров не предлагают ничего из того, что перечислено выше.

Они просто берут деньги за неизвестный бренд и наработки сомнительного качества и происхождения.

Я догадываюсь, что к покупке франшизы подталкивает страх перед неизвестностью и желание получить поддержку на старте бизнеса. Но, на мой взгляд, продуктивнее потратить время и деньги на собственное исследование рынка: поработать в найме в интересующей сфере, просто откровенно пообщаться с владельцами действующего бизнеса.

У меня есть два примера неудачных франшиз:

  1. Близкий родственник приобрел франшизу прачечных самообслуживания. Ему наговорили баек про пассивный доход. В результате есть только пассивный расход, который приходится крыть сторонними подработками. Вся помощь франчайзера — файлы с логотипом и инструкциями для посетителей и ссылка на сайт, где нужно купить оборудование. Паушальный и роялти на месте. Плюс 500 000 ₽ отступных, если прачечная закроется в течение пяти лет с момента подписания документа, — этот пункт договора вообще кабальный, как мне кажется.
  2. Знакомая владелица груминг-салона мечтает запустить франшизу. Сама при этом в груминге ничего не понимает, а салон держится на экспертности, опыте и инструментах двух наемных мастеров. Как она хочет это упаковать и масштабировать — ума не приложу.
РедакцияЧто думаете? Поделитесь своими аргументами:
  • sn1pejkeeeНу близкий родственник номер 1 тот еще кадр, потому что судя по всему даже договор не прочитал. Такого и СБ Сбербанка разведет. Франшиза дает маркетинг, меню и логистику. Если думаете, что вы легко сделаете это лучше, то подумайте еще раз :) Против франшиз работают только всякие крутейшие УТП, которые не так легко придумать. Либо нишевый бизнес, конечно.10
  • Кейтлин БлэкстоунФраншизы сейчас как лотерея: 90% покупателей платят за воздух и PDF-инструкции, и Ваши примеры тому подтверждение: вместо «пассивного дохода» люди получают кабальные договоры и нулевую поддержку. Лучше уж год поработать в нише, чем годами отдавать роялти... P.s. Франчайзинг — никакая не волшебная таблетка. Успешные сети вроде KFC строятся на реальной экспертизе, а не на продаже мечты о «бизнесе без усилий» 😉31
  • Мия УхМожет быть, где-то, когда-то франшизы и были способом быстрого масштабирования бизнеса для основателя, как нам рассказывали, когда эта концепция была импортирована на почву, так сказать, родных осин. После этого только и вижу, что наставления начинающим предпринимателям "начни любое дело, зарегистрируй марку и озолотись на продаже франшиз тем, кто не смог осилить этих шагов". А, нет, еще были стоны франчайзеров на тему непослушных франчайзи, все делающих по-своему. В общем, если у сторон нет намерения работать вместе в общих интересах, то франчайзинговый договор не сможет их заставить.4
  • Рубиновый шурупТак нужно отдавать себе отчёт какую именно франшизу ты себе берешь. Например, если 5-ка даёт свою франшизу и ты сам со всеми своими знакомыми туда ходишь, видишь, что в магазине бывают очереди, видишь рекламные кампании данной сети, то понятно, что такая франшиза будет работать. Другое дело, если хочется вложить минимум (например, открыть 10 кофейную точку на пяточке или парикмахерскую), чьи франшизы ни во что особо не вкладываются, а берут только низким роялти и красивыми картинками, то эффект там будет другой.5
  • LSРубиновый, так об этом и речь. Я понимаю, когда берут франшизы 5-ки или, условно, додо пиццы. Это сложный бизнес с отлаженным процессами и известным брендом. Я про тьму других ноунейм-франшиз. Большинство из них как будто сами только вчера открылись, а уже франшизу продвигают. И ведь кто-то это берет.7
  • Софья МальцеваНу, в целом так и есть. легко ли вы сами построить логистику, маркетинг? Не-а. Даже если вы построили 10 успешных бизнес-сетей, с новой темой вы где-то все равно облажаетесь. Франшиза может от этого уберечь, если тот, кто ее продал - добросовестно исполняет свой договор. Конечно, никто за вас ничего не сделает. На мой взгляд, хороши франшизы для тех, у кого уже есть свой бизнес. Или кто может себе позволить купить не дешевенькие франшизы. Потому что за 100-200-300 тысяч рублей вам посмотрят карту города, максимум отснятые вами видосики и скажут, что можно арендовать помещение. А по-нормальному, если помогают выбрать помещение, надо ехать, смотреть, считать трафик и прочее. И это только верхушка айсберга. И опять же, вы точно должны знать, на что имеете право по франшизе.1
  • Рубиновый шурупLS, все хотят стать бизнесменами, но при этом, что бы кто то помог2
  • user1065093Лучше чтобы кто то помогал чем самому все делать.0
  • Максимuser1065093, кто делает, тот и профит получает0
  • user1065093Максим, кто все сам делает - невротичный трудоголик с лишним весом.2
  • Максимuser1065093, и профитом!0
  • user1065093Максим, с лишним весом и геморроем с кулак!1
  • SlavdmiФраншиза имеет смысл только при наличии сильного бренда. Как условный Макдональдс, KFC, простигосподи Додопицца и все в таком ключе. Что-то что знает каждый без пояснений. А франшиза никому не известной кофейни или прачечной что дает вообще? Максимум какой-то брендинг для точки + готовые контакты поставщиков (которых и так можно найти).0
  • Андрей СпицинГосподи, убереги меня от греха франшизы, да не прикоснусь я к чужому успеху, подобно блудному сыну к чужому пирогу. Не дай мне соблазниться "готовым бизнесом", как не дал Ты Сатане соблазнить Христа золотыми горами. Да будет воля Твоя: строить своё, как говорится, а не прыгать в чужие телеги с наклейкой "Бизнес-идея за 199 рублей". Ибо кто купит франшизу, тот может потерять голову, а кто построит дело своё — тот хотя бы знает, где её потерял. Спаси, Боже, от менеджера по франчайзингу, что заманивает словами: "Всё уже продумано, всё уже работает!" Но правда Говорю тебе: если всё так круто — почему он ещё не миллионер? И сохрани меня от мысли: "Я возьму франшизу и сделаю по-своему", ибо написано: "Кто идёт против системы — того система же и съест".1
  • Галина КузнецоваБывает еще хуже. Франчайзер поддерживает-поддерживает продавца, а потом через пять лет, когда точка раскрутилась и договор франшизы заканчивается, не продляет его. Франчайзи идет лесом, а франчайзер продолжает работу. Очень сложная тема - нужны очень четкие внутренние бизнес-процессы, не только поддержка в маркетинге, а у многих русских франшиз и с первым, и со вторым проблемы. И, конечно, переговорные практики и умение договариваться, а этого мало. Банально - но франчайзеры даже не могут дать адекватный ответ - вставать в ТЦ или нет, чтобы ответ был с цифрами, с учетом количества жителей и плотности заселения, прогнозом трафика, конверсии и продаж и расчетом окупаемости. Дальше примерно то же самое - ответить на вопрос франчайзи: "Как мне увеличить продажи" не могут, так как ROI не считается, категорийного менеджмента и программы лояльности нет. А если есть, то требует такой доработки, что франчайзи не передать. Но это не проблема франшиз, это большая, очень серьезная, глубокая проблема всего ритейла - не считают цифры.0
  • Галина Кузнецоваsn1pejkeee, против франшиз работают малые предприниматели, знающие свою ЦА, умеющие с ней разговаривать и гибкие.0
  • sn1pejkeeeГалина, знание ца и гибкость это базовый минимум(простите), без которых бизнес даже не заведется. И этого вообще не достаточно.0
  • Галина Кузнецоваsn1pejkeee, да, это база, 20 лет работы с ритейлом снаружи и изнутри говорят, что ее нет примерно у 70% компаний, включая франчайзеров. Каждый год вспоминаю разговор с пиарщиком крупного обувного франчайзера (2006 год): "Галя, если читать Карла Сьюэлла "Клиенты на всю жизнь" и просто сделать все, что он сказал, ты будешь на шаг впереди рынка". А у Сьюелла тоже базовые вещи. Но на дворе 2025 - и я продолжаю дарить книгу всем знакомым предпринимателям. Потому что мало что меняется. И вижу, как у тех, кто читает, и маркетинг на место встает, и логистика, и меню - если под ним вы имели в виду работу с ассортиментом. Если нет, интересно, что это значит. ЦА (и маркетинг на нее), гибкость, учетная политика-бюджетирование, работа с персоналом, ассортимент. За два года можно отстроить все процессы, последовательно, один за другим. Без франшизы. Хорошо, если с консультантом.0
Сообщество