Как мастер «отремонтировал» мне посудомойку за 120 000 ₽

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
У меня сломалась посудомоечная машина Miele, и я оставила заявку на вызов мастера на сайте сервисного центра.
После нескольких пересогласований дат и времени приехал мужчина, разобрал посудомоечную машину, сказал, что все плохо, надо менять все насосы, нагревательный элемент и еще много чего. Мол, я не ухаживаю за аппаратом, который надо промывать лимонной кислотой. Спойлер от реальных спецов: не надо.
В итоге сказал, что заберет ее и на «спецоборудовании» сделает ремонт. Я в эту байку поверила, хотя в прошлый раз ремонт производили на месте. Машинку он увез со своим братом на такси «Яндекс Go».
Через час мне позвонили из кол-центра компании и сказали, что мой мастер задерживается. Я спрашиваю: «В каком смысле задерживается? Ваш мастер только что ушел и еще попросил предоплату, 60 000 ₽, за кучу деталей».
Мне ответили: «Мы не знаем, кто это был, пишите заявление в полицию».
Я позвонила горе-мастеру, он ответил: «Я же сказал, что завтра все будет, слово мужика». Оставалось только подождать. На следующий день он приехал, установил агрегат — вроде все работает. Попросил еще 60 000 ₽ как остаток за детали и работу. Уже было понятно, что я переплатила в пять раз, как сама же компания сказала, но что поделаешь. Да, дура, но машинка работает. Разошлись.
Прошло четыре дня. На очередной запуск машинки сработала защита в щитке, выбило электричество. Поняла, что с ней сделали что-то не то. Нашла проверенных мастеров, они приехали, сообщили, что проблема в реле давления — оказалось, во время прошлого ремонта его не поменяли. Оценочная стоимость — 30 000 ₽ за все про все.
Из того списка деталей под замену, который мне выкатил горе-мастер, в реальности оказался заменен только самый дорогой насос — согласно смете, из 120 000 ₽ на него ушло 47 000 ₽. При этом на его место была установлена не новая деталь, а другой б/у насос с прокладкой из презерватива. Это, кстати, не фигура речи, а реальный факт. На нем машинка отработала несколько дней.
В итоге на ремонт я потратила 150 000 ₽: 120 000 ₽ отдала мошенникам, 30 000 ₽ — настоящим мастерам. С машинкой все в порядке. Заявление в полицию я написала.

Ремонт не должен стоить больше, чем новая техника
У автостраховщиков есть такое понятие как «тотал»: если после аварии оценочная стоимость ремонта превышает две трети от стоимости нового автомобиля, ремонт признают нецелесообразным. По сути, у любой бытовой техники тоже есть свой «тотал»: если новая посудомойка стоит 150 тысяч, а ремонт обходится в 120 тысяч, выгоднее, надежнее и проще купить новую.
Обычному человеку сложно понять, реальна ли стоимость ремонта, которую ему называют: не все из нас разбираются в устройстве бытовой техники. Но с развитием нейросетей стало намного проще проверять информацию.
Например, можно описать для нейросети проблемы, которые возникли с техникой, упомянуть название модели и попросить чат-бота рассказать, что могло пойти не так и сколько будет стоить ремонт. Нейросеть соберет информацию в интернете и подскажет реальный диапазон цен на ремонт.
Вот еще несколько моментов, которые меня смутили в истории.
Мастер обвинял, пугал и давил. Это верный признак шарлатанов в любой сфере. Настоящий профессионал спокойно расскажет про возможные причины проблемы и предложит способы их решения. Шарлатан будет набивать себе цену: обвинит вас в том, что вы не следили за техникой, испугает дорогим ремонтом, а потом заявит, что только он сможет все сделать дешево и надежно.
Мастер не показал прейскурант. В любом нормальном сервисном центре есть установленный список работ и цен на них. Конечно, мастера не всегда знают, что именно придется менять, пока не проведут полную диагностику, — это нормально. Но хороший мастер должен хотя бы показать прейскурант и рассказать, какие есть возможные сценарии и сколько будет стоить ремонт при хорошем или плохом раскладе.
Мастер не выдал акт приемки и не подписал договор. «Слово мужика» от мастера — это не то, что потом можно предъявить в суде или полиции. Без подписанных документов будет очень сложно доказать, что конкретный человек забирал у вас конкретную технику. Как минимум мастер должен был составить акт, в котором бы указал модель техники, ее внешний вид на момент приемки, свои контакты и контакты сервиса.
Реакция сервисного центра «мы не знаем этого мастера, пишите заявление в полицию» напомнила мне ситуацию из второго эпизода второго сезона подкаста «Схема». Герой выпуска Юрий вызвал мастера, который неудачно отремонтировал холодильник. В итоге прибор загорелся и нанес ущерб на 3 млн рублей. Когда Юрий обратился за компенсацией в сервис, там тоже ответили: «Никакого мастера мы вам не посылали, у нас такие не работают». Рекомендую послушать этот выпуск, чтобы лучше понимать, как обманывают при ремонте техники.