«Царевна-лягушка»: 3 причины не смо­треть очередную ленивую киносказку
Поп-культура
15K
Кадры — «Наше кино»

«Царевна-лягушка»: 3 причины не смо­треть очередную ленивую киносказку

29
Аватар автора

Георгий Амиян

превратился в водяного

Страница автора

6 марта 2025 года в прокат вышел фильм Александра Амирова «Царевна-лягушка».

Это новое прочтение истории о заколдованной принцессе. Действие сказочного сюжета перенесли в наши дни — с девелоперскими проектами и строительными империями.

Рассказываем, почему даже на конкурентном рынке сомнительных киносказок «Царевна-лягушка» выделяется как особенно неудачная.

Что за «Царевна-лягушка»

Дата премьеры: 6 марта 2025 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Александр Амиров
Сценаристы: Василий Ровенский, Ольга Клемешева, Владимир Куксин
Актеры: Валентина Ляпина, Александр Метелкин, Никита Кологривый, Виктор Логинов, Роман Курцын, Елена Ксенофонтова, Никита Тарасов
Жанры: семейный, приключения, фэнтези
Фильмы, похожие на «Царевна-лягушка»: «Летучий корабль», «Домовенок Кузя», «Возвращение попугая Кеши»
Продолжительность: 1 час 33 минуты
Где смотреть: в российском прокате

🏬 Это неудачное осовременивание знакомой сказки

Лягушка Квакушка живет в пруду в парке. В промежутках между общением с влюбленным в нее Лягушом и защитой от коварных лебедя, рака и щуки она наблюдает за людьми вокруг. Озвучивает мысли гуляющих парочек, ходит на сеансы в кинотеатр под открытым небом. Посмотрев советский мультфильм о Василисе Прекрасной, Квакушка начинает мечтать, что и ее однажды поцелует царевич — и тогда она превратится в девушку невероятной красоты.

В городе как раз есть свой Иван по фамилии Царевич — наследник успешного строителя. Ваня не в восторге от идеи всю жизнь воздвигать и продавать коттеджи: он горит технологиями. Иван разрабатывает приложение, которое переводит язык животных на русский. Одна проблема — для полноценного запуска нужно где-то 20 миллионов рублей.

Отец героя готов инвестировать в его стартап при одном условии: Ваня должен жениться. Либо на девушке, которую найдет сам, либо на влюбленной в него дочери давнего друга семьи Кощеева. С Кощеевым, правда, одна проблема: тот планирует отнять у будущего свата бизнес. Ваня это чувствует и решает найти невесту самостоятельно: парень женится на той, кто поймает поцелованный им мяч для гольфа. Это оказывается лягушка, которая ловит мячик ртом и превращается в девушку.

Фильм строится на сюжетных ходах из одноименной русской народной сказки и основанных на ней советских мультфильмов. Отличаются детали. В оригинальной истории лягушка по ночам превращалась в девушку, а в фильме, наоборот, Василиса после заката становится лягушкой. Там царевичу нужно было прожить с лягушкой еще три дня, чтобы она навсегда превратилась в девушку. Здесь за три дня Иван должен влюбиться в Василису и искренне ее поцеловать. Иначе она навсегда останется лягушкой — если только не решит выйти замуж за когда-то заколдовавшего ее Кощея.

Авторы расширили компактную историю до полнометражного фильма. Действие в очередной раз перенесли в наш мир, но забыли добавить в него хоть что-то сказочное. Столкновение фольклорных героев с гаджетами, небоскребами и престижными жилыми кварталами тут выглядит так же нелепо, как смешение сказки и реальности в недавнем «Домовенке Кузе». Причем фильмы повторяют друг друга не только концептуально — доходит даже до воспроизведения одних и тех же не особо смешных шуток: например, как сказочный герой катается на аттракционах.

В «Царевне-лягушки» просто нет жизни. Да, сюжет осовременили, но трудно сказать, что герои попали в «наш» мир. Едва ли целевая аудитория картины ездит на спорткарах, живет в роскошных частных домах и тратит миллионы на приложения. Почувствовать атмосферу сказки тоже не получится: ее нет нигде, кроме одной сцены, которая происходит во времена Древней Руси.

🐸 В фильме пустые герои

При всей любви к оригинальной истории и мультфильмам, персонажи в них не были сильной стороной. Младшего сына, жениха Василисы, не назвать даже типичным сказочным дураком. Он просто послушно выполнял наказы отца, следовал советам лягушки и лишь в конце самостоятельно принял решение спасти невесту из рук Кощея. Да и Кощей с лягушкой — яркие герои, но нельзя сказать, что конкретно в этой сказке у них была интересная история.

Авторы киноадаптации постарались это исправить — получилось неоднозначно. Из плюсов: у главной героини появилась трагичная предыстория, частично напоминающая сюжет сказки братьев Гримм про короля-лягушонка. Оказывается, много лет назад Василиса отвергла Кощея. За это колдун превратил ее родителей в камни, а саму царевну в лягушку. Встретив Ивана, она получила возможность вновь стать собой. Но появился и риск: если Царевич ее не полюбит, то обратно пути уже не будет.

А вот остальные герои развития не получили. Иван в фильме стал еще более беспомощным. Его, конечно, наделили новыми чертами, но исключительно отталкивающими. Он надменен и чрезмерно самоуверен — причем без всяких на то причин. Ваня не хочет продолжать дело своего отца, однако требует, чтобы тот финансировал его приложение. Которое к тому же не работает.

Персонажей второго плана тоже сложно назвать яркими: родственники главного героя и знакомые лягушки толком не успевают раскрыться. Запоминается разве что гадалка, которая оказывается сестрой Кощея — она по ходу истории даже проходит небольшой путь искупления. Сам же бессмертный колдун в новом прочтении стал просто Никитой Кологривым. Если поменять декорации его дома на казанские дворы, ничего не изменится.

😞 «Царевна-лягушка» ужасна технически

К массе спорных художественных решений добавляются еще и технические неудачи. «Царевна-лягушка» собирает в себе проблемы всех предшественников: «Домовенка Кузи», «Летучего корабля», «Огнива» и других.

В фильме очень плохой звук: это касается и музыкального оформления, и речи героев. Треклист состоит из повторяющейся блеклой основной темы и вставленных не к месту песен с радио: например, «Грею счастье» и «Федерико Феллини». А диалоги во многих сценах очень небрежно переозвучены. Особенно это заметно в эпизодах, где фразы одного актера, судя по звуку, записали на площадке, а реплики его собеседника — в студии.

Но особенно удручают в «Царевне-лягушке» визуальные эффекты. На премьере в Москве авторы хвалились, что профессионалы будут впечатлены тем, что картину с «таким» количеством графики они смогли сделать в «такие» короткие сроки. Пластмассовая лягушка, щука, напоминающая поющую рыбу из «Сопрано», и другие нарисованные герои недвусмысленно намекают: возможно, спешить не стоило.

Возможно, нам стоит поблагодарить авторов: лягушка хотя бы не выглядит, как герои «Бременских музыкантов»
Возможно, нам стоит поблагодарить авторов: лягушка хотя бы не выглядит, как герои «Бременских музыкантов»

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Георгий АмиянКакая современная киносказка нравится вам? Расскажите в комментариях:
  • tim burton"лягушка хотя бы не выглядит, как герои «Бременских музыкантов»" - и на том спасибо)20
  • BirdsНикакая. С детства люблю черно-белый фильм Василиса Прекрасная (1939) с царевной Лягушкой, русской красавицей. Постановка, сценарий, режиссура, великие актеры, все в этом фильме-сказке шикарно, на все времена!20
  • BirdsКлассный кадр со съемок29
  • EkaterinaГлавная героиня красивая.12
  • Никита МардюковБравина, я к таким фильмам изначально скептически отношусь если вас не затруднит, напишите о своих впечатлениях16
  • Лиса ПетровнаМне понравилось "По щучьему веленью" и "Бременские музыканты". Не понравились "Летучий корабль" и "Огниво". Но меня огорчает, что эти сказки больше для взрослых, в отличие от упомянутых уже в комментах советских. Вот никак не пойму. Раньше снимали без таких бюджетов, без спецэффектов, технических возможностей, но в картинах чувствуется профессионализм и дети до сих пор смотрят, хотя и звук, и картинка не те, что сейчас. Что мешает снимать сейчас с нынешними возможностями хотя бы не хуже... (((7
  • Vlada BatigiЛиса, элементарное отсутствие вкуса. Ну и плюс ещё — страшно далеки они от народа...23
  • Олеся НикитинаОчень неприятный Иван-царевич: вялый, страшный, сутулый, полудохлый. С чего бы это ради него две девушки-красавицы так сражаются, непонятно. Отсюда же и вялая мотивация других персонажей. Даже собственно самого Ивана-дурака (ну не царевич он!) - сначала в лицо девушке прямо заявляет "Кака-така любовь? Я тебя три дня знаю" и пинком под зад её, но получив потом подтверждение, что она и правда заколдованная, несётся её спасать. А любовь-то когда возникла, товарищи дорогие! Зато очень понравились второстепенные персонажи, особенно Ягиня (радовалась каждому её появлению на экране), мама Ивана и сам Кащеев в костюмах с нарисованными цепями (сразу вспоминается "Я в подвалах не сижу, на цепях не вишу" от другого Кащея). Сюжет старой сказки в современном мире - забавная адаптация. Шутки были и смешные и не очень. Героиня мне скорее напоминала диснеевскую русалочку, нежели русскую царевну, но к ней нет претензий, в отличие от ужасного Ивана. Песни все знакомые и потому мне создавали нужное настроние. Красивые костюмы и необычные у Пермяковой, как раз для такого персонажа. Серединка-наполовинку в общем: есть и плюсы у фильма, но и минусы. Честно говоря, всё испортил Иван - крайне неудачный выбор внешне и плохо сыграно. Иначе фильм всё-таки бы был ближе к "хороший", а так 5 из 103
  • Жак ПетровичОлеся, так он сын богатого дяди. Очень жизненно между прочим, что за него сражаются другие девушки2
  • Николай АрлачёвБледный клон диснеевских "Русалочки" (мультфильма) и "Зачарованной"2
  • А. В.Действительно неизвестно, откуда взялось хвастовство про сжатые сроки при таком уровне графики. Но факт остаётся фактом - фильм уже окупился в прокате и пока пипл будет хавать подобное, будут выпускать всё больше низкосортного мусора. Ребята даже на текстуры не заморочились у главного персонажа, тупо модельку покрасили.10
  • НастюшаЗаметила, что все подобные картины (ремейки советских мультов, современные экранизации русских сказкок) все как будто одинаковые... даже уже не обращаю внимание, когда новая выходит, все оно какое-то однотипное8
  • ОльгаСказка не получилась. Скучно, сумбурно, и не сказочно.2
  • Олеся НикитинаЖак, ну во-первых, уже не богатого, а почти разорившегося. Во-вторых, одна из девушек - дочка гораздо более богатого Кащеева. В-третьих, кроме денег в мужчине важны сила характера и хватка. Этот же - нытик и мелкий хам, вымаливающий у папашки деньги на недоделку. Да и само приложение тоже разрабатывают другие, он только "будем тестить". То есть сам по себе он ничего не стоит. Ладно пока одна из девушек была лягушкой (какие там мозги и умение оценивать), но когда она вспомнила кем была (дочкой еще более богатых родителей), то совершенно непонятно, почему она от него так и не отлипла. Тем более (если по Вашему предложению мерить всё на деньги), то Кащей будет и богаче, и симпатичнее (чисто внешне), и увереннее в себе, и добивается её любви (пусть и грязными методами), а Ивану вообще на неё было начхать, он ей в честные глаза заявил "Жениться не собираюсь, третий раз Вас вижу. А деньги от папани за разрыв с Вами я уже получил. Пока"0
  • Георгий АмиянВиктория, раскусили. Госдеп США запустил программу разрушения российского кинобизнеса. За каждую тысячу просмотров на негативной статье про отечественный фильм журнал получает от 20 до 50 тысяч долларов У меня молодая семья, очень нужны деньги. Поэтому начал денно и ночно разгромные рецензии писать. Даже «Еретика» случайно разругал — забыл, что это американский фильм. Пришлось 15 тысяч вернуть6
  • ТатьянаПонравился "Баба Яга спасает мир". Артемьева сыграла великолепно Ягу, Железняк - Кикимору. "Дед Мороз. Битва магов" еще неплох. Ну и все, пожалуй... Кузя, Огниво, Конек-Горбунок - фигня полная0
  • ТатьянаЛиса, полностью с Вами согласна! При нынешних технологиях можно бы так развернуться!.. Ан нет... Души не чувствуется в большинстве нынешних фильмов-сказок...1
  • Никита МардюковБравина, спасибо что поделились 🍀0
  • Мэри ЛиЭто не для меня 🙄0
Вот что еще мы писали по этой теме