
Почему бюджет на ремонт или возраст не влияют на стиль интерьера
Пока одни тяготеют к минимализму и бежевым оттенкам, другие красят потолки в кислотный цвет и вешают дискошар.
В интернете бытует мнение, что зумеры обожают дофаминовый декор , миллениалы — минимализм и сканди, а поколение Х и бумеры выбирают классику. Я разобралась, правда ли это и что на самом деле влияет на выбор домашнего интерьера.
Спойлер: выбор стиля скорее определяет культурный бэкграунд, жизненный опыт, насмотренность и тренды. А возраст человека и бюджет на ремонт второстепенны.
Какие факторы влияют на выбор интерьера
Мода и культурный бэкграунд
Визуальные привычки у людей формируются под воздействием кино, сериалов, ТВ-шоу и модных журналов. Также на это влияет дефицитность вещей: например, за недоступными гарнитурами и коврами гонялись сегодняшние бумеры, а миллениалы до сих пор ищут замену «Икее» на маркетплейсах.
Наибольшее влияние оказывает период молодости — так, старшему поколению чаще нравится то, что было модно в их юности, а не современные тренды. Поэтому у каждого поколения свои кумиры — в музыке, кино и домашней атмосфере. Например, у бумеров в ходу классические элементы, которые считались признаком достатка. Это хрусталь, лакированная мебель, гарнитуры-стенки, шерстяные ковры и дорогие обои. Поэтому минимализм вряд ли покажется бабушке уютным.
У миллениалов это «Икея» и скандинавский стиль — то, что сильно отличалось от бабушкиных и родительских квартир нейтральностью и новизной. Именно такой стиль был модным в 2010-х — в период молодости миллениалов.
Сейчас в моде инфантильный дизайн и дофаминовый декор. И зумеры выбирают такие интерьеры, так как это мода их юности. Через полвека они будут говорить: «Вот в наше время интерьеры были стильные — розовые диваны, дискошары. Не то что ваши бездушные прозрачные панели».



Насмотренность
Это накопленный визуальный опыт, который формирует собственный вкус и позволяет находить прекрасное в новом и необычном. То есть это навык, который можно развить. Насмотренность обычно выше у тех, кто работает с визуалом: у портных, художников, дизайнеров, архитекторов. Она влияет на выбор сильнее, чем мода юности.
Чтобы повысить этот навык, надо постоянно изучать новые, красивые и нестандартные объекты. И анализировать их: разбирать композицию, сочетание цветов, геометрию и вложенную идею. Простое листание картинок не поможет.
Человеку с высокой насмотренностью может одинаково нравиться и минимализм, и неомемфис, и классика, и ар-деко. И это не зависит от возраста. Главное — качественное воплощение, с гармоничной композицией и интересной идеей.
Почему мозг не любит все новое и необычное
Люди нередко относятся ко всему необычному и непривычному с осторожностью и скепсисом. Такое инстинктивное недоверие — не просто черта характера или упрямство. Ученые выяснили, что это присуще большинству людей вне зависимости от культурного происхождения. В подростковом возрасте мы можем быть восхищены всем, что кажется нам необычным, но после тридцати лет очарование новизны пропадает, а сопротивление переменам, наоборот, растет.
Наши мозг и психика устроены так, чтобы с возрастом начать настороженно относиться к изменениям . Вот главные причины.
Новое потенциально опасно. Осторожность при столкновении с неизвестным дает преимущества с точки зрения выживания. Дело в том, что все новое — это не только возможности, но и риски, а к ним мозг чувствителен. Эксперименты показывают: миндалина активизируется при столкновении с новой информацией.
Она склонна трактовать любой незнакомый стимул как потенциально опасный, пока не доказано обратное. Иными словами, новизна часто запускает сигнал тревоги в мозге, автоматически воспринимаясь им как что-то угрожающее.
Освоение нового требует много энергии. Мозг также предпочитает знакомое незнакомому, поскольку это экономит ресурсы. Обработка привычных шаблонов требует меньше умственных усилий, чем изучение нового. Поэтому мозг ищет повторяющиеся паттерны и рутинные действия. А когда находит, это дает нам чувство контроля и защищенности.
Когда же обстоятельства не соответствуют знакомым закономерностям, это может вызывать беспокойство. Таким образом, все давно известное кажется нам безопасным, а столкновение с новым требует усилий и связано с неопределенностью и тревогой.
Жизненный опыт
Кроме культурного бэкграунда это эмоции, которые человек получал на протяжении жизни. Особенно в детстве и молодости.
Например, иксеры и ранние миллениалы часто недолюбливают винтажные интерьеры, связанные с грустными воспоминаниями и дефицитом, который они застали. Они говорят: «Я лучше куплю новую мебель, чем буду реставрировать старье».
С другой стороны, миллениалам и ранним зумерам могут не нравиться элементы классики в евроремонте, потому что в детстве их заставляли убирать квартиру или отношения с родителями были натянутые. Поэтому все, что ассоциируется со старым домом, вызывает отторжение. Это одна из причин, по которой некоторые миллениалы выбирают минимализм: они не хотят ассоциаций с обстановкой квартиры из детства.
Обратная ситуация — приятные воспоминания о том периоде. Они могут вызывать теплые чувства к винтажным ремонтам в духе «бабушкиной дачи» — с цветами, плетеными ковриками и старой мебелью.
Все зависит от того, какой был опыт и как он переработан. Один и тот же интерьер у разных людей может вызывать резкое неприятие или ностальгические чувства.
Есть популярное мнение, что профессия или тип личности влияют на обстановку в квартире. Например, считается, что у людей с так называемым математическим складом ума все будет минималистично и по линеечке, а у творческих — хаос и буйство красок.
Практика это не подтверждает: у меня были очень системные клиенты-программисты, сделавшие наполненный, максималистичный и яркий ремонт, и творческие друзья, у которых дома пустые поверхности и минимум вещей. Насмотренность может привлечь к сложным интерьерам даже самого большого аккуратиста.


Бюджет на ремонт
По моему опыту, бюджет слабо влияет на выбор стиля квартиры. Человек с миллионами на ремонт может сделать классический дворец или минималистичный интерьер. Для бюджетных ремонтов одинаково популярны классика с пенопластовой лепниной и нейтральный сканди.
Есть стили, больше подходящие для недорогого ремонта, и варианты, которые лучше воплощать, когда есть практически неограниченные финансы, но при выборе обстановки квартиры для себя этим мало кто руководствуется.
Хотя мой коллега в Т—Ж со мной не согласился, и у нас возникла дискуссия. Приведу ее суть — возможно, вы в комментариях тоже напишете свое мнение. По его мнению, бюджет скорее влияет на качество выбираемых материалов, чем на выбор стиля интерьера.
Его аргументы такие: у людей со скромным достатком даже не возникнет мысли сделать дом 100 м² в стилистике ар-деко или классики. В их доме будет скандинавский или деревенский стиль, потому что на деревянные полы невозможно положить мрамор, а на низкие потолки — повесить хрустальную люстру.
Я опровергаю его аргументы объявлениями на «Авито» — видела там хрущевки с колоннами и позолотой, причем неоднократно. От достатка это не зависит — в таких квартирах используют и дорогие решения. Возможно, многие помнят кухню со столешницей из натурального камня за 650 000 ₽, которую читатели активно обсуждали в комментариях.




Что в итоге
- Нельзя сказать, что возраст человека напрямую влияет на выбор интерьера, но косвенно тяга к моде юности и количество жизненного опыта зависят от поколения.
- Чем больше насмотренность и понимание моды, тем больше разноплановых стилей нравится человеку.
- Эмоции, которые люди испытывали в разных интерьерах, влияют на выбор обстановки дома.
- Бюджет на ремонт почти не влияет на выбор интерьера в квартире — люди чаще адаптируют стиль под бюджет.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga