Как я оформил детскую карту с четвертого раза

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Лукьянов Тимур

Страница автора

В Санкт-Петербурге есть различные региональные меры поддержки для семей с детьми. Почти все из них имеют чёткие условия для назначения и для их оформления как правило достаточно свидетельства о рождении и минимального списка документов которые есть у любого родителя или опекуна. Тут я кратко прошёлся по тем из них, которые доступны семьям, которые не являются малообеспечеными. Но среди них есть одна, которая вызвала у меня сложности — «Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания».

Это пособие выплачивается на «детскую карту» — специальную банковскую карту, на которую нельзя положить деньги, нельзя снять, можно только получить на неё пособие и расплатиться ей в детских магазинах и некоторых супермаркетах за товары из детского ассортимента. Многие называют это пособие вместе с другими, которые также выплачиваются на детскую карту, просто «детской картой».

Как правило, детскую карту оформляют малообеспеченные семьи, но есть список условий, при которых она положена вне зависимости от дохода семьи. В нашем случае мы подходим под условие: «ребёнок от рождения до 3 лет, имеющий медицинские показания к обеспечению специальными молочными продуктами детского питания».

То, как я узнал об этом условии — отдельная история. «Медицинские показания» — формулировка расплывчатая, и не каждый пойдёт искать список. Мне пришлось искать по официальным сайтам, где публикуются нормативные акты Санкт-Петербурга. После вечера поисков я нашёл нужный список в приложении к распоряжению Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 19 июля 2013 года №299-р.

В МФЦ мне не смогли помочь с этим заявлением. Сотрудники банально не знают всех тонкостей закона и умеют оформлять детскую карту только для малообеспеченных семей. Пришлось разбираться самому на региональном сайте госуслуг.

В первый раз я подал заявление почти сразу после получения документов о регистрации нашего сына по месту жительства, ещё в конце февраля. При подаче заявления мне потребовались следующие документы:

  1. Мои паспортные данные и СНИЛС (заполнились автоматически из личного кабинета)
  2. Скан моего паспорта
  3. Контактные данные, электронная почта и телефон
  4. Адрес регистрации
  5. Информация о том, кем я являюсь ребёнку (в нашем случае — мы с женой опекуны)
  6. Данные о моём семейном положении и информация о том, является ли семья неполной
  7. Информация о том, не являюсь ли я военнослужащим (им тоже положено пособие, но это не мой случай)
  8. Сведения о нашем приёмном сыне (ФИО, дата и место рождения, СНИЛС — можно выбрать из личного кабинета, но для опекаемых детей приходится вводить вручную)
  9. Адрес регистрации сына или факт его отсутствия
  10. Данные о моей супруге (ФИО, паспорт, СНИЛС, место регистрации)
  11. Основание для назначения пособия — там выпадающий список из семи пунктов, нужно выбрать актуальный вариант. Наш вариант — самый длинный: «Ребёнок, на которого оформляется мера социальной поддержки, младше 3 лет и имеет медицинские показания к обеспечению специальными молочными продуктами детского питания в соответствии с распоряжением Комитета по здравоохранению от 19.07.2013 №299-р»
  12. Куча дополнительных галочек с фактами о документах, составе семьи и техническими моментами заполнения заявления, согласиями на всё и вся и подтверждениями, что я понимаю, что могут проверить сведения и, что если я наврал, то должен всё вернуть. Например в моём случае потребовалось поставить галку о том, что в семье был случай смерти ребёнка (так и не понял, какое отношение этот факт имеет к пособию) и о том, что я указал персональные данные супруги (в список обязательных документов было добавлено согласие от неё на обработку персональных данных)
  13. Скан медицинского документа, подтверждающего диагноз (я приложил медицинскую выписку из дома ребёнка, где было указано, что у нашего сына диагностирована анемия)
  14. Скан согласия от жены на обработку персональных данных
    Также можно было приложить дополнительные документы, но что это за документы — не раскрывается. Поэтому я ничего больше не добавлял.

После загрузки документов меня спросили о том, есть ли на руках уже оформленная детская карта (например, от другого ребёнка, на которого назначали пособия). Также предупредили, что если карты нет, то после назначения нужно будет прийти в банк и оформить её.

Ответ я ждал полторы недели. В начале марта пришёл отказ с мотивацией: «… не представлены документы, подтверждающие, что вы являетесь опекуном ребёнка 2024 г. р.». Звучит вполне обоснованно — документы я действительно не приложил, но почему согласие от жены они добавили в список обязательных, а эти документы не смогли указать в этом же списке, хотя пункт о том, что я опекун, я выбрал, и они точно знают этот факт? Вопрос, конечно, риторический.

В тот же день я подал заявление заново. К счастью, не пришлось всё заполнять заново. Я просто выбрал вариант «Дублировать заявление» для того заявления, которое мне отклонили, и на этапе добавления документов в раздел дополнительных документов добавил недостающее. Как выяснилось, если попробовать добавить дополнительные документы, то появляется выпадающий список, в котором можно выбрать, что это за документы

В раздел дополнительных документов я добавил всё, что подходило и было в наличие:

  1. Свидетельство о рождении нашего приёмного сына
  2. Свидетельство о рождении нашего родного сына (указывал в разделе про случаи смерти детей)
  3. Постановление об установлении опеки
  4. Свидетельство о заключении брака

Это заявление рассмотрели быстрее предыдущего — за неделю, но тоже отказали. Второй раз отказ был мотивирован тем, что «В представленной Вами к заявлению справке указан диагноз ребёнка, который не соответствует перечню медицинских показаний, утверждённому Комитетом по здравоохранению. А также справка не соответствует требованиям, установленным приказом Минздрава №972н (отсутствует печать учреждения)».

Про несоответствие диагноза — это они, конечно, неправы, скорее всего, просто не прочитали внимательно весь документ и диагнозы, которые перечислены. Анемия в выписке точно указана, но вот про печать — действительно факт. Вариантов было два: ехать в дом ребёнка и ставить печать или просить нужную справку у педиатра. Мы выбрали второй вариант, так как по ДМС к нам всё равно раз в месяц приезжает на патронаж педиатр, и она в курсе всех наших диагнозов.

Ближайший патронаж был через неделю. Педиатр посмотрела анализы, подтвердила наличие анемии, выписала справку, поставила печать, назначила плановые анализы крови (это важный факт, который впоследствии сыграет с нами злую шутку), и на том мы попрощались.

В тот же день я по тому же шаблону отправил новое заявление, только вместо выписки из дома ребёнка добавил справку от педиатра, и стал ждать ответ.

Спустя неделю пришло сообщение о продлении срока обработки заявления, так как для проверки данных отправлен запрос в медучреждение и нужно дождаться ответа. В тот момент я не обратил особого внимания на этот факт. О том, что такая проверка возможна, есть предупреждение. Я не ожидал, что в этом месте может быть какая-то проблема, но, как оказалось, я ошибся.

Спустя три дня пришёл ответ, снова отрицательный. В этот раз мотивация была в том, что ответ из медцентра не подтвердил наличие диагноза.

В этот момент у нас возникло к нашему медцентру два вопроса:

  • Куда делся диагноз, который до этого все врачи подтверждали
  • Почему медцентр вообще отвечал на запрос отдела соцобеспечения без нашего на то согласия?

Да, мы действительно были предупреждены, что отдел соцобеспечения может проверить сведения, которые мы предоставили, но это касается только отдела соцобеспечения и не является нашим разрешением на передачу сведений медицинского характер. По факту, любое медицинское учреждение имеет право передавать информацию о здоровье только суду, органам следствия или имея на руках письменное разрешение от пациента или его законного представителя. Предполагалось, что если наш медцентр решил ответить на запрос, то они должны спросить у нас на это разрешение.

После некоторого времени, необходимого для выяснения обстоятельств, нам с помощью угроз в виде ответственности за разглашение медицинской тайны удалось выяснить, что запрос по какой-то причине обрабатывал не сам медцентр, а врачи-кураторы нашей страховой. Это такие люди, которые имеют медицинское образование и в интересах страховой проверяют медицинские документы на предмет того, входит это в ДМС или нет. Врач-куратор не стал читать всю историю болезни, он просто взял результаты последнего анализа крови, который по неудачному совпадению показал уровень железа ровно по нижней границе нормы, и написал ответ, что анемии нет.

Разбирательства с медцентром заняли некоторое время, но ещё в начале этого процесса нам выдали заключение о том, что нужный диагноз есть на основании другого анализа крови, который мы сдали сразу после получения отрицательного решения. Разборки в основном понадобились для того, чтобы понять, как так вышло.

Параллельно на портале госуслуг я подал жалобу на отрицательное решение отдела соцобеспечения. Формально они тоже были неправы — нюанс в том, что справка, которую мы прикладывали, была от одного юридического лица, а ответ на запрос давал совсем другое юридическое лицо (все же понимают, что крупные компании часто на самом деле не одна компания, а группа компаний).

Жалобу рассматривали ещё две недели, за это время отдел соцобеспечения успел сделать ещё один запрос в медцентр. В этот раз медцентр даже спросил у нас разрешение дать ответ на запрос. И в конце мая мы получили снова отказ, теперь уже на жалобу с той же формулировкой.

К этому моменту мы уже несколько устали от этой эпопеи с детской картой, плюс у нас начался процесс переезда на дачу, и я на какое-то время взял паузу в этом вопросе. С момента начала прошло 3 месяца, за которые мы отправили три заявления, одну жалобу и на каждое получили по отказу.

Прошло ещё примерно полторы недели. Мы уже переехали на дачу, я уже начал подумывать о том, что нужно бы вернуться к вопросу, но тут случилось неожиданное. Мне внезапно позвонили из отдела соцобеспечения нашего района. Те самые люди, которые до этого слали отказы, и рассказали, что всё в порядке, они получили ответ от медцентра, что там всё хорошо, есть нужные диагнозы, но жалобу они не могут удовлетворить, потому что заявление подано в конце марта, а диагноз установлен в апреле, и я должен подать новое заявление

Новое заявление я подал по всё тому же шаблону, но снова заменил документ о диагнозе. В этот раз я приложил то самое заключение, которое нам дали в медцентре, когда мы к ним в первый раз пришли с вопросами о ситуации. Видимо, оно же и было отправлено в отдел соцзащиты на последний запрос.

В этот раз заявление рассмотрели в кратчайшие сроки — положительный ответ пришёл уже на следующий день. В тот же день мы поехали в банк оформлять карту.

В принципе, можно было бы побороться за даты. Мы имеем право на это пособие с момента оформления опеки над сыном, а назначили нам его только с середины апреля, потеряв почти 2 месяца. Размер пособия небольшой, но мы его оформляли больше из принципа — раз положено, то должно быть. Поэтому решили, что это не стоит тех усилий, которые потребуются. К тому же, формально анализы действительно в какой-то момент были хорошие, хоть и показывали минимальную границу нормы, а вот подтвердить диагноз в доме ребёнка будет сложно. В выписке нет данных о результатах анализов в тот период, скорее всего, все анализы крови делались перед выпиской из больницы, откуда наш малыш поступил в дом ребёнка.