Авто
47K

Как выбрать аккумулятор для легкового автомобиля

И как понять, что его пора менять
13
Как выбрать аккумулятор для легкового автомобиля
Аватар автора

Константин Ищенко

автомобилист со стажем

Страница автора

Автомобильный аккумулятор можно купить как оригинальную запчасть, но это очень дорого. Например, оригинальный аккумулятор для BMW 120i стоит 23 000 ₽.

Мы уже разбирались, что делать, если аккумулятор разрядился. Сегодня расскажем, что делать, если ситуация повторяется или вы решили заменить батарею ради профилактики.

В специализированных магазинах выбор аккумуляторов огромен, запутаться очень просто
В специализированных магазинах выбор аккумуляторов огромен, запутаться очень просто

Что такое аккумулятор (АКБ)

В современном автомобиле немало электроники: блоки управления, освещение, климатическая установка, мультимедиа, подогревы — все это работает от электричества.

Когда мотор запущен, он вращает генератор, который вырабатывает энергию и питает электроприборы и аккумулятор. Но когда двигатель заглушен, электроприборы питаются исключительно от аккумулятора. Это большая батарейка, которая может долго сохранять заряд и выдерживает много циклов перезарядки.

На старых машинах с карбюратором аккумулятор нужен был в основном для запуска двигателя — дальше все работало уже от генератора. Современным машинам с ДВС нужно как минимум запитать блоки управления и датчики, чтобы мотор запустился. В автомобилях, оборудованных системой «старт-стоп», вся электроника работает от аккумулятора при каждой остановке.

Какие аккумуляторы бывают

Автомобильные аккумуляторы — свинцово-кислотные, но вариантов много. Различия — в материалах и технологиях. Вот какие АКБ можно найти в магазинах.

Сурьмянистые аккумуляторы, Sb|Sb. Пластины в таких сделаны из свинца с добавлением сурьмы. Свинец не обладает достаточной прочностью — сурьма решает эту проблему. Есть существенный недостаток: вода быстрее выкипает из электролита и газы выделяются более интенсивно.

К этой же группе относят гибридные батареи Sb|Ca. Их отрицательные пластины делают с добавлением кальция, а положительные — из сурьмы. Это самый распространенный тип АКБ, есть обслуживаемые и необслуживаемые варианты.

Обслуживаемые АКБ можно спасти даже после серьезных повреждений: например, если батарея потеряет емкость из-за глубокого разряда или из нее выкипит вся вода. Но сделать это можно только с зарядным устройством, ареометром и руками человека, который знает, как всем этим пользоваться. В электролите таких батарей есть серная кислота — H2SO4. В процессе обслуживания электролит может выплеснуться, попасть на одежду, домашнюю мебель, на кожу или даже в глаза. Так что неопытному в этом вопросе автолюбителю лучше не связываться с обслуживаемыми аккумуляторами.

С обычным аккумулятором все проще: максимум, что с ним можно сделать, — отнести домой и подзарядить, если потребуется.

На крышке обслуживаемых аккумуляторов есть пробки. Через них можно долить в секции батареи кислоту или дистиллированную воду, а также проверить состояние электролита
На крышке обслуживаемых аккумуляторов есть пробки. Через них можно долить в секции батареи кислоту или дистиллированную воду, а также проверить состояние электролита

ДостоинстваНедостатки
Самые дешевые — от 2000 ₽ за самый простой, 5000 ₽ за вариант среднего качестваБыстро саморазряжаются — теряют примерно 5% заряда в месяц
Можно заряжать простейшими устройствами для АКБ — постоянным током или постоянным напряжениемСлужат 3⁠—⁠4 года — меньше, чем аккумуляторы других типов
Вряд ли пострадают, если с ними неправильно обращаться

Достоинства сурьмянистых аккумуляторов:

  1. Самые дешевые — от 2000 ₽ за самый простой, 5000 ₽ за вариант среднего качества.
  2. Можно заряжать простейшими устройствами для АКБ — постоянным током или постоянным напряжением.
  3. Вряд ли пострадают, если с ними неправильно обращаться.

Недостатки:

  1. Быстро саморазряжаются — теряют примерно 5% заряда в месяц.
  2. Служат 3⁠—⁠4 года — меньше, чем аккумуляторы других типов.

Кальциевые аккумуляторы, Ca|Ca. Более современные и технологичные аккумуляторы. Свинцовые пластины-электроды в них — с добавлением кальция. С ним пластины прочнее, такие АКБ менее склонны к испарению воды при зарядке. Благодаря сложной форме пластин у них больше площадь — при той же массе и размерах можно получить больший пусковой ток.

ДостоинстваНедостатки
Саморазряжаются медленнее, чем сурьмянистые, теряют в месяц 2⁠—⁠4%Чувствительны к глубоким разрядам, могут потерять до 20% емкости от одного случая
Служат в среднем 5 летМедленно заряжаются — не подходят для частых коротких поездок
Не пострадают, если заряжать больше, чем нужно
Вряд ли пострадают, если с ними неправильно обращаться

Достоинства кальциевых аккумуляторов:

  1. Саморазряжаются медленнее, чем сурьмянистые, теряют в месяц 2⁠—⁠4%.
  2. Служат в среднем 5 лет.
  3. Не пострадают, если заряжать больше, чем нужно.
  4. Вряд ли пострадают, если с ними неправильно обращаться.

Недостатки:

  1. Чувствительны к глубоким разрядам, могут потерять до 20% емкости от одного случая.
  2. Медленно заряжаются — не подходят для частых коротких поездок.

AGM (Absorbed Glass Matt) аккумуляторы. Внутри уже нет жидкого электролита, вместо него — пропитанное электролитом стекловолокно. Такой аккумулятор можно эксплуатировать в любом положении: из него в любом случае ничего не вытечет. Нет заводских автомобилей, у которых АКБ располагают таким образом, но это добавляет безопасности при использовании.

Аккумулятор, штатно расположенный в салоне или багажнике автомобиля, скорее всего, будет типа AGM. Это мера безопасности — электролит из него не вытечет и не нанесет вреда пассажирам или водителю, даже если произойдет ДТП, автомобиль опрокинется или повредится корпус аккумулятора.

А еще это полезно при различных доработках: например, если нужно установить серьезную аудиосистему с дополнительным аккумулятором. Такие АКБ можно хранить почти без потери заряда. Они отлично подходят, если автомобилем пользуются в определенный сезон.

ДостоинстваНедостатки
Саморазряжаются медленно, теряют примерно по 2% заряда в месяцЗаряд напряжением более 14,4 В может испортить батарею
Служат 6—8 летТребуют современного автоматического зарядного устройства. В идеале — с отдельным режимом заряда AGM. Важно знать, как заряжать такой аккумулятор после глубокого разряда
Пусковой ток до 50% больше по сравнению с кальциевыми и сурьмянистыми АКБСтоят в 2—3 раза дороже сурьмянистых. Минимальная цена — 9000 ₽, средняя — 16 000 ₽
Быстро заряжаются: подходят для коротких поездок и системы «старт⁠-⁠стоп»

Достоинства AGM-аккумуляторов:

  1. Саморазряжаются медленно, теряют примерно по 2% заряда в месяц.
  2. Служат 6—8 лет.
  3. Пусковой ток до 50% больше по сравнению с кальциевыми и сурьмянистыми АКБ.
  4. Быстро заряжаются: подходят для коротких поездок и системы «старт⁠-⁠стоп».

Недостатки:

  1. Заряд напряжением более 14,4 В может испортить батарею.
  2. Требуют современного автоматического зарядного устройства. В идеале — с отдельным режимом заряда AGM. Важно знать, как заряжать такой аккумулятор после глубокого разряда.
  3. Стоят в 2—3 раза дороже сурьмянистых. Минимальная цена — 9000 ₽, средняя — 16 000 ₽.

Гелевые аккумуляторы — вершина эволюции автомобильных батарей. В жидкий электролит добавляют загуститель, который доводит его до гелеобразного состояния. Благодаря этому батарея надежно защищена от кристаллизации пластин даже при очень глубоком разряде. Если полностью разрядить обычный аккумулятор с жидким электролитом, то он может значительно потерять емкость, а гелевый это спокойно переживет.

Еще гель позволяет сделать аккумулятор полностью закрытым, даже без вентиляции. Необслуживаемые АКБ не всегда полностью герметичны: в них есть вентиляционное отверстие для отвода паров электролита, которые образуются при работе батареи. У БМВ, например, предусмотрена специальная трубочка для отвода этих паров. Но для гелевых АКБ она не нужна.

ДостоинстваНедостатки
Большой ресурс: в 2 раза больше циклов заряда, чем у AGM⁠-⁠батареиРаботают в более узком диапазоне температур: от −30 до +50 °С
Большой срок службы — до 8 летТребуют специального зарядного устройства
Не боятся повреждений корпуса, электролит не вытекаетБыстро выходят из строя при неправильном заряде: если заряжать напряжением в 17 В, батарея будет испорчена
Очень медленно саморазряжаются, теряют примерно 1,5% заряда в месяцСтоят в 3—5 раз дороже свинцово-кислотных. Минимальная цена — 15 000 ₽, средняя — 23 000 ₽

Достоинства гелевых аккумуляторов:

  1. Большой ресурс: в 2 раза больше циклов заряда, чем у AGM-батареи.
  2. Большой срок службы — до 8 лет.
  3. Не боятся повреждений корпуса, электролит не вытекает.
  4. Очень медленно саморазряжаются, теряют примерно 1,5% заряда в месяц.

Недостатки:

  1. Работают в более узком диапазоне температур: от −30 до +50 °С.
  2. Требуют специального зарядного устройства.
  3. Быстро выходят из строя при неправильном заряде: если заряжать напряжением в 17 В, батарея будет испорчена.
  4. Стоят в 3—5 раз дороже свинцово-кислотных. Минимальная цена — 15 000 ₽, средняя — 23 000 ₽.

EFB (Enhanced Flooded Battery) аккумуляторы. Самая свежая технология, она появилась как попытка совместить свойства AGM с ценой сурьмянистых АКБ. Электролит — жидкий, пластины — из чистого свинца и более массивные.

Главное отличие — специальный «мешок» из микроволокна на каждой пластине. Он позволяет эффективно бороться с сульфатацией пластин при глубоком разряде аккумулятора. EFB можно назвать переходным вариантом от сурьмянистых к AGM-батареям

ДостоинстваНедостатки
Не требуют обслуживанияСтоят в 2—2,5 раза дороже сурьмянистых. Минимальная цена — 6000 ₽, средняя — 12 000 ₽
Работают в широком температурном диапазоне от −50 до +60 °С
Легко переносят глубокие разряды и после восстанавливают 100% своей емкости
Быстро заряжаются: подходят для коротких поездок и системы «старт⁠-⁠стоп»

Достоинства EFB-аккумуляторов:

  1. Не требуют обслуживания.
  2. Работают в широком температурном диапазоне от −50 до +60 °С.
  3. Легко переносят глубокие разряды и после восстанавливают 100% своей емкости.
  4. Быстро заряжаются: подходят для коротких поездок и системы «старт⁠-⁠стоп».

Недостаток один: стоят они в 2—2,5 раза дороже сурьмянистых. Минимальная цена — 6000 ₽, средняя — 12 000 ₽

Как устроен автомобильный аккумулятор

Аккумуляторная батарея, АКБ, — набор электрохимических ячеек внутри аккумулятора. Напряжение каждой из ячеек свинцово-кислотного АКБ считают равным 2 В. В аккумуляторе легкового автомобиля шесть таких ячеек подключены последовательно, его напряжение — 12 В. В аккумуляторе мотоцикла три ячейки общим напряжением 6 В, грузовика — 12 ячеек и 24 В.

Характеристики аккумуляторов. Вот основные показатели, которые характеризуют аккумулятор.

Емкость измеряют в ампер-часах, А·ч. Она показывает, какой заряд может накопить и отдать аккумулятор. АКБ емкостью 60 А·ч может выдавать, например, ток 60 А в течение часа, или ток 6 А в течение десяти часов, или ток 10 А в течение шести часов. Если известен потребляемый ток, можно рассчитать примерное время работы аккумулятора. Например, если автомобиль c аккумулятором напряжением 12 В и емкостью 60 А·ч простоит с включенными фарами общей мощностью 120 Вт, потребляемый ток — 10 А. Поделив емкость на ток, можно получить время работы — шесть часов. В реальных условиях с учетом неполной зарядки, температуры на улице и падения напряжения при разряде это значение, скорее всего, будет меньше.

Напряжение. В качестве номинального значения для большинства легковых автомобилей принимают 12 В. Реальное напряжения АКБ зависит от степени заряженности батареи, ее типа и температуры. Для ориентира можно считать, что, если измеренное на клеммах без нагрузки напряжение 12,4 В, аккумулятор заряжен на 80%, 12—12,2 В — на 25—50%, его стоит зарядить, а если напряжение ниже 11,8 В — батарея полностью разряжена. Такую батарею стоит проверить, и, если она исправна, заряжать с осторожностью, а если нет — утилизировать.

Степень заряженности можно оценить не только по напряжению на клеммах без нагрузки, но и по плотности электролита. В обслуживаемых аккумуляторах можно открутить пробки и измерить плотность электролита во всех банках ареометром — прибором с градуированным поплавком. В некоторых необслуживаемых АКБ есть встроенный ареометр с индикатором, на который можно посмотреть через специальное окошко — глазок.

Если через глазок видно поплавок (обычно это зеленый шарик) — плотность электролита говорит о том, что АКБ достаточно заряжена. Если же плотность электролита мала, поплавок не всплывает и через глазок видна светлая поверхность жидкости — АКБ разряжена. Если электролит выкипел или вытек, сквозь глазок будет видно дно измерительной трубки (обычно его делают черным или красным) — в этом случае АКБ неисправна.

Полностью полагаться на этот встроенный индикатор не стоит. Он измеряет плотность электролита только в одной банке, может неправильно показывать состояние АКБ в сильные морозы и не слишком надежный.

Ток холодной прокрутки. Кроме емкости на этикетке обычно указывают ток холодной прокрутки, который может обеспечить батарея для пуска двигателя при низкой температуре. Производитель указывает значение этого тока — обычно это 500—700 А, — этот показатель часто печатают и крупно выделяют ради маркетинга. Измеряют его по различным стандартам EN, DIN, SAE, JIS, IEC — европейскому, немецкому, американскому, японскому или международному соответственно. Во всех стандартах при испытании температура АКБ −18 °С, но немного различается время, за которое напряжение батареи падает до указанного значения.

В России действует ГОСТ Р 53165-2020 — модифицированная версия международного стандарта IEC 60095-1:2018, согласно которому холодную АКБ разряжают током холодной прокрутки в течение десяти секунд, после которых напряжение на клеммах не должно быть ниже 7,5 В.

Реальный пусковой ток, который нужен стартеру, обычно в два-три раза меньше: на прогретом двигателе или в теплую погоду это 200—250 А, а при −18 °С — 350—400 А. Ток холодной прокрутки всегда больше — с запасом на случай более низкой температуры, не до конца заряженного или изношенного аккумулятора.

Зарядный ток. Обычные АКБ заряжают током, значение которого — примерно 10% от емкости. Например, полностью разряженную АКБ емкостью 60 А·ч заряжают током 6 А в течение десяти часов. На практике аккумулятор после долгой стоянки обычно разряжен на 30—50%, и заряжать его можно меньшим током и не так долго. Автоматические зарядные устройства поддерживают нужные параметры для аккумуляторов разных типов, чтобы АКБ не перегрелась и не вышла из строя.

Саморазряд. Даже если аккумулятор отключить и вынуть из автомобиля, он будет понемногу разряжаться сам по себе. Химические реакции внутри АКБ не прекращаются полностью, и даже без потребителей энергии происходит саморазряд — свинцово-кислотные АКБ за месяц теряют 5—6% заряда.

С уменьшением температуры скорость саморазряда падает, но падает и емкость аккумулятора, и ток холодной прокрутки. Поэтому производители нередко утепляют АКБ с помощью чехлов, а в сигнализации встраивают функцию запуска двигателя при достижении определенной температуры или напряжения на АКБ — если ночью ударит мороз, сигнализация с автозапуском запустит и прогреет мотор, АКБ подзарядится, и утром владелец сможет спокойно уехать.

Глазок с индикатором плотности электролита в одной из банок. В зависимости от производителя индикатор на аккумуляторе может быть двух- или трехцветным. Полностью доверять ему не стоит, но он может подсказать, когда АКБ нужно зарядить
Глазок с индикатором плотности электролита в одной из банок. В зависимости от производителя индикатор на аккумуляторе может быть двух- или трехцветным. Полностью доверять ему не стоит, но он может подсказать, когда АКБ нужно зарядить

Когда менять аккумулятор

Возраст. Аккумуляторы современных машин способны работать в штатном режиме в течение 2—7 лет. Есть два главных фактора, которые сводят срок эксплуатации к минимуму:

  1. Режим использования. Редкие, короткие городские поездки сильно сокращают ресурс: аккумулятор не успевает заряжаться, это может привести к его перегреву. Могут быть и внутренние повреждения, например разрушение пластин в ячейках.
  2. Дополнительное оборудование. Предпусковые подогреватели и охранные комплексы всех видов постоянно разряжают батарею. Это также негативно влияет на свойства аккумулятора: есть вероятность, что он не сможет регулярно заряжаться на 100%.

На практике это выглядит так: если вы иногда допускаете полный разряд аккумулятора, часто совершаете короткие поездки с большим энергопотреблением или с электрикой в авто что-то не так, то батарея выйдет из строя за пару лет. И наоборот: если поездки длительные, вы постоянно пользуетесь машиной и поддерживаете ее в хорошем техническом состоянии — аккумулятор прослужит максимально долго.

Глубокий разряд. Когда напряжение на клеммах аккумулятора ниже 11,4 В, он глубоко разряжен. Каждый глубокий разряд сокращает ресурс аккумулятора и ухудшает его состояние. На пластинах образуются кристаллы сульфата свинца. Чем больше разряд, тем они крупнее. Несколько полных разрядов могут окончательно испортить аккумулятор, он потеряет емкость и не сможет принимать заряд от устройства или генератора. Заряжать и использовать такой аккумулятор опасно: он может закипеть и взорваться. До этого редко доходит: чаще всего автовладельцы меняют АКБ после пары-тройки безуспешных попыток запустить двигатель.

Проблемы с запуском. Если стартер работает вяло и двигатель запускается лишь на третью секунду и дольше — это плохой признак. Особенно это заметно в холодное время года.

Дефекты корпуса. Корпус аккумулятора должен быть целым. Если есть трещины или дыры, аккумулятор нужно срочно менять. Белый налет и отложения на клеммах тоже говорят о плохом состоянии самой батареи, постоянном недозаряде или просто о плохо затянутых клеммах. Для начала стоит почистить контакты и проверить, хорошо ли затянуты пробки.

Перед покупкой нового аккумулятора обязательно проверьте состояние старого, попробуйте его зарядить. Для этого потребуется специальное зарядное устройство: неплохой вариант стоит примерно 6000 ₽. Также потребуется набор инструментов: аккумуляторы часто спрятаны за пластиковыми кожухами и их сложно достать. А еще аккумулятор тяжелый, в среднем 16 кг. Вес зависит от емкости: батарея на 45 А·ч весит 12 кг, на 60 А·ч — 15 кг, а на 90 А·ч — 23 кг.

Проверку и обслуживание аккумулятора можно поручить автосервису, за это возьмут 1000—2000 ₽. Этот вариант больше подходит тем, у кого нет инструмента, который позволяет снять и зарядить аккумулятор.

Простые зарядные устройства продают даже в гипермаркетах. Но пользоваться ими сложнее, чем автоматическими: придется самому выбирать силу тока или напряжение. Если ошибиться, есть риск повредить батарею
Простые зарядные устройства продают даже в гипермаркетах. Но пользоваться ими сложнее, чем автоматическими: придется самому выбирать силу тока или напряжение. Если ошибиться, есть риск повредить батарею

Как подобрать аккумулятор на автомобиль

Чтобы подобрать аккумулятор, важно знать максимальное количество его параметров. Есть критически важные, есть желательные. Вот что точно нужно узнать.

Размеры. У каждого автомобиля свои особенности места установки АКБ. Лучше подбирать батарею с размерами оригинальной. Аккумулятор нужно снять с машины и измерить рулеткой три его стороны. Выступающие части и особую форму крышки не учитывайте. Можно ничего не измерять и обратиться в специализированный магазин, там подберут аккумулятор по каталогу производителя.

Не рекомендую доверять разным сайтам по подбору батарей на марку/модель автомобиля: есть шанс промахнуться. Даже 5 мм могут быть критичны. Исключение — официальные сайты именитых производителей — Varta, Bosch, Exide, Optima, им доверять можно.

Тип крепления. Для жесткой фиксации аккумулятора используют два вида креплений: нижние и верхние. Обратите внимание, как закреплена батарея в вашем автомобиле, и выбирайте новую под такой же тип крепления. Экспериментировать опасно, самодельные варианты крепежа недопустимы: из-за них машина может загореться.

Верхнее крепление аккумулятора: специальная рамка или пластина прижимает его к площадке сверху через два болта или шпильки. Фото: Nor Gal / shutterstock
Верхнее крепление аккумулятора: специальная рамка или пластина прижимает его к площадке сверху через два болта или шпильки. Фото: Nor Gal / shutterstock

Возможность обслужить. Можно ли подобраться к отсекам аккумулятора, есть ли на них винтовые пробки. Продвинутым автолюбителям и желающим сэкономить можно посоветовать обслуживаемую батарею — она дешевле. При этом важно, чтобы был инструмент, потому что если помимо такой батареи вы купите и его, то сильно переплатите.

Большинству водителей подойдет кальциевая АКБ: она самая сбалансированная по цене и характеристикам. Для автомобиля с системой «старт-стоп» больше подойдет необслуживаемый аккумулятор EFB или AGM.

Полярность у аккумуляторов бывает прямой и обратной. В первом случае плюсовая клемма слева, во втором — справа. Если купить аккумулятор с неправильной полярностью, его вряд ли получится установить и подключить.

Дата изготовления. Единого стандарта маркировки для АКБ нет. В зависимости от производителя на корпусе может быть штамповка по пластику или наклейка с кодом. У российских производителей код простой, из четырех цифр: первые две — месяц, оставшиеся — год изготовления. У импортных аккумуляторов код может потребовать расшифровки. Инструкция обычно есть на сайте производителя, в редких случаях приходится искать ее где-то еще.

Для сурьмянистых батарей лучше ориентироваться на срок годности в пределах 6 месяцев, для остальных — до 18 месяцев. Может показаться, что полгода — не срок, но у сурьмянистых самый большой саморазряд, поэтому важно купить свежую батарею.

Стандарты клемм автомобильных аккумуляторов

Диаметр «+» клеммыДиаметр «−» клеммы
Европейский (EN), ГОСТ РФ19,5 мм17,9 мм
Японский (JIS), для многих азиатских авто14,7 мм13 мм
Американский (США и Канада)Возможны резьбовые и боковые клеммыВозможны резьбовые и боковые клеммы

Стандарты клемм автомобильных аккумуляторов

Европейский (EN), ГОСТ РФ
Диаметр «+» клеммы19,5 мм
Диаметр «−» клеммы17,9 мм
Японский (JIS), для многих азиатских авто
Диаметр «+» клеммы14,7 мм
Диаметр «−» клеммы13 мм
Американский (США и Канада)
Возможны резьбовые и боковые клеммы

Клеммы аккумуляторов EN всегда утоплены в корпус, верхушка клеммы по высоте равна высоте крышки батареи. У батарей для автомобилей с Востока, наоборот, АКБ имеет форму прямоугольника с торчащими из него клеммами. Подключить аккумулятор другой формы может быть затруднительно, такое соединение не будет надежным.

Клемма причудливой конструкции на Пежо 207
Клемма причудливой конструкции на Пежо 207

Объем двигателя и емкость аккумулятора. При запуске двигателя стартер должен привести в движение коленвал и все связанные детали. Чем больше двигатель, тем больше энергии нужно стартеру — соответственно, нужен аккумулятор с большей емкостью.

Емкость АКБ указывают в ампер-часах — А⋅ч. Но с точки зрения классической физики это не совсем верно. Не нужно просить в магазинах автозапчастей АКБ с характеристикой в джоулях, просто воспользуйтесь этой таблицей.

Рекомендованная емкость аккумулятора в зависимости от объема двигателя

Объем двигателяЕмкость АКБ
1,6 л и менее44 А⋅ч
1,6—2,5 л55—60 А⋅ч
2,5—3,5 л62—66 А⋅ч
3,5 л и более70 А⋅ч и более

Рекомендованная емкость аккумулятора в зависимости от объема двигателя

Двигатель 1,6 л и менее
Емкость АКБ44 А⋅ч
Двигатель 1,6⁠—⁠2,5 л
Емкость АКБ55—60 А⋅ч
Двигатель 2,5⁠—⁠3,5 л
Емкость АКБ62—66 А⋅ч
Двигатель 3,5 л и более
Емкость АКБ70 А⋅ч и более

Для дизельных двигателей прибавьте к указанным емкостям 10—20 А⋅ч, для современных автомобилей с большим количеством электроники — 5—10 А⋅ч.

Пусковой ток — ток, который аккумулятор может выдавать кратковременно для запуска двигателя. При выборе по этому параметру можно ориентироваться на климат. В южных регионах, где зимой температура не падает ниже −10 °С, про пусковой ток можно не задумываться. Для запуска двигателя небольшого легкового автомобиля при температуре +3 °С потребуется 200 А, при −10 °С — уже 260 А, а при −20 °С — в полтора раза больше, 300 А.

Чем ниже температура, тем хуже чувствуют себя любые батарейки: замедляется скорость электрохимических реакций. Формул подбора по пусковому току для средней полосы и северных районов нет. Как ориентир — 300—400 А будет достаточно для большинства легковых автомобилей, для больших внедорожников — не менее 500 А.

Бренд, магазин и цена. Выбирайте специализированный магазин, это убережет вас от безграмотных консультаций. Здесь можно сдать старый аккумулятор в обмен на скидку в 300—1500 ₽. На многих сайтах указывают две цены: обычную и цену, если сдаете аналогичный аккумулятор.

Если выбираете аккумулятор AGM или гелевый, то присмотритесь к батареям известных брендов — Bosch, Varta, Exide, Hyundai. Такой аккумулятор будет стоить от 8000 до 30 000 ₽. Отечественные аккумуляторы проще по конструкции, но и значительно дешевле. Самые известные производители — «Тюменские батареи», «Зверь», «Титан», «Катод». Цены — от 3500 ₽. Изучите тесты известных автожурналов: по ним легко разобраться в актуальных моделях и характеристиках.

Аккумуляторы продаются и в автомобильных отделах гипермаркетов, но выбор там весьма скромный. Осенью ассортимент расширяют. На фото — магазин «Окей»
Аккумуляторы продаются и в автомобильных отделах гипермаркетов, но выбор там весьма скромный. Осенью ассортимент расширяют. На фото — магазин «Окей»

Как проверить аккумулятор перед покупкой

Самый простой способ проверить АКБ — измерить напряжение с помощью мультиметра. Если у вас нет такого прибора — попросите его в магазине. Если заказываете онлайн, подготовьте мультиметр или аналогичный прибор: аккумулятор могли неправильно хранить и это повлияло на его свойства.

Полностью исправный, новый аккумулятор должен выдавать 12,6—12,7 В. Если напряжение немного ниже, 12,5 В, то батарею нужно зарядить. В остальных случаях от покупки лучше отказаться: это глубоко разряженная батарея.

12,5 В
минимальное напряжение, при котором аккумулятор можно покупать

Что делать со старым аккумулятором

Если у вас не взяли в зачет старый аккумулятор при покупке нового, пункт приема отработанных батарей найти легко через интернет. Часто они совмещены с приемом металлолома. За аккумулятор дадут 300—900 ₽, или 35—50 ₽ за кг, а еще вы избавите себя от забот по утилизации. АКБ запрещено выкидывать в контейнеры для бытового мусора: серная кислота, свинец, кадмий из аккумулятора серьезно загрязняют окружающую среду, их нужно сдавать на утилизацию.

Запомнить

  1. Перед покупкой новой батареи проверьте состояние своего аккумулятора: возможно, его нужно просто зарядить. Если нет инструмента и зарядного устройства, обратитесь в сервис по обслуживанию аккумуляторов — их легко найти в интернете.
  2. Узнайте все характеристики своего аккумулятора и выбирайте новый строго по ним. Или обратитесь к каталогу на сайте интернет-магазина и подберите по марке и модели автомобиля.
  3. Для замены аккумулятора может понадобиться различный инструмент и сервисная инструкция. Если сомневаетесь в своих навыках — обратитесь в автосервис.
  4. Старый аккумулятор нельзя просто выкинуть, его нужно сдать на утилизацию. За это дадут 300—1500 ₽.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Константин ИщенкоРасскажите, когда в последний раз вы меняли аккумулятор и какой в итоге купили:
  • Алексей ПетровЯ бы ещё добавил пару советов. Если сами обслуживаете машину, берите аккумулятор со складной ручкой, и чтобы ручка была поосновательнее. Нести его домой из гаража может быть ОЧЕНЬ неудобно. Ну или прочную сумку под него найдите :) Индикатор зарядки, напротив, не особо нужен - под капотом вы на него смотреть не будете, или просто не поймёте, что производитель хотел до вас им донести. Проще мультиметром напряжение померить. Мультиметр стоит копейки, лежит в машине и места не занимает. И неплохо возить в машине зарядное устройство тоже, оно небольшое, в лесу, понятно, не спасёт, а вот приедете в гости зимой к другу на дачу, а за ночь подуставший аккумулятор разрядится, или там фары забудете выключить, а у друга зарядки нет, и прикурить не от чего, и будете как дурак по соседним участкам бегать, просить (случай из жизни). И провода для прикуривания тоже возите, если что поможете не себе, так кому другому. При выборе размеров смотрите не только габариты самого аккумулятора, но и его расширенной «подошвы» - у некоторых азиатских машин (в частности, у моего субарика) не все аккумуляторы влезают на площадку для их установки. Полярность прямая или обратная может быть независимо от страны происхождения машины, а зависит от того, для какого рынка машину делали, просто посмотрите где у вас плюс, где минус. То же и с клеммами, ну у кого праворульные - те сами знают. Хотя клеммы (в машине, не у аккумулятора) можно и поменять. Не увлекайтесь китайскими прибамбасами типа клемм с отключением без съема, блокираторами и так далее - и погореть может, и вообще в высоковольтном хозяйстве чем проще, тем лучше. Если на зиму аккумулятор снимаете - обязательно сразу заряжайте и храните только заряженным. И перед установкой подзарядите. Иначе он может и на хранении сдохнуть. В холоде не храните. Ставить аккумулятор емкости сильно больше, чем в руководстве на машину рекомендуют, смысла большого нет, даже если влезет. А вот на пусковой ток смотрите при покупке, особенно если у вас дизель или литраж мотора большой. Но могут наврать. Читайте тесты аккумуляторов. Но тоже могут наврать :) Лично у меня стоит сейчас корейский (южно, хехе) и нормально работает. Но больше 4-5 лет никакой аккумулятор, как правило, не работает, как его не эксплуатируй. У меня родной японский дольше всего служил, 5 лет.17
  • Dmitry KugushevАлексей, касательно длительности работы аккума (ваши последние предложения). На Mazda CX-5 (2012 г.в., сборка Sollers Россия) уже почти 10 лет езжу с родным аккумом. Проблем даже в зимнее время с запуском не имею (основной автопробег Москва и МО). Единственный проблемный момент был в пандемию весной 2020 года, когда многих на месяц-два посадили домой сидеть. Тогда машинка простояла ~3 недели без использования, на улице минус. Ну и при следующей попытке завестить - аккум подвел, оказалось разрядился за время относительно долгой стоянки. Пригодился бустер: подцепил его к аккуму, дал пусковой ток на стартер, и успешно завел двигатель. Потом уже поработал полчаса на холостых оборотах + прокатился немного по местности, и снова аккум в парядке (подзарядился достаточно).3
  • AKEFB точно не в 2 раза дороже стоят. У них наценка около 15-20% на фоне Ca/Ca. Их основная задача - авто с системами start-stop, так как ток стартовый лучше, и намного быстрее заряжаются, ну и разряд лучше держат. Само собой для частых поездок до 10км и для владельцев котлов это однозначно предпочтительный вариант.1
  • Лана СчастливаяАлексей, мультиметром не всегда получится действительность увидеть, не очень новые акб лучше проверять нагрузочной вилкой, да и при покупке тоже лучше ее в магазине спрашивать а не мультиметр1
  • Vadim RybalkoАлексей, второй Фокус из Всеволжска, аккум прослужил 12 лет, но вспухла одна банка, если бы не она, ещё бы проработал небось. Аккум родной, производство Германия.1
  • Vadim RybalkoЕщё очень важно для любителей заряжать дома без знания матчасти: делать это надо в хорошо проветриваемом помещении, так как при зарядке и эксплуатации выделяется смесь газов с различными весёлыми свойствами. Так-то вообще зарядка автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов в домашних условиях не приветствуется. Это не полезно для здоровья окружающих, да и иногда взрыво- и пожароопасно. Да, есть типы аккумуляторов без газовыделения, но большинство типовых аккумуляторов для автомобилей к ним не относятся. А ещё на всякий случай тотальной разрядки аккумулятора, существуют китайские пауэрбанки с функцией джамп-стартера.4
  • Павел БасистовАКБ должен иметь прямоугольную форму и подходить под то место куда его ставят в машине, клеммы должны иметь подходящую для авто полярность. И емкость надо смотреть в мануале под свой тип двигателя. Руководствуясь такими принципами уже второй десяток лет не испытываю проблем с АКБ в машине.1
  • Илья АкуловРено Меган -3, автомобиль выпуска февраля 2010г. стоит родной аккумулятор Varta ,ему пошел 13 год ,а он все ещё работает. Автомобиль использую в основном для длительных поездок.1
  • ЭрнестСтатью писал менеджер по продажам. Очень далёкий от обслуживания и эксплуатации акб разных типов. Вот так и рождаются фейки. Статья ради статьи. Печально. Вы вводите людей в заблуждения.0
  • АлександрСобираю УАЗа для бездорожья. Взял ккумулятор 75 6СТ-75 Black Horse у ребят из belarus1.ru /category /akkumulyatory/, посоветовали, последний по скидке урвал. Он необслуживаемый, но мне много не надо, главное свою работу выполняет.0
  • Pavel ShakhovAK, не могли бы пояснить про владельцев котлов?0