
Как играть в настольную игру го
Го — это одна из старейших настольных игр.
Она появилась в Древнем Китае и называлась вэйци, что означает «игра в окружение».
Несмотря на простые правила, го считается одной из самых сложных стратегических игр в мире. Расскажу об игровом процессе го и тактиках, а также дам советы новичкам.
Что такое го
Цель. В го играют два противника, которые поочередно выставляют на доску камни своего цвета. Задача сторон — разместить камни так, чтобы они окружили как можно больше свободного пространства. В конце партии побеждает тот, кто захватил больше территорий.
Сложность. Игроку не нужно запоминать паттерны движения камней или исключения, как в шахматах или шашках, поэтому порог входа низкий. Но освоить го на высоком уровне крайне сложно: у камней нет номинальной стоимости, ценность ходов зависит от контекста, а количество игровых ситуаций значительно выше, чем в шахматах.
Сложность игры подтверждает, например, история соперничества компьютеров с людьми. В шахматах компьютеры обыгрывают гроссмейстеров с конца 20 века, но в го это впервые произошло лишь в 2016. Тогда программа AlphaGo произвела революцию, обыграв одного из сильнейших игроков в го Ли Седоля.
Популярность. Хотя игра появилась несколько тысяч лет назад и популярна в Китае, Японии и Южной Корее, на Западе она остается скорее нишевым увлечением. Среди интеллектуальных настольных игр в западных странах более развиты шахматы — они стали не только частью спортивной индустрии, но и поп-культуры. Для сравнения: тематические сообщества по го на «Реддите» имеют тысячи подписчиков, в то время как по шахматам — сотни тысяч или даже миллионы.
Основные правила го
Игровое поле и камни. Классический размер доски — 19 × 19 линий, при пересечении которых образуется 361 поле. Для тренировок или в партиях новичков часто используют доски поменьше, например 13 × 13, 9 × 9 или даже 5 × 5.
Каждому игроку перед началом партии выдается набор камней — 180 при игре за белых и 181 при игре за черных . Противники на каждом ходе могут поставить на доску один камень. Их выставляют не в центр поля, как шашках или шахматах, а на пересечениях линий. Также игрок может пропустить ход, если считает, что у него нет подходящих вариантов.

Территории. Чтобы захватить территории, игроку нужно окружить свободные пункты — пересечения линий. В конце партии каждый захваченный пункт приносит одно очко. Важно, чтобы на окруженной территории не было живых камней соперника, иначе ее нельзя считать захваченной.
В зависимости от размера территории для захвата требуется разное количество камней. Например, чтобы окружить один пункт в центре, нужно четыре камня: они перекроют соединения сверху, снизу, справа и слева.
На примере ниже черные отсекли часть карты в углу и один пункт в центре, в то время как белые хаотично расставили камни на других участках и не контролируют их. Если партию завершить в этот момент, белые наберут 0 очков, а черные — 16 за пункты в углу и еще одно за пункт в центре.

Основные ходы и захваты. Когда игрок разместил камень, его запрещено перемещать. Камень можно снять с доски, только если соперник окружит его и лишит дыхания. Он дышит, пока хотя бы одно соседнее пересечение по вертикали или горизонтали свободно — не занято противником.
Как только камень запирают сверху, снизу, справа и слева, он лишается дыхания и снимается с доски как захваченный. По итогам партии такие камни добавляют очки игроку, который захватил их.




Большинство правил го запрещает игрокам совершать «самоубийство» — ставить свой камень в полное окружение и лишать его дыхания . По такому регламенту на примере ниже черные не могут сходить на поле K10.
При этом ставить свои камни в полное окружение разрешается, если это приведет к немедленному захвату вражеских камней. Поэтому белые в такой ситуации могут сходить на K10: пять черных камней лишатся дыхания и будут захвачены, а белый камень на K10 останется на доске. Белые в конце партии получат пять очков за захваченные камни и еще пять — за освободившуюся территорию.
Но в этой ситуации опытные игроки не станут добивать черные камни. Когда группа формально не захвачена, но фактически уже не может спастись, сторонам выгоднее перестать бороться за нее. Они оставляют камни на доске до конца партии, а при подсчете очков признают их мертвыми — переносят на сторону игрока, чьи камни окружены.
Белые в этом случае получат на балл больше: пять очков за черные камни в окружении и шесть — за территорию. Если правила допускают «самоубийство», черным также невыгодно занимать свободный пункт, иначе противник получит 12 баллов — по шесть за камни и территорию.

Подсчет очков. Партия может закончиться тремя исходами: одна из сторон сдается, у игроков заканчиваются камни или оба противника соглашаются на завершение игры. Чтобы определить победителя, необходимо подсчитать свободные пункты и захваченные камни.
Для удобства рассмотрим пример на доске 9 × 9. В расстановке ниже оппоненты могут продолжить игру, но смысла в этом мало. Границы территорий уже определены, и усилить позиции вряд ли получится, поэтому рациональнее начать подсчет очков.

Сначала стороны подсчитывают мертвые камни. Два белых камня справа оказались на захваченной территории, и при продолжении партии выжить им, скорее всего, не удастся. Оппоненты соглашаются признать их мертвыми.
Чтобы считать было удобнее, эти камни можно перебросить на свободные пункты территории белых и переставить все фигуры так, чтобы равномерно заполнить пространство. После группировки у белых осталось 15 свободных пунктов, у черных — 30.

Прежде чем присуждать победу одной из сторон, нужно учесть коми — компенсацию белым за то, что они ходят вторыми. Раньше считалось, что право первого хода не дает весомого преимущества, но в современном го подход изменился.
Размер коми зависит от размера доски, статуса турнира и договоренностей между сторонами — обычно от 5,5 до 8,5 очка. Чаще всего для компенсации выбирают нецелое число, чтобы избежать ничьих. В нашем примере коми не спасет белых: даже при компенсации в 8,5 очка они не обойдут противника. Партия закончится со счетом 23,5:30.
Стратегии и тактики в го
Расстановка камней. В го нужно играть по всей доске и пытаться получить контроль над разными ее частями. Наиболее популярные начальные ходы — в углах. Такая тактика позволяет построить базу для дальнейшего захвата территорий. Играть из центра тоже можно, но прогнозировать развитие ситуации так сложнее, особенно на классических досках 19 × 19.
Чаще всего в го первые ходы приходятся на третью или четвертую линию от края — такой розыгрыш называют дзесэки. Камни стоят не слишком близко к центру и в то же время далеко от края, что потенциально позволит захватить больше пространства.


Атари. Этим термином называют ситуацию, в которой у камня или группы камней остался один свободный пункт. Уже на следующем ходе противник может перекрыть дыхание и сделать захват.
Двойным атари называют ситуацию, когда одним ходом игрок создает вилку — угрозу двум разным камням, не объединенным в группу. Сопернику придется выбирать, какой из них спасать.



Чтобы лучше освоить атари, можно попрактиковаться в атари го — это разновидность игры, в которой игроки пытаются захватить камень соперника. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Со временем можно усложнить правила и играть, например, до трех или пяти захваченных камней — стратегия в этом случае изменится.





Правило двух глаз. Глазом в го называют пустую область, вокруг которой расставлены камни одного цвета. На примере ниже белые окружили один пункт в центре доски и три пункта внизу. Каждый из них — это глаз, побольше и поменьше.
Согласно правилу «самоубийства», черные не могут поставить камень на K9. Но если им удастся сперва окружить группу белых камней в центре, ход на K9 приведет к их захвату.
В глаз из трех пунктов внизу черным разрешено ставить свои камни, так как группа белых камней уже окружена. Противник может защититься — поставить белый камень на последний свободный пункт и снять с доски черные камни внутри. Но это не поможет спастись: в конце концов черные полностью лишат дыхания и захватят камни в окружении.



Обезопасить свою группу можно, если создать внутри нее два глаза — две отдельные пустые области, окруженные своими камнями. На примере ниже белые разделили большой глаз внизу на два, поставив камень на L1. Теперь противник не может сходить ни на K1, ни на M1: он сразу окажется в окружении, а у белых останется место для дыхания.
Правило двух глаз — универсальный тактический принцип. Стоит помнить о нем, когда соперник угрожает группе ваших камней.

Ко-угрозы. Чтобы избежать бесконечного повторения одной и той же позиции, в го существует правило ко. Оно запрещает игрокам возвращать камень на только что захваченный пункт.
В ситуации ниже черные могли бы вернуть свой камень уже следующим ходом и захватить только что выставленный белый камень, если бы не правило ко. Из-за него они вынуждены сходить в другой части доски и только после этого им можно повторить позицию.


В некоторых ситуациях правило ко можно использовать, чтобы отвлечь противника, выиграть время или создать угрозу в другом месте и в конечном счете перехватить инициативу.
Рассмотрим ситуацию: черные пытаются окружить группу белых камней у левого края доски. Белые пытаются выйти из окружения.









Советы для начинающих
Подсчет очков. Новички часто забывают, что подсчет очков происходит не по количеству выставленных камней, а по свободному пространству. Если вам удалось захватить территорию и обезопасить ее от проникновения противника, не нужно захламлять пункты своими камнями: так вы лишаете себя очков. Лучше посмотреть, нет ли у вас возможности расширить владения. В крайнем случае всегда можно пропустить ход.
Выбор доски. В рекомендациях часто можно встретить советы начинать с досок меньшего размера. Это имеет смысл, но лучше использовать доски 9 × 9 и подобные только первое время для освоения базовых приемов и постепенно переходить к классической 19 × 19. Игра на ней принципиально отличается от игры на тренировочных досок из-за увеличения количества возможных позиций.
Где играть. Один из самых популярных вариантов для игры онлайн — сайт online-go. Там можно следить за партиями опытных игроков, найти соперника по своему уровню, отработать стратегии на доске 9 × 9 и прочесть обучающие материалы. Также на сайте есть подборка видео и книг, правда, большинство материалов — на иностранных языках.
Что в итоге
Го — это древняя настольная игра, в которой два игрока поочередно выставляют камни на доску. Они стараются окружить как можно больше пунктов — пересечений горизонтальных и вертикальных линий. В конце партии число пунктов подсчитывается и побеждает тот, кто набрал больше.
Во время игры можно окружать камни соперника и захватывать их. При подсчете очков они принесут дополнительные баллы. Иногда выгоднее не доводить захват до конца и не снимать вражеские камни с доски, а лишь заблокировать им все доступные ходы и признать мертвыми. В конце партии они тоже принесут очки.
Начинать осваивать го лучше с небольших досок, например 9 × 9. После отработки основных ходов и тактик можно переходить на классическую 19 × 19. Стратегия на ней отличается из-за огромного количества возможных позиций.
Тренировки, личный опыт и другие материалы о спорте — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы сделать физическую активность частью жизни: @t_sportik