Как ходит ладья в шахматах

Ладья — одна из самых мощных фигур на шахматной доске.
Она контролирует целые вертикали и горизонтали, способна быстро менять фланг и участвовать в решающих атаках. Расскажу, как она ходит и в каких комбинациях участвует.
О чем вы узнаете
Как ходит и бьет ладья в шахматах
Передвижение. Ладья ходит по вертикали или горизонтали на любое количество клеток. Из-за простоты движения и отсутствия хитрых маршрутов многие методические пособия рекомендуют начать изучение фигур с нее.


Расположение. В начале партии ладьи находятся в четырех углах доски. Начинающие шахматисты зачастую пытаются как можно быстрее ввести эти фигуры в бой, но это не соответствует правильной дебютной концепции. Куда лучше задействовать их после серии разменов , когда на доске появятся открытые линии.
Ладья — это дальнобойная фигура. Она может контролировать поля и из своего лагеря — не всегда нужно выводить ее в центр доски.


Ценность. Если брать относительную ценность фигур в пешках, ладья уступает только ферзю: он стоит примерно девять пешек, ладья — пять, а конь и слон — примерно по три.
Высокая ценность объясняется возможностью поставить мат одной ладьей. Например, одним слоном или конем мат невозможно поставить даже в теории.
Рокировка с ладьей
Рокировка позволяет за один ход спрятать короля в безопасное место и одновременно вывести ладью в бой. Фигуры смещаются по горизонтали навстречу друг другу и меняются местами. В итоге король оказывается ближе к углу доски, а ладья — к центру.
Рокировка — это в первую очередь ход короля, поэтому начинать движение надо с него, а не с ладьи. Онлайн-платформы и вовсе не дадут провести ход, если сначала подвинуть ладью. При игре вживую все зависит от характера партии: в любительской встрече могут не обратить внимание на последовательность действий. Но по правилам нужно засчитать только ту часть хода, в которой игрок подвинул ладью.
Длинная и короткая. Различают два вида рокировки. В обоих король сдвигается на две клетки: в коротком — к ближней ладье, в длинном — к дальней.


Условия рокировки. Совершить рокировку можно только один раз за партию и при нескольких условиях. Главное, чтобы король и ладья не двигались до хода, а поля между ними были свободны.
Например, если сходить королем и потом вернуть его на место, право на рокировку теряется. То же относится к ладье. Но если вторая при этом не ходила, с ней все еще можно провести рокировку.

Среди других требований к рокировке — отсутствие шаха. Перед ходом нужно удостовериться, что королю ничего не угрожает. Если он под ударом, в первую очередь нужно защитить короля, а потом проводить рокировку.
В середине прошлого тысячелетия право такого хода и вовсе отбирали после шаха. Но позже правила изменились — сегодня можно отвести угрозу и рокироваться.

Даже если прямой угрозы королю нет, необходимо проверить, есть ли на его пути битые поля. Это правило, о котором забывают многие начинающие шахматисты.
Рокировка запрещена, если король перемещается по клеткам, которые контролируют чужие фигуры. При этом ладья может передвигаться по ним во время рокировки.

Тактические комбинации с ладьей
Комбинации, в которых часто используется ладья, можно условно поделить на два вида в зависимости от цели: выиграть материал или поставить мат. В первом случае шахматист пытается получить тактический перевес, во втором — завершить партию.
Вилка. Ситуация, когда одна фигура создает угрозу двум и более фигурам соперника. Поставить вилку можно чем угодно, в том числе и ладьей. В примере ниже белые создают угрозу слону и королю.

Сквозной удар. Если немного изменить расположение фигур в вилке, получится ситуация, в которой на одной линии друг за другом находятся две фигуры соперника. В случае с ладьей — на одной горизонтали или вертикали.
В примере ниже ладья ставит шах королю, вынуждает его отступить, после чего забирает слона.

Связка. Прием очень похож на сквозной удар, но со сменой ролей.
Под угрозой снова оказываются две фигуры, но первая не может отступить из-за того, что прикрывает собой более ценную. В примере ниже — короля.

Обжорный ряд. Это не тактика в чистом виде, но важный прием, который часто используется в конце партий. Как и в вилке, ладья создает угрозу двум фигурам. Но она гарантированно съест не одну, а две и более фигур.
В примере ниже на седьмой горизонтали стоят несколько пешек, и ладья может съест минимум две.

Мат по последней горизонтали. Одна из самых популярных матовых идей, которая особенно часто встречается в партиях любителей.
Когда король делает короткую рокировку, обычно он ограничивается в пространстве. Если пешки находятся в начальных позициях, король не может двигаться вперед. Этим обстоятельством иногда можно удачно воспользоваться.

Линейный мат. Еще одна популярная матовая идея.
В отличие от предыдущей тактики, здесь потребуются две ладьи. Они постепенно отсекают короля по линиям и загоняют его на крайнюю горизонталь, где объявляют мат.



Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik