
Чем плох «Хозяин» — поверхностный фильм Юрия Быкова о человеке и системе
4 июля 2025 года на зарубежных стримингах вышел фильм Юрия Быкова «Хозяин».
Его снимали еще в 2020 году как оригинальный проект «Кинопоиска», но позже фильм пропал с радаров. В России он официально не выходил — и, судя по всему, не выйдет.
В центре сюжета — простой автослесарь Иван, который однажды спасает от смерти влиятельного силовика Родина. Он постепенно завладевает всей жизнью Ивана.
Мы посмотрели «Хозяина» и в нашей рецензии рассказываем, чем он похож на все остальные работы Юрия Быкова — и почему это не хорошо.
Что за «Хозяин»
Дата премьеры: 4 июля 2025 года
Страны производства: Россия, Франция, Швейцария, Великобритания, Мексика
Режиссер: Юрий Быков
Сценарист: Юрий Быков
Актеры: Артем Быстров, Олег Фомин, Клавдия Коршунова, Александр Бандурин, Артем Борзовский, Роман Борзовский, Дарья Полунеева
Жанры: драма, триллер
Фильмы, похожие на «Хозяина»: «Майор», «Дурак», «Слуга»
Продолжительность: 2 часа 3 минуты
Где смотреть: на зарубежных стримингах
«Хозяин» вобрал все минусы поздних работ Быкова
Фильмы Юрия Быкова всегда воспринимались как остросоциальные комментарии к действительности. Без преувеличенной чернухи, как монолог из рилса с названием вроде «Мужик все правильно сказал» — четко, бескомпромиссно и с долей обаяния простого рабочего человека, который видел жизнь.
Несмотря на это восприятие, кино Быкова оставалось поразительно фантазийным: в центре сюжета обычно был одинокий Геракл, борющийся с гидрой; его окружали карикатурные злодеи, а коммуницировали они искусственными, нескладными репликами из многоголосной озвучки боевиков 1990-х. Исключениями можно с натяжкой назвать первые два фильма режиссера — «Жить» и «Майор», мрачные драмы о неоднозначных героях. Со временем персонажи Быкова становились все однозначнее, а полутона исчезли.
К современной российской реальности сюжеты «Дурака», «Завода» и «Сторожа» имели очень опосредованное отношение. У них были интересные завязки — бунтующие заводчане брали в заложники своего начальника, сантехник пытался предотвратить катастрофу, в которую никто вокруг не верил. Такое кино действительно могло показаться злободневным.
Но чаще всего Быков не имел не только остросоциальных, но и вообще каких-либо комментариев. Ясно было одно: жить в России тяжело, воры и подлецы не дремлют, героизм наказуем, а власть… ну, где же она хороша? Фильмы Быкова очень искренни, но часто неубедительны и даже забавны в своей нескладности.
Не стал исключением и «Хозяин» — кино об отношениях спасителя и спасенного, которые со временем меняются местами. Фильм ничем не отличается от других поздних работ Быкова, только множит их минусы.



Главный минус фильма — центральный персонаж
Автослесарь Меньшов видит аварию на дороге и спасает человека. Позже тот появляется на пороге дома Меньшова, представляется Родиным и вовлекает в странную одностороннюю дружбу. Скоро главный герой начинает пользоваться благами влиятельного товарища и меняться в худшую сторону. Жена Меньшова просит Родина оставить мужа в покое, тот прекращает отношения, но связь между слугой и хозяином не рвется.
Название и сюжет фильма отсылают нас к ленте Вадима Абдрашитова «Слуга» — великой притче о господине, которого делает таковым сам раб. «Слуга» — тонкое и монументальное кино, наполненное аллюзиями на российскую историю. Символизм «Хозяина» куда проще и проявляется уже в фамилиях главных героев. Меньшов и Родин — маленький человек перед лицом необъятной и беспощадной Родины, у которой длинные руки и повсюду должники.
Поверхностно ли это? Очень. Но глубина и тонкость никогда не были сильными сторонами Быкова. Это не страшно — прямолинейность часто бывает убедительна. Однако чем дальше развивается сюжет «Хозяина», тем примитивнее раскрывается эта метафора, оставляя все меньше простора для размышлений.
Брутальный и циничный Родин дает Меньшову деньги на открытие автосалона, покупку дома и прочие радости жизни. Взамен таскает героя с собой на охоту, где делится воспоминаниями о нелюбимом отце; и в стрип-клуб, где силовику делают минет, пока он томно играет в гляделки со своим спасителем. Можно предположить, что Родин видит в Меньшове сына, которого мужчине так не хватает, — но предполагать незачем. Быков дает Родину ребенка-инвалида, чтобы никакого недопонимания не возникло.
Родин и Меньшов в начале фильма мало взаимодействуют — но душа простого русского мужика уже отравлена соприкосновением с поганым сатрапом. С первой встречи не прошло и пары сцен, а Меньшов уже переодевается в бандитский плащ, зализывает волосы и даже хочет ударить ребенка! А все потому, что теперь над ним витает тень инфернального Родина. Правда, каким Иван был до встречи с ним — сказать сложно. Как будто бы никаким. Любил заниматься сексом с женой и хотел дать на лапу эмчеэсникам в автомастерской. Один раз спас человека на дороге — и покатился.
И слабый образ Родина, и банальность происходящего, и символизм уровня школьного сочинения — все это не так портит фильм, как его невнятный и абсолютно серый главный герой. Вроде мягкий и податливый, он соглашается на все, что ему не нравится, но друзья почему-то считают Ивана упрямым, гордым и непримиримым.
Он кажется человеком, способным дойти до точки кипения, но защитить жену Меньшов не в состоянии — только предпринимать жалкие попытки. В герое вроде бы должна копиться ярость, чтобы вырваться наружу в финале, но явление к Родину с ружьем выглядит скорее режиссерской прихотью, а не реальной потребностью униженного и оскорбленного.



«Хозяину» совершенно нечего сказать
Никакой борьбы человека с системой — а именно так сам Быков описал основной конфликт «Хозяина», — в фильме мы на самом деле не видим. В отличие от героя «Слуги», которого господин подобрал щенком и воспитал под себя, Иван просто жил самую обычную жизнь, а затем отправился на каникулы к Родину. Когда каникулы кончились, Родин отобрал у Ивана все, что подарил, но героя это никак не изменило — как не изменило и его существование.
Вся арка искупления Ивана, которая заканчивается его мнимым восстанием против Родина, — один большой мыльный пузырь. Чтобы мы поверили в русский бунт, режиссер запихивает в последние пятнадцать минут фильма и старую советскую квартиру, и проезд Ивана на автобусе, и даже самую беспардонную уловку из сериалов телеканала «Домашний» — рак у младшей дочери. Вот в каких невыносимых условиях человек оказался.
Надо ли говорить, что все это смотрится фикцией и декорациями из социального ролика. Ничего настоящего в «Хозяине» нет — и даже страшный образ Родина страшный только на словах. «Ты видел его глаза? Он людей убивал», — говорит жена Меньшова. Но глаза Олега Фомина не способны напугать даже пса Куража.
Размышления российских режиссеров, писателей и художников о взаимоотношениях человека с властью почти всегда крутятся вокруг одного и того же: маленький человек оказывается перемолот жерновами безжалостной системы. Странно отрицать, что такие сюжеты случаются сплошь и рядом. Но усталость зрителя от бесконечных одинаковых разработок этой темы очевидна. Как и неспособность авторов искать другие идеи. «Хозяин» — наверное, лучшая иллюстрация этого кризиса.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult