«Боялся потерять деньги, но решил рискнуть»: я купил Audi Q3 в Китае за 2 651 000 ₽

В рубрике «Читатели покупают машины» мы публикуем истории о выборе, поиске и приобретении автомобилей.
Герой этого материала Дмитрий купил в 2024 году подержанный Audi Q3 из Китая. Он рассказал, почему выбрал эту модель, как искал импортера и с какими сложностями столкнулся в процессе доставки. А также дал советы тем, кто собирается заказывать машину таким способом.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Предыстория
Больше семи лет я ездил на Volvo C30, и настало время его менять. Бюджет был около 2 млн рублей. Хотел купить Volvo S60, но, пока копил деньги, цены на автомобили выросли и я понял, что не могу себе это позволить.
Полгода мониторил компании, которые импортируют авто из Японии и Кореи, но не решался. Праворульные машины не рассматривал, так как не хотел в средней полосе РФ ездить с рулем в бардачке. Знаю, что у этих автомобилей хорошая ликвидность на Дальнем Востоке, но в ЦФО могут возникнуть сложности с продажей.
Корея была для меня предпочтительнее. Но это направление в 2022 году стало популярным, поэтому стоимость доставки, комиссии брокеров и посредников значительно выросли. Цены на подержанные автомобили из Кореи были сопоставимы с российскими. Единственное отличие — условия эксплуатации. Корейские экземпляры, как правило, в идеальном состоянии.
Несколько знакомых купили авто из Китая, и я обратил внимание на рынок этой страны. Отзывы покупателей были противоречивые. Некоторые утверждали, что автовладельцы из Китая, в отличие от корейских, не любят ухаживать, обслуживать машины и не следят за чистотой. Другие — что состояние автомобилей из Китая ничем не уступает корейским и можно найти подходящий вариант.
Для меня было очевидно: население большое, много автомобильных производителей и предложений на рынке. Встречаются специальные версии авто для Китая, но есть и привычные нам европейские модели. Я посмотрел машину друга, который недавно заказал ее из Китая с пробегом 50 000 км. Он не делал химчистку салона, но его состояние было почти идеальным. Я решил ввязаться в эту авантюру.

Выбор модели
Volkswagen Jetta, Passat, Golf разных поколений были в семье и у знакомых, поэтому я смотрел в сторону автомобилей ВАГ-группы. Езжу в основном по городу, полный привод мне не нужен. Если удастся найти — хорошо, если нет, то не расстроюсь.
Сначала присмотрелся к Volkswagen Golf восьмого поколения — видел его пару раз в городе. В синем цвете показался красивым и запал в душу. Надежный двигатель 1,4 л и 150 л. с. для компактной машины казались достаточными.
Я стал мониторить китайские площадки по продажам автомобилей и неожиданно для себя обнаружил, что схожими характеристиками обладает Audi A3 четвертого поколения. Седан для китайского рынка с индексом L не поставляли в Россию, поэтому в случае ДТП найти кузовные запчасти было бы сложнее. Хэтчбэк выглядел привлекательнее — стал рассматривать его.
Мой знакомый, который уже заказывал автомобиль из Китая, предупредил меня о рисках. Частный импортер, к которому он обратился, перестал выходить на связь. Знакомому пришлось ехать во Владивосток, обращаться в полицию, самостоятельно забирать и растаможивать машину. При этом он потерял часть денег.
Я начал искать компанию, которая привезет мне автомобиль. Одна крупная фирма не отвечала несколько дней, после чего начал обращаться в менее известные. Пообщался с менеджерами четырех разных компаний и понял общий алгоритм работы. Деньги пришлось бы переводить на счет в китайский банк.
Цена на одни и те же варианты различалась до 1 млн рублей. Компании хотели заработать: брали больше комиссию, придумывали несуществующие налоги и доплаты. По договору они оказывают информационные услуги и ни за что не отвечают. По сути, никаких гарантий компании не давали, работать с ними пришлось бы на доверии. Поэтому я решил сэкономить и обратиться к частному импортеру.
Контакты людей, которые пригоняют машины из Китая, нашел в тематическом чате. Кто-то предлагал странную схему с растаможкой через Киргизию или Беларусь, кто-то требовал аванса или оплаты на криптокошелек. Остался последний вариант — частный импортер Дмитрий из Москвы, у которого был телеграм-канал и профиль на «Драйве». Кроме того, один знакомый тепло о нем отзывался.
Мы общались с Дмитрием около недели, а затем он предложил несколько вариантов по моим критериям. Я опасался потерять деньги, но все равно решил рискнуть и заключить договор оказания услуг. По нему частный импортер обязан в трехмесячный срок предоставить мне на выбор несколько вариантов. Если подойдет хотя бы один, то он отправит залог за машину в Китай. Стоимость услуг подбора — 3% от цены авто.
Отказаться от покупки можно на любом этапе, но в этом случае я теряю часть денег. Я перечислил Дмитрию 164 000 ₽ — оплату его услуг и залог. 1 августа подписали договор.
Дмитрий стал присылать варианты с пробегом до 50 000 км и разным набором опций. Все они были примерно на 5% дешевле, чем у других поставщиков.
Я рассмотрел 10 предложений, с владельцами машин в Китае связались, и самыми подходящими оказались всего два. Но и они не были идеальными: не нравился цвет одного автомобиля, а во втором не было обвеса S-line, который очень хотелось. Решили искать дальше.
Однажды вечером в городе я заметил компактный кроссовер Audi Q3 второго поколения и решил узнать его стоимость. Под капотом был тот же мотор с другой прошивкой и более надежная, по отзывам, «мокрая» роботизированная коробка передач.
Стоимость отличалась от Audi A3 примерно на 150 000—200 000 ₽. Я решил увеличить бюджет. Написал Дмитрию и получил кучу вариантов. Первым был тот, который я в итоге купил: пробег 20 000 км и обвес S-line. Посмотрел еще пять предложений и окончательно определился. Дмитрий перечислил задаток китайскому продавцу, чтобы забронировать машину.

Проверка машины и сделка
На Audi Q3 был сертификат проверки с высокой оценкой. Ее проводят государственные специалисты, которые ездят по автосалонам, делают компьютерную диагностику, проверяют кузов толщиномером и выставляют оценку.
Меня мучили сомнения о состоянии машины. Я готов был оплатить дополнительный осмотр независимым специалистом. Дмитрий связался со своим знакомым в Китае, но это оказался тот же человек, который проводил государственную оценку. Количество специалистов и агентств по проверке автомобилей в каждом китайском регионе ограничено.
Мне прислали более 30 фотографий интерьера и экстерьера, сняли на видео состояние салона, как проверяют кузов толщиномером, как машина заводится и едет. Я проконсультировался с Дмитрием и понял, что смысла в дополнительном осмотре нет. Определенный риск в этом был, тем не менее я решил выкупать автомобиль.
Дмитрий предложил несколько вариантов оплаты автомобиля в Китае. Первый — в криптовалюте. При этом если деньги «потеряются» или продавцы окажутся недобросовестными, нет никаких гарантий, никто за это не отвечает. Риски высокие, зато перевести деньги можно за полчаса и подписать ДКП. После этого машину отдают.
Второй вариант — перевести деньги на карту посреднику, у которого есть китайская банковская карта. Третий — оплатить машину через банковский перевод. В России около пяти банков, которые могут это сделать. Но проблема в том, что перевод может идти месяц и вернуться обратно. Мне показалось, что переводить на карту и оплачивать криптовалютой рискованно. Поэтому попросил прислать инвойс, чтобы деньги пошли в Китай банковским переводом.
15 августа мне прислали счет за автомобиль в Китае — 1 950 000 ₽. Я приехал в Москву, чтобы открыть счет на свое имя, и меня ждал неприятный сюрприз. В этот день под санкции попали банки, в том числе тот, на который я рассчитывал, с приятным курсом валюты. Он отказался принимать деньги и переводить их в Китай.
Дмитрий предложил попробовать перевести деньги через другой, более крупный банк. Так я и сделал. Из-за того, что рабочий день подходил к концу, а биржа прекратила торги, консультант посоветовал отложить операцию до утра — возможно, курс на открытии биржи будет ниже и я смогу сэкономить до 70 000 ₽. Я послушал его.
Утром меня ждало разочарование — курс вырос. Разница была более 100 000 ₽. Я стал следить за курсом на сайте банка, и через семь часов он стал таким же, как прошлым вечером. Решил больше не ждать и перевел деньги. Китайская сторона подтвердила, что получила перевод, только через две недели — 1 сентября. После этого они отправили машину в Уссурийск.
До таможни автомобиль доставляли две недели. В этот момент объявили, что повысится утильсбор. Все ринулись покупать машины, образовалась пробка из тысячи авто. Семь дней Audi Q3 стояла в очереди на таможне.
Дмитрий отвечал за то, чтобы машину из Китая доставили до таможни. А дальше он передавал ее брокеру. Он занимался растаможкой под ключ, забрал машину на стоянку, оформил ЭПТС и СБКТС . Я заверил у нотариуса документы за 600 ₽ и отправил их через СДЭК за 2000 ₽.
Чтобы лично не приезжать в Уссурийск, оформил временную регистрацию за 4000 ₽. Брокер прислал счет на утильсбор 5200 ₽ и за таможенное оформление — 259 000 ₽, которые нужно было оплатить в течение дня. За свои услуги он взял 74 100 ₽.
Из-за ажиотажа с утильсбором автовозы подняли цены с 140 000 ₽ до 200 000 ₽. При этом на них тоже была очередь, ждать доставку нужно было около месяца.
Дмитрий предложил альтернативный вариант — перевезти машину на эвакуаторе из Уссурийска во Владивосток за 16 000 ₽ и оттуда автовозом доставить до Москвы за 176 000 ₽. Стоили услуги почти так же, как у других перевозчиков, но машину можно было получить раньше, поэтому я согласился. Через 16 дней Audi Q3 доставили в Москву, и в выходной я поехал ее забирать.


Итоги и советы
После подписания договора с частным импортером я ждал машину почти три месяца. Но это стоило того. Когда открыл капот и салон, почувствовал запах нового автомобиля. Когда отмыл от транспортировочной грязи кузов, показалось, что на Audi Q3 до меня не ездили. Проехал на автомобиле 100 км, впечатления были приятными. Не ожидал, что мотор 1,4 л может так хорошо ехать, а коробка так плавно и незаметно переключать передачи.
На следующий день оформил страховку, получил диагностическую карту, записался в ГАИ через госуслуги. На учет поставил без проблем за полтора часа, получил новые номера. В дальней поездке на 2500 км машина проявила себя хорошо, проблем не было. Купил коврики, самостоятельно прошил головное устройство с английского на русский язык, обслужил автомобиль, заменил все фильтры и масло.
Покупкой доволен: если бы я брал такой же экземпляр на российском рынке, заплатил бы на 1 100 000—1 200 000 ₽ больше. Второй раз я бы определенно заказывал машину тем же способом. Но в первый раз не каждый готов идти на риски. Пришлось отдать деньги, переживать за них, ждать машину. При этом надо быть готовым к тому, что могут возникнуть сложности на разных этапах, как было у меня. Именно поэтому многие переплачивают, покупают машину в салоне из наличия. Я не осуждаю, а понимаю их.
К сожалению, диагностика в азиатских странах оставляет желать лучшего. Полного отчета по истории автомобиля, как в России, нет. Максимум — пройдут по кузову толщиномером и снимут видео. Мне повезло: технически с машиной все было в порядке. В российском автосервисе на диагностике проверили пробег и состояние — оно было как у нового автомобиля.
Стоит внимательно изучать комплектации авто. В китайских машинах из южных провинций может не быть подогрева руля, сидений и зимнего пакета. В российских условиях без этого не обойтись.
Знаю случаи, когда у покупателей были проблемы из-за недобросовестных импортеров. Поэтому доверять стоит только тем, кто привозил автомобили вашим знакомым. Обращаясь в крупную фирму, об этом можно не переживать, но придется переплатить около 200 000 ₽.
Расходы на покупку Audi Q3 — 2 650 900 ₽
Счет за автомобиль в Китае | 1 950 000 ₽ |
Таможенная пошлина | 259 000 ₽ |
Автовоз | 176 000 ₽ |
Услуги подбора и залог | 164 000 ₽ |
Брокерские услуги | 74 100 ₽ |
Эвакуатор | 16 000 ₽ |
Утилизационный сбор | 5 200 ₽ |
Временная регистрация | 4 000 ₽ |
СДЭК | 2 000 ₽ |
Нотариус | 600 ₽ |
Расходы на покупку Audi Q3 — 2 650 900 ₽
Счет за автомобиль в Китае | 1 950 000 ₽ |
Таможенная пошлина | 259 000 ₽ |
Автовоз | 176 000 ₽ |
Услуги подбора и залог | 164 000 ₽ |
Брокерские услуги | 74 100 ₽ |
Эвакуатор | 16 000 ₽ |
Утилизационный сбор | 5 200 ₽ |
Временная регистрация | 4 000 ₽ |
СДЭК | 2 000 ₽ |
Нотариус | 600 ₽ |