Я прошла онлайн-курс Artful thinking в исследовательском центре Гарвардской школы образования

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анастасия Андреева

Страница автора

О себе

Я работаю педагогом уже 17 лет, при этом всегда занималась прогрессивными и современными подходами в сфере дизайн- и арт-образования. Сейчас я создаю онлайн-курсы и занятия для детей и подростков. А до онлайна преподавала оффлайн на разных площадках Москвы: музеи, культурные центры, школы, кафедра "Дизайн архитектурной среды" МАРХИ.

Выбор программы

Меня не устраивало то, чему учатся дети на моих лекциях. Они запоминали имена, картины, и вроде все хорошо, но я чувствовала, что просмотр произведений искусства им может давать больше, но не понимала, как к этому прийти. На русском языке я не нашла методик, которые предлагают что-то иное кроме традиционного формата: учитель показывает, дети смотрят и кивают. Самая прогрессивная из всех имеющихся русскоязычных методик была та, по которой я сама училась и которую хорошо знаю.

Я искала все, что связано с развитием более широких навыков через искусство — софт-скиллы и альтернативные методы знакомства детей с искусством. И начала изучать, что происходит в сфере арт-образования за рубежом. Так нашла программы Стэнфордского университета, Гарварда и музеев искусства. Я выбрала то, что на стыке: музей с коллекцией современного искусства + университет со своей научной базой (Гарвард). Моя программа называлась "Развитие критического мышления через искусство" и предназначалась для педагогов.

Поступление

Я писала эссе по предложенной теме и писала информацию о себе — чем занимаюсь и почему хочу учиться на этой программе.

Стоимость обучения

от 500 евро, зависит от продолжительности обучения.

Учеба

Онлайн-формат, много полезных материалов, много самостоятельной работы и практических заданий, работа в мини-группе и постоянные коммуникации между учениками. Например, делаешь работу и пишешь комментарий по заданной форме к другим пяти работам и так далее. Постоянно тебя включают в коммуникации с другими учениками. Я училась онлайн

Достоинства и недостатки программы

Одним из главных достоинств программы, которую я проходила, стало глубокое осознание того, что искусство — это не просто эстетика, а мощный инструмент развития мышления. Курс дал мне конкретные методики, упражнения и примеры того, как через искусство формировать самостоятельность мышления, способность задавать вопросы и находить нестандартные решения. Недостатком, пожалуй, можно назвать то, что подобные программы пока слабо интегрированы в классическое образование и требуют от педагога самостоятельного переосмысления и адаптации в новых условиях.

Итог

После окончания учебы я поняла, что на русском языке практически нет информации о том, как использовать искусство для развития критического мышления у детей. Это стало для меня мотивацией. Я начала писать статьи, переводить материалы, проводить вебинары, обучать других педагогов, создавать профессиональные сообщества и делиться своими знаниями. И, конечно, я сразу начала использовать методику в своих занятиях с детьми и подротсками.

Сейчас я продолжаю популяризировать тему искусства как инструмента для развития soft skills — критического и креативного мышления, социально-эмоционального интеллекта. Сейчас я работаю над книгой для детей на русском языке, в которую встроены практические упражнения из Гарвардской методики.

Советы

Не бойтесь языкового барьера — сегодня это уже не проблема. Искусственный интеллект может стать вашим незаменимым помощником: он поможет расшифровать лекции, подготовить письменные ответы или презентации. Главное — быть открытым к новому опыту, задавать вопросы, пробовать и не бояться ошибок. Обучение за границей — это не только про знания, но и про внутреннее развитие, новые связи и уверенность в своих силах.