Я прошла четырехнедельный интенсив перед поступлением в «Школу 21»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Как я уже писала, я решила сменить сферу своей деятельности и начать обучение с целью работы в IT. Осознавая, что я, как писали в комментариях к моей первой статье, почти разменяла пятый десяток, "выгоревшая" и имеются серьезные риски того, что я-таки не смогу ворваться в мир ИТ, я решила начать с бесплатных курсов. Это, подумала я, поможет мне "пощупать", что такое ИТ, позволит понять, какие специальности, направления там есть и что подойдет конкретно мне.
Проанализировав имеющиеся возможности, я узнала, что в нашем городе есть бесплатная школа программирования и цифровых технологий "Школа 21", коих по стране на сегодня всего 17. Наша якутская, оказывается, первая на Дальнем Востоке, она открылась не так давно — в 2023 году. Большим плюсом этой школы является возможность обучения в ней, независимо от возраста, начиная с 17 лет и хоть до ста. Раньше, проходя мимо здания школы, я думала, что там учатся только школьники или студенты. На сайте школы я прочитала, что в школу может поступить любой желающий и неважно, что ты знаешь об ИТ и какое у тебя образование. "Главное — твоё желание и мотивация. Мы даём шанс всем попробовать свои силы и освоить новое направление". Это придало мне немного уверенности и я решила попробовать.
Чтобы поступить на обучение необходимо пройти интенсив, который длится 4 недели. Его называют "бассейн", потому что тебя образно кидают туда, и ты сам должен разобраться, выплыть и проплыть его. Срок обучения будет зависеть от выбранной профессии. Обучение на профессии разработчика займёт от 1,5 до 2 лет, по специальностям DevOps, SRE-инженер, Data Scientist, тестировщик (QA-инженер), бизнес-аналитик (BA) и системный аналитик (SA) от 6 до 12 месяцев. Интенсивы — наборы на основное обучение — проводятся администрацией школы и волонтерами (из числа учащихся на основе) несколько раз в год, примерно 5-6 раз. Плюсом является то, что двери кампуса открыты 24/7 и 365 дней в году, есть всё для эффективного обучения: рабочие места, компьютеры, игровые комнаты, чтобы отдохнуть, кухня для приема пищи.
В апреле т.г. я заполнила на сайте школы анкету, отсканировала и отправила документы. Спустя пару недель пришло письмо с приглашением принять участие в отборочном интенсиве с середины мая по середину июня. Я обрадовалась и немного разволновалась, потому что к ИТ я не имею особого отношения, у меня нет ни профильного образования, ни опыта работы.
Интенсив
В первый день бассейна я пришла к назначенному времени 10.00 ч. и увидела очень много, просто кучу людей, преимущественно молодых. Нас было более ста человек (как называли нас волонтеры, пиров). Мы сели за компьютеры, нам озвучили основные правила обучения и сказали начать делать первый индивидуальный проект.
Правил было много, например, на компьютерный стол нельзя ставить воду, еду, обязательно блокировать ПК, когда отходишь, не фотографировать экран ПК и т.п. За каждое нарушение — пенальти. С правилами было сложновато, волонтеры все не объясняли, многое надо было самому прочитать, понять, и первую неделю я и другие участники пыталась усвоить, как их не нарушать, как проверять работы друг друга, как проводить мероприятия (ивенты), как начисляются баллы и т.д.
Каждую неделю у нас было по 4 индивидуальных проекта по программированию, по пятницам — экзамен, а по выходным — групповые проекты. Первый проект начался, как я уже написала, в первый же день отбора. Я помню свой шок, когда открыла и прочитала задания.. Там было 5 квестов, суть которых была в написании кодов. А у меня и информатики в школе в "лихие 90-е" не было, и компьютер я увидела только после окончания школы — в компьютерном зале в университете, в который постоянно была очередь и поработать за ним можно было не более часа. То есть моя цифровая грамотность в области программирования была… Ну так себе, мягко говоря. Училась я на гуманитарных направлениях: экономическом и юридическом. Больше лясим-трясим) Хотя, конечно, полученное образование мне всегда помогало в работе.
При этом в первый раз в жизни я столкнулась с таким методом обучения, при котором не было никаких преподавателей, учителей или экспертов. Реально я в шоке была в первую неделю. Сейчас-то смешно вспоминать, но тогда я сперва как-то растерялась. Все ребята вокруг 20-30-летние, такие умненькие, ботаники, видать. Все что-то печатают, делают, а я, 47-летняя женщина-гуманитарий, которая никогда не сталкивалась даже с информатикой, растерянно сижу за своим компом…
Волонтеры объясняли нам, что участники одновременно развивают жёсткие и мягкие навыки: в группах и самостоятельно выполняют проекты из практики крупных ИТ-компаний, проводят взаимные проверки и код-ревью, учатся давать и принимать обратную связь. Метод обучения peer-to-peer, то есть равный — равному. Мне надо было подойти к кому-нибудь и попросить помощи. Немного постеснявшись, я решительно подошла к нескольким парням, познакомилась и попросила объяснить, что надо делать. И, знаете, таким макаром, потихоньку я начала разбираться, что такое гитлаб, как открыть терминал на ПК, как написать простые команды и коды. Все ребята оказались очень дружелюбными и приветливыми. Мы быстро подружились, несмотря на большую разницу в возрасте.
Я быстро поняла, что мои хард-скиллс в ИТ оставляют желать лучшего и с ними я не смогу набрать много баллов в рейтинге. Но ведь есть же и мягкие навыки! Которые у меня с учетом моего опыта ого-го какие. И я сделала ставку на софт-скиллс, а именно: практически каждый день проводила ивенты (мероприятия), например, первый был про снятие психологических зажимов) Я собрала участников и провела им мастер-класс по снятию зажимов, мы учились дышать, двигаться, немного поработали с вокальными упражнениями, позволяющими расслабить гортань, мышцы лица, челюсти. Всем очень понравилось, и я стала каждый день проводить активности. Конечно, было много йоги. Я сертифицированный преподаватель хатха-йоги и мне было только в удовольствие заниматься с ребятами. Многие из них открыли для себя йогу. Компьютерщикам как людям с сидячей работой, думаю, это очень нужно.
К концу первой недели я была в небольшой такой, но очень приятной эйфории. От того, какая классная атмосфера в кампусе, какие хорошие вокруг ребята, что я что-то начала понимать и делать.
Но вторая и третья недели были сложными с точки зрения заданий. У меня мозг плавился от этого языка программирования С. Сосед по парте утешал, что "С — это как УАЗик с механической коробкой передачи, зато потом на автомате легче будет". Я не могла сдать индивидуальные проекты, сидела до 23 ч., а потом получала 0 баллов. Групповой проект мы втроем делали все выходные допоздна и тоже получили 0 баллов. Я ужасно расстраивалась, такие вот эмоциональные качели были: то эйфория, то "все плохо". Миша, мой соученик, сказал, что это специально так построено обучение, чтобы проверить твою стрессоустойчивость, как ты справляешься с неудачами, бросишь все или продолжишь. Эти слова здорово мне помогли. Наверное, Миша и не помнит, что сказал их мне, но я запомнила.
Итог
Ко второй неделе нас осталась половина, а к третьей и последней четвертой дошли только 30 человек. Я дошла до конца. Хоть было сложно, временами даже очень сложно, бывали моменты, когда я хотела все бросить (особенно, когда ты несколько дней делаешь проект, а ИИ тебя заваливает и ставит 0), но это был очень хороший опыт. По итогам бассейна я заняла второе место в своем трайбе (своей группе), а мой трайб занял первое место среди других.
На прошлой неделе наконец-то пришло письмо о зачислении меня на основное обучение. Такое же письмо пришло и другим 15 соискателям. Бассейн в школе можно проходить сколько угодно раз. У нас было несколько участников, повторно проходивших интенсив, и один парень, который аж в 3 раз участвовал в отборочном соревновании (он тоже прошел в основу).
Эти 4 недели интенсива дали мне очень много: я узнала, что в ИТ есть много разных направлений, как работать с гитхабом, основы языка С, прокачала навыки работы в команде и познакомилась с классными людьми. Теперь жду осени, когда начнется основное обучение. Планирую пройти обучение по специальности "Бизнес-аналитик", потому что хочу попробовать поработать в этом направлении: анализировать и улучшать процессы. Надеюсь, мои предыдущие опыт и образование пригодятся в этой сфере!

