Я открыла магазин по продаже продуктов с истекающим сроком
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
Привет, меня зовут Анастасия Колчина, и я основала онлайн-магазин fstok по продаже продуктов с коротким сроком годности.

Предыстория: я очень люблю товары по акции. А еще я не люблю выбрасывать еду. Мне показалось странным, что в России не было магазина, где весь ассортимент продавался бы с большой скидкой из-за более короткого срока годности. Поэтому, я решила создать и запустить такой онлайн-магазин именно у нас.
Наш магазин по общей структуре мало отличается от обычно магазина. Но есть важные особенности, которые мы создали и внедрили у себя:
- контроль сроков годности
- система динамических скидок
- работа с поставщиками по закупке товаров с коротким сроком
- процесс доставки товаров с учетом их срока.
Открытие
Мы открылись в декабре 2021 года как онлайн-магазин. Первая версия сайта была на конструкторе, часть процессов велась вручную. Далее, мы запустили уже полноценный сайт с интеграциями и доставкой. А в начале 2022 года наступил кризис. Это очень помогло нам нарастить первую базу клиентов: мы начали продажи с консервов, сладостей и круп с большой скидкой. Именно эти товары были в топе продаж в это время. За первые полгода мы набрали более тысячи клиентов, часть из которых покупает у нас товары до сих пор.

Траты на запуск
Большая часть вложений (более 4 млн рублей) была вложена в разработку и улучшение сайта, интеграции со складом, доставками, 1С. Это позволяет нам до сих пор быть быстрее по доработкам, чем другие магазины онлайн. Еще 6 млн рублей было потрачено за 3 года на бизнес-план, аренду склада, ФОТ, юридические и финансовые настройки проекта. Это позволило выстроить четкую систему, которая работает практически самостоятельно.
Ошибки на этапе открытия
Большую часть процессов мы настроили перед запуском и в начале открытия. Решение работать только на сайте, без приложения было сделано из-за ограничений в бюджете. Остальные доработки мы донастраивали уже по мере изменений на рынке: логистику, новые способы рекламы и продвижения. Наше преимущество, что мы мы можем на небольшом бюджете протестировать разные гипотезы и процессы.
Команда
Основная команда FSTOK- это 6 человек, включая меня. Остальные услуги мы используем на аутсорсинге: склад, разработка и сопровождение сайта, юридические и бухгалтерские услуги.

Доходы и расходы
Средняя прибыль в месяц — до 1 млн рублей. Выручка зависит от сезонности, как у обычного магазина, но наши продажи более стабильны за счет разных способов доставки и уникальности формата.
Самые популярные товары у нас сейчас — это колбасы и котлеты. Ранее, более популярными товарами были сладости и овощные консервы.
Основные операционные затраты — это ФОТ, аренда склада и сопровождение сайта. Средняя скорость оборота товаров-2 недели. Мы работаем по упрощенной системе налогообложения.
Продвижение
Так как мы -онлайн-магазин, основной площадкой для рекламы наших услуг является Яндекс директ. Если верно настроить рекламную кампанию, объявления будут на первой странице выдачи.
Средний чек на рекламу — 55 тыс.рублей в месяц.
Дополнительно, мы размещаем посты в группах Телеграм (около 5 тыс.рублей в месяц) и объявления на Авито (около 10 тыс. рублей в месяц). Мы пробовали наружную рекламу (около 20 тысяч рублей в месяц) и рассылки смс через мобильных операторов (около 30 тысяч рублей в месяц), но они не сработали на нашем бизнесе.
Сложности в сфере
Что было сложно? Самое сложное- это найти поставщиков товаров с дисконтом. Оказалось, что в 2021 году большинство производителей не продавали такие товары, так как списывали их по сроку годности или некондиции. Пришлось провести много переговоров, убедить в выгоде такой сделки и заключить контракты с самыми известными и крупными брендами: Мираторг, Дымов, КВД групп (Яшкино), Индилайт и др. Сейчас, у нас контракты с более чем 170 партнерами по России и к нам сами приходят производители для реализации товаров с коротким сроком.
Совет — не бойтесь выходить на нужную Вам компанию или партнера. Составьте четкое предложение и выгоду для него, чтобы Ваши переговоры прошли успешно. Поверьте, многие компании готовы к сотрудничеству и готовы обсудить условия, если это действительно будет интересно.
История о бизнесе
Мы находимся в постоянном потоке изменений: логистика, растущая конкуренция, новые вызовы со стороны внешних факторов. Важно сохранить позитивный настрой и принимать решения обдуманно.
Один раз служба доставки отменила заказ после того, как курьер забрал заказ и поехал к клиенту. Особенность такой отмены была в том, что в системе пропадают все контакты курьера и найти его практически невозможно.
Сейчас система настроена так, что курьера можно найти в любом случае, но тогда этой опции не было и заказ был на большую сумму. Мы смогли через службу поддержки найти телефон курьера, связались с ним и проконтролировали доставку до клиента. Но для нас это был форс-мажор и вызов. К счастью, это был единичный случай.
Планы
Мы планируем расти и внедрять новые способы доставки. Ранее, мы уже успешно протестировали доставку продуктов в пункты выдачи Авито и Озон. Как только, наш проект выйдет на новый уровень, мы обязательно внедрим эту опцию. Еще мы хотим выйти на зарубежные рынки: страны СНГ и не только. Наш проект является уникальным и востребованным, поэтому мы верим в успех его развития не только в России, но и за рубежом.
