Как мы превратили мастерскую на съемной квартире в мебельный бизнес
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В 2002 году читатель Т-Ж на съемной квартире в Санкт-Петербурге вместе с товарищем вручную создавал мебельную фурнитуру и украшения из дерева…
Как все начиналось
В 1993 году, когда мне было 13 лет, под руководством опытного мастера я начал работать в небольшой мастерской площадью 12 кв.м. Там я создавал мебельную фурнитуру и украшения из дерева.
Мне нравилось работать с деревом и видеть результат своего труда. После окончания Ставропольского художественного училища стало понятно, что это мое дело и оно на всю жизнь. Однако в Ставрополе было слишком мало музеев и культурных мест, поэтому мы с другом из училища решили в 2002 году переехать в Санкт-Петербург. Там гораздо больше возможностей для роста и вдохновения: много памятников архитектуры, произведений искусства, музеев, выставок, православных храмов.
В начале 2000-х интернет только зарождался. Поэтому, сняв квартиру в центре Санкт-Петербурга, первые заказы мы искали по справочнику «Желтые страницы», обзванивали компании и ходили по столярным мастерским. Работали в съемной квартире на кухне и в коридоре. Иногда заказов и денег катастрофически не хватало, приходилось питаться супами из консервов. Причем неделями. Но любовь к своему делу помогала двигаться дальше, несмотря ни на что.
Затраты на запуск
Для начала работы мебельной мастерской в 2002 году потребовалось в пересчете на современные деньги примерно 50 тыс.рублей. Эта сумма на покупку набора базовых инструментов (стамески, ножи, уголки и т. д.), покупку справочника «Желтые страницы» и аренду квартиры.
Первые трудности
Через год работы заказов и клиентов стало больше. На заработанные деньги мы смогли снять собственную мастерскую площадью 50 кв.м рядом с квартирой (чтобы на дорогу тратить минимум времени). Многие нам отказывали в аренде, потому что у нас не было зарегистрированного юрлица, заключить официально договор и проводить оплату было проблемой. Но мы не сдавались и в итоге нашли то, что искали.

Тогда же появились первые сотрудники, семь человек, резчики по дереву. Кто-то из них уже умел работать с материалом, других мы обучали с нуля. Людей искали по объявлениям в газетах и по знакомым. Брали как с опытом, так и без. Причина: быстро поняли, что проще научить человека самому простому, чем искать опытного мастера. Со временем наладили процессы, разделили работу на этапы и запустили практически конвейерное производство. Я занимался организацией работы, продажами и снабжением, а мой партнер и сооснователь компании Евгений Цапко — производством, технологиями и художественной частью. Каждую операцию (от заготовки до упаковки) выполнял конкретный мастер.
Со временем дела пошли в гору: нашу продукцию начали покупать не только частные заказчики, но и организации Санкт-Петербурга. Неожиданно в 2004 году нам поступило приглашение поучаствовать в реставрации Константиновского дворца — это стало для нас настоящей проверкой на прочность. Времени на выполнение заказа дали всего 38 дней. Работать было сложно: инструментов не хватало, опыта работы в таких масштабах тоже. Но мы справились. Все детали сделали в срок. Как следствие, нас заметили профессиональные реставраторы.
Следующим важным этапом стала реконструкция сгоревшего Троицкого собора в 2006 году. Это был серьезный шаг — второй раз нам доверили объект культурного наследия. Заказ был сложным не только по объему, но и по техническим требованиям. Так, венки на одном из фото ниже сделаны не из одной заготовки, а из большого количества листьев и цветов. Поэтому и кажутся «воздушными».





На заработанные деньги мы смогли купить первый станок с ЧПУ, который сильно упростил производство резного декора. Постепенно количество клиентов выросло до 20 заказов в месяц. К 2007 году наша мастерская превратилась в настоящий локальный бренд.

Ошибки на этапе открытия
Главная ошибка — отсутствие четкого бизнес-плана, в котором прописаны цели и планы развития бизнеса, а также способы их достижения и шаги по реализации. Без этого документа, без стратегии развития, без понимания целевой аудитории и расчета бюджета любой бизнес работает наугад. «Попробуем — там разберёмся» ошибочный подход.
Мой совет любому начинающему предпринимателю — составить бизнес-план с анализом рынка, конкурентов, финансовыми расчетами и маркетинговой стратегией. После этого дальнейший путь станет более понятным.
Из мастерской — в полноценное производство
В 2007 году мы наконец зарегистрировали юридическое лицо и впервые приняли участие в международной мебельной выставке в Москве. Там и представили нашу компанию STAVROS. Мы сами подали заявку, подготовили образцы продукции, напечатали буклеты и поехали в столицу, чтобы заявить о себе на федеральном уровне.
После выставки бизнес начал развиваться быстрее. Мы выпустили первый каталог нашей продукции, а к 2010 году уже продавали изделия по всей России. При этом количество сотрудников выросло до 40 человек.
В 2015 году мы решились на серьезный шаг и арендовали огромное помещение площадью 3 000 кв.м. рядом с метро «Нарвская» в Санкт-Петербурге. Ремонт занял больше двух месяцев: мы разделили пространство на несколько цехов, оборудовали санузлы, раздевалку, столовую, провели хорошее освещение. Перешли на новый уровень, можно сказать. Стоимость аренды была высокой, а инвесторов не было (и до сих пор нет!). Все расходы оплачивали из своего кармана — зарабатывали, экономили и постепенно вносили деньги за аренду.
Открытие экспортного направления
Когда социальные сети и интернет-платформы стали важной частью жизни, я понял, что без онлайн-продвижения уже не обойтись. Сначала мы подключили российские соцсети. Затем пошли в Pinterest. Люди из других стран проявили интерес к нашим изделиям, отметили оригинальный стиль, необычный дизайн и качество продукции. Так в 2018 году открылся экспортный отдел.



С 2018 по 2022 год мы сосредоточились именно на работе с зарубежными клиентами. Причин было несколько. Во-первых, заказы из других стран приносили больше прибыли. Во-вторых, приятно было отправлять свои изделия в самые разные уголки мира, например, в Новую Зеландию. Сегодня наши работы можно увидеть в частных и коммерческих домах США, Канады, Германии и других стран.
Восстановление интерьеров в Царском селе
В 2018 году нам доверили воссоздать утраченные интерьеры Александровского дворца в Царском Селе. Причем на основе любительских фотографий членов императорской семьи Николая II (автохромов 1917 года) и малочисленных образцов декоративных элементов из музеев Санкт-Петербурга.







Три года велась масштабная восстановительная работа. В результате мы сумели возродить шедевры мебельного и интерьерного искусства мастеров фабрики Мельцер — официально признанных поставщиков императорского двора. Наши мастера провели полный цикл работ: конструкторскую разработку, лепку, изготовление, покраску и монтаж изделий.
Команда
Люди — главная ценность в любом бизнесе, в компании STAVROS особенно. Можно сколько угодно говорить о технологиях, но люди в основе любого успеха. Причем нужно подбирать таких, которым можно доверять, кто готов меняться и гордиться своим трудом. А руководители должны каждый день сами, своим примером показывать как важно соблюдать стандарты и внедрять новшества. Без этого внутри команды рано или поздно появятся проблемы.



Например, в нашей компании проводится регулярное обучение сотрудников. Каждый владеет набором умений, которые записаны в так называемую матрицу компетенций. Чем больше умений, тем больше человек зарабатывает и тем ценнее он для компании (если кто-то заболеет, то его заменит свой человек). Важна и рабочая атмосфера. У нас сотрудники не уходят спустя пару месяцев, а работают по несколько десятков лет. Важны не только условия работы, но и уважение к каждому, настоящая забота.
Оборудование
Масштабирование бизнеса зависит от станков в первую очередь. Совет начинающим мебельщикам — покупать только качественную технику, хотя бы один станок для начала. Мы покупаем европейские и американские марки. Они надежные и не ломаются. Так, на производстве используем станки MultiCam (США), CSM (Италия), Felder (Австрия).
Клиенты и партнеры
Сегодня 80% наших клиентов — это мебельные компании, фабрики и мастерские, которым мы поставляем мебельную фурнитуру, классическую и современную мебель премиум-класса, резной декор из дерева.


Остальные 20% — строительные компании, дизайнеры, архитекторы, частные лица. Они приобретают у нас мебель, декор и посуду для своих клиентов или для своего дома (квартиры).
Текущая ситуация
Сегодня наше производство занимает территорию площадью 3600 кв. м, где трудятся 75 человек. Мы имеем уникальную экспертизу в проектировании, лепке, 3D-моделинге, изготовлении декоративных элементов — все это делается своими силами. Остальное (склейка мебельных щитов из сосны, обивочные ткани, стекла, услуги по перетяжке мебели, упаковка, логистика и др.) мы передали на аутсорс подрядчикам. Так выгодней. В 2024 году оборот компании достиг 185 миллионов рублей.






Известные проекты и клиенты
Компания STAVROS реставрировала дворцовые интерьеры, предметы мебели, декор в разных художественных стилях на объектах культурного наследия в Санкт-Петербурге. Среди них: Эрмитаж, Александровский дворец, Троице-Измайловский собор.
Другие клиенты: “Леруа Мерлен”, Мариинский театр, Михайловский театр оперы и балеты, Академический театр комедии имени Н.П.Акимова.
Продвижение бизнеса
2002-2004 года. На начальном этапе с помощью телефонного справочника «Желтые страницы» звонили потенциальным заказчикам (по справочнику искали столярные производства и мебельные фабрики), выезжали на переговоры и на месте обсуждали сотрудничество. Также размещали рекламные объявления в газетах. Через некоторое время заработало “сарафанное радио”.
2005 год. Первый опыт использования интернета. Сделали простенький сайт-визитку и давали бесплатные объявления на интернет-порталах Санкт-Петербурга.
2007 год. Начали участвовать в профильных выставках, посвященных мебельному производству и деревообработке. Первые публикации в профильных и бизнес-журналах Санкт-Петербурга.
2015 год. Создание полноценного интернет-магазина (см.фото), в котором посетитель мог выбрать нужные изделия, оплатить их и заказать доставку, а также узнать больше информации о компании и мебельном производстве. Второе направление — проведение крупных презентаций в городах-миллионниках для мебельных фабрик, производственных предприятий и мастерских.
2025 год. Участие компании STAVROS в профильных выставках; презентации мебельным компаниям, строительным фирмам, дизайнерам, архитекторам; социальные сети Вконтакте, Telegram, ОК; активные продажи; интернет-реклама (лендинги, SEO, Яндекс.Директ, работа с блогерами), интернет-магазин, продвижение через взаимопиар со смежными компаниями. Дополнительный весомый канал — много клиентов приходит по рекомендации от текущих и бывших клиентов.


Сложности в мебельной сфере
- Персонал. Проблема — недостаток квалифицированных мастеров и дизайнеров. Решаем проблему с помощью организации внутреннего обучения, мотивации персонала (бонусы, карьерный рост), автоматизации участков производства, снижение зависимости от ручного труда.
- Ошибки на этапе замеров и сборки. Проблема — неправильные замеры, несостыковки при монтаже. Для устранения проблемы внедрили CRM-системы и шаблоны контроля качества, обязательное согласование 3D-моделей с клиентом, проведение выездных проверок перед запуском в производство.
- Изменчивость вкусов потребителей. Проблема — быстрая смена трендов в дизайне. Чтобы быть “на волне”, мониторим тренды через выставки, соцсети, внедрили гибкое производство (возможность быстро адаптировать модельный ряд), постоянно обновляем каталог.
Планы на будущее
Максимальный фокус на экспортные продажи после снятия санкций.