«Делаю все сама»: я вложила 300 000 ₽ в производство предметов декора из меди и листьев

В 2022 году читательница Т—Ж открыла для себя необычное хобби — гальванопластику.
Это техника изготовления предметов интерьера и аксессуаров, при которой листья растений и другие природные материалы покрываются медью в результате электрохимической реакции. Со временем Наталья решила, что хотела бы попробовать монетизировать увлечение, и начала продавать свои изделия. Сначала это были брелоки и брошки, потом она перешла к крупным формам: подсвечникам, статуэткам, блюдам.
Читательница рассказала, какой доход получила и как планирует совмещать новое занятие с основной работой.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Идея бизнеса
Меня зовут Наталья, и я ландшафтный дизайнер с двадцатилетним опытом. Это сезонный бизнес: полгода я работаю 24/7, а следующие полгода занимаюсь другими делами, например воспитываю детей. Я многодетная мама и своего рода исполнительный продюсер в их жизненном проекте: дети поступили в вузы, учатся, им нравится. Так что у меня появилось свободное время на другие интересные для меня вещи.
Все началось осенью 2022 года, когда я поняла, что мне хочется попробовать что-то новое, но обязательно творческое. Я изучала различные курсы и наткнулась в интернете на рекламу школы гальванопластики.
Я не сравнивала цены и отзывы, учебу обычно выбираю по ощущениям. Точно не пошла бы на курс за 5000 ₽, потому что по стоимости можно предположить, насколько курс ценен.
Обучение
На занятиях за два месяца и 15 000 ₽ обещали научить делать медные копии растений, которые можно продавать. Я всегда чувствовала особую связь с растениями, а тут появилась возможность буквально сохранить их красоту в металле. Поэтому я потратила 40 000 ₽ на курс и необходимый минимум техники и материалов: купила за 15 000 ₽ гальванический блок , а также потратила 10 000 ₽ на медную пластину и реактивы.
Курс был онлайн, к нему посылкой отправляли «стартовый комплект» оборудования, от которого я сразу отказалась. Было понятно, что он откровенно примитивен и подходит разве что в качестве набора «Юный гальванист» для школьников.
На занятиях нас учили делать простые украшения: броши, серьги, шпильки. Изготавливали изделия на основе природных материалов: листьев, ракушек, коры деревьев, веточек, насекомых. Последнее я так и не смогла понять и принять, просто не могу даже видеть пчелку или бабочку в металле.
Принцип технологии такой: мы брали, например, настоящий лист или ракушку, помещали их в ванную с химическим раствором и медной пластиной, а затем подключали эту систему к источнику питания. В результате электрохимического процесса вещь покрывалась медью, превращаясь в украшение. Я предположила, что при правильном подходе это может перерасти в нечто большее, чем хобби.
Первые шаги и трудности
Освоить технологию гальванопластики оказалось намного сложнее, чем я думала. Первые изделия выходили кривыми и хрупкими, медь ложилась неравномерно, листья просто взрывались во время отжига. Нужно соблюдать правила техники безопасности: концентрированная кислота в гальванической ванне и открытый огонь газовых горелок могут нанести вред здоровью. Иногда я часами сидела в мастерской у себя дома, пытаясь понять, что пошло не так.
Школа гальванистики давала только общие знания — они были безусловно полезными, но не обеспечивали глубокого погружения в материалы, оборудование и технологии. У меня ушло огромное количество времени на самообразование. Хорошо, что сейчас в интернете можно найти почти все. Я прочла много статей, просмотрела десятки часов видеоконтента, включая иностранный. Через какое-то время стало очевидно, что я начинаю разбираться в предмете лучше, чем организаторы курсов.

В итоге на отработку технологии ушло почти два года и 120 000 ₽ инвестиций — эти деньги я потратила на оборудование, инструменты, медь и реактивы. Сейчас у меня есть два гальванических блока разной мощности, а также множество инструментов, которые помогают работать с изделиями: печь для отжига, газовые горелки, трубкогибы, пассатижи, тиски, наковальни, вальцы и многое другое.
Часть оборудования я и так использовала в ландшафтном бизнесе. Отмечу, что работа в нем не останавливалась, пока я постигала гальванопластику. Хотя люди тратят на ландшафт много денег, из-за кризиса маржинальность бизнеса падает от года к году, и я все отчетливее понимала, что мне нужны другие источники дохода — желательно творческие и не связанные с работой в найме.

Спустя два года у меня начали получаться качественные и интересные изделия. Их становилось все больше, и я поняла, что надо попробовать монетизировать результат. Сразу встал вопрос о создании сайта. Продажи на маркетплейсах я не рассматривала: изделий было мало, каждое в единственном экземпляре.
Я прошла курс по созданию сайтов на «Тильде» за 50 000 ₽ и сама запустила интернет-магазин. Сначала был базовый курс, потом взяла блок про интернет-магазины — на учебу ушло полгода.
Конечно, я могла обратиться к специалисту и заказать сайт, но такой ресурс надо постоянно обновлять. А если сайт сделан специалистом, значит, и для обновления надо будет постоянно к нему обращаться. Я же решила, что все буду вести и контролировать сама.
Это был важный и абсолютно правильный шаг — научиться не только создавать изделия, но и показывать их потенциальным покупателям. Сайт стал рупором моей идеи соединить природу и искусство в уникальных предметах интерьера.

Выбор названия
Название Greenery Art Market родом из моего опыта в ландшафтном дизайне. У меня есть ландшафтный сайт с аналогичным названием и товарный знак «Greenery-Гринэри» под питомник декоративных растений. Так что «Зеленое искусство» стало логичным продолжением цепочки доменов и имен. Кроме того, это название полностью отражает то, что я делаю — переношу невероятной красоты натуральные листья в медь и, без ложной скромности, создаю уникальные изделия, которые могут вписаться в любой интерьер и стать его изюминкой.
Вообще, названия — это очень важно. Я стараюсь придумывать необычные имена для своих коллекций. Например, сейчас у меня три коллекции блюд: «Король обочин» — блюда из лопухов, «Хоста: когда блюдо — искусство» — из листьев гигантских хост , «Лист, на который можно положиться» — блюда из разных крупных листьев.



Переломный момент
Я начала заниматься гальванопластикой осенью 2022 года, и где-то через полтора года после старта стало ясно, что делать маленькие и не очень дорогие изделия неинтересно и малоперспективно. Я надеялась, что сайт поможет найти покупателей, но первое время вообще ничего не продавала, только делала подарки любимым ландшафтным клиентам. Это притом, что на курсах нам продвигали весьма вредную идею, что рынок пуст и, стоит нам только начать что-либо изготавливать, у нас сразу пойдут продажи. Это неправда: на рынке бижутерии продают много мелких изделий по низким ценам. Тем более приходится конкурировать с профессиональными ювелирами, работающими в этом же сегменте.
Чтобы начать зарабатывать, я перешла с брошек, браслетов, брелоков и колье на подсвечники. Причем делала их в разном стиле: со стеклом и без, под большие и маленькие свечи, даже несколько под LED-светильники из «Икеи».


Именно тогда я поняла, что делать большие изделия можно и нужно, так как эта ниша вообще никем не занята, — и это был первый переломный момент. Я целенаправленно искала конкурентов, чтобы понять ценообразование и скопировать ключевые слова. В итоге я не нашла компаний, которые бы торговли большими изделиями на основе гальванопластики, ни в России, ни за рубежом.
Пришлось изменить технологию под крупноразмерные изделия и закупить еще оборудования на 60 000 ₽: гальванический блок за 56 000 ₽ и две гальванические ванны по 25 литров каждая. Перешла к изготовлению медных блюд, блюдец, вазочек, салфетниц и статуэток, попробовала сделать песочные часы в медном корпусе. Я накопила критическую массу изделий, сделанных «для себя», и поняла, что надо начинать заниматься продвижением своих работ. Вот тут и случился второй переломный момент.
Знакомая написала, что скрывать такие красивые вещи от людей — преступление, и отправила меня на выставку «Московская неделя красоты» в «Манеже», которая состоялась в декабре 2024 года. Это была моя первая выставка, и, честно говоря, я не ожидала, что смогу показать изделия на таком высоком уровне. Видимо, худсовет, который отбирал участников, сразу все понял про мои работы.

Сначала продажи не шли. Люди подходили, рассматривали изделия, восхищались, но уходили. Вечер первого дня — ни одной продажи. И вот за час до закрытия произошла магия: я продала первое медное блюдо и следом несколько брошей. Заработала 80 000 ₽. Чувство было неописуемым: радость, подъем, уверенность, что я двигаюсь в правильном направлении.
Покупатели были разными. Кто-то, узнав, что это медь, с восхищением гладил изделия, говоря, что они «как будто теплые». Больше всего запомнилась бабушка-художница, которая час рассматривала мой лист лопуха, повторяя, что никогда не видела такой красоты. Другие посетители устроили этому листу отдельную фотосессию.
Но были и разочарования. Многие уходили, услышав цену.
Это настоящая проблема: на создание изделий уходит много времени, материалы дорогие, а производство вредное. Например, на изготовление одного блюда размером 20 × 25 × 6 см и весом около 500 г может уйти от трех до пяти недель. Процесс идет в несколько этапов и кроме меди, химии и листьев требует затрат на электричество, газ, припой с серебром, абразивные материалы, материалы для патинирования и финишного фиксирующего покрытия. Нельзя забывать подарочную упаковку и печатные материалы.
Очень укрупненно: себестоимость материалов — 5000—6000 ₽, плюс месяц моей работы. Кроме того, что-то уходит в брак, какое-то оборудование выходит из строя, что-то приходится покупать под задачи. При этом у меня нет расходов на аренду помещения.
У каждой категории вещей своя цена в зависимости от сложности изготовления: подсвечники стоят от 3500 ₽, а цены на блюда начинаются с 10 000 ₽ и достигают 120 000 ₽.
Продавать изделия по низким ценам просто нерентабельно и бессмысленно, ручной труд и его уникальность обесцениваются. Поэтому моя цель на ближайшие пару лет — сделать так, чтобы покупатели познакомились с брендом, и поднять цены вдвое.
Я услышала запрос своих покупателей: людям нравятся изделия с патиной в оттенках оранжевого и красного, которую я называю «бензиновый градиент». Сейчас, работая над новыми предметами для весенней выставки, я знаю, что им показать.
Сложности с продвижением
После выставки я поняла, что хочу двигаться дальше. Украшения делают многие гальванисты, эта школа становится все популярнее. Но, как я говорила выше, никто не берется за крупные интерьерные изделия: это долго, дорого и сложно. Именно это и стало моей нишей.
Я действительно создаю уникальные произведения искусства, которых нет ни в России, ни за рубежом. Каждый подсвечник, блюдо, салфетница, песочные часы или статуэтка — это отпечаток природы в меди и мой личный творческий след. Но создать уникальный продукт оказалось проще, чем найти для него покупателя. Сейчас продвижение для меня — самая сложная часть. Пока мой бизнес держится на сарафанном радио: люди покупают изделия, делятся впечатлениями с друзьями, и так приходят новые клиенты.
За два с половиной года я вложила в развитие бизнеса около 300 000 ₽, а выручила всего 120 000 ₽. Это не быстрый путь к прибыли. Но я чувствую огромный творческий потенциал, вижу возможности для роста.
В 2025 году я планирую участвовать в крупных выставках, оптимизировать сайт под SEO и запустить рекламу через блогеров в «Телеграме» и «Яндекс Директ». Делать буду все сама: мне нравится заниматься продвижением, это полезно для моего развития. Поэтому пришлось вложиться в курсы по «Яндекс Директу» и освоить азы маркетинга, на что ушло еще 30 000 ₽ и три месяца учебы. Для меня этот бизнес — не просто способ заработка, а возможность реализовать себя как креативного человека.
Планы
Недавно я выпустила небольшую коллекцию настенных кварцевых часов с немецким бесшумным часовым механизмом в медных оправах, часть из которых с маятником. В планах — создавать картины из крупных листьев, подставки для чашек и бутылок. Это может стать подарком для людей, которым не знаешь, что дарить.
Сейчас стало понятно, что есть два направления развития. Первое — это предметы декора. Я готовлю небольшие блюда, подсвечники, салфетницы и другие вещицы стоимостью до 15 000—20 000 ₽ к выставке «Московская неделя интерьера и дизайна» в «Манеже», чтобы человек смог принять решение о покупке прямо на месте. Но я покажу и крупные, дорогие изделия для дизайнеров и серьезных покупателей.
Второе направление — искусство в чистом виде, связанное с различными выставками и экспозициями. Сейчас я участвую в международной выставке-конкурсе «Алхимия искусства», которая проходит в Москве в Центре Ле Корбюзье, где представлены три мои работы. И я буду развиваться в этом направлении — создавать медные картины и скульптуры, чтобы показывать их на серьезных, в том числе международных, выставках.
Мои медные изделия — это не просто декор. Это предметы, которые могут стать семейной реликвией, передаваться из поколения в поколение. Как мои реализованные ландшафтные проекты остаются у заказчиков, так и эти изделия станут частью чьих-то домов.
Если вы вдруг тоже задумываетесь заняться гальванопластикой как бизнесом, приносящим деньги, не рассчитывайте на быструю финансовую отдачу и оценивайте свои силы.