Я езжу на кастомном велогибриде для туринга на базе Mongoose Montana Comp за 105 000 ₽

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Павел Григорьев

Страница автора

О велосипеде

За год я собрал велосипед своей мечты — лёгкий для своего класса электро-гибрид весом 22 кг, на котором удобно ездить и по городу, и в походы по пересечёнке. Помимо меня, он возит одновременно двоих детей, и сумку на переднем багажнике. Прошлым летом он много катал меня по Подмосковью и Калужской области, а по Москве возил иногда на работу и по делам. Этот велосипед сделан из обычного Mongoose Montana — базового, но прочного хардтейла с алюминиевой рамой.

Рассказываю, как я прошёл путь от желания «докупить улучшалок» до полного переделывания велосипеда в «электричку».

Велосипеды я пламенно люблю с детства, и успел покататься, пожалуй, на всех основных их типах, включая BMX и двухподвесы. В 2024 я решил поменять свой старенький хардтейл Aspect, на котором «дропал с вылетов» ещё в далёком 2016-м, на что-то более современное и подходящее для поездок с детьми, которые у меня с того времени появились. А поскольку детей, претендующих на совместные поездки, оказалось двое, я стал думать, как поставить на велосипед два кресла одновременно.

Поэтому требования к велосипеду были следующими:

  • качественные гидравлические тормоза;
  • современная система переключения передач с 1 или 2 передними звёздами;
  • алюминиевая рама;
  • возможность крепить детское кресло и на рулевой стакан, и на подседельный штырь.

Походив по магазинам и обалдев от цен, я нашёл модель, которая удовлетворяла всем требованиям, была дешёвой и при небольших вложениях позволяла сравняться с одноклассниками классом выше. О возможном превращении велика в «электричку» я на тот момент даже не задумывался.

Выбор пал на Mongoose Montana Comp 2021 года, который на момент покупки обошёлся в 29 572 ₽. На нём стояли гидравлические тормоза Tektro, 18-скоростные звёзды Microshift начального уровня и базовая вилка.

Дальше я принялся его улучшать.

Обслуживание, ремонт и аксессуары

Первым делом я заказал из Китая групсет (комплект трансмиссии) Shimano Cues на 10 скоростей с передней звездой на 38 зубьев. Это новая линейка Shimano среднего уровня, в которую они перенесли фишки из трансмиссий более высокого класса. И, как уверяют производители, научили переключать скорости даже при нагрузке, скажем при подъёме. (Спойлер — чуть-чуть легче, но в целом нет). Цена: 14 135 ₽.

Потом я купил:

  • сумку на раму (1427 ₽);
  • зеркало заднего вида, поскольку часто езжу по автодорогам (1282 ₽);
  • фары заднюю и переднюю (2000 ₽);
  • bluetooth-метку для определения геопозиции велосипеда, аналог Apple AirTag (900 ₽);
  • б/у детское кресло на старшего ребёнка (4000 ₽). Второе кресло осталось ещё со времен «Аспекта»;
  • амортизирующий подседельный штырь для комфортного проезда ямок (3500 ₽);
  • удлинитель рулевой стойки, держатель для телефона, крылья и другое необходимое, что нужно новому велосипеду (~ 5000 ₽).

…и на этом вроде бы успокоился. Ездил на работу, катался по паркам и лесам с женой, детьми и другом и получал удовольствие.

Потом этот самый друг рассказал, что можно заказать комплект мотор-колеса и аккумулятора. Заменив переднее или заднее колесо на сборку с мотором, можно превратить обычный велосипед в полноценный электробайк. Это стало для меня новостью, потому что за рынком я не следил и был уверен, что электрические велосипеды продаются таковыми сразу с завода, по типу супер-дорогих горных с моторами Bosh в педалях, или курьерских приземистых, с огромными батареями.

Поездив с этой мыслю ещё месяц, я осознал, что мне уже давно не 20. С трамплинов в Битце я уже вряд ли уже попрыгаю, а приезжать на работу вспотевшим мне не очень нравится, я решил, что поставить мотор-колесо на велик — хорошая идея.

И уже через пару недель заказал у одного из двух крупнейших московских производителей мотор-колесо с аккумулятором и всеми необходимыми проводками.

В России 3 крупных бренда производителя мотор-колёс. Два расположены в Москве и один в Поволжье. Все они легко гуглятся, и, очевидно, закупают комплектующие из Китая, делая в России лишь финальную сборку. Их продукция в среднем дороже, чем при заказе готовых мотор-колёс из Китая через маркетплейсы. Например, 350-ваттное мотор-колесо с аккумулятором из Китая стоило 25-30 тысяч рублей, а в комплекте из России — от 40 тысяч рублей.

Однако отечественные магазины дают официальную гарантию, и в случае поломки обещают самостоятельно выполнить ремонт. Разрешить гарантийный случай, как вы понимаете, проще находясь в России, чем переписываться с китайским продавцом с условного Алиэкспресса. Кроме того, в Сети нашлось много негативных отзывов на приехавшие напрямую из Китая аккумуляторы, от простого несоответствия ёмкости до самовозгорания.

Поэтому я предпочёл переплатить ради снижения рисков.

Колесо выбрал переднее, на 350 ватт. Для установки заднего пришлось бы отказаться от цепи и трансмиссии Shimano Cues, с архитектурой которого мотор-колесо несовместимо.

Зато при установке мотора спереди велосипед стал полноприводным, что положительно отразилось на проходимости по лесной грязи.

К мотору шёл аккумулятор VBS в типовом корпусе Hailong на 10400 mAh // 13А*ч. Это сочетание, как впоследствии выяснилось, при моём весе в 80 килограмм разгоняет велосипед до 40 км/ч (при этом на велосипеде не должно быть сумок и детей).

Важно отметить, что по закону нельзя двигаться на таком велосипеде по пешеходным тротуарам, потому что он приравнивается к мопеду. Кроме того, для управления им необходимы права категории «В» или «М». Если необходимо сохранить возможность передвигаться в пешеходных зонах, покупайте колесо мощностью до 250 ватт.

Дополнительно в комплектацию вошли:

  • система помощи педалированию (PAS, включает мотор, когда крутишь педали);
  • датчики торможения на тормоза с неодимовыми магнитами;
  • кнопка принудительного отключения PAS (чтобы одним щелчком отключать мотор и переходить исключительно на мускульно-педальную силу).

Приступив к апгрейду, я просверлил в раме отверстия для крепления аккумулятора, и потихоньку добрался до установки тормозных датчиков. Тут меня ждал сюрприз. В комплекте шли механические тормоза со встроенными датчиками.

Я не хотел снимать гидравлические Tektro без датчиков и менять на китайские ноунеймы со встроенными датчиками. Но совсем без датчиков не обойтись — это очень важный компонент, который принудительно отрубает питание мотора при нажатии на тормоз.

Пришлось ехать в сервис при магазине, который продал мне мотор, и просить установить датчики на мои тормоза. С помощью русского матерного, 3D-принтера и врождённого терпения мастер поставил датчики на Tektro. И чтобы два раза не вставать, да и поскольку устал ковыряться, я попросил его закончить работу за меня — установить и загерметизировать контроллер и развести провода.

Мотор-колесо с аккумулятором обошлось мне в 47 500 ₽. Оплата труда мастера — 5000 ₽.

После всех доработок, уже после установки мотор-колеса, я купил передний багажник (потому что сзади ездит старший сын) и велосумку на него. Это обошлось мне ещё примерно в 3000 ₽. Сумка разгрузила спину и позволила дополнительно нагрузить мотор-колесо, которое при установке спереди изредка может проскальзывать, если переносить на него недостаточно веса тела.

Итоговые манипуляции превратили классически выглядящую «Монтану» в некое подобие постпанк-туринга с выведенными наружу сухожилиями проводов. Это придало ей негармоничный, но запоминающийся вид. Родители с колясками в парках оборачиваются, особенно при виде «паровоза» из трёх сидящих на велосипеде человек.

Со всеми дополнительными покупками велосипед обошёлся мне в 120 000 рублей.

Чтобы компенсировать часть стоимость, я продал на «Авито» старый Aspect за 13 000 рублей и снятый с Mongoose стоковый групсет Microshift за 2000 рублей.

Таким образом я получил велосипед чистой стоимостью 105 000 рублей. Все доработки и мелкие покупки заняли полгода.

Если вычесть из этой суммы те расходы, которые пришлись на подстройку велосипеда под себя (детское кресло, багажник, сумки, антипрокольная лента и замена покрышек), итоговая сумма снизится ещё примерно на ~15 000 рублей.

Выводы

Изучая магазины электробайков, я обращал внимание, что готовый велосипед с мотором, и похожими характеристиками стоит те же 80-100 тысяч. При этом на нём стоят дешёвые комплектующие, вроде механических тормозов неизвестного качества, переключателя-трещотки и дубовых шин. Их масса без багажника и прочих обвесов, которыми я оснастил свою «Монтану», составляет те же 20+ кг.

Поэтому я полагаю, что удачно совместил качественные комплектующие обычного велосипеда (тормоза, переключатели, амортизационный подседел, групсет Cues, покрышки CST / Kenda) с плюсами электро-байка. И уложился примерно в ту же цену.

Это позволило мне с комфортом ездить и на одних педалях, не боясь что цепь сорвётся или быстро износится из-за нагрузки. Когда устану — переключаюсь на электро-двигатель или гибридный режим. Это особенно удобно при долгом подъёме в гору или движении с гружёным сумками велосипедом. Запас хода на одном аккумуляторе при помощи педалями составляет 30-40 километров. Так что даже долгие однодневные маршруты можно преодолевать, не надрываясь.

  • любовь злаТак как я давно не каталась, когда смотрю на детские кресла на велосипеде, меня прям в дрожь бросает от страха0