«Полноценный электробайк»: я езжу на кастомном велосипеде Mongoose Montana Comp за 115 000 ₽

Герой нового выпуска рубрики «Велосипеды читателей» сделал из обычного хардтейла с алюминиевой рамой Mongoose Montana Comp электрический гибрид.
Изначально он не задумывался об апгрейде: ездил на велосипеде на работу, катался по паркам и лесам с семьей. Однажды друг-инженер посоветовал ему установить мотор-колесо. В этом материале читатель рассказал, как ему это удалось, сколько стоило и почему повторять этот опыт он бы не хотел.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Выбор велосипеда
Я пламенно люблю велосипеды с детства. Успел покататься, пожалуй, на всех основных типах, включая BMX и двухподвесные модели. В 2024 решил поменять свой старенький хардтейл Aspect на что-то более современное и подходящее для поездок с детьми. Их у меня двое, поэтому я стал думать, как поставить на велосипед два кресла одновременно.
Двухподвесный велосипед для этого плохо подходит: приходится крепить кресло не на раму, а на подседельный штырь. Это ненужный риск и эксперимент. Кроме того, в городе двухподвесные велосипеды проигрывают по эргономике, скорости и удобству более накатистым хардтейлам.
Требования к велосипеду были следующими:
- Качественные гидравлические тормоза.
- Современная система переключения передач.
- Алюминиевая рама.
- Возможность крепить детское кресло и на рулевой стакан, и на ту часть рамы, куда вставляется подседельный штырь.
Я походил по магазинам и обалдел от цен. У велосипедов за 45 000 ₽ дисковые механические тормоза. В большинстве профильных магазинов модели до 80 000 ₽ продавцы называют «стартовой линейкой» с начальным уровнем оборудования.
Но в мае 2024 я нашел велосипед, который удовлетворял всем требованиям и был дешевым. Выбрал Mongoose Montana Comp 2021 года за 29 572 ₽ с гидравлическими тормозами Tektro, 18-скоростными звездами Microshift начального уровня и «базовой» вилкой. Я сразу планировал заменить переключатели и звезды на более легкие и качественные.
Эти небольшие изменения позволили бы сравнивать велосипед с хардтейлами классом выше. Например, с американскими GT и российскими Format, Outleap и Aspect — на них устанавливают более качественную систему переключения передач, при производстве используют более современные сплавы. Раму отливают методом гидроформовки, а еще эстетично пускают в нее провода.

Маршруты
Я ездил на работу, катался по паркам и лесам с женой, детьми и другом и получал удовольствие. В первый год специально планировал день так, чтобы почаще использовать байк. Но симбиоза человека и велосипеда не случилось: по делам удобнее добираться на метро или машине. Поэтому велосипед использовал преимущественно для восстановления сил и здоровья. Но если нужно было куда-то, где рядом есть станция МЦК или МЦД, я с удовольствием брал с собой Mongoose Montana Comp.
Мой друг-инженер разбирается в велотехнике и следит за новостями в этой сфере. Однажды он рассказал, что можно заказать мотор-колесо и аккумулятор и превратить обычный велосипед в полноценный электробайк. Это стало для меня неожиданностью, потому что за рынком я не следил и был уверен, что электрические велосипеды собирают только на заводе. По его подсчетам, мотор-колесо стоило около 15 000 ₽, а аккумулятор — 25 000—40 000 ₽, в зависимости от емкости.
Поездив с этой идеей еще месяц, я осознал, что мне уже давно не 20 лет. С трамплинов в Битце я уже вряд ли буду прыгать, а приезжать на работу вспотевшим мне не нравится. Поэтому решил, что установить мотор-колесо — хорошая идея.



Апгрейд
Сразу после покупки заказал на Ozon у поставщика из Китая групсет Shimano Cues на 10 скоростей с передней звездой на 38 зубьев за 14 135 ₽. Это новая линейка Shimano среднего уровня с элементами трансмиссии более высокого класса. Например, стало чуть легче переключать скорости при нагрузке, при подъеме.
Cues следует тренду велоиндустрии последних лет: отказывается от тройной звезды спереди, вместо этого оставляет одну, а сзади увеличивает их количество. Если бы я сразу покупал велосипед для апгрейда до электрического, Shimano Cues бы не устанавливал: 10 скоростей в этом случае избыточны.
В России три крупных бренда производителя мотор-колес: два в Москве и один в Поволжье. Они закупают комплектующие из Китая и собирают их в России. Их продукция в среднем дороже, чем на китайских маркетплейсах. Например, мотор-колесо на 350 Вт с аккумулятором из Китая стоит 25 000—30 000 ₽, а в России — от 40 000 ₽.
При этом производитель дает гарантию на аккумулятор один год, на мотор-колесо и контроллер — три месяца. В случае поломки магазин отремонтирует или заменит запчасть. Обращаться по гарантии проще, чем переписываться с китайским продавцом. Кроме того, емкость аккумуляторов из Китая не всегда соответствует заявленной. А еще были случаи, когда батареи самовозгорались. Поэтому, чтобы снизить риски, я решил переплатить.
Заказал в Москве комплект за 47 500 ₽: мотор-колесо на 350 Вт, аккумулятор VBS в типовом корпусе Hailong на 10 400 mAh, или 13 А·ч, и контроллер. Он разгоняет велосипед до 40 км/ч при весе райдера 80 кг. Батарея съемная, весит около 4 кг. Ее можно занести домой и подключить к розетке.
Дополнительно в комплектации были:
- Система помощи PAS, которая включает мотор, когда крутишь педали.
- Датчики торможения с неодимовыми магнитами.
- Кнопка принудительного отключения PAS, чтобы ехать только за счет мускульной силы.
Я выбрал переднее мотор-колесо, потому что с архитектурой трансмиссии Shimano Cues заднее несовместимо. Велосипед стал полноприводным и лучше проходит по бездорожью. А еще переднее колесо проще устанавливать.
Единственный минус — если давить на ручку газа на мокрой дороге, гравии или песке, переднее мотор-колесо может забуксовать и потерять контакт с поверхностью. Чтобы оно не проскальзывало, его приходится нагружать. Заднее колесо устойчивее, потому что велосипедист давит на него собственным весом.
За два вечера и две ночи я установил мотор-колесо, поменял шину, установил дисковый тормоз, просверлил раму, поставил бонки — заклепки с резьбой, установил аккумуляторную площадку и сам аккумулятор.
Самым сложным оказалось просверлить отверстия в раме под аккумуляторную площадку. Нужно рассчитать диаметр так, чтобы в это отверстие поместить бонку. В веломастерских для этого есть специальные инструменты, но я смотрел инструкции, как это делали другие — с помощью удлиненной гайки М8, болта, шайб и мускульной силы.

Когда добрался до установки тормозных датчиков, меня ждал сюрприз. В комплекте шли механические тормоза со встроенными датчиками — нужно было прощаться с гидравлическими Tektro. Я не хотел менять штатные тормоза на китайские со встроенными датчиками. Но без них не обойтись: они отключают мотор при нажатии на ручку тормоза.
Пришлось ехать в сервис при магазине, который продал мне мотор-колесо, и просить установить датчики на мои тормоза. С помощью 3D-принтера мастер поставил датчики на Tektro. Еще я попросил его закончить работу за меня: установить и загерметизировать контроллер и развести провода. За свою работу мастер взял 5000 ₽.
Дополнительно установил усилители дропаутов — металлические пластины, которые надо закрепить на винты вместе с мотор-колесом. Иначе его может вырвать при нагрузках. Некоторые производители кладут их в комплект.
Расходы на апгрейд — 66 635 ₽
Комплект для электровелосипеда | 47 500 ₽ |
Групсет Shimano Cues | 14 135 ₽ |
Услуги мастера | 5 000 ₽ |
Расходы на апгрейд — 66 635 ₽
Комплект для электровелосипеда | 47 500 ₽ |
Групсет Shimano Cues | 14 135 ₽ |
Услуги мастера | 5 000 ₽ |
Аксессуары
В течение года я еще купил сумку на раму за 1427 ₽, зеркало заднего вида — 1282 ₽, передние и задние фонари — 2000 ₽, кресло для второго ребенка — 4000 ₽, блютус-метку — 900 ₽, амортизирующий подседельный штырь — 3500 ₽, удлинитель рулевой стойки — 800 ₽, держатель для телефона — 800 ₽, крылья Panaride — 2000 ₽, ленту против проколов шин — 500 ₽, сумку на багажник Tempesta Nomad — 2000 ₽.
Лента для шин оказалась совершенно бесполезной: она формирует грыжи на камере. Сумка освободила спину и позволила дополнительно нагрузить мотор-колесо. С зеркалом заднего вида стало комфортнее ездить по автодорогам.
Блютус-метку — аналог AirTag — взял, чтобы отслеживать местоположение велосипеда и вернуть его в случае кражи. Закрепил ее на термоклей в скрытом месте. Батарейку нужно менять раз в месяц. Метка работает не через GPS, поэтому SIM-карта ей не нужна. Если мимо велосипеда пройдет владелец техники Apple с включенным блютус-модулем, метка его тут же обнаружит и передаст свое местоположение.
Расходы на аксессуары — 19 209 ₽
Детское кресло | 4 000 ₽ |
Подседельный штырь | 3 500 ₽ |
Фонари | 2 000 ₽ |
Сумка на багажник | 2 000 ₽ |
Крылья | 2 000 ₽ |
Сумка на раму | 1 427 ₽ |
Зеркало | 1 282 ₽ |
Блютус-метка | 900 ₽ |
Удлинитель рулевой стойки | 800 ₽ |
Держатель для телефона | 800 ₽ |
Лента против проколов | 500 ₽ |
Расходы на аксессуары — 19 209 ₽
Детское кресло | 4 000 ₽ |
Подседельный штырь | 3 500 ₽ |
Фонари | 2 000 ₽ |
Сумка на багажник | 2 000 ₽ |
Крылья | 2 000 ₽ |
Сумка на раму | 1 427 ₽ |
Зеркало | 1 282 ₽ |
Блютус-метка | 900 ₽ |
Удлинитель рулевой стойки | 800 ₽ |
Держатель для телефона | 800 ₽ |
Лента против проколов | 500 ₽ |
Советы
Превращать обычный велосипед в электрогибрид было интересно. Но повторять этот опыт не хочу. На него ушло много ресурсов и времени: я закупал комплектующие, дорабатывал велосипед под себя, возил его в мастерскую и крутил винтики по ночам. Если бы я сразу понимал, что мне нужен электровелосипед, я бы купил готовый и не заморачивался с установкой мотор-колеса.
Тем, кто хочет самостоятельно собрать электрогибрид, рекомендую выбирать в качестве донора прочные, весом до 15 кг и зарекомендовавшие себя модели. Важно, чтобы они долго продавались на рынке и были ремонтопригодны. В треугольной конструкции рамы должен без проблем размещаться аккумулятор. Чем мощнее тормоза, тем лучше. За количеством передач и брендом переключателей гнаться не стоит: на «электричке» ими пользуются реже. Поэтому достаточно одной звезды спереди и шести сзади.
Мотор-колесо универсально и обычно подходит для большинства городских и горных моделей с расстоянием между проушинами 100—150 мм для переднего колеса и 135—197 мм для заднего монтажа. Для фэтбайка нужны соответствующие обода, в которые будет заспицовано мотор-колесо.
Для велосипедов с нестандартной геометрией рамы, например складных или детских, оно может не подойти. Важен диаметр колеса: моторы выпускают для 26, 28 и 20 дюймов. Для 24 или 29 дюймов выбор уже ограниченный.
Если вилка и дропауты изготовлены из хрупкого алюминия или карбона, электромотор мощностью более 500 Вт может их разрушить. Для заднего монтажа мотор-колесо с планетарной втулкой, возможно, придется переспицевать, а в моделях под дисковые тормоза — проверить зазоры.
Электромотор добавляет 3—7 кг веса и смещает центр тяжести. Это особенно чувствуется на шоссейных или легких кросс-кантрийных велосипедах. Для раритетных и хрупких моделей лучше рассмотреть кареточный мотор.
По закону электровелосипед мощностью более 250 Вт приравнивается к мопеду и для управления им нужны права категории В или М. Кроме того, на нем нельзя ездить по тротуарам.
Итоги
За год я собрал велосипед мечты — электрогибрид весом 22 кг, на котором удобно ездить и по городу, и в походы. Он возит одновременно двоих детей и сумку на переднем багажнике. Родители с колясками в парках оборачиваются при виде трех человек на велосипеде. Апгрейд превратил классический Mongoose Montana Comp в некий туринг с выведенными наружу проводами. Это придало негармоничный, но запоминающийся вид.
Заявленный производителем пробег на одном заряде — 35 км без использования педалей, но ориентироваться на это значение не стоит. Если ехать с максимальной скоростью 35—40 км/ч, таких показателей не достигнуть. На пробег влияет много факторов: емкость аккумулятора, мощность мотора, вес райдера, стиль езды, покрытие дороги, давление в шинах. Однажды я проехал 40 км, помогал мотору педалями, а к вечеру осталось еще 50% заряда.
Со всеми дополнительными покупками велосипед обошелся мне в 115 000 ₽. Чтобы компенсировать часть расходов, я продал на «Авито» старый Aspect за 13 000 ₽ и стоковый групсет Microshift за 2000 ₽. Если еще не учитывать траты на некоторые аксессуары: детское кресло, багажник, сумки, антипрокольную ленту, — сумма снизится примерно до 90 000 ₽.
Готовый электровелосипед с мотором и похожими характеристиками стоит столько же — 80 000—100 000 ₽. При этом на нем установлены дешевые комплектующие: механические тормоза неизвестного качества, переключатели-трещотки и «дубовые» шины. Весят они более 20 кг без багажника и прочих обвесов. Поэтому я считаю, что за ту же сумму удачно совместил качественные комплектующие обычного велосипеда с плюсами электробайка.
Электрическая версия Mongoose Montana позволяет мне ездить с комфортом как на обычном велосипеде. Я не боюсь, что из-за нагрузки сорвется или быстро износится цепь. Когда устану — переключаюсь на электродвигатель или гибридный режим. Это удобно при затяжном подъеме в гору или при движении с сумками. Даже долгие однодневные маршруты можно преодолевать не надрываясь.
Прошлым летом катался по Подмосковью и Калужской области, в Москве добирался на работу. За год проехал на электромоторе около 350 км, а всего — около 800 км.
Расходы на покупку и содержание Mongoose Montana Comp — 115 416 ₽
Апгрейд | 66 635 ₽ |
Mongoose Montana Comp | 29 572 ₽ |
Аксессуары | 19 209 ₽ |
Расходы на покупку и содержание Mongoose Montana Comp — 115 416 ₽
Апгрейд | 66 635 ₽ |
Mongoose Montana Comp | 29 572 ₽ |
Аксессуары | 19 209 ₽ |