Белый импорт из Китая: стать импортером или работать через брокера

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Маргарита Хозуева

Страница автора

Вы решили перейти от теневых схем к официальному импорту — чтобы спать спокойно и иметь чистую историю по налогам. Вопрос: как делать это правильно — напрямую или через брокера, и сколько это стоит?

О Сообщнике Про

Специалист по внешнеэкономической деятельности. Работаю в международной торговле 14 лет. В 2020 году запустила VED-online — компанию, которая сопровождает импортеров и экспортеров в международных сделках.

Способы «белого» импорта

1. Вы становитесь импортером. Плюсы:

  • Вся разрешительная документация (сертификаты, ДС, ГТД и прочее) оформляется на вашу компанию.
  • Вы сами считаете себестоимость, контролируете все расходы и не переплачиваете посредникам. Разницу с рынком кладёте в свой карман.
  • Можете заранее договариваться с поставщиком об отсрочках, снижении цен, годовых контрактах, эксклюзивах и дистрибуции.
  • Можно привязаться к курсу, оплатить часть позже, возить морем и оптимизировать оплату: например, платить 70% уже после того, как товар прибудет в порт РФ.
  • Нет посредников между вами и фабрикой — выстраиваете отношения напрямую.

Важно учесть:

☝️ Стать импортером ради одной поставки — путь в ад. Процесс сложный, затратный по времени и деньгам. Для единичной закупки лучше использовать брокерский контракт.

☝️ Вы начинаете отношения с таможенными органами. Если не знаете, как вести дела корректно — лучше без поддержки профессионалов не начинать.

☝️ Все документы можно попытаться сделать самостоятельно, но если ошибётесь — доначисления, проверки, штрафы. Потом будете всем говорить, что белый ВЭД — это боль.

☝️ Чтобы не попасть в эту ситуацию, нужно либо нанимать опытного менеджера ВЭД, либо идти через проверенного подрядчика. Всё это — дополнительные косты, которые должны быть заложены в расчёт.

Кому подойдёт: если вы возите в контейнерных объёмах или ваша закупка из Китая превышает 1 млн рублей (только товар), а продажи уже подтверждены — оформляться как импортер целесообразно.
❌ Если вы только тестируете нишу — лучше использовать более гибкую модель. Рассказываю о ней в следующем пункте.

2. Брокерский контракт

Плюсы:

  • Вы покупаете товар уже у российского юрлица. Брокер сам общается с таможней, логистами, готовит документы и берёт на себя все риски.
  • Такой вариант удобен для небольших партий. Если везёте, например, 3 куба от двух поставщиков — самостоятельно придётся подавать две декларации, оформлять экспорт от каждой фабрики, бронировать место в контейнере, оплачивать всё по цепочке. А брокер оформит одну декларацию на весь объём, сэкономит на логистике и сведёт косты.
  • Опытный брокер заранее предусмотрит все тонкости и сам закроет спорные моменты. Важно: брокер должен быть готов нести финансовую ответственность. Если на пути возникнут проблемы с оплатой, он должен уметь оперативно закрыть контракт своими средствами — в этом и ценность партнёрства.

Важно учесть:

☝️ У брокера всегда есть комиссия. Иногда её видно в КП, иногда она «спрятана» в логистике. Если вы работаете на постоянной основе, эти суммы могут вырасти в ощутимые расходы за год.

☝️ Процесс проходит без вас. Если вы хотите разобраться, как импорт работает изнутри, — не выйдет. Брокер возьмёт всё на себя, а вы не увидите ни схем, ни этапов.

☝️Третья сторона в сделке. Значит, дополнительные риски. Выбирайте брокера внимательно и смотрите на репутацию, юридические гарантии и опыт в нужной категории товара.

Кому подойдёт: для нерегулярных закупок небольшими партиями — идеальный вариант. Главное — выбрать надёжного брокера.

Что выбрать

Если везёте одну партию — выбирайте брокера.

Регулярные закупки, желание контролировать цену и логистику — становитесь импортером и стройте процессы самостоятельно.

Главное — не просто решить, что легче, а понять, что выгоднее именно для вашего бизнеса.

Вот что еще мы писали по этой теме