
Как выбрать условия поставки по международной сделке

Я работаю в компании, которая занимается международной торговлей: импортом и экспортом, перевозками, проведением трансграничных платежей и поиском зарубежных поставщиков.
Моя задача — сделать так, чтобы товары попали из одного государства в другое, нередко транзитом через другие страны, с учетом санкций, таможенных и налоговых требований разных стран. Через меня проходят внешнеэкономические договоры поставок, их еще называют контрактами. И почти в любом документе можно найти обозначение из трех букв, например EXW, FCA, CIP, DAP, которое пишут перед географическим пунктом: городом, морским портом, аэропортом, автомобильным или железнодорожным грузовым терминалом.
Каждая такая аббревиатура — это международное правило поставки из перечня Инкотермс. Эти правила еще называют базисами или терминами. Расскажу, какие базисы бывают, на что они влияют и как в них не запутаться.
Вы узнаете
- Зачем нужны правила Инкотермс
- Как правило поставки прописывается в документах
- Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга
- EXW — Ex Works — «Франко завод»
- FCA — Free Carrier — «Франко перевозчик»
- FAS — Free alongside ship — «Свободно вдоль борта»
- FOB — Free on Board — «Свободно на борту»
- CFR — Cost & Freight — «Стоимость и фрахт»
- CIF — Cost Insurance and Freight — «Страхование и фрахт»
- CIP — Carriage and Insurance Paid to — «Перевозка и страхование оплачены до»
- CPT — Carriage Paid to — «Перевозка оплачена до»
- DAP — Delivered at Point — «Поставка в пункте»
- DPU — Delivered Named Place Unloaded — «Поставка на место выгрузки»
- DDP — Delivered Duty Paid — «Поставка с уплатой пошлин»
- Советы о применении базисов группы D в 2025 году
- Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс
- Какой базис выбрать покупателю
- Какой базис выбрать продавцу
Зачем нужны правила Инкотермс
В любой международной сделке множество условий, которые надо согласовать: например, кто организует доставку товара до оговоренного пункта, где продавец передает товар покупателю, кто будет отвечать, если при перевозке с грузом что-то случится, в чьей зоне ответственности находится таможенное декларирование товаров в странах убытия и назначения, кто оплачивает портовые или терминальные расходы.
Обсуждать и прописывать отдельно каждое условие в контракте — долго и сложно. Кроме того, контракт читают не только покупатель и продавец, но и третьи лица:
- Логисты российских организаций и сотрудники иностранных компаний-перевозчиков.
- Финансовые специалисты и бухгалтеры контрагентов.
- Сотрудники банков и инспекторы валютного контроля.
- Таможенники.
- Налоговые и страховые инспекторы.
Все эти люди работают в разных местах и говорят на разных языках. Правила Инкотермс помогают им одинаково понимать условия поставки, а покупателю не нужно согласовывать с продавцом условия по отдельности. Вместо этого они выбирают из списка подходящий термин. Каждый термин уже содержит в себе фиксированный набор условий, которые обязательны для всех сторон сделки.
Можно прописать каждое условие в контракте, а можно использовать термин из правил Инкотермс.
Вот какие условия может определять термин, он же базис:
- Место передачи товара.
- Момент перехода рисков от продавца к покупателю — с какого момента последний отвечает за товар.
- Распределение обязанностей между продавцом и покупателем — по страхованию груза, прохождению таможенных процедур на ввоз и вывоз, совершению погрузочно-разгрузочных работ.
- Вид транспорта, выбранный сторонами сделки: морской, авиа или сухопутный.
- Обязательства сторон сделки в отношении груза и транспортных средств с ним на транзитных грузовых терминалах.
- Обязательства сторон по страхованию груза и ответственности перевозчика.
- Обязательства сторон совершить таможенное декларирование товара и транспортных средств.
Принцип такой: выбрали базис — значит, согласились с его условиями. Базис не отвечает за переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Это нужно отдельно согласовать и прописать в контракте.
Почему Инкотермс не работает в Китае
Базисы в контрактах при работе с Китаем используют, чтобы российской таможне, налоговой и валютному контролю были понятны условия поставки и образование таможенной стоимости. Но в самом Китае эти обозначения не так важны.
Из-за особенностей договорного права в стране суды не считают положения Инкотермс безусловными требованиями. Местный суд может опираться на конкретные условия контракта, игнорируя международную практику. Поэтому при работе с китайскими партнерами важно как можно точнее и подробнее прописывать условия поставки, взаимные обязательства и риски в договоре. В судебных спорах это вряд ли поможет, но даст возможность заплатить меньше китайскому партнеру, если он сделает что-то не так.
Как правило поставки прописывается в документах
Базис поставки фиксируют в контракте, спецификации на товар и в счете — инвойсе. Если вы откроете любой из этих документов, то увидите что-то вроде: EXW Guangzhou China (Incoterms 2010).
Первые три буквы — EXW — это название базиса поставки. Базис EXW подразумевает самовывоз: покупатель должен сам забрать товар со склада продавца, провести погрузку и экспортные таможенные процедуры в стране отправления продукции.
Далее указывают место, где продавец передает товар покупателю: в данном случае — китайский город Гуанчжоу. А в конце идет ссылка на перечень правил Инкотермс, откуда взят базис. Дело в том, что Международная торговая палата разработала первую редакцию перечня еще в 1936 году. Но мир и условия торговли постоянно меняются, поэтому каждые десять лет выходит новая версия. Например, есть Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010 и самая свежая версия Инкотермс 2020.
Новая редакция не аннулирует предыдущие: можно использовать любую версию — хоть старую, хоть новую. Главное — указать ее в документах, чтобы всем было понятно, откуда взят базис.
В 2025 году просто указать город Гуанчжоу, где живет почти 15 миллионов человек, недостаточно. Рекомендую настоять, чтобы продавец написал конкретный почтовый адрес, желательно с индексом, где нужно забрать груз. Иначе это может стать сюрпризом и обернуться большими непредвиденными расходами. Добраться до удаленного промышленного района и организовать там погрузку может быть очень дорого.




Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга
Продавец и покупатель выбирают подходящий базис при согласовании условий международной сделки: это вопрос договоренностей. Все базисы распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей и рисков продавца.
Группа Е. Самовывоз, все риски после получения товара на складе — на покупателе. Также он несет расходы и обязанности в отношении товара в стране отправления и в странах транзита.
Группа F. Продавец отвечает за прохождение таможенных процедур в своей стране и погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а доставка и растаможка — на покупателе. Также на продавце — все расходы, обязанности и риски по товару до момента доставки его в оговоренный пункт. Например, до порта терминала или склада консолидации при сборных грузах.
Группа C. Доставку организует и оплачивает продавец, но он несет риски только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику. Продавец обязан застраховать груз на всем пути доставки за свой счет, но в пользу покупателя. Расходы, обязанности и риски в месте назначения несет покупатель.
Группа D. Это варианты поставки под ключ. Продавец организует доставку и отвечает за груз, пока покупатель не получит его в оговоренной точке выгрузки, на таможенном или грузовом терминале.
Таблица условий поставки Инкотермс

Базисы FAS, FOB, CFR, CIF подходят только для поставок по воде, а остальные — универсальные. Подробнее о каждом базисе расскажу ниже.
Все грузы, перемещаемые в рамках внешнеэкономических договоров поставки, покрыты страховками перевозчиков. Важно не экономить и страховать груз по полной стоимости, ведь при доставке с ним может произойти что угодно.
Вот реальная история. Компания закупила нестандартное технологическое оборудование, произведенное по индивидуальному заданию заказчика. Его доставляли в разобранном виде.
Основное оборудование, комплектующие — два типа конвейеров для разных технологических задач, запасные части для запуска и эксплуатации, — а также материалы для пусконаладки упаковали в ящики. Груз разместили в 12 морских 40-футовых контейнерах и отправили в Новороссийск. После прохождения таможенной очистки его передали на склад перевозчика, где контейнеры перегрузили в автотранспорт для доставки в Воронеж.
Во время перегрузки на транзитном складе перевозчик потерял ящик с вентиляционной установкой. Когда товар прибыл в Воронеж и был выгружен на складе покупателя, его пересчитали и оприходовали — тогда и обнаружили недостачу. Сотрудники покупателя зафиксировали недостачу, составили акт, а транспортной компании выставили счет на оплату стоимости потерянного груза.
В этом случае грамотно выбрали базис поставки CPT-Воронеж. Это значит, что поставщик не несет ответственности за утрату груза на участке перевозки, который он не контролирует. Покупатель оплачивает оборудование с доставкой до согласованного пункта, в данном случае — до своего склада в Воронеже, и обязан только оформить груз на таможне и выгрузить его из транспортных средств у себя на складе. У перевозчика есть страховка на случай потери части груза. Все стороны сделки защищены и снижают свои риски за счет страхового полиса.
Что нужно знать про страховой полис
В большинстве базисов — кроме группы С — нет однозначного обязательства какой-либо из сторон страховать груз. Покупатель и продавец в ходе переговоров могут решить этот вопрос и зафиксировать в контракте.
Страховой полис — коммерческий документ, который активно используют в международных перевозках. Таможенники и налоговики разных государств могут запрашивать его, чтобы проверить достоверность сведений о таможенной стоимости при декларировании грузов и внесении платежей.
Если покупатель берет товар в кредит, банк может обязать его застраховать груз от утери, порчи, повреждения.
В базисах CIP и CIF обязанность по страхованию возложена на продавца. Страховой полис — это не формальность, а важный документ, который защищает стороны сделки от убытков. Советую следить за правильностью заполнения полиса — ошибки и опечатки недопустимы.
В страховом полисе указываются:
- стоимость, вес и количество товаров;
- номер рейса или накладной, по которой следует груз;
- страхователь;
- размер возмещения при наступлении страхового случая.
При оформлении страхового полиса проследите, правильно ли указаны номер и дата инвойса, стоимость партии товара, количество товара, вид транспорта, номер транспортного средства или рейса — для авиаперевозок.

EXW — Ex Works — «Франко завод»
Обязанности продавца: передать товар покупателю на своем складе, заводе или складе фабрики. Если приобретаете товар у китайского перекупщика, может быть так: у завода-производителя и склада перекупщика, где надо забрать товар, разные адреса. Разницу стоимости доставки придется заплатить покупателю.
Обязанности покупателя такие:
- Забрать груз со склада продавца.
- Провести таможенные процедуры в стране продавца.
- Получить разрешительные документы на вывоз товара из страны продавца.
- Погрузить на свой транспорт.
- Доставить груз в свою страну. Пройти экспортные таможенные процедуры.
- Получить нужную в России разрешительную документацию.
- Разгрузить.
Что значит приставка «Франко»
Это термин в международной торговле, который образован от итальянского слова franco — «свободный». Он указывает место передачи товара и перехода рисков с продавца на покупателя.
Например, термин «Франко завод» означает, что продавец освобождается от рисков, когда на своем заводе передает товар покупателю.
Переход рисков от продавца к покупателю: как только покупатель принял товар на складе продавца.
Покупатель должен забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого он, как правило, нанимает местного перевозчика, который к назначенному времени подъезжает туда, куда указал продавец.
Согласно базису, продавец не обязан помогать с погрузкой товара, но, по моему опыту, чаще всего эта услуга включена. Однако при составлении контракта лучше все же прописать, кто организует погрузку, — чтобы не было сюрпризов.
Важный момент: в этом базисе на покупателя ложится обязанность по прохождению таможенных и сертификационных процедур в чужой стране. Продавец за это не отвечает. Например, вы купили тисовую доску в Италии, привезли ее в порт, а там обнаружилось, что у товара нет фитосанитарного сертификата. В итоге к перевозке груз не берут, а оформить сертификат может только резидент ЕС. По этой причине российские предприниматели и компании стараются не применять базис EXW в странах Европы на грузы, с которыми могут возникнуть таможенные и иные формальности при отправке.
Внимательно проверяйте требования к упаковке и погрузке товара. Допустим, вы хотите привезти товары из Турции и продавец предлагает вам EXW. Возможно, придется потратиться на крепление груза в транспортном средстве, дополнительную упаковку и спецтехнику для погрузки товара — например, кран. Или как минимум быть готовым заплатить таможенным брокерам-резидентам страны экспортера за оформление.
В условиях санкций прямые поставки из недружественных стран невозможны, поэтому груз приходится везти через третьи страны, а иногда — через несколько государств. Продумайте упаковку товара, выдержит ли он многочисленные перегрузки. Желательно, чтобы европейский продавец был готов провести экспортные таможенные процедуры в Евросоюзе и не было вопросов при прохождении границы. Если поставщик предлагает EXW, возможно, стоит согласовать с вашим перевозчиком его ответственность за оформление таможенных документов, чтобы это не стало проблемой. Лучше, если продавец согласен на базис FCA и готов сам пройти свою таможню. Об этом базисе я расскажу дальше.
А вот для сделок с китайскими, корейскими и вьетнамскими партнерами базис EXW вполне применим. Многие российские импортеры одежды и косметики приобретают товары не у одного поставщика, а сразу у нескольких — по всей Азии. Тогда самовывоз даже удобен покупателю. Он может нанять транспортного агента, который заберет грузы у разных продавцов, соберет их на одном складе, проконтролирует прохождение таможни и отправит в Россию.
Внимательно относитесь к предложениям индийских партнеров заключить договор на условиях EXW. Индийское таможенное управление тщательно проверяет вывозимые из страны грузы — таможенное оформление может занять несколько дней. Грузовые операции с таможенными товарами в Индии проводят только в таможенных терминалах, половину грузов тщательно досматривают. Компании из Индии стараются возложить эти процедуры и затраты на российских покупателей.
У меня были случаи, когда индийская таможня выгружала и досматривала уже загруженные контейнеры. Расходы были на покупателе, то есть убытки за непредусмотренные договором грузовые операции, плату таможенному клерку и простой оборудования легли на нас.
Базис EXW сложный для импортера: возникает много статей затрат и нюансов, разрешить которые может грамотный специалист, а не новичок. При работе с ним заранее проверяйте транспортную доступность склада поставщика. Бывало, что российские покупатели не могли забрать товары из китайской или индийской глубинки из-за проблем с транспортом.
В 2023 году я вывозил оборудование из индийского города Лудхиана. Уже при вывозе товара со склада выяснилось, что поставщик решил сэкономить на погрузке, поручив моему транспортному агенту, тоже индийцу, самому найти грузчиков. С таможенным оформлением тоже не все шло гладко: декларацию несколько дней оформляли в соседнем городе, а затем не спеша везли груз к ближайшей железнодорожной станции.
Условия поставки были FCA Лудхиана, то есть продавец был обязан провести таможенное оформление и передать груз моему перевозчику уже оформленным и загруженным. На видеобрифинге индийская сторона лишь философски развела руками и заметила, что главное — все завершилось благополучно и груз покинул Индию.
По моему опыту, если продавец настаивает на базисе EXW, скорее всего, он не очень заинтересован в вас, как в покупателе. Фактически он самоустраняется от проблем с доставкой товара до границы или ближайшего транспортного хаба, а также от оформления документов на таможне для вывоза.
Использовать этот базис стоит, если цена контракта привлекательна и вы уверены, что сможете сами оформить таможенные документы, вывезти груз с места отправления и организовать доставку. Допустим, если у вас есть квалифицированный логист или наработанная база грамотных перевозчиков с компетенциями в нужной местности.
Например, вы импортируете из Китая мягкие игрушки. В контракте прописано EXW Shenzhen China (Incoterms 2020). Это означает, что в стоимость включены только сами игрушки, а все остальное вам нужно организовывать и оплачивать самим. Таможенная стоимость, с которой взымут таможенную пошлину и НДС, будет включать в себя:
- Стоимость по контракту.
- Расходы на сбор груза в стране отправления.
- Стоимость доставки до границы ЕАЭС.
- Агентские и страховые сборы.
- Стоимость оформления экспортной декларации в стране отправления.
А вот для экспортеров EXW — удобный базис. Но в российских реалиях с ним есть сложности. Иностранный контрагент не может задекларировать груз на российской таможне сам. Российской стороне придется сделать это самостоятельно, а это уже другой базис — FCA. Исключения — сделки между странами ЕАЭС: тогда можно работать на EXW.
FCA — Free Carrier — «Франко перевозчик»
Обязанности продавца: уплатить таможенные пошлины на вывоз, отгрузить товар перевозчику, которого указал покупатель, и зафиксировать передачу в транспортных документах.
Обязанности покупателя следующие:
- Оплатить товар.
- Организовать и оплатить доставку груза в свою страну.
- Провести таможенные процедуры в своей стране.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда товар передан перевозчику — уже после прохождения таможенных процедур на вывоз.
FCA — популярный базис: по моим наблюдениям, его применяют в более чем половине сделок с автоперевозкой грузов. Здесь у продавца появляются кое-какие обязательства: как минимум покупателю не нужно общаться с иностранной таможней.

FAS — Free Alongside Ship — «Свободно вдоль борта»
Этот базис подходит только для поставок по воде.
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на вывоз, доставить товар на грузовой терминал порта, к борту судна покупателя.
Обязанности покупателя следующие:
- Заключить договор с морским перевозчиком.
- Заказать контейнер для затарки товара.
- Погрузить товар на судно.
- Оплатить доставку груза морем в порт конечного назначения в своей стране.
- Обеспечить выгрузку своего груза с судна в порту, покрыть терминальные расходы.
- Оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на ввоз.
- Вывезти растаможенный груз из порта и доставить товар на склад.
Переход рисков от продавца к покупателю: при размещении груза на причале — вдоль борта судна.
Просто привезти и вывалить, например, тюки с чаем на причал нельзя, сейчас не 17 век. Поэтому при заключении контракта стороны договариваются, на каком контейнерном терминале будет размещен груз. Это нужно, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика, где подхватить нужный контейнер.
Этот базис редко применяют в международных сделках. Удобнее сразу определить, на каком судне будет вывозиться груз, и организовать все к планируемой дате его выхода из порта. Но это уже будет базис FOB.
FOB — Free on Board — «Свободно на борту»
Как и FAS, этот базис применим, если груз перевозят по воде.
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на вывоз, доставить и погрузить товар на судно покупателя.
Обязанности покупателя:
- Заключить договор с морским перевозчиком.
- Забронировать контейнеры для погрузки.
- Забронировать место на морском судне.
- Доставить груз из обозначенного порта в свою страну.
- Разгрузить.
- Оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: после того как груз попал на борт судна, это фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.
Коносамент — это специальный документ, который подтверждает, что морской или речной перевозчик получил груз и обязуется доставить его адресату.
Например, вы везете итальянскую керамическую плитку из Триеста в Новороссийск. В контракте с поставщиком прописано FOB Trieste Italy (Incoterms 2020). Цена контракта включает стоимость самой плитки и ее погрузки на корабль.
При поставке товара на условиях базиса FOB уполномоченный покупателем перевозчик согласовывает макет коносамента перед погрузкой. Адрес покупателя должен соответствовать юридическому адресу. Иначе морская линия откажет в выдаче груза из терминала порта прибытия.

Далее ваш морской перевозчик связывается с продавцом и сообщает, в каком порту и на каком терминале можно забрать порожние контейнеры под погрузку. Все расходы по вывозу этих контейнеров на склад, погрузке товара и возврату уже загруженных контейнеров в порт несет продавец. Часто производители уже имеют в портах свои терминалы или склады и вывозить порожние контейнеры из порта им не надо.
Таможенная стоимость для российского импортера в этом случае включает:
- Стоимость товара по контракту.
- Доставку морем до порта в РФ.
- Выгрузку контейнера в порту.
- Агентские и страховые расходы.
Что учесть при работе с грузами в Иране
В 2025 году расширился грузопоток из Ирана. Оттуда везут пищевую упаковку, одежду, автомобили и продукты питания — сыр, орехи, фрукты.
Российская и иранская портовая инфраструктура не приспособлена для перевалки большого количества грузов. Старые портовые краны часто не могут поднять контейнеры весом более 20 тонн, а рыбацкие причалы Астраханского порта — принять суда с низкой осадкой.
Заключая договор с иранской стороной, тщательно продумайте маршрут перевозки и обговорите нюансы доставки, перевалки, выгрузки и вывоза товара из порта. Учтите, что большинство грузов вывозят из Ирана в местных контейнерах, которые не впускают во внутреннюю Россию из Астраханского порта. Российским импортерам приходится оплачивать выгрузку товара из контейнера и погрузку в машины, которые везут груз на российский склад.
Кроме морской доставки грузы можно отправлять сухопутным транспортом: автомобильным маршрутом через Азербайджан или по железной дороге через Туркменистан и Казахстан. У каждого варианта есть свои плюсы — более низкая стоимость доставки по железной дороге и высокая скорость при автоперевозке. Есть и нюансы: не все перевозчики готовы страховать такие доставки, особенно в условиях июля 2025 года. На рынке РФ сейчас активно работают пять иранских логистических компаний, и в каждой есть русскоязычные сотрудники.

CFR — Cost& Freight — «Стоимость и фрахт»
Еще один исключительно «водный» базис.
Обязанности продавца:
- Оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на вывоз.
- Погрузить товар на судно.
- Доставить в порт к покупателю.
Обязанности покупателя:
- Организовать и оплатить выгрузку контейнеров с товаром с судна.
- Оплатить импортные таможенные процедуры и уплатить пошлины на ввоз, а также терминальные расходы.
- Оплатить и организовать вывоз товара из терминала порта назначения.
Этот базис поставки не любят российские таможенники. Все расходы должны быть включены в таможенную стоимость товара, а у импортера есть большой соблазн спрятать часть из них, чтобы снизить базу для расчета таможенных пошлин. Если собираетесь использовать в сделке базис SFR, приготовьтесь к дотошной проверке таможней документов и оплат по обеспечению сделки.
Переход рисков от продавца к покупателю: с момента размещения груза на судне.
Допустим, вы экспортируете партию сувенирных матрешек из Новороссийска на Кипр — базис поставки CFR Nicosia Cyprus (Incoterms 2020). Тогда в стоимость поставки уже включены ваши расходы на экспортные таможенные процедуры, перевозка матрешек в контейнере до порта Новороссийска, погрузка контейнера на судно и фрахт — доставка морем — до порта Никосия.
Традиционно базис поставки CFR используют российские экспортеры зерна, бобовых и другой сельхозпродукции. Эти товары активно торгуются на мировых биржах, и цены могут меняться быстро. Пока судно, скажем, идет в Египет, стоимость груза может измениться несколько раз. Поэтому российским экспортерам удобнее довезти товар до зарубежного порта и уже на месте, ориентируясь в ценах, выгодно его продать.
Если видите котировку вроде CFR Триест, это означает, что товар уже находится на рейде порта, а трейдер думает, как выгоднее продать продукцию местным перекупщикам. Аналогичный принцип работает и в обратную сторону: CFR Новороссийск на пальмовое масло означает, что груз доставлен и продавец ждет, когда внутренние котировки на рынке РФ достигнут максимума, чтобы продать товар, например, кондитерской фабрике или маслозаводу.
CIF — Cost Insurance and Freight — «Страхование и фрахт»
Это последний базис, который используют только при доставке водными видами транспорта. Всего таких базисов четыре:
- FAS и FOB, где доставку организует покупатель.
- CFR и CIF, при которых транспортные расходы ложатся на продавца.
Обязанности продавца:
- Застраховать груз.
- Оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на вывоз.
- Погрузить товар на судно.
- Организовать и оплатить доставку груза.
Обязанности покупателя:
- Оплатить товар и стоимость его перевозки в согласованный пункт.
- Разгрузить.
- Оплатить таможенные процедуры.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец разместил груз на транспортном средстве, то есть передал товар перевозчику.
Этот базис отличается от предыдущего тем, что здесь продавец дополнительно должен застраховать товар от повреждения, порчи или утраты. Если по пути с грузом что-то случится, покупатель получит компенсацию от страховой компании в размере фактурной стоимости груза.
После размещения груза в транспортном средстве риски переходят к покупателю. Если груз затонет, потеряется, намокнет или повредится, вопросы со страховой компанией покупателю придется решать самому, без участия продавца. Поэтому важно, чтобы после оформления страхового полиса продавец передал его покупателю, желательно в оригинале.
Некоторые китайские продавцы страхуют груз в своих компаниях, занижая его стоимость в документах, чтобы заплатить меньше страховой премии. Потом это становится проблемой для российских импортеров, которые предъявляют страховые полисы с заниженной стоимостью груза на таможне. У меня такое было, и теперь я всегда требую прислать страховой полис мне на согласование перед оформлением и отгрузкой.
CIP — Carriage and Insurance Paid to — «Перевозка и страхование оплачены до»
Обязанности продавца:
- Застраховать груз.
- Оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на вывоз.
- Погрузить товар на транспортное средство.
- Доставить покупателю.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.
Этот базис похож на предыдущий. Но если CIF подходил только для морских перевозок, то CIP применяют еще и при доставке по воздуху и по суше.
CIP и CIF — единственные правила, где продавец сам обязан застраховать груз. В остальных базисах этот вопрос не проясняется, а значит, его нужно согласовывать индивидуально в контракте.
Например, российская компания импортирует косметику из Австрии в Брянск на условиях СIP Bryansk Russia (Incoterms 2020). Тогда в стоимость контракта уже входит:
- Стоимость товара с учетом доставки до Брянска.
- Таможенные процедуры в Австрии.
- Транзитные таможенные процедуры в Польше.
- Стоимость страхования груза при перевозке до Брянска.
Примечательно, что в таможенную стоимость, с которой исчисляют таможенные платежи, не будет входить стоимость провоза товара по территории ЕАЭС: от границы между Польшей и Беларусью до Брянска. Чтобы получить такую «скидку» от российской таможни, нужно запросить у продавца счет за доставку с разбивкой по территории ЕС и ЕАЭС. Тогда в таможенную стоимость включат только цену доставки по ЕС.
CPT — Carriage Paid to — «Перевозка оплачена до»
Этот базис аналогичен CIP, кроме одного условия: продавец не обязан страховать груз.
Обязанности продавца:
- Оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на вывоз.
- Заключить договор с перевозчиком.
- Погрузить товар на транспортное средство.
- Доставить покупателю.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец передал товар перевозчику.
Российская компания везет галстуки на самолете из Милана. Базис поставки CPT Sheremetyevo Russia (Incoterms 2020). В сумму по контракту уже входит стоимость перелета из аэропорта Милана до Шереметьева и выгрузка товаров с борта.
Важный нюанс: базис CPT не обязывает продавца оплачивать и организовывать разгрузку. Это должен делать покупатель. Но в авиаперевозках своя специфика: борт по прибытии выгружается, и стоимость этих работ уже заложена в тариф на перевозку.
Бывает, что недобросовестный продавец отгружает товар, не уведомив покупателя, и тот не знает, что груз уже в пути или, что хуже, давно прибыл на таможенный терминал. Я сталкивался со случаями, когда товар неделями лежал на терминалах просто потому, что покупателю не сообщили об отгрузке. Особенно это характерно для крупных компаний со множеством грузов. Поэтому при использовании такого базиса поставки важно, чтобы продавец и покупатель координировали свои действия: это поможет избежать лишних расходов на хранение грузов на терминалах.
Будьте осторожнее с базисами группы С при работе с Китаем
Частая ситуация: российская компания заключила договор поставки с китайской фирмой на условиях базиса группы С — например, CPT Москва. Фирма оплатила товар и доставку до терминала в Москве через банк, контракт поставили на валютный контроль. Это значит, что оплата должна закрыться таможенной декларацией на товар.
Через некоторое время российскому импортеру сообщают, что товар в Москве, и называют адрес склада, где нужно забрать груз. На вопросы о ввозной таможенной декларации не отвечают и прекращают общение.
Для российского импортера это значит, что груз перемещен незаконно и не прошел таможенный контроль. У ситуации нет хорошего варианта решения — груз могут конфисковать или взыскать его стоимость.
Вот как можно себя обезопасить:
- Настоять на заключении контракта на условиях EXW, FOB или FCA. Тогда вы и ваш перевозчик сможете контролировать транспортировку и проводить таможенные процедуры.
- Если китайский поставщик настаивает на своей доставке, потребуйте указать в договоре данные перевозчика, его юридического представителя в РФ и адрес доставки, который будет совпадать с одним из таможенных терминалов. В этом случае вы сможете доказать таможне свою достаточную предусмотрительность и предоставить данные контрабандиста — нарушителя таможенных правил.
- Прописать в договоре 100% отсрочку платежа — вы платите, когда получили груз и нужные документы. Это лучший способ заставить поставщика соблюсти все условия сделки, но, к сожалению, китайские компании редко соглашаются на это.
DAP — Delivered at Point — «Поставка в пункте»
Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на вывоз, доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: при передаче товара покупателю в пункте назначения.
DAP отличается от базиса CPT моментом перехода рисков. Если выбран CPT, то продавцу нужно только отгрузить товар перевозчику и оплатить доставку, а остальное — не его проблемы. А по условиям DAP продавец отвечает за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в выбранном пункте назначения.
DPU — Delivered Named Place Unloaded — «Поставка на место выгрузки»
Обязанности продавца:
- Упаковать и погрузить в транспортное средство товар.
- Заключить договор с перевозчиком и оплатить доставку в оговоренный в контракте пункт назначения.
- Оплатить таможенные процедуры в стране вывоза.
- Доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
- Разгрузить.
Обязанности покупателя: оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю: после того как продавец разгрузил и передал товар покупателю.
DPU — единственный базис, где предусмотрена обязанность продавца выгрузить товар в стране покупателя. Соответственно, если при разгрузке с товаром что-то случится, то отвечать будет продавец.
Например, вы поставляете в Польшу канцтовары. В контракте прописано условие DPU Warsaw, Poland (Incoterms 2020). Прежде чем подписывать контракт с таким базисом, нужно четко понимать, как вы собираетесь выгружать товар на складе в Варшаве. Если это вам не под силу, лучше договоритесь о базисе DAP — он такой же, только без обязательства по разгрузке.
DDP — Delivered Duty Paid — «Поставка с уплатой пошлин»
Обязанности продавца:
- Оплатить таможенные процедуры и уплатить пошлины на вывоз.
- Доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
Обязанности покупателя:
- Оплатить расходы на таможенном терминале в месте доставки.
- Задекларировать товар в РФ и уплатить таможенные платежи.
- Выгрузить товар в месте доставки.
Переход рисков от продавца к покупателю: после передачи растаможенного груза покупателю в месте доставки товара.
По сути, это самый комфортный вариант для покупателя. Но учтите: по условиям базиса, выгрузка товара не забота продавца, а вот уплата всех пошлин и таможенное декларирование — да.
Кажется, что это удобно, если вы импортер. Но есть проблема: по российским законам иностранный партнер не может выступать декларантом и плательщиком таможенных платежей. Поэтому прежде чем писать, например, DDP Samara Russia (Incoterms 2020), уточните, как поставщик намерен проходить российскую таможню.
Советы о применении базисов группы D в 2025 году
Расскажу, что важно учитывать, если вы применяете один из базисов группы D.
Импорт. Доставка товара по условиям базисов группы D лежит на поставщике — иностранном продавце. Рекомендую прописать в контракте маршрут машины с грузом и зафиксировать место перехода границы ЕАЭС. Это необходимо, чтобы понимать, какие меры таможенного контроля могут применить к товару, на каком складе временного хранения возможны перегрузы с иностранных транспортных средств на машины стран ЕАЭС и какие риски нужно учесть в страховом полисе. Разумно сразу оговорить с перевозчиком, кто будет платить за размещение и обработку груза на СВХ и кто заключает договор с ним.
Также полезно знать пункт перехода границы, чтобы понимать, сколько времени потребуется на ее пересечение. Как только груз пересек границу, ответственность за таможенные процедуры и выполнение требований к безопасности груза перед российскими контролирующими ведомствами несете вы.
Экспорт. При заключении экспортных контрактов на поставку российских товаров иностранным покупателям по базису группы D логистику планируете вы. Например, формулируете техническое задание и проводите тендер среди перевозчиков на самое комфортное для вас сочетание цены, сроков и качества.
С учетом геополитической ситуации в 2025 году экспортные поставки в основном осуществляют из стран Азии морским транспортом. В таких случаях логично использовать базисы группы С. Если же вы продаете что-то в страны Центральной Азии, лучше выбрать автоперевозку и базисы группы D. В этом случае рекомендую отдельно оговорить с перевозчиком место прибытия груза в странах целевого экспорта — конкретно таможенный терминал. Это поможет вашему покупателю сэкономить деньги на таможенных процедурах.
Согласовывайте коммерческие и транспортные документы с вашим перевозчиком и покупателем до отгрузки. Это поможет избежать неприятных неожиданностей на границе или уже в стране целевого экспорта при доставке товара покупателю.
Исправить ошибки в документах, когда они будут в руках таможни, не получится. И тогда таможня может назначить экспертизу или сама запросить сведения, которые были указаны ошибочно. Все это время груз будет стоять на таможне, и придется платить за хранение. За грубые ошибки — например, в наименовании товара, его весе или стоимости — можно получить штраф.
Популярные базисы из прошлых версий Инкотермс
Как я уже рассказывал, продавец и покупатель вправе выбрать любой базис из любой версии Инкотермс.
DAT. Например, во многих контрактах на импорт встречается базис DAT из Инкотермс 2010. Он расшифровывается как Delivered at Terminal — поставка в терминал. Из последней версии правил этот базис исчез, а вместо него появился DPU. В целом условия DAT и DPU аналогичны, а изменения внесли, чтобы дать продавцу и покупателю больше свободы в согласовании места передачи товара. Теперь это можно сделать не только в конкретном терминале, но и где угодно, хоть в поле, главное — чтобы товар был растаможен.
DAF. Еще более древний базис, родом из Инкотермс 2000. Он расшифровывается как Delivered at Frontier — поставка до границы. Тогда товар передают не в каком-то выбранном пункте, а именно на границе между странами, и там риски переходят с продавца на покупателя. Особенно часто DAF применяют в автомобильных и железнодорожных перевозках. Этот базис очень удобен в части распределения зон ответственности за товар.
Допустим, вы поставляете товар в Узбекистан автомобильным транспортом с базисом поставки «DAF Навои Граница Казахстана — Узбекистана». Тогда вы отвечаете за груз, пока он на территории ЕАЭС, в этом случае — на территории России и Казахстана. Вы же оплачиваете таможенные процедуры по вывозу его из РФ. Как только машина пересечет границу Казахстана, ваши обязательства в отношении груза с вас снимаются.
Какой базис выбрать покупателю
Стоимость контракта во многом зависит от базиса поставки. Например, если вы заключаете контракт на условиях самовывоза — базис EXW, — то продавец заложит в цену только стоимость товара. Остальные расходы на вас, зато вы сможете регулировать их сумму в части страхования или перевозки: выбрать более дешевый вариант.
Если же покупать тот же товар, но при условии поставки под ключ — базисы DPU, DAP и DDP, — сумма в контракте будет выше.
Приведу упрощенный пример, чтобы было понятнее, как базис влияет на стоимость контракта. Российский импортер договорился о поставке бамбуковых зубочисток из Китая. Стоимость партии зубочисток весом в одну тонну — 3000 €. При курсе 90 ₽ за 1 € — это 270 000 ₽. Если выбран базис EXW, то в цену контракта входит только стоимость зубочисток — 270 000 ₽, а все сопутствующие расходы на доставку продавец оплачивает дополнительно.
Но импортер не может сам забрать товар из Китая, поэтому просит логистическую компанию привезти груз в Россию. Также можно в рамках действующего контракта поручить доставку груза самому продавцу, заключив договор, например, на условиях базиса DAP. Допустим, продавец готов организовать доставку за 60 000 ₽ — с учетом дополнительных расходов, в том числе на погрузку и оформление в китайской таможне.
Продавец заложит эти 60 000 ₽ в стоимости контракта. Итого контракт по условиям DAP подписан на сумму: 270 000 ₽ + 60 000 ₽ = 330 000 ₽.
Для новичков. Если вы только начинаете путь в международной торговле, можно использовать базисы группы D: DAP и DPU. Так будет меньше проблем, потому что продавец организует почти все сам.
Минус здесь один: меньше простора для маневра. Вряд ли получится выбрать более дешевого перевозчика или более удачный маршрут, чтобы сэкономить. Продавец будет доставлять груз так, как удобнее ему, а не как дешевле для вас.
Обратите внимание: ни один базис не гарантирует защиту от всех проблем. Нельзя действовать наугад без понимания процессов: международная торговля — это не так-то просто.
Например, административный штраф за неправильное декларирование груза на таможне может достигать двукратной стоимости товаров с конфискацией или без нее .
Если вы только начинаете импортировать, лучше привлечь экспертов, которые помогут правильно провести сделку, чем потерять миллионы из-за собственных ошибок.
Для уверенного импортера. Базисы EXW, FCA, FAS, FOB — без доставки от продавца — подойдут опытным импортерам, которые знают, как самостоятельно организовать транспортировку, выбрать оптимальный маршрут и сэкономить на этом. Используйте их, если разбираетесь в международной логистике, умеете страховать риски и четко представляете свои возможности.
При прохождении таможенного оформления на ввоз надо указать и документально подтвердить таможенную стоимость сделки. А она включает и дополнительные расходы импортера, если они не учтены в контракте. Поэтому базисы группы Е, F и С требуют сбора большого числа договоров — на доставку, таможенное оформление, страхование, погрузку и разгрузку товаров.
Для тех, кто берет кредит под сделку. Банки любят, чтобы в стоимость контракта уже были включены все расходы: так прозрачнее и понятнее. Поэтому если вы планируете привезти товары из-за границы на заемные средства, скорее всего, кредитор попросит прописать в контракте базис DAP, DPU или DAT.
Осторожному импортеру. Базисы CIF и CIP предполагают разумное распределение рисков. Ответственность переходит к покупателю в момент, когда перевозчик забрал товар у продавца. И вроде бы это не очень хорошо, ведь еще предстоит путь из одной страны в другую — мало ли что случится. Но продавец за свой счет страхует товар: если что, страховая компания компенсирует убытки.
Какой базис выбрать продавцу
Производитель товара и экспортер — часто одна и та же компания. Обычно у них нет своего отдела внешнеэкономической деятельности, который мог бы организовать поставки за границу. Поэтому для продавца предпочтительнее, чтобы покупатель сам организовал доставку и взял на себя как можно больше рисков.
Как мне кажется, оптимальная схема выглядит так: вы обеспечили таможенное оформление на экспорт и отгрузили товар перевозчику, которого выбрал покупатель. На этом ваши обязательства исполнены, а что будет с грузом дальше — вас уже не касается. Под этот сценарий подходят базисы: FOB — если доставка происходит по морю, FCA — в остальных случаях.
Если же хотите максимально облегчить работу зарубежному партнеру, то стоит выбрать вариант с CPT — груз застрахован и доставлен в согласованное место. Это универсальный базис, который применяют в авто-, авиа- и железнодорожных перевозках.
Универсальные базисы — подходят для любого транспорта:
- EXW — «Ex Works / Франко завод»
- FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик»
- СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до…»
- CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»
- DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»
- DAP — «Delivered at Place / Поставка в место назначения»
- DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с уплатой пошлин»
Базисы для морского и внутреннего водного транспорта:
- FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»
- FOB — «Free on Board / Свободно на борту»
- CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»
- CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»
Что нужно знать про Инкотермс
- Базисы Инкотермс помогают партнерам из разных стран одинаково понимать условия поставки.
- Базисы фиксируют распределение обязанностей между покупателем и продавцом, место передачи товаров и момент перехода рисков.
- Есть несколько версий базисов, например Инкотермс 2000, Инкотермс 2010, Инкотермс 2020. Можно выбрать любую версию, но надо указать ее название и год.
- Базисы разделены на группы по степени нарастания ответственности и рисков для продавца — от Е до D.
- Если вы неопытный импортер, выбирайте среди базисов группы C или D. Риски будут минимальны, но цена контракта — выше.
- Ни один базис не защищает от всех рисков. Если вы не разбираетесь в международной торговле, найдите эксперта и заплатите ему за помощь.
- Базисы CIP и CIF — единственные, в которых продавец обязан застраховать груз. В остальных правилах вопрос страхования решается по договоренности сторон.
- При любом базисе не пренебрегайте страховкой.
- При переговорах с иностранной компанией обязательно уточняйте, к какому базису относится предлагаемая цена. В большинстве случаев это будет EXW.
Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes