Логопед объясняет: как быт влияет на речь ребенка

33

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Светлана Леонтьева

Страница автора

Я логопед. Учу неговорящих детей говорить. Моя задача — не просто поставить звуки. Часто это запуск речи, формирование и развитие фразы, развитие словаря, развитие инициативы и просьбы, диалогическая и монологическая речь.

В последнее время я начинаю замечать общую тенденцию. Из-за того, что облегчается быт в жизни семьи, уменьшается словарный запас ребенка.

Пусковым механизмом речи является глагол. Дети говорят свои первые глаголы: Дай, иди, — очень рано, потому что именно они помогают удовлетворить их потребности — получить что-то, или позвать взрослого куда-то. Глагол — это действие. Его нельзя выучить по карточке, чтобы его понять, надо это действие совершить. Облегченный быт скрадывает добрую порцию глаголов, которым ребенок мог бы научиться. Приведу пример:

Я пытаюсь научить ребенка цепочке: сначала постирали, потом повесили, потом погладили, потом убрали в шкаф. Два из четырех глаголов в жизни семьи отсутствуют — «вешать» и «гладить» стали анахронизмами. Потому что сушит теперь специальная машина. А гладить необязательно — ведь большая часть вещей и без этого смотрится нормально. Как современный человек — я за. Как логопед, я прошу хотя бы тряпочку намочить и на батарею повесить, чтобы ребенок посмотрел, как это вообще работает.

Вторая цепочка. Как съесть банан? Сначала помыть, потом почистить, потом порезать, потом съесть.

Но не все моют бананы и уж тем более никто не режет. Но ребенку надо понимать, к чему глаголы «резать» и «мыть» можно применять. Что можно порезать яблоко, банан, сосиску. Что помыть можно не только руки, а фрукты, овощи, посуду. Все что угодно можно помыть, если есть желание. А еще один мой любимый вопрос, «что можно почистить?». Все отвечают — «зубы». И глубоко задумываются, что же еще можно? (бананы, апельсины, можно почистить ванну или ковер, можно почистить штаны или ботинки). Так мы приходим к главному моменту — дети исключены из домашних дел. Мамы стараются выполнить дела в те моменты, когда дети играют или спят. И это понятно. (А потом он станет старше, ему поставят в вину, что он большой и должен уметь сам, а его никто не учил).

Но тогда как ребенок узнает, зачем и как мама чистит картошку? (варить или жарить, а может тушить или запекать?). И как из комка теста получаются пирожки (спойлер: раскатывают тесто, чашкой вырезают кружочки (так моя бабушка делала), раскладывают начинку, лепят пирожки, раскладывают на противне, мажут яйцом, убирают в духовку).

У меня есть серия сюжетных картинок, которую дети должны уметь раскладывать и по ней рассказывать. А как они расскажут, если для них создание пирожков — это магия вне Хогвартса? Я сначала сама рассказываю — эффект от этого нулевой. Не получается запомнить то, что не понятно. Потом я даю ребенку пластилин, и мы лепим из пластилина пирожки. И только в этот момент картинка наполняется смыслом.

То же самое со всеми остальными глаголами. Я даю детям тряпку и предлагаю вытирать доску (глагол — вытирать). У меня в кабинете есть игрушечная бытовая техника, чтобы дети видели, что пылесос надо включить, чтобы почистить ковер, а холодильник открыть, чтобы достать молоко.

А еще можно что-то уронить, а потом это поднять. Сломать, а потом починить. Спрятать, а потом найти. А если ребенок спрашивает у меня, где та или иная игрушка, то неизменно Света потеряла, и надо искать (это не в воспитательных целях, это у меня склероз).

Я понимаю родителей. Быт стал легче и это прекрасно. Но есть вещи, которые надо детям показывать, давать самим понять, как нужно делать. В конце концов мы ведь растим не бытовых инвалидов, дети должны уметь убирать за собой игрушки, подметать за собой крошки, вытирать стол после еды и т.д. Помните, речь обслуживает деятельность. Любому ребенку можно найти что-то, что ему под силу выполнить. Делегируйте им обязанности и комментируйте то, что они делают.

Что можно с этим сделать

  1. Дело на две минуты. Многие родители сталкиваются с нехваткой времени и терпения для вовлечения детей в бытовые дела. Чтобы сделать этот процесс менее стрессовым для родителей и детей, целесообразно предлагать простые и быстро выполнимые домашние задачи. Например, двухминутные задания могут быть более приемлемыми для привлечения детей к участию.
  2. Баланс между облегчением быта и развитием. Важно находить баланс между использованием современных технологий и обучением детей. Родителям стоит рассмотреть возможность включения в повседневные дела активностей, которые легко освоить. Например, совместное планирование меню на неделю или выбор, как украсить стол — это и интересно, и полезно. А совместная готовка помимо обогащения словаря глаголами, развития мелкой моторики и синхронных действий обеих рук, и сенсорного развития (мять тесто, лепить котлеты, сыпать муку или перебирать макароны) будет способствовать увеличению аппетита у малоежек.
  3. Индивидуальный подход. У каждого ребенка свой стиль восприятия информации. Не все дети одинаково воспринимают обучение через практическое действие. Некоторые могут лучше реагировать на игровые методы или визуальные стимулы. Так, ребенок со спец. Интересом к строительной технике может отказаться от вытирания стола. Но если предложить тряпкой очистить площадку для бетономешалки — это может сработать.
  4. Современное общество и его влияние. Важно признать, что в современных условиях дети чаще вовлечены в развлечения и информационные технологии. Для создания интересной атмосферы можно использовать эти элементы в обучении. Например, есть игровые приложения, где надо кормить животных, мыть, водить в туалет, играть с ними. Я иногда использую эти приложения на занятии. (Пример: перед котом сыр, мороженое и виноград. Ребенок выбирает, что из этого дать котику и говорит: «Кот, ешь виноград». Я совершаю действие, кот на экране ест, потом плюется косточками, ребенок радуется).
  5. Учет индивидуальных потребностей. Важно учитывать, что у детей разные потребности и способности. Подходя к заданиям, стоит адаптировать их под уровень развития ребенка. Это поможет избежать чувства неуспеха и повысит мотивацию к выполнению домашних дел. Если ребенок не понимает, что от него хотят, или у него не получается, выполняйте действия «рука в руке», потом он научится и будет делать сам. Главное — всегда хвалите ребенка и комментируйте действия.
  • semenovainezaА как всё связано с речью? Сейчас дети поздно начинают говорить. Почему? Неужели так влияют бытовые навыки?3
  • Дикая собака ДингоВесело будет, когда со словом «снять» в голову ребенку придет не «носки», а «видео»9
  • Светлана Леонтьеваsemenovaineza, потому что ребенок не может понять, что означает глагол, пока не выполнит соответствующее действие.По крайней мере ему надо видеть, как это кто-то делает и комментирует. Только бытовые навыки влияют в основном на размер словаря, которым ребенок пользуется. Может быть вполне говорящий ребенок, заменяющий существительные, которые он не знает, местоимениями, а глаголы какими то близкими, но неточными словами.3
  • Светлана ЛеонтьеваДикая, нет ничего плохого в том, что ребенок скажет и про видео, и про носки. Мир меняется, хотим мы того, или нет.4
  • Малкин НикитаСветлана, Очень быстро) Я даже за ним не успеваю))2
  • Bella B.Спасибо за ваш пост. У логопедов очень важная миссия. Современные дети испытывают сильный стресс, когда условия становятся некомфортными, например в походе. Походы сейчас тоже можно упростить за счет техники и снаряжения, но природа бывает непредсказуема. В экстремальных условиях бытовому инвалиду будет сложнее. Он, конечно, вряд ли добровольно соберется в поход, но иногда навыки обж могут пригодиться и в "мирное время" Вся надежда только на тех, кого научили в детстве основным навыкам самообслуживания. В сельской местности детям пока проще, потому что в быту присутствует ручной труд, уход за животными, помощь с младшими детьми. Для детей из мегаполисов такая жизнь уже может показаться сюрром.2
  • 🗺🐈semenovaineza, не единожды встречала мнение, что это связано с дефицитами, в частности с дефицитом витаминов группы В0
  • АндрейДикая, мне другое в голову пришло, но я и не ребёнок1
  • Андрейможно ли исправить речь взрослого человека, например проблемы со звуком "р"?0
  • Светлана ЛеонтьеваАндрей, это вопрос свободного времени и мотивации. Найдите логопеда и занимайтесь )2
  • Bella B.Светлана, я спрашивала у врача невролога, может ли взрослый человек (совершеннолетний) научиться говорить, не заикаясь. Врач сказал, что нет. В любой момент, когда эмоции (+ и -) будут человека накрывать, он все равно начнет заикаться, даже если в ситуации спокойного общения будет говорить без запинок.1
  • Светлана ЛеонтьеваBella, заикание и отсутствие звука Р имеют разную природу. Однако есть специалисты - логопеды заикологи, и для взрослых людей тоже. Здесь конечно имеет значение срок заикания. Но если вы хотите что-то исправить - вы можете с этим работать. У одного моего ученика папа сказал, что он раньше заикался, пока не сказал, я ничего не замечала.2
  • МаргаритаБананы нужно мыть?! 😵‍💫3
  • АндрейСветлана, спасибо. Я думал, что корень "пед" употребляется для обозначения чего-то детского, и "логопед" занимается только с детьми.0
  • Анастасия ПАндрей, моя подруга в 34г. пыталась научиться четко произносить "Р" вместе с логопедом. Занятия успехов не принесли.0
  • 2128506Интересная теория. К сожалению, только теория.1
  • Нехетти Гринsemenovaineza, там много чего. И лежат эти проблемы далеко за пределами банальной логопедии. И глагол там - лишь верхушка надводной части айсберга. Спорить неохота, углубляться тоже... могла бы придраться к тому, что вешать можно и на вешалку-плечики, и на крючок (в шкафчике детсада/яслей/бассейна/игровой), а резать можно не только банан, а "гладить" трехлетке вообще не нужно в принципе - как-нибудь потом узнает. Например, от старорежимной бабушки, до сих пор гладящей носки. Примеры в заметке - вообще на страх врагам. Кот, ешь виноград. Да, да, да, вот так и развиваются представления о мире у малышей))) Специалист сделала себе шикарную антирекламу)4
  • Нехетти Грин2128506, ...очень мягко говоря))2
  • semenovainezaНехетти, да, согласна.1
  • Светлана ЛеонтьеваАндрей, а ещё есть логопеды афазиологи, они занимаются со взрослыми людьми, которые утратили речь в результате травм или инсультов. Надеюсь правда, что это знание останется просто информацией и вам не пригодится)2
  • Светлана ЛеонтьеваАнастасия, это вопрос навыка логопеда и мотивации подруги.0
  • Нежный НоябрьАндрей, "oh,my...." 🫣1
  • Нежный НоябрьНаш ребенок уже очень много знает. Но не говорит. Через месяц два года. Есть попытки. Только вот они заканчиваются на первом слоге. Любимые слоги "ка" и "ба". А слова целиком никак не может. Например те же "каша" или " банан". Ещё момент с буквой "р". Вроде отдельно без проблем. А когда пытается назвать своего любимого плюшевого кота "Барсика" способность произносить "р" куда то исчезает 😭😭😭0
  • Анастасия ПСветлана, мотивация была высокой (иначе платить столько денег она бы не стала), и это были логопеды, специализирующиеся на взрослых.0
  • Светлана ЛеонтьеваНежный, здравствуйте, пожалуйста не ждите от малыша звук "Р". Это звук позднего онтогенеза. Малыш ещё к нему не готов. После 5-6 лет займитесь, если не встанет сам. Сейчас вполне допустимо просить предметы одним слогом. "Ди" вместо иди, "да" вместо дай. Может ли ребенок сказать "мама" или "папа"? Сколько слов-слогов использует? Как дела с имитацией движений крупной моторики (похлопать, постучать, поднять руки как вы)?0
  • Кошечкина матьВсе прекрасно, кроме того, что виноград токсичен для кошек и как бы ребёнок после такой игры не накормил кошку виноградом(2
  • Miroslav DavidovДаже не думал, что есть свзяь. Интересно)0
  • Miroslav DavidovДикая, нынешняя реальность0
  • Нежный НоябрьСветлана, всё, о чем вы спросили, делает на ура! Когда утром застает меня за зарядкой, с радостью пытается повторить движения. Не только крупную моторику, но и карандаш держит правильно, как в школе. Правда при этом всё равно рисует каляки🤪 Про букву "р" я имел ввиду, что отдельно она рычит как тигр или тарахтит как трактор без проблем. Не получается произнести ее вместе с другими буквами.0
  • МиленаМоему сыну 2,7г. Нет речи, недавно только появились некоторые звуки и слоги. Занимаемся с логопедом-дефектологом, нейропсихологом. Сама с ним занимаюсь с различной литературой, карточками. Понимает все, и белье поможет повесить, и полы пропылесосит и шваброй пытается помыть(понятно дело ,Что я сама потом все домываю и убираю).Когда я что то делаю по дому или на кухне , то все обязательно комментирую и сын меня понимает. Но речи нет совсем, очень переживаю и уже не знаю даже что мне с этим делать.0
  • Светлана ЛеонтьеваВы ведь уже занимаетесь со специалистами, надо подождать. Если у ребенка сохранно понимание речи, сохранный интеллект, проблемы только с говорением (речевой диагноз- моторная алалия), то прогнозы будут очень хороши.1
  • Елена ПрекраснаяМилена, а в садик ходит? У меня дети начали говорить, когда в садик пошли, тоже около трех лет. В течении 2-3 месяцев резкий прогресс. А дома видимо все их и так понимали.0