Логопед объясняет: как быт влияет на речь ребенка
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я логопед. Учу неговорящих детей говорить. Моя задача — не просто поставить звуки. Часто это запуск речи, формирование и развитие фразы, развитие словаря, развитие инициативы и просьбы, диалогическая и монологическая речь.
В последнее время я начинаю замечать общую тенденцию. Из-за того, что облегчается быт в жизни семьи, уменьшается словарный запас ребенка.
Пусковым механизмом речи является глагол. Дети говорят свои первые глаголы: Дай, иди, — очень рано, потому что именно они помогают удовлетворить их потребности — получить что-то, или позвать взрослого куда-то. Глагол — это действие. Его нельзя выучить по карточке, чтобы его понять, надо это действие совершить. Облегченный быт скрадывает добрую порцию глаголов, которым ребенок мог бы научиться. Приведу пример:
Я пытаюсь научить ребенка цепочке: сначала постирали, потом повесили, потом погладили, потом убрали в шкаф. Два из четырех глаголов в жизни семьи отсутствуют — «вешать» и «гладить» стали анахронизмами. Потому что сушит теперь специальная машина. А гладить необязательно — ведь большая часть вещей и без этого смотрится нормально. Как современный человек — я за. Как логопед, я прошу хотя бы тряпочку намочить и на батарею повесить, чтобы ребенок посмотрел, как это вообще работает.
Вторая цепочка. Как съесть банан? Сначала помыть, потом почистить, потом порезать, потом съесть.
Но не все моют бананы и уж тем более никто не режет. Но ребенку надо понимать, к чему глаголы «резать» и «мыть» можно применять. Что можно порезать яблоко, банан, сосиску. Что помыть можно не только руки, а фрукты, овощи, посуду. Все что угодно можно помыть, если есть желание. А еще один мой любимый вопрос, «что можно почистить?». Все отвечают — «зубы». И глубоко задумываются, что же еще можно? (бананы, апельсины, можно почистить ванну или ковер, можно почистить штаны или ботинки). Так мы приходим к главному моменту — дети исключены из домашних дел. Мамы стараются выполнить дела в те моменты, когда дети играют или спят. И это понятно. (А потом он станет старше, ему поставят в вину, что он большой и должен уметь сам, а его никто не учил).
Но тогда как ребенок узнает, зачем и как мама чистит картошку? (варить или жарить, а может тушить или запекать?). И как из комка теста получаются пирожки (спойлер: раскатывают тесто, чашкой вырезают кружочки (так моя бабушка делала), раскладывают начинку, лепят пирожки, раскладывают на противне, мажут яйцом, убирают в духовку).
У меня есть серия сюжетных картинок, которую дети должны уметь раскладывать и по ней рассказывать. А как они расскажут, если для них создание пирожков — это магия вне Хогвартса? Я сначала сама рассказываю — эффект от этого нулевой. Не получается запомнить то, что не понятно. Потом я даю ребенку пластилин, и мы лепим из пластилина пирожки. И только в этот момент картинка наполняется смыслом.
То же самое со всеми остальными глаголами. Я даю детям тряпку и предлагаю вытирать доску (глагол — вытирать). У меня в кабинете есть игрушечная бытовая техника, чтобы дети видели, что пылесос надо включить, чтобы почистить ковер, а холодильник открыть, чтобы достать молоко.
А еще можно что-то уронить, а потом это поднять. Сломать, а потом починить. Спрятать, а потом найти. А если ребенок спрашивает у меня, где та или иная игрушка, то неизменно Света потеряла, и надо искать (это не в воспитательных целях, это у меня склероз).
Я понимаю родителей. Быт стал легче и это прекрасно. Но есть вещи, которые надо детям показывать, давать самим понять, как нужно делать. В конце концов мы ведь растим не бытовых инвалидов, дети должны уметь убирать за собой игрушки, подметать за собой крошки, вытирать стол после еды и т.д. Помните, речь обслуживает деятельность. Любому ребенку можно найти что-то, что ему под силу выполнить. Делегируйте им обязанности и комментируйте то, что они делают.
Что можно с этим сделать
- Дело на две минуты. Многие родители сталкиваются с нехваткой времени и терпения для вовлечения детей в бытовые дела. Чтобы сделать этот процесс менее стрессовым для родителей и детей, целесообразно предлагать простые и быстро выполнимые домашние задачи. Например, двухминутные задания могут быть более приемлемыми для привлечения детей к участию.
- Баланс между облегчением быта и развитием. Важно находить баланс между использованием современных технологий и обучением детей. Родителям стоит рассмотреть возможность включения в повседневные дела активностей, которые легко освоить. Например, совместное планирование меню на неделю или выбор, как украсить стол — это и интересно, и полезно. А совместная готовка помимо обогащения словаря глаголами, развития мелкой моторики и синхронных действий обеих рук, и сенсорного развития (мять тесто, лепить котлеты, сыпать муку или перебирать макароны) будет способствовать увеличению аппетита у малоежек.
- Индивидуальный подход. У каждого ребенка свой стиль восприятия информации. Не все дети одинаково воспринимают обучение через практическое действие. Некоторые могут лучше реагировать на игровые методы или визуальные стимулы. Так, ребенок со спец. Интересом к строительной технике может отказаться от вытирания стола. Но если предложить тряпкой очистить площадку для бетономешалки — это может сработать.
- Современное общество и его влияние. Важно признать, что в современных условиях дети чаще вовлечены в развлечения и информационные технологии. Для создания интересной атмосферы можно использовать эти элементы в обучении. Например, есть игровые приложения, где надо кормить животных, мыть, водить в туалет, играть с ними. Я иногда использую эти приложения на занятии. (Пример: перед котом сыр, мороженое и виноград. Ребенок выбирает, что из этого дать котику и говорит: «Кот, ешь виноград». Я совершаю действие, кот на экране ест, потом плюется косточками, ребенок радуется).
- Учет индивидуальных потребностей. Важно учитывать, что у детей разные потребности и способности. Подходя к заданиям, стоит адаптировать их под уровень развития ребенка. Это поможет избежать чувства неуспеха и повысит мотивацию к выполнению домашних дел. Если ребенок не понимает, что от него хотят, или у него не получается, выполняйте действия «рука в руке», потом он научится и будет делать сам. Главное — всегда хвалите ребенка и комментируйте действия.