Практика никому «не нужна»: как эксперимент меняет отношение к науке
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Часто, когда я говорю о практических занятиях в первой беседе, родители и ученики думают в первую очередь о «нарешивании» заданий из экзаменационных вариантов. То есть никому даже в голову не приходит, что речь идёт о реальном эксперименте в лаборатории.
О Сообщнике Про
Учитель химии и химик. Популяризирую естественные науки среди школьников в своем телеграм-канале «Химические полезности — Кандлина Маргарита». Провожу обучение и практические работы в своей лаборатории в Москве. Работаю в профильных классах с 2014 года.
Почему так происходит? Мы все привыкли к тому, что главная и основная цель — сдать ЕГЭ. Безусловно, это очень важно и это действительно одна из ключевых задач в выпускных классах. Но нельзя забывать, что жизнь не заканчивается на ЕГЭ.
Если школьник выбирает профессию, напрямую связанную с естественными науками, практика становится её фундаментом. Без экспериментальной составляющей невозможно по-настоящему погрузиться в научный мир.
Химия, биология, физика — это дисциплины, которые нельзя изучать только на бумаге. Все открытия делались и делаются на основе многократных экспериментальных исследований.
Можно ли готовиться к ЕГЭ без практики в лаборатории? Да, конечно. По химии можно просто выучить наизусть цвета осадков, запахи газов и признаки реакций. Совершенно необязательно уметь титровать и готовить растворы нужной концентрации.

По биологии необязательно уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты, видеть клетки растений вживую и уметь выделять ДНК — для решения тестов хватит цветных таблиц и фотографий препаратов.
Но что происходит с полнотой и глубиной образования? Мы сознательно отсекаем огромный и важный пласт науки, даём ученику голые факты, не даём ему возможности проверить законы природы самостоятельно. Тем самым мы подавляем зачатки критического мышления: ученик просто должен верить нам на слово.
Кроме того, обучение становится сухим и скучным: мы всё время пишем, решаем типовые задания, зубрим свойства, снова веря на слово учителю.
Мне кажется, хорошей аналогией может служит изучение географии. Интересно ли изучать, где именно добывают серу и содержащие ее руды только по географической карте и фотографиям из интернета? А теперь представьте, что вы сами можете отправиться в места вулканической активности, увидеть кратеры, заполненные серной кислотой, или потоки сернистого газа, валящие из-под земли. Физическая возможность увидеть чудеса природы собственными глазами меняет восприятие дисциплины «география» кардинально.
Но если отправиться в путешествие непросто, то экспериментировать по химии, биологии и физике можно в своей родной школе.

Почему практические занятия редко проводятся в школах?
- Недостаток времени. Основная задача учителя — добиться хороших результатов на ЕГЭ. И, имея всего несколько часов в неделю, он предпочитает готовить учеников к экзаменационным заданиям.
- Сложность организации. Классы большие, преподаватель один — нужно организовать рабочие места, проследить за безопасностью, а потом ещё помыть горы грязных пробирок.
- Отсутствие мотивации у учителей. Не все преподаватели видят смысл в практике: работа сложная, не все ученики заинтересованы, возникает профессиональное выгорание. Чтобы вдохновлять других, нужно самому гореть, а сил не всегда хватает.
- Высокая стоимость (для частных занятий). Реактивы портятся, посуда бьётся, найти специализированное помещение для занятий — отдельный квест. Однако мы уже выяснили, что можно научить писать ЕГЭ на 90+ и без практики.
Все эти проблемы справедливы, но на каждую из них мне есть, что возразить. Времени действительно всегда мало, и хочется дать как можно больше «полезной» подготовки к ЕГЭ.
Но что если начать практику с 7–9 классов? Программа образования это и подразумевает: в 8–9–10 классах ещё нет гонки за баллами ЕГЭ. Напротив, ученики средних классов только знакомятся с науками, их ум очень пытлив и впитывает любой посыл от учителя. Именно мы, преподаватели, задаём тон их отношению к предмету: будут ли они влюблены в науку или потеряют к ней интерес.

Хочу вспомнить свою учительницу по химии. Во времена моей старшей школы ей уже было 75 лет, а в большом разношёрстном классе (ученики с разным уровнем подготовки и самодисциплины) она сумела организовать занятия так, что с 7-го класса мы ежемесячно выполняли практические работы. Мы научились обращаться с реагентами и химическим оборудованием, научились чётко и правильно описывать результаты экспериментов. Никто из нас не зубрил цвета реактивов — мы запоминали их «нативно», на собственном опыте.
Это сложно, но возможно. Всегда можно привлечь «дополнительные руки»: лаборантов или ассистентов, которые станут незаменимыми помощниками преподавателя.
Ученики оценят ваши усилия. В любом коллективе найдутся люди, которые не просто оценят ваши труды, но и через всю свою жизнь пронесут те навыки, которые вы заложите им в самом начале профессионального пути. Они впитают ваше отношение к работе, к своему делу. И будут также взращивать поколения людей, кто не боится сложностей и кто готов трудиться.
«Мы сеем много, и иногда что-то всходит.» ©
Это действительно дорого. Посуда ломается, реактивы портятся, помещение найти непросто. Но! Это ваше дело жизни. Вы работаете с людьми, кто еще очень нуждается в важном наставнике. Вы можете разжечь в душах своих юных учеников огонь научной страсти, можете помочь им понять самих себя, помочь найти свое дело. Вы можете научить своих учеников видеть красоту И совершенство в системе мироздания.
Или можно ограничиться разбором тестов и «нарешиванием» вариантов. Выбор за вами: гореть и зажигать учеников своим светом или угасать, подавляя их интерес к науке.
На мой взгляд, возвращение регулярных практических занятий в образовательный процесс может стать новым витком развития современного образования. Идея совсем не нова, но важно «сдуть пыль» со старых подходов и взять из них лучшее — тогда, возможно, больше молодых заинтересованных людей выберут науку и медицину.
Кандлина Маргарита, химик и учитель химии
