Как я отремонтировала и установила в квартире старинную латунную люстру

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я увлеклась винтажными и антикварными предметами лет 10 тому назад, началось всё с европейской мебели, но потом времена изменились, да и покупать стало не интересно, потому что самые интересные и недорогие предметы нужно искать под реставрацию.

Одной из первых находок была люстра в высотке на Котельнической набережной. Классическая «сталинская» люстра на цепях с одним большим центральным плафоном из матового стекла. Сталинские высотки комплектовались некоторыми предметами обстановки, и эта небольшая люстра с шишечкой на плафоне была штатной в этом доме. Владелец продавал всю винтажную и антикварную обстановку, свет и сантехнику, чтобы поставить новую типовую мебель и сдать свою квартиру. Жаль, конечно, в этой красивой трёшке можно было бы кино снимать, но у хозяина были другие планы.

Владелец был сыном инженера и страшно боялся электричества. Во дворе дома я нашла рабочих, и парень согласился люстру снять. Мы поднялись в квартиру, он поставил стул, открутил винты и снял стеклянный плафон с ободом. На потолке остались только цепи с потолочным креплением. Кусачками он перекусил 2 провода, одним движением снял люстру с крюка в потолке и отдал мне, деньги брать отказался. Я впечаталилась, сварить варенье или приготовить борщ точно сложнее.

Металлические части люстры были в хорошем состоянии, но потемнели от времени. Я позвонила своему другу реставратору мебели и спросила, чем чистить металл. Он мне рассказали, что у меня бронза и латунь, и чистить их можно слабым раствора кислоты и домашней содой. В интернете тоже есть полезная информация на эту тему.

Бронза — сплав меди и олова с небольшим добавлением цинка и/или других легирующих металлов. Латунь — сплав меди и цинка. Бронза более пластичная, латунь более прочная. У бронзы и латуни красивый золотой цвет, они не подвержены коррозии, но со временем медь при окислении образует серо — зелёную патину. Чистить металлы можно механическим способом, скажем содой, и/или слабым раствором кислоты. На кораблях есть выражение «драить медяшку», это оно.

Бронза всегда высоко ценилась, это дорогой металл. В «сталинских» лампах, бра и люстрах часто использовали заменитель на основе алюминия — силумин.

Предметы из бронзы и латуни можно назвать вечными, даже из «бронзового века» до нас дошли предметы быта и искусства, потому что бронза такая классная. Главное её не ломать, а чистить — и она снова как новая.

В освещении не так много новаций. В современных светильниках как правило металл тоненький как жестянка, блестящие металлические напыления со временем тускнеют и осыпаются, а лампочки нужно уметь поменять. Классические бронзовые и хрустальные светильники никто не отменял, их продолжают производить в люксовом сегменте, как правило, это дорогие европейские марки.

При этом старые люстры не теряют своих качеств, это качественные дорогие вещи и производились они надолго, с прицелом на то, что со временем в них можно поменять проводку, патроны, снять и помыть плафоны и почистить металл. Как правило, в старых светильниках металлическая часть выполнена лучше, чем в современных, литьё качественнее, работа лучше, там больше ручного труда.

Итак, свою первую люстру в разобранном состоянии я уложила в ведро со слабым раствором уксуса, почистила, и она стала золотой с красноватым отливом. Потом почистила содой, красноватый отлив исчез и появился ровный золотистый бронзовый цвет. Стальную часть, рог для патронов, я почистила механически пастой. Я купила провода, патроны Е27 и на на большом столе мой друг, пользуясь кусачкой, отвёрткой и изолентой, заменил провода и патроны, объясняя, что он делает. Несложно. Эту люстру забрала мама.

А вот мой свежий опыт: старинная латунная люстра, 1я половина ХХ века, сделана в северной Европе, на длинной ноге, общая длина 115 см. Металл без утрат, но потемнел и местами «зацвёл», сохранился один центральный плафон редкого зелёного цвета, а боковые были утрачены

За выходные я:

  1. Разобрала люстру на части.
  2. Почистила содой и кислым раствором
  3. Почистила металлической щёткой и заполировала, надев на шуруповёрт диск с очень мелкой шкуркой.
  4. Подобрала плафоны на замену разбившимся
  5. Сама смонтировала в комнате, это самое простое. Монтировала сначала металлическую основу. Синий провод (ноль) соединила с синим, остальные 2 провода — с серым. Соединяла через клипсы с защёлками. Люстра рассчитана на включатель с 2мя клавишами, но у меня все лампы будут горесть одновременно. Вкрутила лампочки и проверила, что всё горит. Выкрутила лампочки и установила плафоны. Вкрутила лампочки обратно. Я хотела сделать включение на 2 клавиши, и позвала своего друга. Так просто его не заманить, он занятый человек, но на предложение "провести провода в старой люстре" он приезжает. Всё таки надо помочь "блондинке". Хотя с настольным лампами я сама справляюсь.

Для моей квартиры эта красавица длиной 115 см слишком большая, поэтому пока она повисит тут, а потом уедет в Петербург, в прекрасную квартиру в старом фонде с высокими потолками, где заканчивают ремонт. Там ей самое место.

Почему сама? Чо, электрика не могла вызвать? Могла. Но это нужно:

  1. Вызвать.
  2. Договориться о времени.
  3. Подождать.
  4. Принести стремянку, объяснить задачу.
  5. Подавать плафоны проверять результата. А смысл? Всё можно сделать самой.

А когда не получится самой? Если ваша люстра, скорее всего антикварная, в своей металлической (бронзовой) части весит килограмм 10. Десять кило уже сложно поднять к потолку, соединить провода и повесить на крюк, тут нужны вторые руки, и лучше покрепче. К современным светильникам это не относится.

  • Дама с собачкойвещи с историей и душой, вы молодец, что даёте им вторую жизнь. Представьте, они ещё Сталина видели))1
  • Поющая в коровникеВы индикаторной отвёрткой провода проверяли? В данном случае не принципиально - можно провода даже местами поменять, гореть будет так же (это как вилку в розетке вверх ногами перевернуть). Но в теории обычно как раз синий провод - это ноль, а белый и чёрный (если их несколько), либо только белый (если он один) фаза. И в новых домах ещё жёлто-зелёный - заземление. Но в старой люстре его соединять можно только с определёнными частями корпуса, и там свои нюансы. Хотя к чёрту подробности - если синий соединён с синим, а белый с белым, то нам, блондинкам, пофиг на их названия - "синенький" и "беленький", этого достаточно.)))5
  • Olga SwanДама, в дом на Котельнической жильцы заселялись в 1953- 54 годах, уже наступила другая эпоха:) "Сталинский" в этом случае описание стиля, но не конкретного времени1
  • Olga SwanПоющая, в старой люстре под провода есть желобки, они всё подсказывают. Делай, как было до тебя, и всё будет хорошо. Синий - ноль, я внесла исправления. Но при монтировке важно соединить синий с синим, этого достаточно.2
  • Дама с собачкойOlga, "Сталина видели" - это гипербола такая была, для усиления впечатления)0
  • Olga SwanДама, я понимаю. Я о том, что стиль живёт значительно дольше. Но при Сталине такие предметы "сталинскими" не называли. Это были совершенно разные категории. "Сталинской стиль" как определение появилось сильно позже, уже в 70е1
  • Поющая в коровникеOlga, ага. Специально для принцесс с отвёрткой, которые будут читать это после нас: ещё бывает подписано N и L. N - это Null, то есть ноль, то есть синенький. L - это Line, то есть фаза, то есть беленький.1