Какой договор офор­мить для продажи франшизы?

Обсудить
Аватар автора

ХХХ

спросил в Сообществе

У нас магазин кальянов и табачной продукции, мы планируем развиваться по франчайзинговой системе.

Хотим обезопасить себя, если франчайзи нарушит закон, например продаст безакцизную продукцию, и нам придется нести ответственность за это вместе с ним. Можно ли вместо договора коммерческой концессии заключить лицензионный договор?

Товарный знак есть, но нет собственного товара. Все, что мы передаем, — это инструменты для ведения бизнеса, программное обеспечение, наш сайт в пользование на поддомене. Какой договор заключить для продажи франшизы? И нужно ли регистрировать его в Роспатенте?

Аватар автора

Андрей Корнилов

юрист

Страница автора

Оформить франшизу можно договором коммерческой концессии, лицензионным или смешанным договором. Выбор зависит от объема передаваемых прав и вашего желания контролировать бизнес франчайзи. Независимо от формы договора передачу бренда нужно регистрировать в Роспатенте.

Расскажу, какие договоры подойдут для франшизы, чем они отличаются и какой лучше использовать в вашем случае.

Какими договорами можно оформить франшизу

Самостоятельного франчайзингового договора в российском праве нет, поэтому обычно используют договор коммерческой концессии или лицензионный.

В коммерческую концессию можно включить положения других договоров, которые в чистом виде для франшизы не подходят. Чаще всего используют элементы:

  • договора поставки товаров. Например, когда нужно поставлять сырье или товары;
  • агентского договора. Подойдет, если вместо передачи прав на ведение бизнеса вы де-факто нанимаете сотрудника на должность регионального руководителя отдела продаж;

Что такое лицензия

Это разрешение правообладателя пользоваться результатами его интеллектуальной деятельности другим людям и компаниям. Например, товарными знаками. По лицензионному договору правообладатель дает возможность пользоваться такими объектами, а лицензиат выплачивает вознаграждение.

Есть два вида лицензии  :

  1. Простая. Лицензиар может давать такие же лицензии другим людям.
  2. Исключительная, или эксклюзивная. Лицензиар выдает ее только одному лицензиату. Но можно делать это по территориальному принципу: каждый лицензиат получит исключительную лицензию для конкретной территории. Если территорию в договоре не указать, лицензия будет действовать по всей России.

В лицензионном договоре указывают  :

  • предмет — описание бренда с номером патента или свидетельства о праве на товарный знак;
  • способы использования бренда;
  • санкции за неисполнение и порядок расторжения;
  • если договор возмездный — размер вознаграждения или порядок его расчета.

Срок лицензионного договора не может превышать срок действия свидетельства или патента на бренд. Если срок не определен, считают, что договор заключили на пять лет, но вместе с ним прекращается и лицензионный договор  .

Что такое коммерческая концессия

Федеральная антимонопольная служба описывает франшизу как комплекс благ, которые позволяют пользоваться брендом, авторскими разработками и моделью бизнеса. Понятия «франшиза» в отечественном праве нет — суды используют его как синоним к термину «коммерческая концессия»  .

Договор коммерческой концессии, ДКК, — это двустороннее соглашение, по которому передают право использовать:

  • средства индивидуализации, например товарный знак, название и логотип;
  • секреты производства и ноу-хау;
  • все, что помогает построить бизнес по модели правообладателя.

Проще говоря, покупателю разрешают использовать все атрибуты, с помощью которых можно отличить бренд от других. Поэтому договор можно заключить, только если есть товарный знак  .

Особенности ДКК  :

  1. Правообладатель может передать любые объекты интеллектуальной собственности, но среди них должен быть товарный знак. Свидетельство о его регистрации нужно приложить к ДКК.
  2. Договор могут заключить только организации и ИП.
  3. После подписания договор регистрируют в Роспатенте.

Чем договор коммерческой концессии отличается от лицензионного

В качестве предмета ДКК указывают товарный знак. Предметом лицензионного договора может быть любой результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, в том числе товарный знак, но не обязательно. Если вы назовете договор «Коммерческая концессия», но не передадите по нему права на товарный знак, в суде договор признают лицензионным  .

По ДКК правообладатель контролирует использование бренда, предоставляет документацию, инструкции и правила. Также следит за соблюдением стандартов, качеством товаров, работ и услуг. У лицензиара таких обязанностей нет  .

По ДКК правообладатель несет дополнительную ответственность за качество товаров, работ или услуг франчайзи. Речь о солидарной или субсидиарной ответственности согласно статье 1034 гражданского кодекса.

Если качество не соответствует ожиданиям потребителя, а сам франчайзи не может или отказывается выполнить претензии покупателя, ответственность переходит к владельцу бренда. При заключении лицензионного договора дополнительной ответственности у лицензиара, как правило, нет.

В ДКК можно включить ограничение прав франчайзи, например запрет на конкуренцию с правообладателем на определенной территории. В лицензионном договоре такое условие будет нарушением антимонопольного законодательства.

У франчайзи преимущественное право на заключение ДКК на новый срок, если он справляется с обязанностями. Лицензионный договор такого преимущества не дает.

Отличия договоров коммерческой концессии и лицензионного

Критерии сравненияКоммерческая концессияЛицензия
Предмет договораКомплекс исключительных прав, в который всегда входит право на товарный знак и еще хотя бы один объект исключительных прав  Результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, в том числе товарный знак, но не обязательно 
Стороны договораТолько компании и ИП  Физлица, ИП и компании
Использование полученных прав в предпринимательской деятельностиБренд всегда используют в предпринимательской деятельности  Зависит от условий договора 
Возможность заключить безвозмездный договорДоговор всегда возмездный  Можно согласовать условие о безвозмездности 
Преимущественное право на заключение договора на новый срокДа, если франчайзи надлежаще исполнял обязанности  Нет
Ответственность по требованиям к пользователюФранчайзер несет субсидиарную, а иногда солидарную ответственность  Лицензиар не отвечает по требованиям к лицензиату. Исключение: если требования как к изготовителю товаров. Тогда лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность 

Отличия договоров коммерческой концессии и лицензионного

Предмет договора
Коммерческая концессияКомплекс исключительных прав, в который всегда входит право на товарный знак и еще хотя бы один объект исключительных прав 
ЛицензияРезультат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, в том числе товарный знак, но не обязательно 
Стороны договора
Коммерческая концессияТолько компании и ИП 
ЛицензияФизлица, ИП и компании
Использование полученных прав в предпринимательской деятельности
Коммерческая концессияБренд всегда используют в предпринимательской деятельности 
ЛицензияЗависит от условий договора 
Возможность заключить безвозмездный договор
Коммерческая концессияДоговор всегда возмездный 
ЛицензияМожно согласовать условие о безвозмездности 
Преимущественное право на заключение договора на новый срок
Коммерческая концессияДа, если франчайзи надлежаще исполнял обязанности 
ЛицензияНет
Ответственность по требованиям к пользователю
Коммерческая концессияФранчайзер несет субсидиарную, а иногда солидарную ответственность 
ЛицензияЛицензиар не отвечает по требованиям к лицензиату. Исключение: если требования как к изготовителю товаров. Тогда лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность 

Какие договоры нужно регистрировать в Роспатенте

Договор коммерческой концессии. Всегда регистрируют в Роспатенте, иначе предоставление права посчитают несостоявшимся  .

Если подать в Роспатент заявление о регистрации ДКК, по которому передают право на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов без права на использование товарных знаков, заявителю откажут и предложат оформить лицензионный договор  .

Лицензионный договор. Его регистрируют в Роспатенте, если по нему передают право на результаты интеллектуальной деятельности, которые надо регистрировать. Например:

  • товарный знак;
  • изобретение;
  • полезную модель;
  • промышленный образец.

Если не зарегистрировать договор, предоставление права будут считать несостоявшимся  .

Лицензионный договор не регистрируют в Роспатенте, если передают результаты интеллектуальной деятельности, которые не надо регистрировать. Например:

  • незарегистрированные компьютерные программы и базы данных. Согласно статье 1262 гражданского кодекса программы для ЭВМ и базы данных регистрируют по желанию правообладателя;
  • брендбуки, технологические карты, финансовые модели, дизайн-проекты, права пользования сайтом, чек-листы по подбору помещения, перечень поставщиков оборудования, портреты целевых клиентов и прочее;
  • комплекс охраняемой информации, неизвестной третьим лицам, без доступа посторонних на законном основании, из-за чего формируется ее коммерческая ценность.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы и способы решения технических, организационных или иных задач, даже если их защищает режим коммерческой тайны. Поэтому их не считают результатами интеллектуальной деятельности, которые надо регистрировать в Роспатенте  .

Что выбрать в вашей ситуации

Исходите из целей и задач бизнеса. Если планируете передать только товарный знак и способы его использования, но у вас нет других объектов авторских прав, лицензионный договор будет лучшим решением.

Для заключения ДКК нужен именно комплекс исключительных прав. Поэтому, если в пакете франшизы помимо товарного знака есть другие объекты исключительных прав и вы собираетесь выстраивать франчайзинговую сеть с контролем, общими стандартами качества, фирменным стилем и своим ноу-хау, вам нужно разрабатывать договор коммерческой концессии. Будьте готовы нести дополнительную ответственность за качество товаров и услуг, которые предлагает ваш франчайзи.

Нарушение правил торговли табачными изделиями может привести к административной или уголовной ответственности. Но франчайзи — это самостоятельный бизнес, который сам отвечает за свои действия. Поэтому за совершенные франчайзи административные или уголовные правонарушения франчайзер ответственности не несет. Исключение — когда он прямо участвовал в этих действиях или должен был их контролировать по условиям договора.

Что в итоге

Самостоятельного франчайзингового договора в отечественном праве нет. Для продажи франшизы можно использовать договор коммерческой концессии, лицензионный или смешанный договор.

Если планируете передать товарный знак и способы его использования, но не хотите выстраивать сеть и нести совместную с франчайзи ответственность, вам подойдет лицензионный договор.

Если хотите построить полноценный сетевой бренд с общими стандартами качества, контролем, фирменным стилем, ноу-хау и прочими атрибутами франшизы, нужно разработать договор коммерческой концессии.

После подписания договор коммерческой концессии нужно зарегистрировать в Роспатенте. Без этого его нельзя считать заключенным.

Лицензионный договор надо будет зарегистрировать, если передадите права на результаты интеллектуальной деятельности, регистрация которых обязательна.

Андрей КорниловПродавали или покупали бизнес по франшизе? Поделитесь опытом: