Как учителю зарабатывать больше, а работать меньше с помощью конспектов

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Валерия Добронравова

Страница автора

Заработная плата учителей в наше время далеко не соответствует тому объему работы, которую они выполняют — это факт. Как принято думать, школа — не то место, где можно хорошо заработать. Даже при нагрузке в несколько смен, классном руководстве, ведении кружков. И это не может не огорчать. Ведь, как у нас любят говорить, «учитель — призвание», а ежели вы денег хотите — идите в бизнес. А что делать, если я горячо люблю свою работу и хочу получать за нее те деньги, которые заслуживаю? Мириться с таким положением дел я не намерена. Уверена, большинство моих коллег — тоже. Поэтому я нашла способ, как учителю зарабатывать больше, а работать при этом меньше.

Меня зовут Валерия Добронравова, я учитель русского языка и литературы первой категории с десятилетним стажем. А также автор одних из самых популярных конспектов уроков по русскому языку и конспектов по литературе. Я еще называю их конспектами-помощниками и решебниками для учителей. Потому что это готовые сценарии уроков по ФГОС, включающие презентации, инфографику, рабочие листы с заданиями, карточки для учеников и шаблоны для интерактивной тетради.

А ещё тесты, фрагменты экранизаций литературных произведений, статьи, шаблоны для экзаменационных сочинений, аудио- и видеофайлы. Создавались и прорабатывались мои материалы лично мной, проходили проверку самыми шумными и неугомонными классами. В общем, это стопроцентно «рабочие» конспекты уроков по русскому языку и конспекты уроков по литературе, проверенные на практике.

О Сообщнике Про

Учитель русского языка и литературы первой категории с более чем десятилетним стажем. Автор конспектов уроков по русскому языку и литературе для учителей.

В данной статье я хочу поделиться со всеми, а, в первую очередь, с коллегами, личным опытом и рассказать, как я решила проблему с низкой оплатой труда в школе (спойлер: советов взять две⁠-⁠три ставки и работать с утра до ночи вы здесь не найдете!).

Снижение времени подготовки к уроку с конспектами по литературе и русскому

Мы, учителя, работаем буквально 24/7: уроки, проверки тетрадей, подготовка к урокам на следующий день. Я тоже долго жила в этом нечеловеческом ритме и не находила времени не только на дела по дому, но и на общение с семьей! Это, безусловно, никуда не годится. Учителя, как и все остальные люди, имеют право на личную жизнь.

Когда я поняла, что моя семья уже привыкает к тому, что я вечно занята и меня лучше не трогать, забила тревогу. Стала думать, как максимально ужать количество работы хотя бы дома (в школе ее и без того хватает…).

Так и появилась идея создать готовые конспекты уроков по литературе и русскому, или конспекты-помощники. Да, изначально я придумала их для себя, для собственного комфорта и минимизации времени на подготовку к урокам. А потом, лично протестировав, доработав, поделилась с коллегами. И вот что вышло: с моими готовыми конспектами по литературе и русскому языку подготовка к одному уроку уменьшилась в 16 раз! Далее получила положительные отзывы от коллег, которые тоже отмечали, что теперь подготовка к уроку занимает всего 15 минут. Больше не приходится искать в интернете «уроки по литературе по теме» или «конспект по литературе по теме» весь вечер, дабы найти что⁠-⁠то уникальное и стоящее. Можно просто открыть систему уроков и заниматься по готовым конспектам.

Я поняла, что могу поделиться своими наработками и с большим количеством коллег. Таким образом, я разработала конспекты-помощники для учителей. Это полностью структурированные, соответствующие ФГОС, содержащие массу необычных и эффективных методов и приемов сценарии уроков. Которые поспособствовали снижению времени на подготовку к урокам в 16 раз и добавили целых 20 свободных часов в неделю мне и моим коллегам.

Именно снижение часов на подготовку к урокам помогло мне стать более работоспособной. Я нашла время и на хобби, и на курсы повышения квалификации, и на дополнительные активности в школе (за которые можно получить прибавку к зарплате!) и так далее.

Таким образом, уже имея ставку учителя русского языка и литературы, доплату за классное руководство, после повышения квалификации я преумножила свой доход. А также начала активно участвовать в школьных мероприятиях, за которые тоже получила вознаграждение. Работая, по сути, меньше (вычитаем огромное количество часов на каждодневную подготовку к урокам), я стала получать больше.

Повышение квалификации благодаря конспектам урока по русскому и литературе

Всем учителям известно, что процесс повышения квалификации — дело достаточно энергозатратное, объемное, высасывающее силы и занимающее уйму времени. Но чем выше квалификация, тем больше зарплата. Поэтому повышать ее стоит.

Так вот, чтобы успешно пройти процедуру повышения квалификации, нужно провести открытые уроки по ФГОС (одно из условий). Но на составление одного конспекта урока по литературе или конспекта урока по русскому языку по ФГОС, особенно по обновленным (а они, как известно, часто меняются — нужно удерживать в голове все детали), может уйти целый день. Представьте себе: отработала в школе, пришла домой вечером, а там тебя ждет не долгожданное расслабление, а еще более объемная подготовка в виде муторного выискивания действительно интересного и уникального конспекта по литературе по теме завтрашнего урока…

Чтобы каждый раз не тратить огромное количество времени и сил на подготовку одного такого урока, я решила создать абсолютно все свои конспекты по литературе и русскому языку по ФГОС. То есть каждый мой сценарий, каждая методическая разработка полностью соответствует обновленным ФГОС. А это значит, что использовать конспекты уроков на открытых уроках во время повышения квалификации можно!

Итого имеем следующее: за 15 минут можно ознакомиться с полностью проработанным, структурированным, включающим в себя дополнительные материалы конспектом урока по русскому или литературе. И блестяще выступить с таким открытым уроком перед завучами. Завучи довольны — категория повышена — прибавка к заработной плате получена! А времени и сил при этом затрачено минимальное количество.

Авторитет, уважение администрации и повышение среднего балла

Заслужить авторитет учителю важно не только для того, чтобы мастерски поддерживать дисциплину в классе, но и для получения уважения со стороны администрации. Как добиться признания со стороны завучей? Повышать успеваемость учеников.

В школах, как и во многих других учреждениях, есть внутренние системы поощрения работников — премии от администрации за хорошие результаты учеников на экзаменах, за средние баллы, за количество детей, участвующих в различных олимпиадах. Все эти показатели суммируются, формируется некий рейтинг, по результатам которого завучи выделяют тех, кому выпишут премию.

Будучи молодым педагогом, я столкнулась с этой проблемой. Думаю, многие коллеги согласятся, что специалисту без опыта очень сложно заслужить авторитет среди учеников. Они зачастую не видят в молодом учителе серьезного взрослого человека. Расскажу, что делала я, чтобы дети увидели во мне компетентного специалиста и начали меня уважать.

Для создания нужной рабочей атмосферы, для вовлечения ребят в урок и увлечения их темой, я начала использовать доминанту. Доминанта — это необычное начало урока. Можно прочитать стихотворение, можно включить песню, показать рисунок, попросить перевести слово (слово написано на разных языках) и т. д. Суть в том, чтобы в начале урока максимально заинтересовать детей. А для удержания их внимания я давала множество разных и нетипичных заданий. Ученики привыкают к однотипным и скучным форматам уроков: тема — объяснение — закрепление — рефлексия. И все это по учебнику.

Поэтому подобные методики (особенно интерактивные, которые способствуют переключению внимания) увлекают их. Итог: ученики заняты работой, каждый вовлечен в тему урока, а завучи довольны тишиной и высоким средним баллом класса.

Когда я работала над созданием конспектов-помощников, то повышение успеваемости учеников было одной из моих ключевых целей. Методические материалы я составляла так, чтобы уроки были не только весёлыми и интересными, но и эффективными. А также я старалась сделать их максимально понятными учителю, чтобы при ознакомлении с конспектами по литературе или русскому языку у него не возникало дополнительных вопросов, поиск ответа на которые занял бы еще уйму времени.

В 2024 году я провела небольшое исследование среди пользователей моих материалов и выяснила, что средний балл в классах, которые учатся по моим конспектам-помощникам с уроками по литературе по темам 5⁠-⁠11 классов и уроками по русскому языку, вырастает примерно на 0,8 балла всего за одну четверть. Благодаря необычным приёмам дети лучше усваивают материал и показывают более высокие результаты во время проверочных работ. А на подготовку уходит минимальное количество времени — всего 15 минут на ознакомление с конспектом урока по русскому или литературе. Соответственно, растёт престиж учителя как среди коллег, так и среди завучей.

Чем выше средний балл учащихся, тем выше и уровень одобрения учителя администрацией. Следовательно, и тем больше (и чаще!) «отдача» в виде премии. Также дополнительную премию можно получить за высокие результаты ваших учеников на ОГЭ и ЕГЭ. Зачастую эти вознаграждения значительно выше, чем «стандартные».

Участие в конкурсах с готовыми конспектами уроков по русскому языку и литературе

Здесь имею в виду не только детские, но и конкурсы для учителей. Существуют профессиональные конкурсы типа «Учителя года», в которых принимают участие педагоги. К таким мероприятиям нужна основательная подготовка, занимающая не день и не два, а несколько недель. А зачем это нужно? Вроде и без дополнительной нагрузки неплохо живется… Ответ все тот же: премия, прибавка к заработной плате!

На подобных конкурсах учителя проводят несколько уроков перед комиссией, которая оценивает и то, как учитель умеет работать с классом, и то, как он преподносит ученикам материал. Таким образом, педагогу нужно показать тот максимум, на который он способен. Составить такие конспекты по литературе или русскому языку, которые не только заинтересуют учащихся, но и продемонстрируют все профессиональные навыки учителя. Следовательно, в сценарии уроков по литературе по теме, заявленной в конкурсе, нужно добавить самые эффективные и необычные методы и приемы, разнообразить их дополнительными материалами. И конечно, эти конспекты уроков по литературе (или русскому языку) должны соответствовать ФГОС.

Я продумывала каждую деталь в своих конспектах-помощниках, чтобы они были на сто процентов действенными и информативными. К каждому из них добавляла дополнительные материалы: инфографику, тесты, рабочие листы, видео- и аудиофайлы. Конечно, подходила к своей задаче с креативом — наполняла конспекты уроков по русскому и литературе творческими заданиями и разными видами работ. И самое главное — составляла сценарии по ФГОС. Так что мои конспекты по литературе по темам 5⁠-⁠11 классов (и по русскому языку) смело можно использовать на подобного рода конкурсах. С ними подготовка к конкурсам значительно сократится, шансы на выигрыш увеличатся. Рейтинг, естественно, поднимется.

Кстати, и результаты ваших учеников, если вы курируете их работу, тоже влияют на одобрение среди завучей. Поэтому и детям помочь можно, опираясь на материалы из моих наработок (конспектов уроков по литературе и русскому языку). Чем выше результат учащегося — тем больше ваш шанс на получение прибавки к зарплате. Призовое место в конкурсах для учителей тоже нередко предполагает денежное вознаграждение. Итак, получаем следующее: для подготовки обучающихся, для приготовления к собственному участию используем готовые конспекты уроков по русскому языку и литературе, работаем при этом меньше, а в результате получаем прибавку в виде призовых и премии.

Замены коллег по готовым конспектам уроков по литературе и русскому

Часто в школе случаются форс⁠-⁠мажорные ситуации, когда кто⁠-⁠то из коллег не может выйти на урок. Заменять его и проводить занятие приходится другим учителям. И хорошо, если работать на замене приходится по своему профилю. Или хотя бы смежному: математик, например, без проблем заменит физика, а биолог сможет провести урок химии. Но что делать, если вы учитель географии, а провести вам нужно урок русского языка? Да еще и в старшем классе? Конечно, можно просто отработать по учебнику. Или попытаться сымпровизировать, но этот план точно обречен на провал: даже опытные учителя всегда хорошо готовятся к урокам. Отказываться от замены? Подводить коллег, терять деньги? Нет, конечно, отказываться от возможности заработать дополнительные деньги не стоит. Как и проводить урок просто для галочки.

Тратить несколько часов на изучение темы предмета, в котором вы не очень хорошо разбираетесь, тоже не нужно. Поскольку можно просто обратиться к готовым конспектам уроков по русскому. При составлении своих методических материалов для учителей я предусмотрела и этот момент. Сделала свои конспекты уроков по русскому языку и литературе максимально понятными, добавила ответы на вопросы и тестовые задания в них.

Так что за 15 минут даже географ может ознакомиться с темой и провести урок не хуже отсутствующего коллеги. Несколько замен коллег-литературоведов в четверти, минимум затраченных сил (всего 15 минут на чтение конспекта по литературе по теме нужного вам класса) — прибавка к зарплате получена.

Репетиторство по готовым конспектам

И последнее (и самое прибыльное!) — репетиторство. Да, эта деятельность предполагает наличие большего свободного времени. Да, к ней тоже нужно готовиться. И да, так же основательно, как и к урокам. Совмещать работу в школе и репетиторство многим коллегам крайне сложно: все из⁠-⁠за немыслимой нагрузки. Но мы ведь уже знаем, как сэкономить время при подготовке конспектов уроков по литературе и русскому и получить +20 свободных часов в неделю. Почему бы и не «выкрасть» пару часов на репетиторские услуги? К тому же за индивидуальные занятия можно получить больше денег, чем за уроки в школе.

И здесь я тоже советую прибегнуть к использованию готовых конспектов-помощников. Сравним две ситуации. 1. Вы работаете в школе, готовитесь к урокам самостоятельно, дополнительно берете учеников на репетиторство. Итог: живете только работой, желанием получать больше денег, но не видите семью и дико устаете. 2. Вы работаете в школе, но используете конспекты-помощники, дополнительно берете учеников на репетиторство (и тоже готовитесь к занятиям с помощью готовых сценариев уроков), при этом экономите время на подготовке. Итог: действительно больше зарабатываете, при этом готовитесь к каждому уроку всего 15 минут — значительно сокращаете время своей работы.

При подготовке к урокам лучше обращаться к готовым сценариям. Они соответствуют ФГОС, имеют выверенную структуру, к ним существует множество дополнительных материалов, которые точно заинтересуют ваших учеников (проверено лично мной на практике). А главное — мои конспекты можно скачать в системе, то есть вы получите готовые сценарии уроков, идущие друг за другом по программе. Таким образом, вы имеете готовые уроки сразу на всю четверть и даже на год.

Вывод

В заключение еще раз хочу отметить: зарабатывать много, работая учителем, реально! Достаточно всего лишь организовать свою работу так, чтобы подготовка к урокам занимала минимальное количество времени. А сделать это можно с помощью решебников для учителей русского языка и литературы, которые представляют из себя примеры уроков по ФГОС, интегрированные уроки по ФГОС, готовые сценарии уроков с презентациями, инфографикой, рабочими листами с заданиями, карточками для учеников и шаблонами для интерактивной тетради. А еще мои методички для уроков включают в себя тесты, фрагменты экранизаций литературных произведений, статьи, шаблоны для экзаменационных сочинений, аудио- и видеофайлы. То есть это полностью проработанные методические материалы, которые помогают учителям русского языка и литературы значительно экономить время при подготовке к урокам и внедрять необычные приёмы в соответствии с обновлёнными ФГОС. И тогда в вашей жизни появятся дополнительные 20 часов в неделю, которые можно потратить и на себя, и на семью, и на саморазвитие, и на повышение профессиональных навыков, наконец!

Множество коллег, оставивших отзывы на моем сайте, подтверждают сокращение времени на подготовку. А главное — отмечают, что больше не приходится часами искать в интернете стоящие, эффективные материалы по запросам «уроки по литературе по теме», «конспект по литературе по теме», «конспект по русскому по теме».

Поэтому, дорогие коллеги, увеличиваем доходы и работаем при этом меньше, не теряя в качестве!

  • Аксюта👏👏👏 Спасибо, отличная идея. Вы нереальная: 10 лет стажа, а вы такая живая, энергичная, предприимчивая, просто супер! Зная, как непросто учиться на филфаке, как сложно работать учителем вообще, а русского и лит-ры особенно, испытываю к вам огромное уважение. Успехов во всех начинаниях!0
Вот что еще мы писали по этой теме
Сообщество