
«Виды доброты»: чем хорош абсурдистский фильм с Эммой Стоун от режиссера «Бедных-несчастных»
21 июня в мировой прокат вышла новая работа Йоргоса Лантимоса.
Через год после оскароносной панк-комедии «Бедные-несчастные» греческий режиссер выпускает картину «Виды доброты». Снова со звездным кастом, но на этот раз куда менее коммерческую.
В рецензии рассказываем, идет ли продуктивность Лантимосу во вред или, наоборот, помогает его многочисленным идеям проявить себя во всей красе.
Что за «Виды доброты» (Kinds of Kindness)
Дата премьеры: 21 июня 2024 года
Страны производства: Ирландия, Великобритания, США
Режиссер: Йоргос Лантимос
Сценаристы: Эфтимис Филиппу, Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Маргарет Куолли, Джесси Племонс, Хонг Чау, Тесса Буржуа, Уиллем Дефо, Мамуду Ати, Джо Элвин
Жанры: драма, комедия
Фильмы, похожие на «Виды доброты»: «Преступления будущего», «Убийство священного оленя»
Продолжительность: 2 часа 44 минуты
Где смотреть фильм: в зарубежных кинотеатрах
👨🦳 Это старый добрый Лантимос-абсурдист
Сюрреалистический альманах «Виды доброты» — откат Йоргоса Лантимоса к базовым настройкам: когда юмор режиссера был чернее грозовой тучи, а жестокость лилась через край. Показательно, что постановщик написал сценарий совместно с Эфтимисом Филиппу. Тот работал над ранними авторскими фильмами грека — «Альпами» и «Клыком».
«Виды доброты» состоят из трех новелл разной степени абсурдности. Но, как это часто бывает у Лантимоса, вся дикость происходящего подана в очень будничной, холодной манере — как будто на экране не творится ничего из ряда вон. Этот странный эффект усиливает манера съемки с обилием статичных кадров и длинных планов.

Первая новелла — «Смерть Р. М. Ф.» — рассказывает о мужчине Роберте. Каждый день богач Рэймонд присылает ему подробную инструкцию к жизни. Среди пунктов есть время подъема, состав завтрака, книга для чтения и даже указание, заниматься ли сегодня сексом с женой.
Взамен Роберт получает разные коллекционные вещи вроде разбитого шлема автогонщика Айртона Сенны, а также невидимое покровительство. Насколько оно важное, становится очевидно только после того, как немного уставший Роберт впервые отказывается выполнять очередное «поручение».
Вторая новелла под названием «Р. М. Ф. летает» — это непростая история любви Дэниела и Лиз. Оба работают в полиции, но Лиз пропадает без вести во время морской экспедиции. Когда надежда почти исчезает, девушка возвращается. Правда, ведет она себя странно, а еще у нее изменился размер ноги. Дэниел понимает, что это не его жена, и сам начинает терять рассудок.
Последняя история — «Р. М. Ф. ест сэндвич» — показывает пару Эндрю и Эмили в поисках женщины, умеющей воскрешать мертвых. Она должна соответствовать строгим параметрам, в том числе и физическим, и иметь трагически погибшую сестру-близнеца. Поиски проходят под чутким контролем двух харизматиков — их играют Дефо и Хонг Чау, — которые подозрительно похожи на лидеров секты.

🥸 Голливудские актеры появляются в очень нестандартных ролях
Актерский состав — одно из главных достоинств фильма. В каждой истории голливудские знаменитости играют разных персонажей. Так Эмма Стоун окончательно утверждается в роли музы Лантимоса. Во второй новелле она предстает в образе слегка растерянной после пребывания на необитаемом острове женщины, готовой отрезать себе палец ради мужа. А уже в следующей истории Стоун перевоплощается в целеустремленную сектантку, которая отвергает семью ради религии.

При этом особого внимания заслуживает игра Джесси Племонса. И не только потому, что его герои выступают протагонистами в первых двух историях. Но еще и из-за того, что звезда недавнего хита А24 «Падение империи» показывает весь свой актерский диапазон. От серого «маленького человека», готового пойти на все ради комфортной жизни, до копа-социопата.
Добрую часть альманаха его персонажи служат проводниками в странный и сюрреалистичный мир. Парадоксальным образом Племонс находит в своих героях не только жестокость, но и другие черты. В Роберте из новеллы «Смерть Р. М. Ф.» он обнаруживает очень понятную уязвимость. А в Дэниеле из «Р. М. Ф. летает» — надломленность и страх одиночества.
Уиллем Дефо и Джо Элвин почти всегда на втором плане, зато играют, как правило, самых страшных людей. А вот для фанатов Хантер Шафер плохие новости: актриса появляется в фильме буквально на пару минут. Но у нас, по крайней мере, теперь есть странная сцена, где ее взвешивает Эмма Стоун.



🤔 Фильм запомнится вам надолго
«Виды доброты» выглядят как кино Дэвида Линча, только более циничного и злого. Или Дэвида Кроненберга, только более утонченного. С первым Лантимоса в новом фильме роднит редкое умение преподнести непредсказуемую, дикую среду как нечто совершенно нормальное. Со вторым — повышенная чувствительность к вопросам тела и души. К тому же некоторые эпизоды альманаха, например расчленение героини Эммы Стоун во второй новелле, вполне вписались бы в умеренный боди-хоррор.
Но будоражит фильм не кровью и эротическими сценами — вроде гомерически смешного эпизода оргии с участием персонажей Стоун и Племонса. Главная сила «Видов доброты» в том, что невозможно предугадать, куда фильм свернет в следующую минуту.
Только Лантимос гасит фитилек абсурда и показывает счастливое воссоединение семейной пары, как через несколько эпизодов фильм прыгает в печальную драму о каннибализме. А снятая с невозмутимостью притча о боге поначалу смешит, но в конце от нее становится не по себе. Начинаешь задумываться: а кто мой Рэймонд, кто управляет моей жизнью?
Второй сильнейший, пусть и несколько манипулятивный прием Лантимоса — режиссер снимает все с некоторой дистанцией и не дает никаких моральных оценок происходящему. Его отстраненный тон делает зрителей соучастниками совершенно абсурдных и жестоких событий, и вряд ли это можно назвать приятным опытом. Но такую проверку на прочность однозначно стоит пройти. Уж лучше за три часа в кино, чем в реальности, которая бывает не менее абсурдна и жестока.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult