Как я объехал Южную Корею за 54 дня на общественном транспорте

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам Журнала
Весной 2024 года я совершил большое путешествие по Южной Корее.
Треть пути компанию мне составляла супруга, потом она улетела в Россию, а я продолжил поездку один. Весь маршрут занял 54 дня. За это время я побывал почти в двух десятках городов, посмотрел сотни достопримечательностей и прошел 825 километров.
Сеул и Пусан посетил дважды: не успел увидеть все, что хотел, за один визит. Я передвигался по стране на автобусах и поездах. Расскажу о своем опыте.
Мое путешествие

Перелет
Мы с супругой давно хотели посмотреть Южную Корею и постоянно откладывали этот план. Но ситуация сложилась таким образом, что мы переехали жить во Вьетнам, а оттуда до Кореи почти рукой подать: перелет занимает три с половиной часа.
Рассчитывали застать сезон цветения вишни, поэтому спланировали путешествие на апрель — май. Утром 6 апреля приехали в аэропорт Дананга. На паспортном контроле у нас проверили наличие обратных билетов из Кореи: это требование авиакомпании Vietjet Air. Невозвратные билеты стоили по 65 $ (5143 ₽) на каждого.
По прилете в аэропорт Сеула Инчхон заполнили иммиграционные карточки — это заняло буквально три минуты — и встали в длинную очередь на паспортный контроль. Через полтора часа ожидания нас наконец пригласил иммиграционный офицер. Его интересовали только сроки поездки. Наши ответы его удовлетворили, и мы получили въездные штампы.
Сразу в терминале приобрели две карточки T-Money, чтобы оплачивать проезд в транспорте. Они стоили по 4000 KRW (230 ₽). Через аппарат самообслуживания закинули на каждую по 20 000 KRW (1152 ₽). Поездка на метро в Сеуле стоила 1400 KRW (81 ₽), на автобусе — 1500 KRW (86 ₽).
Потом пошли искать остановку, чтобы добраться до центра Инчхона. Доехали на автобусе быстро и сразу отправились на прогулку. Нам показалось, что в городе нет особых достопримечательностей, но пройтись по нему было приятно. Тем более что именно тут мы впервые увидели цветущие вишневые деревья — нашли их в Большом инчхонском парке.
Вечером того же дня отправились в аэропорт Кимпхо примерно в 20 километрах, откуда у нас был рейс на остров Чеджу. Перелет авиакомпанией Jeju Air стоил по 50 $ (3957 ₽) и занял чуть больше часа.
Каждый день поездки я фиксировал пройденный километраж с точностью до 100 метров. В первый мы находили 16,9 километра.



Остров Чеджу
Переночевав в отеле, мы отправились в трехдневную поездку по острову на рейсовых автобусах. Стоимость проезда фиксированная — 1500 KRW (86 ₽). Еще по Чеджу ходили экспресс-автобусы за 2700 KRW (156 ₽), но мы ими не пользовались.
Первой остановкой на маршруте выбрали прибрежную дорогу ветряных мельниц Синьчан. Приятное место с кофейнями, пешеходными дорожками между ветряками и прохладным бризом.
Затем сели на следующий автобус и поехали на юг острова, в храм Бомунса у подножия горы Санбансан. Рядом с этой локацией есть еще храм Санбанггулса, расположенный в небольшом гроте. Заодно решили заглянуть и туда, для этого пришлось подниматься по ступеням.
Напротив горы Санбансан находится, на мой взгляд, одно из самых впечатляющих мест на острове — берег Еномори. Это скопление обломков вулканического происхождения, которые появились в результате извержения гидровулканов. Утесы причудливой формы, созданные волнами, — великолепное зрелище.
Вокруг скалы проложена пешеходная дорожка, откуда можно любоваться живописными видами. Тут же женщины-ныряльщицы, которых называют хэне, предлагали попробовать моллюсков, морских ежей, морские ушки и других обитателей глубин.



Потом мы поехали к утесу Дэпо Джусангджолли, известному своей необычной формой в виде сотен столбов. По сути, это застывшая лава, которая стекла с вулкана Халласан в море и образовала поверхность, напоминающую колонны.
Оттуда мы доехали до Согвипхо — крупнейшего города на юге острова, где прогулялись по вечерним улицам. Заглянули на местный рынок, взяли кимбапы по 3500 KRW (202 ₽) и напитки по 2000 KRW (115 ₽). Вообще, корейская кухня, на мой взгляд, отличная: изобилие морепродуктов и много блюд для самых искушенных ценителей.
Перекусив, дошли до порта и пешеходного вантового моста Сэенге, ведущего на маленький островок Саесом по соседству. Там прогулялись по кольцевой тропе и вернулись в отель.
На следующий день отправились покорять потухший вулкан Халласан — одну из ключевых точек нашего путешествия. Для этого с вечера зарегистрировались на проход по тропе Сеонгпанак. Запись бесплатная и по времени, но на трекинг нужно взять паспорт — разрешения проверяют у турникетов.
Ранним утром у информационного центра на входе в парк мы сели в специальный автобус, который довез нас к началу маршрута. Желающих подняться на вулкан было много, в основном из числа местных.
Подъем занимает не меньше шести часов, поэтому начинать его рекомендуют как можно раньше. Ближе к вершине стоят дополнительные пункты пропуска, и, если прийти позже указанного времени, на тропу просто не пустят. Это сделано в целях безопасности, чтобы туристы не спускались с вулкана после захода солнца. У нас быстро проверили пермиты , и мы начали долгий путь к вершине.
Первые часы тропа шла через живописный лес, полный птиц и диких животных. Нам удалось увидеть куницу, несколько ящериц, пару косуль и большое количество громко каркающих ворон. Через каждый километр стояли информационные таблички с указанием оставшегося расстояния до вершины и уровня сложности отдельных участков. Это помогло нам правильно распределять силы. На протяжении всего маршрута были скамейки для отдыха, а еще мы нашли приют для туристов с бесплатным высокоскоростным интернетом.


Чем ближе мы были к цели, тем ниже становились деревья, а в какой-то момент исчезли вовсе. Впереди виднелась только вершина, склоны которой поросли высокой травой. За пару километров до конца пути зарядил моросящий дождь — это немного снизило темп нашей ходьбы. Потом непогода усилилась, поднялся шквалистый ветер, который заставлял ежиться и считать оставшиеся метры до вершины.
Но виды, открывшиеся перед нами с высоты почти двух километров над уровнем моря, компенсировали все неудобства. Нам повезло: кратер вулкана, в котором лежал снег, был отлично виден. Погуляв по его краю, мы начали спуск по другой тропе.
Обратный путь занял пять часов и тоже сопровождался захватывающими видами. На середине спуска мы перекусили и отогрелись в другом приюте. Оставшуюся часть маршрута прошли без особых приключений, мешал только усилившийся дождь, вымочивший нас до нитки.
Добравшись до выхода из парка, мы поспешили на автобусную остановку, где впервые прочувствовали прелесть знаменитых корейских скамеек с обогревом. Доехали обратно до Согвипхо и поспешили в отель восстанавливаться. В тот день мы прошли самое большое расстояние пешком за всю поездку — 30 километров.



На следующий день мы прогулялись по живописному пляжу и тропе Сопджизокодзи, расположенной вдоль скалистого берега моря. Потом отправились на восток острова, к вулкану Сеонгсан Илчулбонг. Он впечатлил нас своими масштабами еще на подходе.
Наверх, к кратеру почти идеально круглой формы, вела удобная пешеходная дорога. На вершине мы обнаружили большую площадку с деревянным многоуровневым настилом по подобию амфитеатра. Оттуда открылся вид на давно поросшее густой травой жерло вулкана — смотрится великолепно.
Внизу находится живописный пляж с черным песком. Женщины-хэне снова предлагали попробовать ассорти из морских гадов. Судя по всему, это излюбленное место для фотосессий у местных жителей и корейцев-туристов с большой земли.




Утром пятого дня сели на автобус до начальной точки — города Чеджу. Почти два часа в дороге, и мы на месте. Посетили Национальный музей Чеджу, в котором нас восхитил робот-гид. Еще зашли в Музей фольклора и естественной истории острова. В обоих местах было множество интерактивных экранов с описаниями на английском. Рекомендую к посещению.
Вечером прогулялись по набережной и соседним кварталам. Глядя на ухоженные улицы и бесконечные кафе, сделали вывод, что туристов в городе всегда хватает. Заглянули поесть на местный рынок. Выбор еды неплохой, разброс цен — от 4000 KRW (230 ₽) до 10 000 KRW (576 ₽). Большинство блюд повара готовили за 5—7 минут прямо при покупателях. Мы взяли рис с морепродуктами, запеченный под сырной корочкой в панцире краба.
В общей сложности за четыре дня на острове прошли 79 километров.




Пусан — первый визит
Утренним рейсом улетели в Пусан. Билеты стоили по 38 $ (3007 ₽). Мы заранее забронировали отель Champion за 30 $ (2374 ₽) в сутки. Номер оказался скромным, зато в тихом районе недалеко от центра. Оставили вещи на ресепшене и отправились знакомиться с городом. Пусан сразу покорил меня своим рельефом, благодаря которому он смотрится величественно.
Мы посетили знаменитую культурно-историческую деревню Камчхон с разноцветными домиками. Заглянули в отличный трехэтажный Национальный морской музей, вход в него был бесплатным. Удивил огромный аквариум с обитателями глубин и прозрачный тоннель прямо под толщей воды.
Почти в полном одиночестве прокатились на последнем по расписанию поезде «Дануби» в парке «Тхэджондэ» за 3000 KRW (173 ₽) с человека. Встретили там закат. Отличное, тихое место: с высокого скалистого берега открывался вид на водную гладь до горизонта, а вокруг крутились парковые котики, жаждущие ласки.




Еще до прилета в Пусан мы приобрели онлайн местную туристическую карточку Visit Busan Pass на 48 часов. По ней можно посетить основные достопримечательности города с большой скидкой, перемещаясь между локациями на автобусах Hop On Hop Off.
По приезде нужно предъявить QR-код с подтверждением оплаты и получить пластиковую карточку. Ближайшим к нам местом, где это можно было сделать, оказался главный вокзал Пусана, поэтому на второй день мы отправились туда. Кроме Visit Busan Pass нам выдали бумажную карту города.
Туристический автобус отправлялся прямо от вокзала, мы заняли места на втором этаже, он был открытым. Поездка на свежем воздухе оказалась очень приятной, мы только и делали, что крутили головой.
За день успели прокатиться туда и обратно по морской канатной дороге «Сондо» над лагуной, пройтись по висячему мосту до островка Донгсеом, прогуляться по тихому и уютному парку «Амнам», помочить ноги в прохладной воде на пляже Хэундэ, насладиться видами побережья из окна вагончика Blueline Park.
Еще мы поднялись на смотровую небоскреба Busan X The Sky Tower, высота которого — 411 метров. Она расположена на последнем, сотом, этаже, оттуда можно изучить панораму города и походить по стеклянному полу — от взгляда вниз дух захватывало. Завершить вечер удалось часовой прогулкой на катере по лагуне с видом на освещенный огнями мост Кванан. Все это входило в стоимость туристической карты.





Следующий день в Пусане обещал быть не менее активным. Чтобы получить заряд бодрости с самого утра, прокатились на картах без двигателя по извилистой трассе Skyline Luge Busan. Скорость контролируется ручным тормозом, но мы использовали его только на поворотах, а на прямых участках ехали с ветерком. Каждый спуск занял примерно минуту-две. Отличное развлечение, жаль только, что по Visit Busan Pass доступны всего две поездки, а трасс — четыре.
Затем посетили буддийский монастырь Хэдон Енгунса 14 века. Он стоит на скалах на берегу моря, выглядит очень эффектно. Архитектура красивая, в классическом корейском стиле. Посетителей было много, даже пришлось постоять в небольшой очереди на вход.
Потом снова по туристической карточке заглянули в музей Lego Brick Campus, где полюбовались на массивные и не очень фигурки. Понравились тематические комнаты по вселенным «Гарри Поттера» и «Звездных войн», копии знаменитых картин и скульптур. Еще в музее есть классное пространство с пятиметровым столом, на котором лежат все существующие виды деталей «Лего» — можно собрать что угодно.
Затем поехали в арт-пространство Museum 1. Место оказалось скрытой жемчужиной города. Внутри — запредельная концентрация экранов на квадратный метр, на которых крутят остросоциальные ролики и клипы с 3D-графикой. Можно незаметно провести за просмотром час-другой. Вечером мы неспешно прогулялись по грандиозному кинотеатру Busan Cinema Center, где случайно попали на трансляцию концерта классической музыки.


Я хотел завершить этот день по-особенному, поэтому отправился на ночевку в корейский чимчильбан — общественную баню. Прекрасно провел время в сауне и бассейнах с горячей водой. Поначалу было немного непривычно полностью оголяться и заходить в общие помывочные. Но стеснение быстро ушло, потому что ровным счетом никто не обращал на меня внимания.
Ночевка в таком месте достаточно спартанская, но я был готов к этому. Под голову выдали подставку из дерева, обтянутую поролоном и тканью. Укладываться предстояло прямо на пол, в большой комнате без окон, в компании незнакомцев. Но эксперимент удался, я смог выспаться, поэтому позже повторил этот опыт пару раз в других городах. За три дня в Пусане находили больше 45 километров.

Сокчхо и национальный парк «Сораксан»
Утром междугородний автобус увез нас по восточному побережью в маленький портовый город Сокчхо, где мы планировали посетить национальный природный парк «Сораксан» и покорить живописную скалу Ульсанбави. Билеты покупали накануне в кассе автовокзала за 45 000 KRW (2592 ₽). Сначала пытались сделать это онлайн, но оплату на сайте принимали только банковскими картами, выпущенными в Корее. Добрались примерно за 7 часов.
Первый день после долгого переезда отвели на восстановление. Неспешно прогулялись по городку, посетили два разноцветных моста — синий и красный, аутентичную деревню Абай, пляж Чеонгхо, красивый резной павильон в корейском стиле Yeonggeumjeong Sunrise на берегу моря, маяк на скале Sokcho Lighthouse, башню Expo Tower и соседний парк Cheongchoho Lake. Получился маршрут на 16 километров. Городок показался нам уютным, оставил приятное впечатление.




Утром на рейсовом автобусе поехали в нацпарк «Сораксан». К сожалению, день выдался пасмурным и туманным, поэтому все красоты оценить не удалось. Полуторачасовой подъем на вершину Ульсанбави и вовсе сопровождался проливным дождем.
Со скалы открылся прекрасный вид на соседние горы, благо на такой высоте облачность была не очень плотной. Изначально мы планировали подняться по канатной дороге на вершину другой горы, но видимость была минимальной: когда кабинки уезжали вверх, их полностью скрывал густой туман. Поэтому отказались от этой идеи.
Вернулись в отель уставшие, но довольные и стали готовиться к новому дню. Прошли пешком без малого 18 километров.



Чхунчхон, Квачхон и Сеул
Утром приехали на автовокзал Сокчхо и взяли билеты до города Чхунчхона. Там находится конечная станция Сеульского метро, хотя до столицы — целых 40 километров. Хотели на пароме посетить остров Нами с садами в корейском стиле, а потом вернуться и прокатиться на рельсовом велосипеде в парке «Канчхон».
К сожалению, на остров Нами мы не попали: неправильно рассчитали время на дорогу, поэтому осмотр при свете дня пришлось бы проводить чуть ли не бегом. Гулять там вечером мы не захотели, хотя такая возможность была: паромы ходили до 21:00.
Вместо этого на метро доехали до станции «Капхен», где расположена живописная железная дорога с видом на горы. Там один за другим стояли двух- и четырехместные рельсовые велосипеды. Перед посадкой сотрудники провели быстрый инструктаж, после чего мы забрались на своего железного коня и начали усердно крутить педали, чтобы запустить электродвигатель. Достаточно было сделать 20 полных оборотов, и велосипед с гулом резво поехал по рельсам. Я иногда сбавлял скорость с помощью ручного тормоза.


Длина маршрута в одну сторону — около пяти километров. По прибытии на конечную станцию мы сделали небольшую паузу на прогулку и фотосессию, а потом двинулись в обратный путь. Вся поездка заняла полтора часа, очень рекомендую попробовать это развлечение. Оно довольно популярно в Корее — подобные парки, где удалось вдохнуть вторую жизнь в бывшую железную дорогу, есть во многих регионах страны.
Затем мы вернулись на станцию метро и поехали прямиком в центр Сеула. Бросив вещи в отеле, пошли на легкую вечернюю прогулку к культурному центру Dongdaemun Design Plaza, известному своей футуристической архитектурой. Там же расположен исторический парк «Тондэмун» с археологической экспозицией под открытым небом.

Утром следующего дня мы отправились в Национальный музей Квачхона. Это еще один город, граничащий с Сеулом. Экспозиция большая, на нескольких этажах, но мне показалось, что она рассчитана в основном на детей. Хотя нам тоже было интересно поизучать интерактивные стенды для экспериментов — их там несколько десятков. Под открытым небом выставлены копии космических ракет в масштабе 1:1 и части фюзеляжа авиалайнера Airbus A380 с пояснениями, как работают те или иные системы. Провели там пару часов.
Пешком дошли до Большого сеульского парка, он же по совместительству зоопарк огромных размеров. Находили за два дня почти 35 километров.

Сеул
Следующий день мы посвятили прогулкам по дворцам Сеула. Они находятся в центре города и имеют собственную большую территорию. Приятно было изолировать себя от городского шума и неспешно бродить по таким местам. В какие-то можно зайти, другие получится осмотреть только снаружи. Мы побывали во дворцах Чхандоккун, Чонме, Кеннбокун. Все они вполне заслуживают внимания. Вход платный. Можно купить билет за 1000—1500 KRW (58—86 ₽) в каждый храм отдельно или взять комплексный на пять объектов сразу.
На площади Кванхвамун перед дворцом Кеннбокун проводят разные выставки и мероприятия. Нам удалось застать библиотеку под открытым небом. Люди приходили, брали книги и садились читать, удобно расположившись на многочисленных креслах-мешках.
Под вечер прошли пару километров по облагороженной набережной вдоль канала Чхонгечхон.




После поездки на двухэтажном экскурсионном автобусе в Пусане мы захотели повторить этот опыт в Сеуле, поэтому приобрели онлайн билеты на Dongdaemun City Tour Bus.
Сели в автобус у Dongdaemun Design Plaza. При входе нужно было показать водителю QR-код, который пришел на почту после оплаты. Вышли у телебашни N Seoul Tower. Поднялись по канатной дороге на холм, где расположена вещательная вышка, на лифте доехали до смотровой площадки внутри здания. Не пожалели, что пришли: оттуда открылся прекрасный вид на город.
Затем прогулялись по знаменитой торговой улице Мендон, заглянули в одноименный собор и доехали до главного вокзала. Рядом с ним находится непримечательный снаружи, но очень впечатляющий Музей железной дороги. Историческое здание явно восстановлено с любовью, в экспозиции представлены модели поездов разных эпох — ходить по залам было одно удовольствие.
В сторону отеля решили прогуляться через Seoullo 7017 — пешеходную эстакаду на высоте 10 метров над городом, густо украшенную растениями. Прямо там оборудована отдельная комната с роялем — помузицировать может любой желающий.




Утром сходили посмотреть на буддийский храм Бонгеунса и немного прогулялись по его территории. Затем заглянули в знаменитую библиотеку Starfield, расположенную в торговом центре по соседству. Покатались на эскалаторах и полистали книги разных авторов.
Раз уж мы оказались в районе Гангнам, взглянули на скульптуру в виде жеста, который демонстрировал исполнитель PSY в культовом клипе. К слову, ролик без перерыва крутили здесь же, на электронном стенде. Заодно повспоминали рекорды, которые он поставил, в их числе — 5,5 млрд просмотров на «Ютубе».
Решили посетить две культурные достопримечательности, расположенные недалеко друг от друга. Сначала побывали в Музее корейского письма — его называют хангыль. Экспозиция оказалась небольшой, но с отличными интерактивными экспонатами, мы прошли ее за час с небольшим.
А вот Национальный музей Кореи — просто колоссальных размеров здание. Как выяснилось, это шестой по величине музей в мире. Бродить по нему можно долгими часами, ведь в коллекции около 420 тысяч экспонатов. Будете в Сеуле — обязательно загляните.



На 16-й день в Корее я проводил супругу в аэропорт: она улетела в Россию по делам. Стал думать, как провести остаток путешествия. Мелькавшая до этого мысль, что стоит попробовать проехать на поездах и автобусах по разным регионам страны, полностью оформилась в план. Но сначала я решил как следует изучить Сеул.
Посетил Военный мемориал Республики Корея, расположенный в бывшей штаб-квартире армии. Экспозиция рассказывает о войнах, в которых участвовала страна, в том числе на чужой территории. Почти все залы занимают различные свидетельства тех событий. Снаружи расположена выставка военной техники и площадь памяти погибших миротворцев.


В моем списке не самых известных, но любопытных достопримечательностей Сеула оказалась тюрьма «Содэмун». Сейчас в ней расположен Музей памяти политических заключенных. Место гнетущее, но определенно стоит того, чтобы его посетить. Можно зайти в камеры, где содержались узники, — многие попадали сюда по надуманным причинам.
Еще я побывал в пяти музеях, каждый из которых рассказывает о разных аспектах жизни страны: Национальном музее истории корейской полиции, Национальном музее метеорологии, Сельскохозяйственном музее, Музее риса, Музее истории Сеула. Последний впечатлил сильнее всего: экспозиция большая и интересная. В целом какого-то разрыва шаблона о Южной Корее и ее жителях не случилось, но было приятно провести время: коллекции богатые, много интерактивных экранов, все переведено на английский. Билеты покупал в кассах, стоимость варьировалась от 3000 KRW (173 ₽) до 7000 KRW (403 ₽).






Резиденцию президента Южной Кореи, дворец Чхонвадэ, или, как его еще называют, Голубой дом, можно посетить бесплатно, но нужно забронировать время визита на сайте объекта. Впрочем, на входе подтверждение у меня так никто и не спросил. Для осмотра доступны несколько залов. Мне понравилась деловая атмосфера и строгий интерьер: везде темное дерево, массивные двери. На территории дворца есть и другие здания, но вход в них закрыт — можно осмотреть только снаружи.
Потом мне захотелось немного похайкать, и я пошел на смотровую площадку Choongwae через живописный лес — выход на тропу находится сразу за дворцом. По дороге можно увидеть место, где в 1968 году завязалась перестрелка между спецслужбами двух Корей при попытке убийства южнокорейского президента. Отверстия от пуль в стволах деревьев помечены краской.
Обратно возвращался альтернативным путем, который проходит вдоль крепостной стены и заканчивается у ворот Чханыймун. Рядом есть небольшой музей памяти поэта Юн Дончжу, который погиб в тюрьме в возрасте 27 лет. Экспозиция скромная, практически нет перевода описаний экспонатов на английский язык. На мой взгляд, для музея, который на 90% посвящен литературным произведениям, это несколько странно.
День накануне отъезда из Сеула я взял для отдыха и подготовки к путешествию, поэтому прошел минимальное расстояние за всю поездку — километр. Зато общий километраж прогулок по корейской столице перевалил за 100 километров.




Сувон
Следующей точкой маршрута я выбрал город Сувон в 30 километрах от Сеула, знаменитый крепостной стеной Хвасон. Доехал на рейсовом автобусе меньше чем за час и заселился в отель.
Оставив вещи в номере, отправился на прогулку. Главная городская достопримечательность расположена на холме, в большом парке «Пхальталь». Я прошел ключевые точки на крепостной стене: четверо ворот, три башни, павильон в традиционном стиле. А еще посмотрел на статую короля Чонджо, по приказу которого и было построено это грандиозное сооружение.

Стоя на крепостной стене, вдалеке я заметил воздушный шар, зависший в 200 метрах над землей. Решил, что покататься на нем — неплохая идея. Сказано — сделано. Я купил билет за 18 000 KRW (1037 ₽) и стал ждать своей очереди в палатке перед стартовой площадкой. Оказалось, в воздух поднимает кабина, похожая на пончик, которая двигается по вертикально натянутому тросу, — конструкция напоминает лифт.
Внутрь кроме меня зашли пара туристов и «водитель» воздушного шара. Мы медленно набрали высоту около 150 метров. Провели там 15 минут с обзором города на 360°. Развлечение немного дороговато, на мой взгляд, зато вид открывается как с небоскреба, а еще по кабине можно ходить без ограничений.

Прогулялся до брутального собора Сувон и отправился обратно в центр города, в Музей крепости Хвасон. Провел там полчаса, неспешно ходя по немногочисленным залам. Недалеко, на площади перед дворцом Hwaseong Haenggung развернулся некий религиозный праздник с национальными песнями и плясками. Погода была идеальной, поэтому гулять вышли, кажется, все жители города и туристы.
Вечером по главным улицам прошел красочный парад. В колонне были буддисты в традиционных костюмах, с огромными флагами и китайскими фонариками, которые играли на музыкальных инструментах. Еще участники несли статуи из папье-маше, ярко подсвеченные изнутри. Некоторые фигуры были механизированы и ритмично двигались, павлин даже изрыгал настоящее пламя. Праздник удался на славу.


С утра я заглянул во дворец Hwaseong Haenggung, походил по территории, посмотрел на выступление артистов, которые ловко управлялись с мечами под ритм барабанов.
Потом сел на автобус и поехал в Музей туалета, который официально называется Выставочным залом санитарно-гигиенической культуры. Здание выполнено в форме огромного белого унитаза. Каждый раз, когда кто-то входил внутрь, срабатывал датчик, после чего раздавался звук флатуса . Все экспонаты рассказывают об истории создания отхожих мест и всяких тематических традициях — вдаваться в подробности не буду. Во дворе есть небольшая коллекция разных типов туалетов начиная с древних времен.
Вход бесплатный, но я все равно ждал от экспозиции немного большего. За 40 минут там я дважды прошел весь музей и прилегающую территорию. Но второго такого нет, поэтому посетить его вполне стоит.


Я большой фанат спорта, а в городе как раз проходил футбольный матч Второй корейской лиги. Было интересно оценить уровень команд и погрузиться в культуру местных болельщиков. Игра оказалась не самой выдающейся, но с интригой до последних секунд: ничью для хозяев на 98-й минуте вытянул серб ростом два метра.
Фанаты меня удивили: они заводили публику вполне в европейском стиле, с огромными флагами, мегафонами и барабанами. Еще я не ожидал, что на таком скромном матче стадион будет заполнен больше чем наполовину. В общем, зрелище стоило того.
Вечером прогулялся по центру города, зашел на рынок Paldamun, лениво побродил по улицам и отправился в отель. За два дня в Сувоне прошел пешком чуть меньше 28 километров.


Тэджон
Утром быстро домчал до города Тэджона на поезде. В Корее этот вид транспорта отлично развит: составы быстрые, комфортные, чистые.
Прогулялся по центру и отправился на автобусе в тихий парк «Ппури», или Парк семейных корней. Внутри много скульптур, которые напоминают о ценности родственных уз. Место находится в пригороде, на излучине реки. Посетителей почти не было: я ездил туда в понедельник. Оказалось приятно побродить в полной тишине.
Обратно до города решил пройтись пешком, благо время позволяло. Выбрал маршрут через крепость Бомунсан, которая стоит на вершине в одноименном лесу. Путь оказался неблизким — около восьми километров, но тропа мне понравилась. Она была безлюдной: я встретил всего пять человек.



На следующий день после трекинга ноги немного гудели, поэтому я решил посвятить время культурной программе. Выбрал семь музеев и построил маршрут, ориентируясь на часы их работы. Начал с того, что открывался раньше всех, закончил тем, что закрывался последним. Экспозиции небольшие, поэтому успел осмотреть все без спешки.
Сначала посетил геологический музей KIGAM, где запомнились скелеты динозавров. Затем заглянул в Музей валюты. В Национальном музее науки и техники покрутил и пощупал интерактивные экспонаты, полистал экраны на умных столах, посмотрел на прогулку робособак от Boston Dynamics.
Поднялся на башню Expo Hanbit Tower и через Expo Bridge пришел в живописный парк Hanbat Arboretum. Провел там пару часов, неспешно бродя по многочисленным дорожкам. Потом заглянул в Музей насекомых, скромный ботанический сад, Музей памятников природы, Музей художника Ли Унно, Музей искусства — в каждом было что-то интересное. Удобно, что почти все эти точки находятся в пешей доступности друг от друга, поэтому мне не составило особого труда посетить их за один день.


Затем прокатился до горячих источников Yuseong Hot Springs в одноименном крошечном парке. Внутри нужно разуться и сесть на край длинной ванны, свесив ноги в горячую воду. Отличное место, чтобы отдохнуть после долгой прогулки. Вход свободный.
Погуглил афишу городских спортивных мероприятий и нашел бейсбольный матч с участием местной команды Hanhwa Eagles. За полчаса до начала был у стадиона. Купил в кассе билет за 11 500 KRW (662 ₽) с неплохим видом на поле и отправился на свою трибуну. Разогрев публики вышел отменным — под американский поп-рок, с розыгрышем призов, ярким и громким представлением всех игроков хозяев.
Игра, как я и ожидал, была не очень динамичной, с большим количеством пауз. К тому же я не до конца понимал правила. Через два с половиной часа утомился и покинул стадион. Матч в итоге длился больше трех часов, хозяева победили со счетом 8:2.
За два дня в Тэджоне прошел 33 километра.


Кванджу
На утреннем поезде я доехал до города Кванджу в центральной части страны. Первым делом отправился в парк Свободы, посвященный памяти восстания в Кванджу 1980 года. Место действительно мрачное, раньше тут был лагерь для заключенных демонстрантов.
Можно зайти в любое здание, где их содержали, и посмотреть на артефакты и фотографии тех лет. Один зал посвящен отличному корейскому фильму «Таксист», снятому как раз по этим событиям. Рядом находится небольшой музей памяти.
Далее заглянул в парк Sangmu Citizen’s, прошелся голыми ногами по так называемой тропе здоровья, окунул ноги по щиколотку в красную глину и в таком виде сделал пару кругов вместе с местными жителями. Через эстакаду над дорогой перешел в другую часть парка — со скульптурами и небольшим водоемом.
Ближе к закату добрался до Sajik Park Observatory со смотровой площадкой. На лифте поднялся на второй этаж башни обсерватории и выпил чашку кофе с отличным видом на город.




На следующий день я неспешно бродил по городу. Сходил в мемориальный парк 18 мая, где расположены смотровая площадка Owolru и буддистский храм. Умиротворяющее место, людей почти нет, не слышно машин, приятно гулять по тропинкам.
Свободного времени было много, и я опять решил походить по музеям. Заглянул в Центр культуры и искусства, Национальный музей Кванджу, Музей изобразительных искусств и расположенный между ними городской парк Jungwoe. Все перечисленные места на поверку оказались вполне достойными. Например, в нацмузее можно было сыграть в интерактивные игры по истории Кореи в шлеме виртуальной реальности Oculus, а в музее искусств — побродить по большому залу, на все поверхности которого проецировались видео с изображениями природы.


Утром я заглянул в Национальный азиатский культурный центр. Там есть большая библиотека с книгами на разных языках, удобные диваны, на стенах — исторические фотографии с пояснениями на английском. Еще при центре работает кофейня.
Затем прогулялся по Деревне пингвинов — кварталу народных ремесел, который сохранился среди современной застройки благодаря стараниям старшего поколения. К пернатым место не имеет никакого отношения. Пингвинами здесь ласково называют пожилых людей за походку вразвалку.
Деревня состоит из узких улочек и одноэтажных домиков образца 1970—1980-х, квартал наполнен необычными коллекциями из старинных вещей и тематическими граффити. Найти его можно, ориентируясь на общественный центр «Янним-дона» — сразу за ним будет переулок с указателем в виде пингвина.
По набережной вдоль реки дошел до Музея современного искусства с работами южнокорейских художников. Затем немного отдохнул в симпатичном парке по соседству.


Следующий день я начал с посещения необычного аттракциона в парке «Мудынсан» — катался по монорельсовой дороге, которая проложена между двумя холмами на высоте 15—20 метров над землей. Мини-поезд, состоящий из трех шестиместных открытых вагончиков, отвозит к смотровой площадке, откуда открывается вид на город, а через полчаса — обратно.
Мне удалось сесть в первый ряд состава, рядом с «машинистом», поэтому мне достался лучший обзор. Колея извивалась, даже при небольшом повороте поезд немного кренился вбок, что добавляло острых ощущений. Из кабинок сзади то и дело слышались возгласы восхищения, но с нотками испуга.
После катания на монорельсе я отправился вглубь парка и поднялся на гору по канатной дороге. Оттуда отправился на трекинг по живописному лесу и дошел до одной из вершин. Виды, открывшиеся передо мной во время этой прогулки, без преувеличения можно назвать завораживающими.




Возвращаясь в центр города, из окна автобуса я увидел какое-то столпотворение на одной из площадей. Вышел на ближайшей остановке и пошел в ту сторону.
Оказалось, в тот день проводили еще один буддистский праздник с танцами и песнями. Было зрелищно и торжественно, вокруг царила атмосфера доброжелательности. Побыв пару часов на мероприятии, я отправился в отель. За четыре дня в Кванджу прошел почти 68 километров.


Сунчхон и Йосу
На 30-й день своего путешествия на поезде и автобусе я добрался до города Сунчхона. Дорога заняла около трех часов. Когда приехал, зарядил один из самых сильных дождей за всю поездку. Улицы заливало, ливневки не справлялись с потоками воды, поэтому, едва погуляв по центру и промочив ноги насквозь, я вернулся в отель. Прошел пешком около 6 километров.
На следующее утро сел на электричку до города Йосу на южном побережье страны. Он оказался вполне туристическим, подходящим для пеших прогулок. Начал осмотр с впечатляющих павильонов выставки Expo 2012, прошел мимо огромного арт-объекта в виде кольца Big-O, стоящего на воде. Периодически его задействуют для масштабных шоу воды, огня и света.
Рядом в порту стоял корабль береговой охраны. Моряки приглашали всех желающих подняться на борт, пройтись по отсекам и палубам. Экскурсия была бесплатной и на корейском. Но моряки подробно отвечали на мои вопросы о работе разных систем корабля на вполне неплохом английском.
На открытой палубе на нескольких столах разложили средства защиты и борьбы с нарушителями — от наручников и пистолета до бронежилета и полицейского шлема. Всю амуницию можно было примерить на себя. Под общий смех туристы по очереди облачались в униформу и брали в руки все доступные предметы. Некоторые даже заковывали себя в наручники на пару со служащими корабля, чтобы сфотографироваться. В конце каждому подарили по пластиковому пеналу с логотипом патрульной службы и письменными принадлежностями.


Затем я отправился пешком по длинному насыпному волнорезу на остров Одондо, чтобы прогуляться по небольшому парку, посмотреть на маяк и насладиться живописными видами, открывающимися со скал.
На обратном пути мое внимание привлек вертикальный лифт. Оказалось, на нем можно бесплатно подняться на обзорную площадку, где есть станция канатной дороги, ведущей на соседний остров. Но я ограничился тем, что посмотрел на город.
На автобусе поехал в другой район. Вышел недалеко от парка, посвященного военачальнику Ли Сунсину. Место примечательно тем, что расположено на холме, откуда, опять же, можно любоваться видами. Потом по пешеходному мосту направился на остров Унгчхонд. Неспешно обошел его по кругу, наблюдая за местными жителями — они собирали каких-то морских гадов на побережье.
Попал на фестиваль реконструкторов при маленьком музее под открытым небом, посмотрел на выступления артистов и поехал в отель. За два дня прошел почти 25 километров.


Чханвон
Сел на утренний поезд до Чханвона. По приезде отправился на прогулку в парк Jehwangsan, расположенный на одноименном крутом холме. В качестве альтернативы нескольким сотням ступенек даже построили монорельс до верхней части парка.
Посмотрел на башню Чинхэ, дошел до местного рынка, где понаблюдал за классической рыночной суетой. Решил посетить еще один парк и пошел до него пешком вдоль ручья Еджвачон, который растянулся прямой линией на несколько километров. По пути заглянул в небольшой экопарк, сделал круг вокруг озера, послушал нестройное кваканье лягушек, среди зарослей бамбука наткнулся на пугливого оленя, пришедшего из прилегающего леса, и отправился дальше.
Дошел до парка скульптур «Чанбоксан», где провел еще час: ходил по извилистым дорожкам среди кипарисов, рассматривая инсталляции.



На следующий день посетил городской музей с диорамами о сельской жизни Кореи и арт-галерею художника Мун Сина — уютный домик со скульптурами причудливых форм. Прогулялся по арт-деревне Чангдонг в центре и парку на набережной, откуда понаблюдал за снующими в гавани кораблями. Заглянул на большой рыбный рынок, где торговали разнообразными морепродуктами — запах был соответствующий.
Мне не хватило природных мест в этот день, поэтому решил сходить в поход вдоль водохранилища Бонгам. Дорога по лесу была очень приятной, деревья отражались в водной глади как в зеркале, так как погода стояла безветренная. Вокруг вальяжно плавали многочисленные разноцветные карпы кои и расхаживали белые цапли. Минут 20 посозерцал эту идиллию из беседки на воде и пошел дальше.
Тут со мной приключилась история. Первый раз за долгое время подвели офлайн-карты Guru Maps Pro, которыми пользуюсь больше пяти лет без нареканий. Они повели меня к выходу из леса по несуществующей дорожке через валежник. Но так как за спиной уже было больше половины пути, я твердо решил пройти остаток. Приходилось карабкаться по отвесным голым скалам, цепляться за гнилые стволы деревьев, скользить по мокрому мху, перелезать через валуны. Уставший, взмокший и перепачканный, я добрался до одной из смотровых площадок парка, перевел там дух и уже по благоустроенной дорожке неспешно пошел на выход.
Заранее зная, что меня ждет на пути, я бы, конечно, отказался от такого маршрута, но в любом случае риск оказался оправданным и это приключение запомнилось мне надолго. За два дня находил в Чханвоне 28 километров.


Пусан — второй визит
Утром меня ждал переезд на автобусе в Пусан. Еще во время первого посещения города понял, что хочу побывать там снова, поэтому без раздумий решил провести дополнительные несколько дней в этом мегаполисе. Дорога заняла меньше часа.
Бросил вещи в отеле и отправился на прогулку. Посетил Музей новейшей истории Пусана. Понравились инсталляции, диорамы и исторические фото, погружающие в другие эпохи Кореи. Потом неспешно гулял в парке «Йондусан» со знаменитой Пусанской башней.
Затем отправился в парк Демократии с небольшим музеем при нем. Дошел по парка «Чунан», который находится напротив, заглянул в зал памяти павших в разных войнах. Насладился видом со смотровой площадки Sky Eye и поехал на автобусе до маяка Jungni Harbor. От него до отеля, в котором я остановился, протянулась живописная тропа вдоль побережья. Часть маршрута проходила по пляжу и была оборудована деревянным настилом, вторая — по скалам, там был металлический пандус с перилами.
По дороге покормил многочисленных котиков — всегда носил в рюкзаке несколько паучей с влажным кормом для таких случаев. Через бинокли, расставленные на смотровых, порассматривал корабли в гавани. Заглянул в арт-деревню Хинеуль, неспешно дошел до маяка Namhang, а затем и до арт-деревни Кканккани. На протяжении всей тропы было много стрит-арта, кофеен и разноцветных домиков — очень живописный маршрут вдоль моря.
После заката еще раз заглянул в парк «Йондусан», потому что хотел посмотреть на Пусанскую башню в темноте: на ней запускают красочные проекции с корейской природой и картинками как из калейдоскопа. Погуляв час, отправился в отель на заслуженный отдых.




Утром на автобусе отправился в парк «Амнам», чтобы немного похайкать и дойти по смотровой площадки «Дудо», откуда открывается прекрасный вид на вулканический остров напротив. В теории на этот участок суши даже можно перебраться по заброшенному остову моста, но у меня не было таких планов. Я просто пошел вглубь парка, подкармливая по пути местных котиков, которые нежились под утренним солнцем.
Как и в прошлое посещение, прошел кружок по островку Донгсеом через висячий мост, а затем отправился на пляж Сонгдо, где помочил ноги в прохладной воде и прогулялся по «облачной» тропе — пешеходной дорожке со смотровой площадкой, проложенной на небольшом возвышении над бухтой. Посидел на крошечном скалистом островке Геобугсеом, поглядывая на ползущие почти над головой кабинки канатной дороги.


Потом поехал на автобусе в другую часть города, чтобы посетить Музей памяти миротворцев ООН и Национальный мемориальный музей принудительной мобилизации в период японской оккупации. Оба места оставили тягостное чувство, но другого я и не ожидал в силу их тематики.
Увы, в Музей истории и культуры Пусана я уже не успевал, поэтому решил посетить мемориальное кладбище ООН, где похоронены военнослужащие, погибшие в ходе Корейской войне. Если верить Википедии, это единственное кладбище Объединенных Наций в мире. Все участки идеально ухожены и разделены аллеями по странам. На территории есть комната-музей с фотографиями и артефактами времен той войны. За 20 минут до закрытия кладбища сотрудники объезжали территорию на электроскутерах и вежливо просили направиться в сторону выхода.

Утром я отправился в западную часть города, чтобы посетить Музей современного искусства. Вход оказался бесплатным, а экспозиция — впечатляющей. К примеру, был зал с подвешенными к потолку фигурами, которые при приближении к ним надувались.
Потом погулял по огромному экопарку Eulsukdo и зашел в музей на берегу озера — тоже бесплатный. На втором этаже были панорамные окна, через которые можно рассматривать многочисленных птиц, плавающих по водоему. Как рассказали сотрудники, раньше здесь выдавали напрокат велосипеды для покатушек по острову, но, увы, теперь эта опция недоступна. Тем не менее место определенно интересное.
Во время первого визита мне так понравился Национальный морской музей, что я решил побывать там снова. Было здорово опять увидеть многометровый аквариум с акулами и скатами, копию старинного корабля в масштабе 1:1 и коллекцию классического холодного оружия.
Потом до самого заката неспешно гулял по улицам города. В свой второй приезд прошел в Пусане 33 километра.




Ульсан
Ранним утром сел на поезд в Ульсан, за пару часов доехал до города и сразу отправился на прогулку. Первым делом пошел в Арт-музей Ульсана. Он оказался большим, но посетителей было немного. Больше всего мне запомнился кинозал с креслами-грушами, в котором транслировали архивные видео.
Дошел до павильона «Тхэхвару» в излучине реки, а затем по набережной добрался до национального сада «Тхэхваган». Там большие цветочные поля, бамбуковый лес, ухоженные тропинки — гулять одно удовольствие.
Через пешеходный мост перешел на другой берег реки и отправился к искусственной пещере Тхэхваган, вырытой еще во время японской оккупации в первой половине 20 века. Место облагородили: сделали подсветку, расставили полноразмерных животных из папье-маше, которые издают звуки, когда проходишь мимо. Место, на мой взгляд, рассчитано на детей, но для галочки посетить можно.
В тот день проходил футбольный матч местной команды Ulsan HD. Это Высшая лига, поэтому я захотел попасть на игру, чтобы сравнить атмосферу и уровень со Второй лигой. Хозяева играли против Gimcheon Sangmu, матч получился достаточно зрелищным, закончился боевой ничьей — 2:2. Гости отняли победу у соперников, сравняв счет на 95-й минуте.
Обратно в сторону отеля решил пройтись пешком через Большой ульсанский парк. Он действительно огромный, если верить Википедии, это самый большой городской парк в Корее. Место идеально подходит для долгих неспешных прогулок.




На следующий день я запланировал осмотреть прибрежную часть города и прогуляться по побережью. На автобусе доехал до порта, прошелся до маяка Сеулдо, полазил по маленьким скалам вокруг, понаблюдал, как ныряльщики ловят морских гадов прямо в гавани, и отправился вдоль берега через живописные рапсовые поля.
Дошел до скалистого острова Daewang-am, к которому переброшен пешеходный мост, вдоволь надышался морским бризом и отправился дальше. Преодолел остров Yoing-gul и подобрался к жемчужине местного парка — 300-метровому висячему мосту, протянутому над водой между двумя холмами. С него открылся роскошный вид на море и пляж. Движение по мосту одностороннее: с одного конца — вход, с другого — выход. За соблюдением правил следят сотрудники парка.
Заглянул на пляж Ильсан, посозерцал морскую гладь. Вода была достаточно холодной: по ощущениям, +15…18 °C. Отважившихся искупаться я не видел, но сам с удовольствием закатал штаны и походил по мелководью. Потом отправился на автобусе обратно в свою часть города.




Утром на автобусе отправился в арт-деревню Чансенг. Ее главный символ — киты. Они обитают в море недалеко от побережья, и с ними связаны почти все экспонаты. Местный музей представляет собой несколько узких улочек и одноэтажных зданий, где воссоздан быт рыбацкой деревушки прошлого. Аутентично, вполне можно провести час-другой.
Из парка дошел до музея китобойного промысла «Чансэнпхо». В экспозиции много скульптур и фотографий, а еще в фасад здания искусно вмонтировано старинное китобойное судно. После этого поднялся на борт фрегата Roks Ulsan — корабля, который нес свою вахту больше 30 лет, а сейчас открыт для туристов. Экскурсоводов там нет, маршрут вдоль палуб и отсеков обозначен красной ограждающей лентой. Я прошел его в гордом одиночестве, вход стоил 1000 KRW (58 ₽).
Я знал, что в Ульсане предлагают морские прогулки на теплоходах, во время которых можно увидеть китов и дельфинов. Решил попытать удачу и прямо на причале купил билет на самый ранний из трех рейсов. Едва судно отошло от причала, половина пассажиров достали заранее заготовленное пиво и неспешно потягивали его на протяжении всей прогулки. Мы вышли в открытое море и развернулись обратно в направлении порта. По дороге сделали маленький крюк, чтобы пройти под вантовым мостом Ульсан. Причалили там же, где стартовали. Китов или дельфинов не увидели, но все равно это была вполне неплохая прогулка.
За три дня в Ульсане прошел почти 35 километров.




Кенджу
На утреннем поезде доехал до Кенджу и сразу отправился на прогулку по городу. Сначала посетил национальный музей и прогулялся по прилегающей территории — она большая и зеленая. В коллекции много предметов быта и украшений разных эпох, а само здание выполнено в классическом корейском стиле.
Затем прошелся до храма Хванненса 7 века, точнее до того, что от него осталось, — массивных камней, лежащих в основании утраченной пагоды. Заглянул в небольшой музей при храме, где представлена многометровая копия пагоды и некоторые уцелевшие элементы.
Отправился к руинам дворца Тонгун, находящимся неподалеку. Обошел вокруг пруда Вольчи. Погулял по огромному парку со множеством интересных локаций. Например, там находятся старейшая в Азии обсерватория «Чхомсондэ», древнее каменное хранилище для льда сокбинго, крытый деревянный мост Вольчжонге, гробницы-курганы династии Силла. Рядом расположена этнодеревня Гечон с аутентичными кафе и сувенирными магазинами.
Заглянул в соседний парк, посмотрел на комплекс королевских гробниц Даерынгвон. Усыпальницы расположены внутри холмов. У одного из них в тот день проходил музыкальный фестиваль, и я решил задержаться там на часок: вряд ли еще выпадет возможность послушать живую музыку на фоне королевского кургана.




Ранним утром я сел на автобус и поехал к храму Пульгукса — буддийскому комплексу с двумя пагодами 8 века. Он находится на высоте 750 метров, поэтому я смог разглядеть не только близлежащие окрестности Кенджу, но и Японское море вдалеке.
Потом прошел несколько километров по нацпарку «Кенджу» через лес. Вход на территорию свободный, тропинка очень живописная, есть скамейки для отдыха. Посетил скальный храм Соккурам со статуей Будды, расположенный на склоне горы, — умиротворяющее место с отличным видом.
На обратном пути вышел у выставочного парка мировой культуры и полюбовался внушительной башней Кенджу — это постройка из стекла и бетона, в которой сделан большой проем в виде традиционной пагоды. Интересное сочетание старой и новой архитектуры.
Под занавес прогулялся по набережной озера Бомульхо. Прошел по Кенджу почти 28 километров.


Тэгу
На поезде доехал до Тэгу — четвертого по величине города Южной Кореи. Билет купил в кассе на вокзале прямо перед отправлением. Дорога заняла пару часов, все это время я любовался на холмы и горы за окном.
По традиции начал прогулку с центра: заглянул в парк «Кенсан-Гамен», небольшой Музей истории Тэгу и Музей традиционной корейской медицины. Экспозиции ничем особенно не удивили: слишком много увидел в предыдущие дни.
Зашел в кафе в центре города, взял местный суп кальгуксу с лапшой, курицей и овощами за 8000 KRW (461 ₽), булочку с красной фасолью и сливками за 3000 KRW (173 ₽). Остановился в симпатичном гестхаусе Dongseongro Zero в центре.
На второй день гулял по парку «Бонгму», вокруг живописного озера. Посетил бесплатный Музей насекомых, находящийся там же. Коллекция большая, но, на мой взгляд, ничего выдающегося.
Дошел до парка «Булло-донг», в котором более 200 древних могил-курганов. Они выглядят как холмы высотой два-три метра, покрытые травой, — рельеф смотрится очень необычно.
Неспешно прошелся по парку на набережной, был субботний солнечный день, там работала большая ярмарка. Играла живая музыка, местные жители устраивали традиционные пикники. Я взял корейские колбаски с кимчи за 8000 KRW (461 ₽) и расположился на набережной, как и все.
Доехал до мини-парка Gosangul с полноразмерными фигурами динозавров у подножия горы Йондусан. Неспешно прогулялся мимо них, планировал дойти до смотровой площадки на горе, но через пару километров понял, что сил на подъем почти не осталось. Отдохнув в парке, вернулся в центр города по облагороженной набережной вдоль реки.




На утро 44-го дня путешествия заглянул в городской парк, посвященный движению по погашению государственного долга . Там установлены бюсты местных деятелей, которые разбирались с проблемой, и памятные стелы с описанием событий. В остальном это обычное городское пространство для прогулок.
На автобусе поехал в отдаленную часть города, чтобы посетить местный музей искусств. Провел там пару часов за осмотром экспозиции, в ней оказалось много картин и инсталляций в абстрактном стиле.
Затем поехал в городской парк «Апсан». По пешеходному мосту добрался к подножию горы Апсан и отправился на трекинг. Маршрут популярен у местных жителей, поэтому народу на тропе было много. Не без труда за несколько часов добрался до вершины, полюбовался городом, лежащим в долине. Дошел до главной смотровой площадки, еще немного поизучал панораму и спустился вниз. За три дня в Тэгу прошел почти 47 километров.



Андон
Я планировал посетить все регионы страны, поэтому следующей точкой маршрута выбрал Андон — небольшой городок в горах. Чтобы добраться до него, мне пришлось сменить три автобуса. Поездка заняла около четырех часов.
Бросил вещи в отеле и отправился на прогулку по набережной реки Нактонган, к плотине. Прошел с одного берега на другой через красивый пешеходный деревянный мост. Заглянул в этнодеревню, в которой было несколько традиционных домов. Посетил Муниципальный фольклорный музей. В экспозиции — многочисленные театральные маски и костюмы, макеты, посвященные истории создания народных игр и забав.
Когда подошел к КПП на плотине, вежливый пожилой охранник показал, как попасть в зону, огороженную для туристов. Оттуда я смог полюбоваться на водохранилище и обрывистые берега вокруг.
На обратном пути заглянул в небольшой, но уютный парк. Вернулся в центр, пройдя пару километров по другой стороне реки по деревянному пешеходному настилу, проложенному прямо у воды.





На следующий день взял напрокат велосипед и колесил по пригороду Андона. Сначала заглянул в парк с живописными кореопсисовыми полями , затем прокатился вдоль реки, переехал на другую сторону и по отличной велодорожке, проложенной прямо по полям, попал в Музей соджу .
Снова приехал к плотине, потому что хотел еще раз посозерцать природные виды. На обратном пути заглянул в выставочный зал Andong Craftwork Culture, где представлены изделия ручной работы, характерные для этого региона: маски, керамика, одежда. Сделал остановку у небольшой семиярусной пагоды. Пройденное за два дня расстояние — 30 километров.


Танян и Янпхен
За три часа на поезде доехал до крошечного городка Танян. Первым делом отправился к одной из главных достопримечательностей — променаду вдоль скал длиной более километра. В конце этой прогулочной зоны находится другая знаковая локация — спиралевидная смотровая площадка на вершине горы. Вход на нее платный — 4000 KRW (230 ₽).
От парковки, расположенной рядом с кассами, на смотровую ходит автобус. Я решил доехать на нем, чтобы не идти по серпантину. Поездка заняла минут десять. Наверху погулял по стеклянным мостам, которые выдавались от скалы примерно на 10 метров вперед. Спустился тоже на автобусе.
Вернулся в город снова по променаду. Прогулялся по парку вдоль набережной, прошел через тоннель из роз и отправился на отдых. Не пожалел, что приехал: город оказался одним из самых живописных на моем маршруте.




Утром сел на автобус и за полчаса доехал до излучины реки, посередине которой стоят три красивые скалы Dodamsambong. В паре сотен метров находится каменная арка естественного происхождения, к которой вела удобная тропа через лес.
Вернулся в город через мост Косу и дошел до одноименной пещеры. Попасть в нее можно через небольшой музей, посвященный этому месту. Единый билет стоил 11 000 KRW (634 ₽). Внутри пришлось подниматься и спускаться по многочисленным железным лестницам. Один раз даже сделал четыре оборота по винтовой — с таким типом лестниц в пещерах еще не встречался. В целом было интересно: в Косу обитают летучие мыши, крупные пауки и кузнечики. Круговой маршрут занял примерно час.





Поднявшись на поверхность, дошел до искусственного водопада на отвесной скале, а затем отправился вверх по дороге к смотровой площадке Yangbangsan. Это излюбленное место старта парапланеристов. Виды оттуда и правда открываются впечатляющие.
На следующий день снова сел на поезд. Поездка по Южной Корее подходила к концу, но я решил не возвращаться сразу в Сеул. Вместо этого поехал в городок Янпхен, где расположена станция столичного метро. Добрался до него за два часа.
Посетил местный музей искусств, билет стоил 1000 KRW (58 ₽). Внутри — симпатичные инсталляции и выставка картин современных корейских художников. Прогулялся по парку, расположенному на небольшом острове. Следом заглянул в парк с многочисленными полями для мини-гольфа, где понаблюдал за неспешной игрой пенсионеров — они составляли подавляющее большинство игроков.
В общей сложности находил по двум городам и их окрестностям 45 километров.




Сеул и демилитаризованная зона
На 50-й день своего путешествия я доехал из Янпхена на метро до центра Сеула и отправился изучать места, в которых еще не был. Добрался до парка с королевскими могилами в виде традиционных погребальных холмов. Обойдя его по кругу, вышел на улицу и сразу попал на костюмированное шествие с музыкой и чествованием спортсменов-бегунов.
Дошел до музея водопроводного дела «Арису». Он состоит всего из одного большого помещения, но организован интересно: под стеклянным полом видны изгибы старых труб, а в зале выставлены двигатели для перекачки воды и прочие агрегаты. Рядом расположена станция подземной очистки воды, куда тоже можно заглянуть.
Потом отправился в Лесной парк. Отличное место со свободным входом. Чисто, тихо — самое то, чтобы посидеть за книжкой пару часов или неспешно прогуляться. Еще там на огороженной территории живут олени. Понаблюдал за ними с пешеходной эстакады. Прошел за день 19 километров.




На следующий день я отправился в демилитаризованную зону — DMZ, которая разделяет Корейский полуостров на КНДР и Республику Корею. Приобрел экскурсию заранее на сайте турагентства Klook за 58 $ (4590 ₽). В 07:00 меня и других туристов от станции метро «Мендон» забрал минивэн.
Сначала мы заехали в парк в непосредственной близости от DMZ, где нас рассадили по большим туристическим автобусам. Народу набралось много — свободных мест не было. Повезли к висячему мосту Гамаксан. Он натянут между двумя холмами над автомобильной трассой и рекой на высоте около 50 метров. Всей группой мы прошли по нему туда и обратно, страшно не было. Потом поехали дальше.
На въезде в демилитаризованную зону военные проверили у всех паспорта.
Здесь строгие порядки: никаких фотографий или видео вне оговоренных заранее мест, ходить можно только по обозначенным дорожкам. Сначала нас отвезли к смотровой Dora, откуда в бинокль можно увидеть северокорейскую землю, в частности потемкинскую деревню Киджондон. Считается, что это не настоящий населенный пункт, потому что свет годами загорается в одних и тех же окнах в одно и то же время, на улицах появляются только строители и солдаты. Наблюдатели замечали женщин, моющих окна, но они тоже не меняются в течение уже 15 лет.
Там же расположен 160-метровый флагшток, который, по некоторым версиям, самый высокий в мире. Это результат негласного соревнования двух Корей, известного как Война флагов.
За 10 минут автобус доставил нас к подземному тоннелю № 3, который в свое время северокорейцы выкопали для внезапного нападения на соседей. Те обнаружили его в 1978 году и залили тремя слоями бетона.
Перед входом в тоннель нас попросили оставить телефоны и фотоаппараты в шкафчиках: снимать там строго запрещено. Затем всем выдали каски и мы пошли по длинному, крутому спуску, который привел к узкому, низкому проходу с тусклым освещением и неровными стенами из горной породы. Пока мы шли гуськом друг за другом, периодически слышались удары касок о потолок. В конце тоннеля посмотрели в маленькое окошко в первом бетонном слое — была видна только следующая стена.
Обратный путь занял чуть больше времени, потому что на крутом подъеме практически всем требовались остановки для восстановления дыхания. На площади перед тоннелем расположен монумент, призывающий к объединению двух стран, и небольшая выставка военной техники.
На автобусе мы вернулись к туристическому центру и в течение часа были предоставлены сами себе. За это время мне удалось посмотреть на знаменитый искореженный Последний локомотив — Last Train. Он доставлял боеприпасы на передовую во время Корейской войны и сломался прямо в дороге. Считается последним поездом, который пересек границу между двумя странами.
Еще увидел мост через реку Имджинган, на котором отмечены следы от пуль и снарядов. Потом ненадолго заглянул в Мемориальный музей Корейской войны с историческими фотографиями и вещами той эпохи. Вход свободный.
После мы вернулись в автобус и отправились обратно в Сеул. Оставалась еще пара часов светового дня, и я решил прогуляться по растянувшемуся вдоль реки городскому парку «Ичхон Ханган».





Остаток своего пребывания в Сеуле я спонтанно посещал интересные места в тех районах, где оказывался. Заглянул в дворец Согун, Музей истории королевской империи «Сокчходжон» и Музей современного искусства, расположенные на территории королевской обители. Побывал в музее искусства SeMA, где проводят выставки современных художников. К примеру, в день моего визита работала экспозиция британского дизайнера и архитектора Нормана Фостера. Я с удовольствием порассматривал миниатюры его знаменитых проектов.
Заглянул в Сеульский англиканский собор — люблю посещать храмы, несмотря на свой атеизм, нравится атмосфера религиозных мест. Побывал в Музее истории Кореи, где выставлены интересные вещи предыдущих поколений. Особенно запомнилась машинка для чистки и полировки бильярдных шаров 1960-х годов — очень специфическая штука. Еще сходил в Музей ремесленного искусства. Вазы, украшения и традиционная одежда выставлены там в затемненных помещениях с намеренно тусклым светом, смотрелось очень эффектно.





В последний день в Корее я просто наслаждался духом мегаполиса. Заглянул в университет Ихва — один из самых крупных в мире женских вузов. Прогулялся по территории кампуса, отметил интересную архитектуру, больше характерную для Англии.
Еще успел посетить Музей Банка Кореи, Музей почты и марок Кореи и символически попрощался со страной, заглянув напоследок на торговую улицу Мендон. За последние четыре дня в Южной Корее прошел 59 километров.



Итоги
Это было увлекательное приключение, но такой формат путешествия подойдет немногим: количество посещенных мест на единицу времени зашкаливало. Я перемещался налегке, с двумя 50-литровыми рюкзаками, поэтому быстро раскладывался и собирался, когда решал ехать в следующую точку.
Никаких проблем с передвижениями по стране не возникло, система транспорта в Южной Корее отлажена на высшем уровне. Билеты на поезда и междугородные автобусы обычно брал в кассах перед самым отправлением, в остальных случаях платил картой T-Money.
Я практически не пользовался «Гугл-картами». На мой взгляд, в Корее они бесполезны, потому что показывают неактуальные маршруты и расписание транспорта. Вместо этого рекомендую скачать местные приложения Kakao Map и Naver. Для хайкинга можно использовать офлайн-карты Guru Maps Pro и OsmAnd.
Хочу снять шляпу перед людьми, которые занимаются благоустройством трекинговых троп по всей Корее: такого качественного подхода к облагораживанию я не видел нигде. Почти везде уложены деревянные настилы или рулонные ковры из соломы. На участках с большим углом подъема установлены лестницы с перилами, есть скамейки, чтобы передохнуть и восстановить дыхание.
Часто встречал на трекинге шкафчики с медикаментами. Они закрыты на кодовые замки, доступ можно получить, позвонив по номеру, указанному на дверце. На длинных маршрутах есть приюты для туристов, чтобы спрятаться от дождя, согреться и полноценно отдохнуть. В туристическом шелтере на тропе на вершину Халласана был еще и бесплатный высокоскоростной интернет — 100 Мбит/сек.
Местные жители, если к ним обратиться, всегда стараются помочь, несмотря на свой базовый английский. Как я понял, язык не очень популярен в стране, особенно у старшего поколения. Я обычно общался на корейском через онлайн-переводчик.
С погодой очень повезло: могу вспомнить только три дождливых дня. К счастью, это почти не нарушило моих планов. В остальное время было ясно и тепло, поэтому хотелось как можно больше гулять. Я полностью доволен поездкой и думаю, что обязательно вернусь в Южную Корею в ближайшие годы.
Расходы
После других азиатских стран вроде Филиппин, Вьетнама и Таиланда я почувствовал разницу в уровне жизни в пользу Кореи. Уровень трат там, соответственно, тоже выше.
Все гостиницы на маршруте я бронировал через агрегаторы Agoda и Booking. Я искал места с оценкой от 7 из 10, в итоге все они оказались очень приятными, с хорошей мебелью и ремонтом. Номер в отеле весной 2024 года стоил от 20 $ (1583 ₽) в сутки, койка в хостеле или гестхаусе — от 12 $ (950 ₽). В этом плане соотношение цены и качества в Южной Корее — на уровне.
На питание в среднем уходило 15—20 $ (1187—1583 ₽) в день с учетом того, что я редко заглядывал в кафе. Чаще всего брал готовую еду в супермаркетах вроде 7/11 и Emart 24 и устраивал привалы на природе. Покупал кимбапы, пибимпапы , выпечку. Качество еды хорошее, разброс цен — от 3000 KRW (173 ₽) до 7000 KRW (403 ₽). В кафе горячие блюда стоили в пределах 5000—10 000 KRW (288—576 ₽), напитки — 4000—6000 KRW (230—346 ₽).
Общественный транспорт оказался вполне доступным, за исключением высокоскоростных поездов Korea Train Express. К примеру, двухчасовая поездка из Сеула в Пусан на них могла стоить 100 $ (7913 ₽).
Зато удивило большое количество бесплатных и очень качественных музеев. В одном только Сеуле их наберется больше десятка. Все траты для удобства я фиксировал в одной валюте — долларах США.
Расходы на поездку в Южную Корею на 54 дня весной 2024 года — 4200 $ (332 346 ₽)
Жилье | 1400 $ (110 782 ₽) |
Еда | 850 $ (67 261 ₽) |
Транспорт | 500 $ (39 565 ₽) |
Развлечения | 500 $ (39 565 ₽) |
Перелеты | 400 $ (31 652 ₽) |
Билеты в музеи | 250 $ (19 783 ₽) |
Прочее | 200 $ (15 826 ₽) |
Сувениры | 100 $ (7913 ₽) |
Расходы на поездку в Южную Корею на 54 дня весной 2024 года — 4200 $ (332 346 ₽)
Жилье | 1400 $ (110 782 ₽) |
Еда | 850 $ (67 261 ₽) |
Транспорт | 500 $ (39 565 ₽) |
Развлечения | 500 $ (39 565 ₽) |
Перелеты | 400 $ (31 652 ₽) |
Билеты в музеи | 250 $ (19 783 ₽) |
Прочее | 200 $ (15 826 ₽) |
Сувениры | 100 $ (7913 ₽) |