Геймеры в России: сколько тратят и во что играют

Четверо из десяти россиян хотя бы раз играли в видеоигры — на компьютере, игровой консоли или смартфоне.
Мы изучили, сколько денег тратят геймеры на этот вид развлечений и какие игры чаще всего покупают. Заодно расскажем, какие игровые платформы популярнее в России, много ли россиян посещает компьютерные клубы и сколько увлекается киберспортом.
О чем вы узнаете
Кто такие геймеры и сколько их в России
Геймером принято называть человека, который много и хорошо играет в видеоигры на электронных устройствах: компьютерах, смартфонах и игровых приставках — консолях. Однако исследователи по-разному определяют портрет типичного геймера. По данным ВЦИОМа, это молодой мужчина в возрасте до 40 лет, городской житель, с хорошим материальным положением. В целом, активно играют 22% всех россиян, при этом среди молодежи 18—23 лет таких больше половины — 59% от этого возраста.
По исследованию аналитического центра НАФИ эта цифра гораздо больше: в видеоигры регулярно или время от времени играют 88 млн человек, или 60% россиян. В среднем российские геймеры, которые играют эпизодически, тратят на игры 3—5 часов в неделю. Те, кто играет почти ежедневно, проводят за этим занятием 3—4 часа в день.
Больше всего видеоигры любит молодежь до 24 лет, в этой возрастной категории — 73% геймеров. Верхняя планка возраста у тех, кто серьезно увлекается играми, составляет 45 лет. В гендерном плане российское игровое сообщество почти не отличается от, например, американского: чуть больше половины, 54—55% игроков, — это мужчины, остальные 45—46% — женщины.
При этом в опросе НАФИ среди жителей Москвы назвали себя геймерами только 17% москвичей, играющих в компьютерные игры. Чаще так отвечали респонденты, которые играют каждый или почти каждый день.
По подсчетам онлайн-школы геймдева XYZ School, в нашей стране 25—26 миллионов геймеров, или 17% населения. К «геймерам» авторы исследования отнесли тех, кто играет более пяти часов в неделю. По статистике Steam, в 2025 году количество пользователей из России составляло 9,5 млн человек.
ВЦИОМ в своем исследовании делит геймеров на две группы: первая — это те, кто играл на момент проведения опроса, а другие — играли раньше и перестали. С годами доля активных геймеров растет, а количество бывших игроков уменьшается: если в 2019 году это хобби имели 19% опрошенных и еще 33% играли ранее, то в 2024 году — 22 и 21% соответственно.
Хотя основной состав геймеров — молодые люди, тем не менее 12% опрошенных россиян 57—76 лет и 7% россиян в возрасте 77 лет и старше ответили, что играют в видеоигры. Пенсионеры тоже вливаются в игровое сообщество — эту тенденцию можно проследить и в России, и в мире.
Известны десятки пожилых людей, которые стали киберспортсменами и популярными стримерами. Например, 76-летняя Ольга Ивановна с января 2021 года ведет эфиры под никнеймом i_olga и транслирует бои в Counter-Strike 2. На стриминговой платформе Twitch у нее уже более 198 тысяч подписчиков. А самым пожилым геймером считается 95-летняя Хамако Мори из Японии, на ее ютуб-канал Gamer Grandma подписаны более полумиллиона человек.

Какие платформы популярны у геймеров
Можно обобщенно разделить платформы для видеоигр на три группы: персональные компьютеры, мобильные устройства и консоли. Самая популярная в России платформа — персональный компьютер : среди геймеров и тех, кто играл раньше, минимум 60% использовали ПК. Респонденты могли выбрать несколько вариантов, но персональный компьютер лидирует среди ответов в разных возрастных категориях, у мужчин и у женщин.
Второе место в качестве устройства для игр занимает мобильный телефон. Здесь есть гендерное различие: на смартфоне чаще играют женщины — 66% против 47% мужчин. А самые популярные из домашних консолей — PlayStation и Xbox: их используют для развлечения 22 и 11% опрошенных соответственно. Также респонденты часто называли Nintendo Switch и портативную ПК-консоль Steam Deck . При этом мужчины имеют дома приставку примерно в два раза чаще, чем женщины.
Среди российских игроков консоли распространены меньше всего. При этом пользователи играют в среднем на двух устройствах. А любители приставок — в среднем на трех: например, на PlayStation, ПК и смартфоне.

Если оценивать популярность платформ на российском рынке в денежном выражении, то по подсчетам на 2024 год игроков практически поровну разделили между собой ПК и мобильные игры: 48 и 44% трат соответственно. На третьем месте консоли с долей 8%. Такие данные представлены в исследовании компании Strategy Partners . Распределение существенно не меняется последние три года.
Любовь к играм на ПК характерна для геймеров из России и из стран Восточной Европы. На мировом рынке в целом лидируют мобильные игры — 49% трат игроков в 2024 году , следом идут консоли — 28% расходов, а доля персональных компьютеров — 23%. Мобильный сегмент занимает первое место по доходам на развивающихся рынках, в частности в Азиатском регионе, а «непопулярные» у нас консоли доминируют в Северной и Южной Америке, а также странах Западной Европы. Еще раз отметим, что речь здесь идет о тратах на игры, вышедшие на разных платформах, а не о количестве игроков.
Объем российского рынка видеоигр перешагнул отметку в 100 млрд рублей еще в 2018 году. Из-за пандемии рынок резко вырос с 121 млрд рублей в 2019 году до 178 млрд в 2021. Это был пиковый показатель, после которого произошел небольшой спад в 2022. По итогам 2024 года эксперты ожидают рост рынка до 187 млрд рублей. Аналитики XYZ School приводят чуть более скромные данные: по их подсчетам траты российских геймеров за 2023 год составили 161 млрд рублей, а в 2024 году увеличились на 7,5% до 173 млрд рублей.
Если говорить о перспективах отечественного игрового рынка, эксперты из Strategy Partners разработали три сценария развития до 2030 года. Во всех вариантах предполагается рост аудитории геймеров в России и расширение ассортимента российских видеоигр, прогнозируется рост индустрии от 1% в консервативном сценарии до 10% в оптимистичном. Кардинальных перемен игровая сфера не ждет.

Какие игры самые популярные у россиян
Предпочтения могут различаться в зависимости от платформы, на которой люди играют. В топ самых продаваемых игр за девять месяцев 2024 года попали известные AAA-игры. Так называют блокбастеры индустрии — крупнобюджетные тайтлы от больших издателей. Например, бессменная классика GTA V уже более десяти лет является хитом продаж в РФ и мире. В 2025 году на троне AAA-игр ее может сменить GTA VI.
Компания Nintendo активнее всего строит политику продаж на эксклюзивах. Многие игры для портативной консоли Nintendo Switch входят в список популярных в России — например, платформер Super Mario Bros. Wonder и адвенчура в открытом мире The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom.
Среди хитов продаж в 2024 году — игры, подходящие для посиделок с друзьями: спортивные симуляторы и крупнобюджетные экшены по знаменитым франшизам. В качестве примеров можно привести футбольный симулятор EA Sports FC 24, симулятор смешанных единоборств EA Sports UFC 5, приключенческий экшен Marvel’s Spider-Man 2 и игровой спин-офф «Гарри Поттера» Hogwarts Legacy. Не забывают геймеры и файтинг Mortal Kombat 1.
Если говорить о российских играх, самый громкий релиз последних двух лет — это шутер Atomic Heart. В феврале 2023 года, когда вышел проект, в него одновременно играли в Steam на ПК более 38 тысяч человек, а спустя три недели после релиза количество игроков на всех платформах превысило 5 миллионов. Представители издателя игры Focus Entertainment по итогам финансового года сообщили, что продажи Atomic Heart превзошли ожидания.
Среди российских проектов можно отметить еще две игры, которые привлекали внимание в последнее время. В адвенчуре Indika нужно путешествовать по альтернативной Российской империи и вести диалоги на тему религии с дьяволом. Также хорошие оценки критиков и игроков заработал Warhammer 40,000: Space Marine 2 — шутер по франшизе «Вархаммера» от санкт-петербургской студии Saber Interactive. Через месяц после релиза в сентябре 2024 года продажи игры достигли 4,5 млн копий.
Мы посмотрели, какие из последних видеоигр разных жанров популярны у россиян в 2024 году, и собрали их оценки на мировом портале-агрегаторе Metacritic. Сервис собирает рецензии критиков от разных изданий и формирует средний балл — оценку видеоигры. Успешным считается проект с оценкой 75 и выше — это значит, что видеоигра получила в основном положительные отзывы. Впрочем, оценка не свидетельствует напрямую о коммерческом успехе: игра со средними отзывами может хорошо продаваться, а с хорошими — плохо. Самые продаваемые в России проекты получили оценки выше 70 баллов из 100.

Сколько россияне тратят на видеоигры
По данным опроса, проведенного XYZ School в 2023 году, 26% россиян готовы потратить на покупку видеоигр 8000—10 000 ₽ в год. Однако почти половина опрошенных — 47% — выбрали варианты менее 8000 ₽. По данным исследователей, в том же году один геймер тратил на игры в среднем 6440 ₽. За эти деньги можно приобрести одну AAA-игру — например, EA Sports FC 24 или Hogwarts Legacy. Если пользователь будет ждать скидок, то сможет купить несколько ААА-игр.
Компании вроде Microsoft и Sony предлагают игровые подписки — доступ к библиотеке с сотнями игр, которая обновляется раз в месяц. Стоимость такой подписки за год примерно равна цене одной AAA-игры.
Кроме приобретения самой видеоигры или подписки геймеры тратят деньги на покупки внутри игр. По оценке XYZ School, суммы на одного пользователя не превышают 500—1000 ₽ в месяц, у активных игроков — чуть более 2500 ₽ в месяц. Индустрия зарабатывает благодаря этому 20 млрд рублей в месяц. По более ранним подсчетам НАФИ в исследовании 2022 года, каждый пятый россиянин, который играет в видеоигры, уже тратил в месяц на покупки внутри видеоигр около 1000 ₽. А по данным опроса НАФИ в апреле 2024 года, геймеры из Москвы в среднем тратят на приобретение видеоигр и внутриигровые покупки 3604 ₽ ежемесячно.
Значительная часть продаж приходится на онлайн-магазины: Steam, PS Store, Microsoft Store и другие. С каждым годом доля игр на физических носителях уменьшается — особенно на ПК, для которых больше вообще не производят диски с играми .
Если говорить о стоимости игр для ПК и консолей, сейчас компании-производители игр отказываются от политики региональных цен. Раньше существовал принцип: чем беднее страна — тем ниже там цены, в основном он действовал для ПК-игр. Например, раньше в Steam игры для России и некоторых других государств стоили недорого, а сейчас стоимость AAA-игр приближается к ценам на консольные игры, которые всегда оставались стабильно высокими.
Производители пытаются уравнять стоимость продукта в разных государствах, что приводит к росту цен, в том числе и на старые проекты. Стоимость стандартной версии новой игры достигла 70 $ (5894,24 ₽) . По такой цене продается большинство ААА-игр, которые мы уже упоминали ранее.
Дополнительно увеличивает расходы российских геймеров то, что сейчас невозможно оплатить видеоигры в цифровых магазинах российскими банковскими картами — приходится использовать различные возможности для покупки игр в других регионах.
Впрочем, игры и сами консоли стали дорого обходиться не только россиянам, но и жителям других стран. Например, осенью геймеры в США, Японии и других странах были недовольны тем, что новую приставку PlayStation 5 Pro продают за 700 $ (58 942,43 ₽). В России ее цена начинается от 129 000 ₽.

Сколько в России киберспортсменов и компьютерных клубов
Киберспортивные турниры. Они стали неотъемлемой частью гейминга вне дома. По заявлению вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в России киберспортом занимаются более 15 млн человек. Глава Федерации киберспорта России Дмитрий Смит оценивает количество киберспортсменов более сдержанно — в 5—6 миллионов человек. Это люди, которые активно участвуют в соревнованиях и тренируются в свободное время.
В России проводятся киберспортивные соревнования по Dota 2, Counter-Strike и другим играм. Их организуют разработчики, компьютерные клубы, частные организации и сама Федерация киберспорта России. По статистике ФКР, за 25 лет работы федерация провела более десяти тысяч соревнований, в которых приняло участие 2,5 млн человек.
Например, общий призовой фонд российского фиджитал-турнира «Игры будущего» в 2024 году составил 10 млн долларов, или 840 млн рублей. Особенность такого турнира заключается в объединении виртуальных и реальных спортивных дисциплин. Например, при игре в футбол нужно по очереди гонять мяч ногами и с помощью геймпада. Среди киберспортивных дисциплин представлены Dota 2, Mobile Legends: Bang Bang, «Мир танков», CS2, Warface, Standoff 2. Только по Dota 2 призовой фонд в рамках турнира равнялся 1 000 000 $ (84 502 282 ₽).
Главное мировое соревнование по Dota 2 — The International — собрало в 2024 году призовой фонд в 2 700 000 $ (226 813 754 ₽). Годом ранее он был выше 3 100 000 $, или более 260 000 000 ₽. На тот момент в истории турнира это был один из самых низких призовых фондов. Восемь лет подряд, с 2014 года, призовой фонд не опускался ниже 10 000 000 $ (839 972 600 ₽). Рекорд зафиксирован в 2021 году — 40 000 000 $ (3 359 890 400 ₽).
Тогда, в 2021 году, победу в The International завоевал российский коллектив Team Spirit. Российским игрокам с 2022 года сложно участвовать в международных турнирах из-за внешнеполитической обстановки, и успешные на мировой арене киберспортивные команды поменяли прописку. Спустя два года Team Spirit повторил свое достижение, но уже в статусе международной команды с офисом в Белграде. Переехал и другой известный отечественный коллектив Virtus.pro, который в 2022 году победил в мейджоре по Counter-Strike: Global Offensive под нейтральным названием Outsiders. Теперь их офис находится в Ереване.
Компьютерные клубы. После волны популярности в начале нулевых о них забыли из-за появления доступного высокоскоростного интернета и мощных компьютеров в каждом доме. Однако в 2017—2018 годах началось возрождение сферы.
Обновленные компьютерные клубы мало похожи на своих предшественников: они оснащены не только новейшими компьютерами, но также консолями и VR-комнатами. Дмитрий Лукин, владелец российского разработчика ПО для киберклубов Langame, отмечает, что клубам открыт рынок облачного гейминга. Услуга выглядит так: организация предоставляет удаленный доступ к своему компьютеру с мощным железом, а для геймера важно только наличие быстрого интернета. Тогда даже на старом ноутбуке получится проходить современные игры.
Исследователи Strategy Partners привели три основные причины, по которым люди снова пошли в компьютерные клубы. Собрать для себя мощный игровой компьютер стало довольно дорого, растут и цены на видеоигры. Также не у всех геймеров дома есть комфортная обстановка, чтобы с удовольствием провести несколько часов в виртуальном мире. Важен и фактор социализации: игроки хотят находиться в среде единомышленников.
По данным Langame, количество компьютерных клубов в России увеличилось с тысячи заведений в 2019 году до 2,7 тысячи по итогам 2023. Это даже больше, чем число кинотеатров, которых на тот же момент в России насчитывалось только 2,3 тысячи. Количество уникальных посетителей выросло более чем в два раза: с 1,25 млн человек до 2,8 млн.
Рост индустрии продолжается: объем рынка в 2019 составлял 13 млн рублей, а по итогам 2024 достиг отметки в 26 млрд рублей. Количество компьютерных клубов в стране увеличилось за последний год на 15% — до 3,1 тысячи. Две трети из них расположены за пределами городов-миллионников.
Растет и общее число игровых мест в заведениях: теперь клубы могут вместить единовременно 84 тысячи посетителей против 73 тысяч годом ранее. Большая часть клиентов киберклубов — это мужчины в возрасте от 18 до 34 лет. В Москве компьютерные клубы посещают 12% геймеров, чаще всего это молодежь 14—34 лет.

Еще об играх и геймерах для тех, кто дочитал статью до конца:
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata