Юрист объясняет: что нужно знать о маркировке рекламы в интернете
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Уже почти 2 года назад в нашем законодательства появились требования к обязательной маркировке рекламы в интернете, но даже спустя столько времени многие пользователи не понимаю как и что нужно делать.
О Сообщнике Про
Действующий адвокат. Имею опыт в работе с юридическими лицами, международной правовой помощи, правовой экспертизе. Автор более 40 научных публикаций в сфере юриспруденции.
Сейчас мы разберем все, что нужно знать о маркировке рекламы в интернете.
Начнем с теории и нормативно-правовой базы.
Первое, что важно понять, — это определение рекламы. В соответствии с Федеральным законом РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Дополнительно определение рекламы уточняется в приказе ФАС РФ от 14.11.2023 № 821/23, которым утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы».
Если мы убедились, что перед нами действительно реклама, нужно разобраться с основными требованиями закона о ее маркировке.
Почему маркировка рекламы — это важно
С 1 сентября 2023 года у нас вступили в силу штрафы за отсутствие маркировки рекламы. Нарушения и размеры наказаний регламентированы частями 15 и 16 статьи 14.3 КоАП РФ.
Если переводить с юридического языка на человеческий, то основные виды нарушений:
- Непредоставление сведений о рекламе в Роскомнадзор;
- Предоставление недостоверных сведений о рекламе в Роскомнадзор;
- Представление сведений о рекламе в Роскомнадзор с нарушением сроков;
- Отсутствие маркировки на рекламе;
- Неправильная маркировка рекламы.
Когда мы немного разобрались с тем, что именно считается нарушением, поговорим о том, какое может быть наказание.
Размеры штрафов:
За непредоставление сведений о рекламе в Роскомнадзор, предоставление недостоверных сведений или представление сведений с нарушением сроков предусмотрены следующие виды наказаний:
- Граждане и самозанятые: 10 000 — 30 000 руб.;
- Должностные лица и ИП: 30 000 — 100 000 руб.;
- Юридические лица: 200 000 — 500 000 руб.
За отсутствие маркировки на рекламе или неправильную маркировку рекламы предусмотрены следующие виды наказаний:
- Граждане и самозанятые: 30 000 — 100 000 руб.;
- Должностные лица и ИП: 100 000 — 200 000 руб.;
- Юридические лица: 200 000 — 500 000 руб.
Пять этапов правильной маркировки рекламы
Чтобы избежать штрафов, следуйте следующему плану действий из 5 этапов:
1. Заключение договора. При размещении рекламы важно заключить договор между рекламодателем и рекламораспространителем. В договоре уточняются обязанности сторон: кто вносит сведения Оператору рекламных данных (ОРД) и кто и в какой срок предоставляет материалы для маркировки (рекламный макет и сведения для маркировки).
ОРД, или оператор рекламных данных, — это сервис, который помогает передать данные о рекламном объявлении в Единый реестр интернет-рекламы, получить токен (ERID) и отчитаться о результатах кампании.
2. Регистрация у Оператора рекламных данных. Для получения уникального идентификатора рекламы (ERID) необходимо зарегистрироваться у одного из ОРД. Выбирайте оператора, исходя из цены, интерфейса и поддержки, глобальной разницы между ними нет.
ВАЖНО: Если вы размещаете рекламу через сервисы «Яндекс» или «ВКонтакте» (не у блогеров, именно через их сервисы) токен получать не нужно — площадки сами осуществляют маркировку и подают сведения ОРД.
3. Получение токена. Процесс получения токена может варьироваться в зависимости от интерфейса у конкретного ОРД.
Общие шаги выглядят следующим образом:
- Добавляем рекламную площадку, это может быть сайт, блог или группа. Указываем конкретную ссылку.
- Добавляем Контрагента (рекламорастространителя). Выбираем его вид регистрации: Физическое лицо (самозанятый тоже сюда относится если нет отдельной вкладки), Индивидуальный предприниматель, Юридическое лицо, а также указываем его ИНН.
- Добавляем сведения о договоре между вами, дату, сумму, стороны.
- Регистрируем сам креатив, указываем название, ссылку, где будет размещена реклама.
- Загружаем макет самой рекламы в зависимости от ее формата (текст + фото / текст + видео и т.д.).
После того, как мы проделали указанные выше 5 шагов, ОРД присвоит нам токен/маркер (ERID).
Erid — уникальный идентификатор интернет-рекламы (токен), который вам присваивает Оператор рекламных данных на каждый рекламный креатив. Токен выглядит как набор цифр и латинских букв, перед ним всегда добавляется пометка«erid:».
4. Маркировка рекламы. Итак, мы на пол пути. Теперь необходимо правильно промаркировать наш рекламный креатив.
Закон «О рекламе» в статье 18 четко указывает требования, которые необходимо соблюдать при маркировке рекламы.
Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Подробные требования и примеры маркировки утверждены приказом ФАС РФ от 30 ноября 2022 г. № 191.
Если упростить и свести до самых распространённых случаев, то маркировка выглядит следующим образом:
- Пометка «реклама»,
- Тот самый erid,
- Наименование и ИНН рекламодателя.
Например:
- Реклама.
- Erid:12312312
- ООО «Ромашка», ИНН 123123123
Такие сведения должны быть размещены в обязательном порядке в любом месте фото или видео креатива, или в тексте самого поста.
5. Отчет о рекламе. Очень важный этап, без выполнения которого усилия, сделанные раннее обнуляются.
Отчитаться о рекламе — это значит передать о ней сведения о статистике показов, статистике переходов, потраченная сумма денежных средств.
Отчитываться нужно в том же личном кабинете ОРД, где регистрировали рекламу, то есть тот, на ком лежит обязательство о регистрации рекламного материала, обязан также и разместить отчет.
За статистику нужно отчитываться ежемесячно, пока размещена реклама.
В соответствии с памяткой Роскомнадзора о размещении интернет-рекламы, по количеству просмотров рекламы необходимо подавать сведения в течение месяца, следующего за месяцем размещения рекламы.
Например, если реклама была с 5 по 20 января, то данные о просмотрах нужно сдать до 28 февраля. Но если реклама была показана на стыке двух месяцев — с 15 декабря по 15 января, то данные нужно подать в два этапа:
- Количество показов с 15 по 31 декабря — до 30 января;
- Количество показов с 1 по 15 января — до 28 февраля.
Если реклама размещена в публикации без удаления то, необходимо отчитываться о каждом месяце, пока она не будет удалена.
Пример:
- Реклама с 5 по 20 января — отчет подается до 28 февраля;
- Реклама с 15 декабря по 15 января — два отчета: до 30 января (за декабрь) и до 28 февраля (за январь).
Чек-лист для соблюдения правил:
- Определите, является ли материал рекламой;
- Заключите договор с распределением обязанностей;
- Зарегистрируйте сведения в ОРД;
- Маркируйте рекламные материалы;
- Подавайте отчеты о размещении рекламы.
Дополнительно: Бартер также считается рекламой, если вы получили выгоду (даже нематериальную). Такие соглашения необходимо маркировать и учитывать как рекламу в отчетах.