Юрист объясняет: что нужно знать о маркировке рекламы в интернете

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Адвокат Давид Меграбян

Страница автора

Уже почти 2 года назад в нашем законодательства появились требования к обязательной маркировке рекламы в интернете, но даже спустя столько времени многие пользователи не понимаю как и что нужно делать.

"

О Сообщнике Про

Действующий адвокат. Имею опыт в работе с юридическими лицами, международной правовой помощи, правовой экспертизе. Автор более 40 научных публикаций в сфере юриспруденции.

"

Сейчас мы разберем все, что нужно знать о маркировке рекламы в интернете.

Начнем с теории и нормативно-правовой базы.

Первое, что важно понять, — это определение рекламы. В соответствии с Федеральным законом РФ от 13.03.2006 № 38⁠-⁠ФЗ «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Дополнительно определение рекламы уточняется в приказе ФАС РФ от 14.11.2023 № 821/23, которым утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы».

Если мы убедились, что перед нами действительно реклама, нужно разобраться с основными требованиями закона о ее маркировке.

Почему маркировка рекламы — это важно

С 1 сентября 2023 года у нас вступили в силу штрафы за отсутствие маркировки рекламы. Нарушения и размеры наказаний регламентированы частями 15 и 16 статьи 14.3 КоАП РФ.

Если переводить с юридического языка на человеческий, то основные виды нарушений:

  • Непредоставление сведений о рекламе в Роскомнадзор;
  • Предоставление недостоверных сведений о рекламе в Роскомнадзор;
  • Представление сведений о рекламе в Роскомнадзор с нарушением сроков;
  • Отсутствие маркировки на рекламе;
  • Неправильная маркировка рекламы.

Когда мы немного разобрались с тем, что именно считается нарушением, поговорим о том, какое может быть наказание.

Размеры штрафов:

За непредоставление сведений о рекламе в Роскомнадзор, предоставление недостоверных сведений или представление сведений с нарушением сроков предусмотрены следующие виды наказаний:

  • Граждане и самозанятые: 10 000 — 30 000 руб.;
  • Должностные лица и ИП: 30 000 — 100 000 руб.;
  • Юридические лица: 200 000 — 500 000 руб.

За отсутствие маркировки на рекламе или неправильную маркировку рекламы предусмотрены следующие виды наказаний:

  • Граждане и самозанятые: 30 000 — 100 000 руб.;
  • Должностные лица и ИП: 100 000 — 200 000 руб.;
  • Юридические лица: 200 000 — 500 000 руб.

Пять этапов правильной маркировки рекламы

Чтобы избежать штрафов, следуйте следующему плану действий из 5 этапов:

1. Заключение договора. При размещении рекламы важно заключить договор между рекламодателем и рекламораспространителем. В договоре уточняются обязанности сторон: кто вносит сведения Оператору рекламных данных (ОРД) и кто и в какой срок предоставляет материалы для маркировки (рекламный макет и сведения для маркировки).

ОРД, или оператор рекламных данных, — это сервис, который помогает передать данные о рекламном объявлении в Единый реестр интернет-рекламы, получить токен (ERID) и отчитаться о результатах кампании.

2. Регистрация у Оператора рекламных данных. Для получения уникального идентификатора рекламы (ERID) необходимо зарегистрироваться у одного из ОРД. Выбирайте оператора, исходя из цены, интерфейса и поддержки, глобальной разницы между ними нет.

ВАЖНО: Если вы размещаете рекламу через сервисы «Яндекс» или «ВКонтакте» (не у блогеров, именно через их сервисы) токен получать не нужно — площадки сами осуществляют маркировку и подают сведения ОРД.

3. Получение токена. Процесс получения токена может варьироваться в зависимости от интерфейса у конкретного ОРД.

Общие шаги выглядят следующим образом:

  • Добавляем рекламную площадку, это может быть сайт, блог или группа. Указываем конкретную ссылку.
  • Добавляем Контрагента (рекламорастространителя). Выбираем его вид регистрации: Физическое лицо (самозанятый тоже сюда относится если нет отдельной вкладки), Индивидуальный предприниматель, Юридическое лицо, а также указываем его ИНН.
  • Добавляем сведения о договоре между вами, дату, сумму, стороны.
  • Регистрируем сам креатив, указываем название, ссылку, где будет размещена реклама.
  • Загружаем макет самой рекламы в зависимости от ее формата (текст + фото / текст + видео и т.д.).

После того, как мы проделали указанные выше 5 шагов, ОРД присвоит нам токен/маркер (ERID).

Erid — уникальный идентификатор интернет-рекламы (токен), который вам присваивает Оператор рекламных данных на каждый рекламный креатив. Токен выглядит как набор цифр и латинских букв, перед ним всегда добавляется пометка«erid:».

4. Маркировка рекламы. Итак, мы на пол пути. Теперь необходимо правильно промаркировать наш рекламный креатив.

Закон «О рекламе» в статье 18 четко указывает требования, которые необходимо соблюдать при маркировке рекламы.

Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Подробные требования и примеры маркировки утверждены приказом ФАС РФ от 30 ноября 2022 г. № 191.

Если упростить и свести до самых распространённых случаев, то маркировка выглядит следующим образом:

  • Пометка «реклама»,
  • Тот самый erid,
  • Наименование и ИНН рекламодателя.

Например:

  • Реклама.
  • Erid:12312312
  • ООО «Ромашка», ИНН 123123123

Такие сведения должны быть размещены в обязательном порядке в любом месте фото или видео креатива, или в тексте самого поста.

5. Отчет о рекламе. Очень важный этап, без выполнения которого усилия, сделанные раннее обнуляются.

Отчитаться о рекламе — это значит передать о ней сведения о статистике показов, статистике переходов, потраченная сумма денежных средств.

Отчитываться нужно в том же личном кабинете ОРД, где регистрировали рекламу, то есть тот, на ком лежит обязательство о регистрации рекламного материала, обязан также и разместить отчет.

За статистику нужно отчитываться ежемесячно, пока размещена реклама.

В соответствии с памяткой Роскомнадзора о размещении интернет-рекламы, по количеству просмотров рекламы необходимо подавать сведения в течение месяца, следующего за месяцем размещения рекламы.

Например, если реклама была с 5 по 20 января, то данные о просмотрах нужно сдать до 28 февраля. Но если реклама была показана на стыке двух месяцев — с 15 декабря по 15 января, то данные нужно подать в два этапа:

  • Количество показов с 15 по 31 декабря — до 30 января;
  • Количество показов с 1 по 15 января — до 28 февраля.

Если реклама размещена в публикации без удаления то, необходимо отчитываться о каждом месяце, пока она не будет удалена.

Пример:

  • Реклама с 5 по 20 января — отчет подается до 28 февраля;
  • Реклама с 15 декабря по 15 января — два отчета: до 30 января (за декабрь) и до 28 февраля (за январь).

Чек⁠-⁠лист для соблюдения правил:

  1. Определите, является ли материал рекламой;
  2. Заключите договор с распределением обязанностей;
  3. Зарегистрируйте сведения в ОРД;
  4. Маркируйте рекламные материалы;
  5. Подавайте отчеты о размещении рекламы.

Дополнительно: Бартер также считается рекламой, если вы получили выгоду (даже нематериальную). Такие соглашения необходимо маркировать и учитывать как рекламу в отчетах.