Юрист объясняет: можно ли включать музыку в кафе, салонах и магазинах бесплатно

6

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ксения Орехова

Страница автора

Если вы управляете кафе, салоном красоты, магазином или любым другим коммерческим заведением, то, наверное, задумывались: можно ли включать музыку бесплатно, чтобы создать атмосферу для клиентов?

О Сообщнике Про

Юрист по интеллектуальной собственности. Защищаю креативные индустрии, веду судебные дела о плагиате и краже контента.

Кажется, что радио или платная подписка вроде Яндекс.Музыки решают проблему.

Но на самом деле это нарушение закона, и оно может стоить бизнесу серьезных штрафов.

В этой статье мы объясним, почему музыка в бизнесе — это не просто фон, а объект авторских прав. Вы узнаете, как правильно оформить лицензию, с кем заключать договоры и какие последствия ждут нарушителей.

🔍 Что говорит закон

Любая песня состоит из авторского права на сам текст и музыку, а также смежного права на исполнение и фонограмму(запись).

Согласно ст. 1326 ГК РФ публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой им вознаграждения.

Исключение: если музыка используется в личных целях (например, дома). В коммерческих целях всегда нужно оплачивать вознаграждение.

🎧 Почему нельзя просто включать радио или ТВ

Даже если вы включаете радио или телевизор в своём магазине, это считается публичным воспроизведением. Лицензия на вещание (которую платят сами радиостанции и каналы) не покрывает использование музыки в коммерческих заведениях.

Пример из практики: В 2021 году сеть кофеен была оштрафована на 200 000 рублей за воспроизведение музыки через радио. Суд отметил, что радио не передаёт права на публичное использование в коммерческих целях.

Можно ли использовать музыку с платных сервисов, например, Яндекс.Музыки?

Нет. Подписка на стриминговый сервис (например, Яндекс.Музыка, Spotify, Apple Music) разрешает только личное прослушивание.

Следят за соблюдением правил организации по коллективному управлению правами, которые и должны получать вознаграждение за использование произведений.

В 2018 году РАО (Российское авторское общество) подала 2230 исков на 447 млн руб.

Как легализовать использование музыки в бизнесе

📄 Шаг 1: Обратитесь в организации по управлению правами
В России основные организации, которые собирают оплату за использование музыки:

  • РАО (Российское авторское общество) — управляет правами на музыку.
  • ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) — работает с правами на фонограммы.


💰 Шаг 2: Рассчитайте стоимость лицензии

Стоимость зависит от множества критериев, в т.ч.:

  • типа заведения (кафе, магазин, салон);
  • площади помещения;
  • платного/бесплатного входа;
  • живого исполнения/воспроизведения с помощью техники.

Пример: Для кафе площадью 60 м² стоимость использования музыки составит 42 руб. за 1 м2, но не менее 1600 руб в месяц. Для микропреприятий площадью до 20 м² ставка составит фиксировано 1300 руб в месяц.

📝 Шаг 3: Заключите договор

Договор с РАО или ВОИС включает:

  • список разрешенных треков;
  • срок действия (обычно 1 год);
  • условия оплаты.

После подписания вы получаете документ, подтверждающий легальное использование музыки.

Альтернативы: как использовать музыку без лицензии

Можно использовать произведения, права на которые уже давно вышли в общественное достояние.

Например, никто не может запретить вам включать в своем заведении Баха, Бетховена, Моцарта или Вивальди. Только убедитесь, что это не современна фонограмма (запись), права на которую еще не вышли в общественное достояние.

  • АльдекА как быть с музыкой в такси?)0
  • Андрей"Только убедитесь, что это не современна фонограмма (запись)" а какая? записанная Бетховеном лично?2
  • мумитрольНе охвачена музыка выложенная авторами в свободный доступ, например SounCloud, оттуда можно использовать? Ещё есть сервисы продающие плейлисты специально отобранных композиций для бизнеса. Ну и современный вопрос - музыка созданная нейросетью, как с ней дела? Можно транслировать с Suno например? PS и к слову 200 000 не так и много, это они отбились в суде. РАО может такого насчитать что диву даёшься.0
  • Ксения ОреховаАндрей, фонограмма выходит в общественное достояние через 50 лет после публикации0
  • Ксения ОреховаАльдек, хороший вопрос. Был очень важный спор между ООО "Кис" (партнер Яндекс Такси) и РАО на эту тему. РАО требовало деньги за музыку, которая играла у таксиста. Сначала суд встал на сторону РАО и взыскал деньги, но затем вышестоящие инстанции поддержали таксопарк. Суд указал, что прослушивание музыки в такси не является публичным исполнением, поскольку вход в салон такси не открыт для свободного посещения (является платным). Т.е. ситуация выглядела как не однозначная, но по итогу суды встали на сторону такси. Ссылка на дело: https://kad.arbitr.ru/Card/126da12d-9a05-4354-a6bb-2346734df86f0
  • Ксения Ореховамумитроль, спасибо за классный вопрос. На некоторых площадках, в т.ч. SoundCloud авторы могут выложить музыку по открытой лицензии. Условия обычно прописаны на площадке. Тогда эту музыку можно использовать, но важно проверить, что лицензия разрешает именно коммерческое использование. + тут может быть сложность, если музыку выложит не ее реальный правообладатель, а какой-то другой человек, который правами на нее реально не обладает и распоряжаться не может. Это может быть причиной спора. Но на том же SoundCloud есть музыка, которая не доступна для свободного использования. Важно читать конкретные условия лицензии на конкретное произведение. По поводу нейросети - в РФ исключительных прав на то, что создано нейросетью не возникает, т.к. по нашему законодательству автор обязательно должен быть человеком. Если нет человека - нет и произведения. Т.е. включать такую музыку можно. Но если нейросеть случайно нарушит права на другое произведение, например, сгенерит музыку очень похожую на уже существующую - ответственность будет нести тот, кто эту музыку использовал.1