Рекомендованная розничная цена: кому и когда можно указывать в договоре

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ермолаева Мария

Страница автора

Производители, исключительные поставщики стараются не допускать продажи своих товаров оптовыми покупателями ниже цены, которую они хотели бы видеть на рынке, особенно если и сами продают в розницу.

Желание исключительно разумное и понятное.

Однако, чтобы не попасть на штрафы и в «антимонопольный спор», необходимо исключительно точно знать, какую долю товарного рынка этот производитель/исключительный поставщик занимает.

О Сообщнике Про

Юрист в сфере бизнеса с десятилетней практикой. Специализируюсь на разрешении судебных споров по поводу договоров и ежедневном сопровождении бизнеса. Люблю природу, фотографирую ее везде и всюду.

Мы рассмотрим ситуации соглашений между производителем/исключительным поставщиком и оптовым покупателем.

Если кратко — нельзя устанавливать РРЦ или МРЦ (минимальную розничную цену) (далее «РРЦ) если вы занимаете 20% и более товарного рынка и реально контролируете ее соблюдение. Указание РРЦ в качестве рекомендации, без гневных писем «нарушителям», ограничений им поставок и прочего, возможно даже если вы монополист.

За нарушение предусмотрена разнообразная ответственность, в зависимости от конкретной статьи и пункта нарушений (ст.14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40, КоАП РФ), но можно ориентироваться на максимальные суммы для предприятий — 1-5 млн. руб. или 0,01 до 0,03 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Все вроде бы понятно, однако все непонятное начинается тогда, когда начинаются попытки этот товарный рынок и свою долю на нем определить.

Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 12.03.2020) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее также — «Порядок») и Административный регламент ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, являются единственными документами, позволяющими определить товарный рынок, а значит его размер и соответственно вычислить вашу долю на нем.

Согласно п.3.1. Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее — определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Как дальше следует из раздела 3 Порядка, все эти показатели определяются на основании мнений покупателей.
А мнение, да еще и покупателей, как известно, показатель изменчивый.
Следовательно, если сегодня вы не занимаете 20% и более товарного рынка и спокойно указываете РРЦ и контролируете ее выполнение, то опросы покупателей через полгода могут быть уже совершенно иными, а значит и возникнут нарушения с вашей стороны.

Для наглядности, рассмотрим несколько примеров, как ФАС определяет товарный рынок.

В деле Фармина Петс (корма для животных) от 2020 года, ФАС вдруг решила, что надо посмотреть товарный рынок именно товаров Фармина, а поскольку только эта компания всем все и продавала, автоматически получилась монополия со всеми ограничениями.
В деле детально описано, что Фармина следила за ценами ниже которых нельзя продавать и это является нарушением; от «наказания» компанию уберегло добровольное прекращение практики контроля РРЦ.

В деле Apple от 2017, как и в деле LG от 2018 года доля товарного рынка была выбрана по конкретным моделям телефонов, что означает, что контролировать за выполнение РРЦ в отношении отдельной позиции — это также незаконная координация на экономическом рынке.

Компании, которые имеют выручку более 800 млн.руб. в год сразу попадают в поле для проверок, поскольку компании с меньшей выручкой имеют иммунитеты в отношении проверок (п.2.2 ст.5 ФЗ О защите конкуренции).

Так мы пониманием, что товарный рынок может быть определен как рынок всех смартфонов, как рынок товаров конкретной марки смартфонов и даже как рынок определённого смартфона.
Это означает только одно: если вы большая компания, невозможно быть уверенным, что вы не занимаете 20% и более товарного рынка и не нарушаете закон включая РРЦ в договоры.

Выводы

  1. РРЦ может быть только как рекомендации
    если эти цены контролируем, пишем гневные письма, ограничиваем дальше поставки и т.д. — это координация действий и незаконна.
  2. Производители/единственные поставщики какого-либо товара, имеющие выручку более 800 млн.руб. в год, автоматически первые в очереди на проверку.
  3. Если вы и сами продаете в розницу, то говоря другим «не продавай дешевле чем», вы ограничиваете конкуренцию.
  4. Проверка законности РРЦ может быть инициирована кем-угодно, что оптовым покупателем недовольным ограничениями, что розничным, когда тот поймет, что везде цены одинаковые.
Сообщество