Как я перестала навязывать дочери-подростку свои ожидания и учусь принимать ее выбор
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я мама девочки подростка, которая проходит непростой период в жизни, связанный с депрессией, и возможно, мой опыт поможет еще кому-то. Как педагог и нейропсихолог, я, казалось бы, должна быть во всеоружии, но когда дело касается собственного ребенка, все знания и теории как будто отступают на второй план.
Самое сложное, что я поняла за это время, — это как легко можно перепутать понятия «мотивация» и «ожидания». Я, как человек, который много работает с развитием детей, всегда старалась мотивировать свою дочь, школа старается мотивировать дочь, бабушки и дедушки мотивируют дочь. Но каждый понимает мотивацию по-своему и мотивирует по-своему. Самое главное, чтобы мотивация превратилась в ожидания. Мотивация — это про поддержку и вдохновение, про то, чтобы ребенок сам хотел что-то делать. А ожидания,могут стать настоящей катастрофой. Они могут довести до невроза и отчаяния и ребенка, и меня и, возможно, даже школу.
Представьте себе, что вы постоянно должны соответствовать чьим-то представлениям (мамы, папы, дедушки, бабушки, учителей). И у всех свои в зависимости от жизненного опыта. Это ужасно давит, лишает возможности самостоятельно мыслить, ошибаться, делать то, что хочется. Для моей дочери, которая сейчас и так борется со своими внутренними демонами, это стало непосильной ношей. Я вдруг осознала, как, казалось бы, благие намерения, заставляли ее задыхаться под грузом ожиданий, под страхом разочаровать меня и всех остальных.
Многие, например, говорили ей: «Ты так красиво рисуешь, у тебя талант, тебя ждет большое будущее в искусстве!». Я как будто уже видела ее в роли успешной художницы, и это была моя, а не ее мечта. Как нейропсихолог, я знаю, что для развития ребенку нужно пространство, где он может свободно проявлять себя, делать ошибки, размышлять, пробовать новое. Но в своей материнской тревоге я, сама того не желая, сузила это пространство до рамок своих ожиданий. И особенно больно осознавать, что это особенно актуально для одаренных детей. Когда талант становится проектом родителя, а не источником удовольствия и самореализации, это просто губит ребенка.
Теперь, когда мы стараемся выбраться из этой депрессии, я учусь быть внимательнее к своим мотивам. Я стараюсь не навязывать ей и другим не даю свой «идеальный» сценарий, а просто быть рядом, поддерживать и помогать ей найти свой собственный путь. И поверьте, это гораздо сложнее, чем кажется. Ведь гораздо проще сказать «сделай так» или «я знаю, как лучше», чем отказаться от своей родительской «всесильности» и дать ребенку пространство для собственных проб и ошибок. Но именно в этом и заключается настоящая любовь и мудрость — позволить им учиться и расти, даже если это значит, что их путь будет отличаться от того, что я когда-то себе представляла. И, честно говоря, наблюдать за этим процессом, полным сомнений и поисков, — это самое сложное, но и самое ценное переживание.
Но я верю, что наш опыт может помочь и другим родителям, которые сталкиваются с похожими проблемами. Пожалуйста, не повторяйте моих ошибок, учитесь слушать своих детей и не давите на них своими ожиданиями. И самое главное, не бойтесь просить помощи, если вы понимаете, что ситуация выходит из-под контроля.