Рекомендую фильм «мама!»

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Вячеслав Шкурихин

Страница автора

О чем фильм

«мама!» — библейский триллер Даррена Аронофски, вызвавший противоречивые отзывы как критиков, так и зрителей. Премьера состоялась в сентябре 2017 года на Венецианском кинофестивале. Фильм рассказывает историю сложных взаимоотношений Творца и его Музы, женщины и мужчины, Отца и Матери.

Чем понравился

Режиссер начинает рассказывать историю, следуя законам логики. Есть причина и следствие. Есть линейный сюжет. Фильм начинается как герметичный детектив, когда на пороге дома вдруг появляются странные незнакомцы. Но чем дальше продвигается повествование, тем больше зрителя уводят на поле эмоционального восприятия. Поэтому, когда метафоричные сцены потопа или войны вдруг разрастаются из ничего, и мы видим толпы неизвестно откуда взявшихся людей, нас просто поражает эта неожиданность. Кого-то это может оттолкнуть, но любителям авторского кино понравится.

Фильм больше напоминает притчу, где на первый план выходит иносказательность, а не реализм. Сама композиция фильма представляет собой условный круг, а начало фильма и его конец — это одна и та же точка. Этот круг показан и на визуальном уровне. А сюжет в данном случае представляет собой архетипичный сюжет самоубийства Бога.

Сюжетные отсылки. Цитат и аллюзий в фильме много: от библейских метафор до цитат из классических хорроров, таких как «Ребенок Розмари» и «Сияние». Даже некоторые пугающие моменты, которые обычно ничего смыслового в себе не несут, Аронофски наполняет смыслом. Например, в сцене, когда лампочка заливается кровью, а затем взрывается, есть явная отсылка к ветхозаветным казням египетским. И как раз после символической первой казни кровью, мы видим жабу — вторую казнь.

Операторская работа и цвет. Два самых важных операторских приема — голландский угол и крупный план. Первый показывает душевные волнения и переживания главной героини. Способствуют раскрытию персонажа и крупные планы Дженнифер Лоуренс, на которых построен практически весь фильм. Таким образом, зритель всегда и везде вместе с этой героиней. Каждое малейшая эмоция отражается на ее лице. Сильный испуг, нарастающее беспокойство, страх, обволакивающий героиню в пустом доме, неловкость в общении с Евой — все это ясно читается во взгляде.

В самом начале фильма, когда героиня Лоуренс находится внизу, оператор обходит квартиру по кругу, что немного дезориентирует зрителя. Этим приемом Мэттью Либатик (оператор фильма) пользуется довольно часто, что, конечно, вызывает нужный дискомфорт и повышает градус напряжения. Зрителю с самого начала неуютно в этом пространстве.

Отлично с этой задачей справляется и цветовое решение фильма. Доминирующий цвет фильма — желтый и множество его полутонов и оттенков: от землистого желтого или желтой травы до насыщенного желтого цвета лимона или кислотного желтого цвета. Даже самая загадочная деталь фильма — некий желтый порошок, который главная героиня разводит в воде и употребляет в самые критические моменты — тоже желтого цвета.

Наверное это и есть главный эффект, которого добивался режиссер — свести с ума зрителей. Для одних фильм стал многоумным произведением на религиозную тематику, для других — актуальным высказыванием на экологическую тему, так как критики в образе матери усмотрели образ матери-земли, раздираемой войнами и катастрофами. Но самое точное, на мой взгляд, определение, дал фильму журналист The Guardian, написав о том, что «как машина для того, чтобы свести вас с ума — это прекрасно».

Где посмотреть

Фильм доступен в онлайн-кинотеатрах.

Сюжет: 4 из 5 баллов

Игра актеров: 5 из 5 баллов

Зрелищность: 5 из 5 баллов

Вот что еще мы писали по этой теме