Рекомендую: «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О чем книга
Мир, где господствует генная инженерия. Новые люди рождаются из пробирок и делятся на несколько каст:
- Альфы: интеллектуальная элита, предназначенная для руководства, самые умные и красивые.
- Беты: занимают должности уровнем ниже, чем Альфы, но достаточно умны. Они менее независимы.
- Гаммы: выполняют квалифицированную работу.
- Дельты: выполняют низкоквалифицированную работу.
- Эпсилоны: самая низкая каста, предназначенная для самой тяжелой и глупой работы. У них низкий интеллект и неприятная внешность.
- Каждая каста на своем месте и при этом очень счастлива.
Главное в этом мире: потребление и наслаждение. Отсутствует искусство, прогресс, наука в широком смысле, институт семьи и религия. А любые негативные эмоции заглушаются наркотиком «сома».
Чем понравилась
Мне понравилось, что мир прописан детально. К антиутопиям бывает много вопросов.
Меня впечатлили персонажи, они очень живые, яркие и интересные. Больше всех мне симпатизирует Дикарь (Джон). Он вырос в другом месте, у индейцев (еще осталось место, где живут люди как прежде). В новом мире их называют дикарями и ездят в их местность на экскурсии.
И вот однажды Дикарь попадет в «дивный новый мир» и пытается понять и узнать его. Но по итогу все кончается трагедией…
- «Теперь же мир стабилен, устойчив. Люди счастливы; они получают все то, что хотят, и не способны хотеть того, чего получить не могут. Они живут в достатке, в безопасности; не знают болезней; не боятся смерти; блаженно не ведают страсти и старости; им не отравляют жизнь отцы с матерями; нет у них ни жен, ни детей, ни любовей — и, стало быть, нет треволнений; они так сформованы, что практически не могут выйти из рамок положенного. Если же и случаются сбои, то к нашим услугам сома.»
На мой взгляд, вот эта цитата отражает основную суть этого мира.
Кошмар, у человечества отобрали столько всего прекрасного, а ценности (религия, брак, любовь и другие) извратили. Человек в таком мире вообще не развивается, а только предается разным порокам.
В книге раскрыто очень много важных вопросов: цена счастья (потерять любовь, индивидуальность, но зато обрести стабильность и удовольствие); вера и духовность; влияние эпохи потребления на культуру и искусство; роль технологии в обществе; идентичность.
- «Милый мой юноша, — сказал Мустафа Монд. — Цивилизация абсолютно не нуждается в благородстве или героизме. Благородство, героизм — это симптомы политической неумелости. В правильно, как у нас, организованном обществе никому не доводится проявлять эти качества. Для их проявления нужна обстановка полнейшей нестабильности. Там, где войны, где конфликт между долгом и верностью, где противление соблазнам, где защита тех, кого любишь, или борьба за них, — там, очевидно, есть некий смысл в благородстве и героизме. Но теперь нет войн. Мы неусыпнейше предотвращаем всякую чрезмерную любовь. Конфликтов долга не возникает; люди так сформованы, что попросту не могут иначе поступать, чем от них требуется. И то, что от них требуется, в общем и целом так приятно, стольким естественным импульсам дается теперь простор, что, по сути, не приходится противиться соблазнам. А если все же приключится в кои веки неприятность, так ведь у вас всегда есть сома, чтобы отдохнуть от реальности. И та же сома остудит ваш гнев, примирит с врагами, даст вам терпение и кротость. В прошлом, чтобы достичь этого, вам требовались огромные усилия, годы суровой нравственной выучки. Теперь же вы глотаете две-три таблетки — и готово дело. Ныне каждый может быть добродетелен. По меньшей мере половину вашей нравственности вы можете носить с собою во флакончике. Христианство без слез — вот что такое сома.»
