Киноклуб
86K

Рекомендую «Партенопу» — эстетичный фильм Паоло Соррентино о силе красоты

Рецензия читательницы
91
Рекомендую «Партенопу» — эстетичный фильм Паоло Соррентино о силе красоты

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Сюжет: 4 из 5 баллов
Игра актеров: 5 из 5 баллов
Зрелищность: 5 из 5 баллов

Аватар автора

Арина Каргина

наслаждалась атмосферой

Страница автора

О чем фильм

«Партенопа» — картина про влюбленность и красоту молодости в Неаполе.

Действие начинается в 1950 году вместе с рождением Партенопы. Нам показывают молодость необычайно красивой женщины и ее странную связь с братом.

На «Кинопоиске» жанры фильма заявлены как фэнтези и драма. Драма — да, но фэнтези присутствует лишь в одной из последних сцен и не особо влияет на общее восприятие и сюжет
На «Кинопоиске» жанры фильма заявлены как фэнтези и драма. Драма — да, но фэнтези присутствует лишь в одной из последних сцен и не особо влияет на общее восприятие и сюжет

Чем понравился

Неожиданная встреча с фильмом. На «Партенопу» я пошла, не зная, что меня ждет. Я часто соглашаюсь пойти в кино за компанию, даже не узнав название фильма. Так было и с «Партенопой». Ни афиш, ни трейлеров, ни отзывов — мое восприятие было кристально чистым.

Не ждите сильных эмоций или увлекательного сюжета. Фильм легкий, почти невесомый, как сама Партенопа. Тут нет сильных эмоциональных перепадов — ни слез, ни восторгов. Это история о том, как жизнь проходит мимо, когда ты не готов ее проживать. Хотя, кажется, главной героине все равно.

Недооцененная глубина «Партенопы». Кинокритики, похоже, недооценили фильм. Они заметили только кадры, где героиня в бикини, и приписали ему феминистические настроения. На мой взгляд, феминизма здесь нет.

Для меня феминизм — это про право выбора для женщины. Но Партенопа не принимает никак решений и даже не пользуется даром красоты, который судьба преподнесла ей на блюдечке. Вместо этого она плывет по течению и не собирается управлять своей жизнью.

Женщина, которая не осознает своей красоты, более уязвима, чем женщина, которая не обладает такой красотой, но знает всю правду о себе. Парадокс вот в чем. Красивая женщина думает, что ей все достанется легко, что не нужно прилагать усилий. Как раз это делает ее пассивной.

Даже красота, дар, которым можно было бы научиться пользоваться для достижения своих целей, проходит фоном и лишь едва влияет на жизнь героини
Даже красота, дар, которым можно было бы научиться пользоваться для достижения своих целей, проходит фоном и лишь едва влияет на жизнь героини

Партенопа не принимает решений, жизнь «происходит» с ней. Героиня умна и притягательна, но абсолютно пассивна. Она мечтает о жизни, где на каждый вопрос есть готовый красивый ответ, но не понимает, что жизнь — это череда выборов и борьба за них.

Ответственность за смерть брата она легко перекладывает на друга Сандрино, хотя тот не виноват. Задумку стать актрисой она бросает после одной фразы стареющей кинозвезды: «В тебе нет радости, а камера этого не прощает». Она выбирает работу профессора антропологии, потому что это самый легкий путь. Вся ее жизнь — череда упрощений и отказов от ответственности.

Непревзойденная эстетика. То, ради чего стоит смотреть «Партенопу», — это потрясающая визуальная составляющая. Неаполь, чарующая атмосфера, привлекательные лица и тела — все это создает ощущение почти объективной красоты.

Возможность почувствовать легкую меланхолию. Весь фильм пропитан темой меланхолии. Партенопа — интересная девушка, которая умеет поддерживать беседу, притягивает взгляды. Но когда судьба подносит ей дары, она их игнорирует. Это скука человека, который вырос в богатой семье, где все было доступно.

Сам фильм похож на свою героиню: события плавно перетекают одно в другое, без значительных эмоциональных всплесков. Это признак мастерства режиссера: снять фильм, который плывет по течению, как и сама Партенопа.

А еще в середине фильма есть неожиданная постельная сцена. Это, пожалуй, самый эмоционально насыщенный момент картины, хотя к самой Партенопе он почти не относится
А еще в середине фильма есть неожиданная постельная сцена. Это, пожалуй, самый эмоционально насыщенный момент картины, хотя к самой Партенопе он почти не относится

Где посмотреть

«Партенопа» — мой первый фильм в «Художественном». Оказалось, что для этой картины лучше кинотеатра не найти.

Погружение в атмосферу началось с самого входа и продолжилось в кинозале. Интерьер, посетители, работники кинотеатра — все слилось в единую картину эстетики и красоты.

1/2
Фильм идет на языке оригинала с русскими субтитрами. Билеты в камерный зал стоят от 9000 ₽. Но в большой зал можно попасть за 1200 ₽
Фильм идет на языке оригинала с русскими субтитрами. Билеты в камерный зал стоят от 9000 ₽. Но в большой зал можно попасть за 1200 ₽
РедакцияА что вы думаете об этом фильме?
  • Арина КаргинаУра! Моя первая статья в Т—Ж! 🥳61
  • Alexey GavrishevНе соглашусь с вами во многих позициях: 1. Не совсем понятно, о каком феминизме речь: критики чаще всего упоминают обратное - male gaze, мужской взгляд, и объективацию женщин, и всё это с избытком в фильме представлено. 2. У Партенопы есть цель, и она делает в жизни вполне определенные выборы: вместо "монетизации", как бы мы сейчас сказали, своей красоты она выбирает карьеру в науке и в принципе добивается своего. Выборы связаны с этим: по сути, она практически каждый раз поступает по-своему: отказывается от ухаживаний богача, но легко уступает представителю каморры. Родители ждут от нее внука - она делает аборт. Для нее открывается возможность занять место профессора антропологии в Неаполе - она предпочитает заштатный университет Тренто до конца картеры. Всё это ее выборы, и это вовсе не "плыть по течению", а сознательный отказ от того, к чему ее подталкивают люди и обстоятельства. 3. Вина за смерть брата, на мой взгляд - это то, что служит причиной того, что она отказывает себе в "дольче вита". То, что она пыталась обвинить в этом своего первого ухажёра - лишь способ его уязвить, не более. Эта тяжкая ноша всегда с ней, и поэтому она не может сдержать слез, и не спорит с матерью, прямо ее в этом обвиняющую. 4. В фильме мне как раз не хватило глубины. За потрясающей красотой неаполитанского моря и античными памятниками не оказывается ничего, как и за казалось бы за мудрым молчанием Партенопы: "о чем ты думаешь?". А в ее голове лишь цитаты из условных "Изречений великих людей от Лао Цзы до Тони Роббинса" (можно цитировать Леви-Стросса - суть не изменится). Стерильная пустота. И вся ее академическая карьера - лишь заимствование вычурных приемчиков того, что она услышала ("в университет нужно приходить, уже справив нужду"). 5. От всего этого остаётся лишь тоска от мысли о неизбежном увядании и обращении в тлен - и никакой лёгкости. И за этим обращением красоты в тлен вуайеристски и наблюдает Соррентино. Зачем? Это для меня так и осталось загадкой.43
  • ЕленаФильм загадочный, как и сама Партенопа. Никто не может ответить на извечный вопрос к Партенопе: "О чем ты думаешь?". При этом, она сама ни разу на него не ответила. Некоторые поступки Партенопы не поддаются никаким обьяснениям. На мой взгляд, фильм о скоротечности молодости, в частности, и скоротечности жизни, в целом, о том, с чем и с кем человек приходит к преклонному возрасту. И это его выбор.10
  • Андрей ТемниковПока не смотрел фильм, но один из самых эмоциональных моментов фильма, который "лишён каких-либо ярких переживаний, как и все события в жизни Партенопы" совсем не подталкивает к просмотру))3
  • АндрейКороль, это мнение, его надо уважать.3
  • PROcrastinatorКороль, ну так-то автор статьи ни к кому не обращалась напрямую, а реально просто высказала мнение, а Вы, так агрессивно ответив, даёте понять, что считаете, что Ваше мнение - единственное верное. Вы в первую очередь не своё мнение высказываете, а пытаетесь облить грязью чужое. Очнитесь.30
  • Арина КаргинаНиколай, а где в статье поощрение инцеста, подскажите?18
  • Арина КаргинаAlexey, я тоже не понимаю, откуда у критиков мысль о том, что это феминистичный фильм. Он вообще не об этом. Не вижу в действиях Партенопы осознанности, она выбирает то, что самое лёгкое. Для меня это и есть плыть по течению, понимаю, что для вас может быть иначе. По поводу вины за смерть брата, может быть подсознательно она и винит себя, я думаю люди по-разному переживают суицид любимых, в том числе и виня себя. Не хватило глубины — так и я об этом пишу. И этот пункт противоречит вашим же словам. Тут вы говорите о поверхностности героини, а до этого говорили о том, что она делает определенные выборы. По поводу лёгкости — для меня фильм оказался лёгким потому что нет каких-то перепадов эмоций. А вот меланхолии, о которой вы говорите, достаточно. И мне понравился ваш вопрос, зачем? Да, это мне тоже не понятно.1
  • Андрей ТемниковАрина, вы выиграли чемпионат по спойлерам!))) теперь не буду смотреть)9
  • Dmi610В корне против. Посмотрите пожалуйста хотя бы три фильма Паоло Сорентино, а затем пересмотрите Партенопу, желательно в более зрелом возрасте. Вы удивитесь, как сильно вы ошибались. Это чрезвычайно глубокий фильм про сильную судьбу.14
  • Alexey GavrishevАрина, видимо, есть некоторое недопонимание: 1. Я и говорил о том, что критики не считают фильм феминистским: напротив, говорят о male gaze и объективации женщины в кино - то, что феминизм категорически не приемлет. Я не нашел ни одной рецензии, которая бы характеризовала фильм как феминистский. 2. Речь о том, что героиня делает выбор (а вовсе не плывет по течению). Она не пассивна - она просто делает совсем не то, чего от нее ждут. 3. Вы пишете, что фильм глубокий - я с этим спорю, и в моих словах нет противоречия. Вы зачем-то переводите все на героиню, но даже здесь тот факт, что (по моему мнению) она делает жизненные выборы, не делает ее "глубокой". Она руководствуется какими-то собственными мотивами, но глубока ли она? Она может что-то глубокомысленно изрекать - но за этим нет ничего. Пустота6
  • juarhala"Работу профессора антропологии она выбирает, потому что это самый лёгкий путь." - ничего себе, профессорскую должность получить самый легкий путь!! И почему вы считаете, что раз не захотела пользоваться своей красотой, то сразу пассивная? Женщина явно выбрала вместо торговли телом уважаемую должность в науке, по вашему это не феминистический подход?24
  • user3335120Король, в вашем случае лучше промолчать. Адекватно общаться вы пока не научились.27
  • Юлия ЗолотухинаПри просмотре сложилось впечатление, что Партенопа боится жить, принимать решения, всегда действует наперекор, как будто хочет что-то доказать этому миру, протестует, не хочет взрослеть. Как будто не хочет потерять лицо, ей нужно выглядеть умной даже в ущерб себе. Она одевается слишком откровенно, ходит как наживка, потом отказывает, собирая звезды своих побед в копилку. Её главная цель - побеждать. А в самом конце, уйдя на пенсию, начинает ощущать вкус жизни, как будто ей становится легче от того, что мир больше не может предъявлять к ней высоких требований, и она может выдохнуть, расслабиться. Даже внешне - она позволила себе к выходу на пенсию слегка располнеть. Теперь она переводит свое внимание с себя на окружающий мир, переходит со слов на действие.6
  • PROcrastinatorУже написали, что в статье никакого поощрения инцеста нет, это раз. А во-вторых, живите как хотите и считайте как хотите, моё мнение Вас не касается, а мне всё равно на Ваше. Не приставайте, пожалуйста.6
  • PROcrastinatorКороль, сами-то поняли, что написали4
  • PROcrastinatorКороль, фильм был показан в российском кинотеатре. Значит, было дано разрешение на прокат. Можно ходить, смотреть, обсуждать. Отстаньте от автора и от меня тоже, Ваши бессвязные тексты читать крайне сложно.19
  • user6055289Арина, у критиков мысль про феминизм, потому что время и место такое, а красивая девушка вместо семьи и денег выбирает науку Консумация брака при зрителях, вы же понимаете какие устои вокруг0
  • Андрей ПоляковДелает аборт, становится профессоршей, сдавая при этом серьезные экзамены. И как тут сочетается с плыть по течению. Всем бы так плыть... У нее куча осознанных выборов.19
  • Лу🍄Николай, порицание - безусловно. Но удивлю вас, всё это человеческая природа)) и ещё не самое гадкое, что нам присуще. Фильмы про убийства, пытки, изнасилования и прочие шалости вас не сильно расстраивают?)14
  • Шарип СултановДумаю, что смотреть это я не буду. 🥲2
  • Альбина МусинаAlexey, блестяще. спасибо!3
  • Наталья СувороваАрина, спасибо большое за статью, живой, внимательный отзыв о фильме, было интересно читать и появилось желание посмотреть фильм )). Спасибо!5
  • ZuzuКороль, ты не понимаешь искусства , вали отсюда обсуждать Елки 118
  • ZuzuНиколай, инцест - это половой акт с родственником. У этих героев секса не было. Чего вы привязались, извращенцы. Король вообще фильм не смотрел, он бы не выдержал, т к максимально примитивен.15
  • ZuzuAlexey, замечательная рецензия, спасибо. Однако, для меня, например, все перечисленные Вами черты Партенопы не делают ее поверхностной. Вспомните ее фразу «для честности нужно много смелости» на запрос ее бывшего парня прекратить говорить оригинальными, но нечестными ответами (как и Ваша просьба к ней). Вы находите это поверхностным и тоже заимствованным? И то, что профессор показывает ей своего сына, давая нам понять, что она действительно умеет «видеть» потеряв все. Глубокая печаль, которая в ней живет после смерти брата (или просто печаль, выданная богом конкретному человеку), ее ум и красота делают ее такой, какой делают. Приведите пример где бы она Вас могла «зацепить» , а вместо этого была поверхностна? Если человек по-настоящему умен, это не значит, что он будет «умело использовать свою красоту и каждую ситуацию в жизни для достижения целей». Если человек действительно умен, он понимает, что все - тлен. И тогда какой смысл пошло гоняться за целями «используя» красоту? И потом, какими целями? Деньги не нужны ей, с любовью не сложилось. Вот она стала профессором. И осталась одиноким человеком, возможно, как раз по тому, что умеет «видеть» и далеко не поверхностна.1
  • ZuzuFargot, мда.. Вы мастер выражать важные мысли2
  • Alexey GavrishevZuzu, спасибо большое за оценку. Безусловно, это во многом субъективно. Да, и эта цитата про смелость не убеждает меня (просто условный афоризм "Джона Чивера", который пришелся к месту). В целом, наверное, я бы сказал так: многое, за чем можно усматривать глубину (гипотетически усматривать - поскольку это явно не высказано и не "формализовано"), меня не убедило. А момент с профессором достаточно спорный: да, возможно, это признак того, что он распознает в ней этого "видящего" (я бы, наверное, сказал "чувствующего") человека, однако, как мне кажется, поэтому она и осталась в Тренто - просто не захотела быть обязанной ему за протекцию (и связь с этим эпизодом с сыном мне кажется весьма вероятной). Никто более других не убежден, что всё тлен, чем 18-летний человек (не всегда, но часто). Но глубока ли эта позиция? Будет ли этот же человек считать так, когда ему 78? Принимаю Вашу позицию и не спорю, просто вижу это иначе.0
  • TinaАрина, так это же фильм Соррентино) Он крайне мастерски и деликатно обходится со сложными эмоциями. Во всех своих фильмах. Скажем, это не рейв, это концерт классической музыки. Медитация, действие которой разворачивается по коридорам сознания уже после выхода из нее. А красотой- пользуется большинство и это самый легкий путь. Для красивой девушки пойти академическим путём, где нужна красота мышления - это вызов.6
  • Николай КозловAlexey, Коллеги, обращаюсь и к Вам и к Вашему оппоненту, а вы какую версию то обсуждает, полную неотцензуренную, или тот обрезок который Вы увидели в российских кинотеатрах? Дело в том, что в российском прокате цензоры вырезали как оскорбляющую чувства тех и этих АБСОЛЮТНО КЛЮЧЕВУЮ для всего фильма 7 минутную сцену, которая по сути склеивает линию Партенопы как красивой девушки в купальнике и Партенопы, и линию с профессором, а также является контрапунктом ко многим моментов в фильме, например к актрисе, оскорбляющий Неаполитанцев. Да, эта сцена может многих оскорбить, но без этой сцены вообще непонятно зачем линия кардинала и почти непонятно - зачем линия с профессором. Для тех кого подобные сцены неприемлемы в кино есть другие интересные фильмы вроде последних и первых богатырей, бременских и не бременских музыкантов и все такое. То же что фильм в версии наших цензоров получился странным- не сомневаюсь. Но советую всем посмотреть полную версию и обсуждать ее.12
  • Николай КозловАрина, Коллеги, обращаюсь и к Вам и к Вашему оппоненту, а вы какую версию то обсуждает, полную неотцензуренную, или тот обрезок который Вы увидели в российских кинотеатрах? Дело в том, что в российском прокате цензоры вырезали как оскорбляющую чувства тех и этих АБСОЛЮТНО КЛЮЧЕВУЮ для всего фильма 7 минутную сцену, которая по сути склеивает линию Партенопы как красивой девушки в купальнике и Партенопы, и линию с профессором, а также является контрапунктом ко многим моментов в фильме, например к актрисе, оскорбляющий Неаполитанцев. Да, эта сцена может многих оскорбить, но без этой сцены вообще непонятно зачем линия кардинала и почти непонятно - зачем линия с профессором. Для тех кого подобные сцены неприемлемы в кино есть другие интересные фильмы вроде последних и первых богатырей, бременских и не бременских музыкантов и все такое. То же что фильм в версии наших цензоров получился странным- не сомневаюсь. Но советую всем посмотреть полную версию и обсуждать ее.4
  • Alexey GavrishevНиколай, спасибо большое за это уточнение, полагаю, придется искать версию без российской цензуры0
  • Николай КозловAlexey, она есть в вариантах на торрентах, правда не в самом хорошем качестве, но другого не остаётся. Кстати, почитайте- погуглите, какой скандал эта сцена вызвала даже в Европе с католической церковью. Некоторые находят эту сцену ужасной, другие прекрасной, но она совершенно необходима фильму, без не что-то обсуждать бессмысленно, максимум получится "ну такое". Это развязка, а как смотреть фильм без развязки ? Кстати, если вы были в Неаполе, знаете что он, как и вырезанная сцена, прекрасен и ужасен одновременно!6
  • Alexey GavrishevНиколай, увы, в Неаполе не был. Надеюсь, представится возможность0
  • Николай КозловDmi610, согласен совершенно. Очень забавляют большинство отзывов здесь, и эти отзывы чем то напоминают ощупывание слона слепыми. К тому же, как я писал, все эти отзывы на основании сильно обрезанной цензорами версии (с вырезанными ключевыми моментами) в российском кинопрокате. Фильм - совершеннейший шедевр, и меня сильно удивляет стремление людей не обдумать, не пересмотреть, не обратится к многочисленнейшим отсылкам фильма, а начать стучать по клавиатуре. Даже я, знающий Италию и Неаполь в частности как далеко не каждый итальянец знает, стремлюсь обдумать фильм, наладиться им, увидеть в нем что-то новое. Люди же пишут легче легкого, сегодня на Партенопу, завтра на Последнего богатыря, а что такого. Ну и сам акт цензурирования - отдельная дикость. Как можно запрещать смотреть взрослым людям что-то, да не просто что-то, а то что складывает воедино все линии сюжета?6
  • Dmi610Арина, она не пассивна. Не играйте понятиями.2
  • ТалаяВодаАрина, Поздравляю 🥳1
  • Bella B.Николай, эта сцена раскрывает (усиливает) образ главной героини? Т. е., если эту сцену увидеть, то, условно, снимутся все вопросы, и в голове зрителя наступит полная ясность? Или это просто какой-то кульминационный момент без философского содержания?0
  • Bella B.Николай, уважаю такие мнение. Если мы говорим, что фильм - шедевр, значит есть какие-то отличительные черты шедевра. Допустим, видеоряд, актерская игра, музыка или смыслы, которые раскрываются зрителю с помощью всех средств, используемых в киноискусстве. Все в комплексе создает шедевр или есть что-то одно самое важное для вас? Я думаю, индивидуальное восприятие тоже играет роль. Фильм-шедевр в моем понимании можно сравнить с человеком с суперхаризмой. Когда говорят - просто нет слов, я восхищен))).0
  • Кактус в иголкахНиколай, ну про природу вы зря. Тут вы абсолютно не разбираетесь и ваше мировоззрение построено на ток шоу в телеке, а не на научных данных. Здесь для расширения кругозора предлагаю начать с книг Франса де Вааля. Кстати, по поводу агрессивного отношения. Есть гипотеза, согласно которой, люди становятся все гуманнее благодаря образованию. Только образованный человек понимает ценность человеческой жизни.3
  • Кактус в иголкахМой_король, вы обратили внимание, на сколько грамотно и сдержанно пишут ваши собеседники?3
  • Кактус в иголкахМой_король, полное отсутствие вашего внимания к грамотности вполне очевидно. Но вообще увлекательно читать ветку крайне эмоциональных и агрессивных комментариев под постом про фильм.2
  • Испанский стыдZuzu, как говорил Федор! Из кф. Вечный зов. Молодая! ты сопливая! А в душе уже напутано! Это я про героиню обсуждаемого здесь кинофильма.0
  • Николай КозловBella, как минимум она склеит различные линии сюжета. Снимутся вопросы у кого то полностью или не снимутся, я не могу сказать, но по крайней мере фильм будет ценней. Мне вот например вообще непонятно, зачем линия с Кардиналом, если кульминация этой линии вырезана, а вам оно было понятно? Для чего Партенопа к нему идёт? И кстати, почему она изучает именно анатомию, а не квантовую физику к примеру? Кстати, в прокатный версиях некоторых стран вообще нет никакой линии кардинала, все вырезали подчистую.1
  • Bella B.Николай, к сожалению, не смотрела фильм. Рецензия заинтересовала, и ваши комментарии.0
  • Marina MatveevskaaAlexey, Не могу удержаться от респекта, Вы умный и чуткий мужчина! Спасибо огромное за комментарий, тонко и в самую суть, мой взляд на фильм был созвучным с Вашим но я бы так так хорошо не смогла описать увиденное. Согласна со всеми пунктами, а Неаполитанское море определенно автор сравнивает с Партенопой, я теперь задумалась об этом. Кстати Неаполь и побережье очень красиво показаны, я видела его разным и захотелось теперь взглянуть на него впечатлившись кадрами фильма.2
  • АлександрDmi610, ты видимо про Москва слезам не верит0
  • Alexey GavrishevMarina, благодарю за такую оценку, очень приятно. Но как оказалось, мы попали в не особо радующую ситуацию, поскольку из фильма в российском прокате вырезали ключевую сцену, и наши суждения о нем могут не совсем справедливыми0
  • Рыженкова женяНиколай, а такая возможность есть?0
  • Николай КозловРыженкова, прям чтобы полную длиной 136 мин я не находил, в сети встречаются разные обрезки ( видимо, соответствующие цензуре для разных стран) в том числе и те где скандальная сцена сохранена. В некоторых версиях, кстати, напротив вообще стопроцентно вырезана вся линия с кардиналом. Так что наша версия 2:07 ещё далеко не самая порезанная. Надеюсь , со временем такая возможность появится.0