Люди — это наше все: так ли это в бизнесе

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Андрей Коновалов

Страница автора

В начале пути каждый предприниматель проходит через фазу, когда делает всё сам. Затем, когда бизнес начинает расти, он открывает для себя мощный инструмент — делегирование. И тут появляется новый стереотип:
«Люди — это наше всё».

Это кажется правильным. Кажется, что если собрать команду увлечённых, лояльных, универсальных людей, — бизнес будет расти сам. Что культура важнее процессов. Что главное — найти «правильных» людей.

И на первом этапе, когда бизнес ещё маленький, это действительно работает. Люди подхватывают задачи, работают за идею, закрывают сразу несколько направлений. Звучит прекрасно. Но этот подход перестаёт работать, когда бизнес начинает масштабироваться.

О Сообщнике Про

Специалист по HR, развитию руководителей и бизнеса из списка Forbes 100 и РБК 500. Основатель и директор образовательных программ онлайн-академии Prometix.Academy. Директор практики стратегического консалтинга BITOBE.

В чём подвох

Когда собственник ставит на пьедестал команду, а не систему, возникают серьёзные риски:

  • Проблема масштабируемости. Где найти ещё десять таких же универсальных, преданных, самоотверженных сотрудников? Нигде. Они уникальны.
  • Проблема эффективности. Универсал умеет всё понемногу, но редко бывает сильным специалистом в конкретной области.
  • Проблема лояльности. Такие люди быстро становятся востребованными на рынке или решают строить собственный бизнес.
  • Проблема управляемости. Как объективно оценить работу универсального сотрудника? За что его поощрять? Как его развивать?
  • Проблема контроля. Результат становится непредсказуем. Качество и сроки выполнения задач могут «гулять», и это сложно отследить.

Почему система важна так же, как и люди

Я работал с собственником крупной компании, который полностью опирался на команду. У него была прекрасная корпоративная культура: сплочённость, личная преданность, нематериальная мотивация, традиции, праздники, доверие. Средний срок работы сотрудника — 5–7 лет. Казалось бы, идеальная картинка.

Но как только понадобилось быстро масштабироваться в регионы, система дала сбой. В компании не было: понятного профиля должностей, критериев оценки кандидатов, внятной адаптации, системы прохождения испытательного срока.

Адаптация нового сотрудника занимала шесть-девять месяцев. Бизнесу нужно было расти быстро, а команда не успевала выстраивать рабочие процессы. У новых сотрудников не было шанса интегрироваться: одни уходили в первый месяц, другие не справлялись даже спустя год.

Вместе с собственником мы выстроили жёсткую сторону управления:

  • чёткие должностные профили и компетенции;
  • стандартизированный подбор кандидатов;
  • пошаговую адаптацию;
  • систему оценки и аттестации.

Результат: срок адаптации сократился до полутора месяцев, а в перспективе — до трёх недель. Бизнес получил стабильную систему, которую можно было тиражировать в новые офисы.

Тогда собственник сказал: «Я наконец понял — система так же важна, как и люди».

В чём баланс

Безусловно, люди — это ключевая ценность. Первая команда всегда строится «по личностям», на лояльности и на общем энтузиазме. Но если вы хотите рост, вам обязательно нужно дополнять «мягкие» элементы управления (ценности, традиции, командный дух) «твёрдыми» элементами: регламентами, стандартами, бизнес-процессами.

Но важно не перегнуть. Если вы «забетонируете» компанию процессами, она потеряет гибкость, и это убьёт её на этапе роста.

Идеальный баланс:

  • достаточно системы, чтобы расти,
  • достаточно свободы, чтобы команда оставалась живой.

Что важно запомнить

  1. Люди — это не всё, это часть системы.
  2. Масштабируется не команда, а система, которую поддерживает команда.
  3. Самые сильные компании строят не на людях, а на процессах, которые люди способны воспроизводить.
  4. Чем лучше у вас выстроены процессы, тем быстрее вы находите, адаптируете и развиваете новых сотрудников.
  5. Если сегодня ваш бизнес держится на «крутых людях» — задайте себе честный вопрос: а что будет, если они уйдут?

Хотите расти? Начинайте строить систему.

  • Забаненый за правдуОни все и семья и команда пока статья дохода а не расхода. А как нужно резать косты-вышвырнут на следующий же день, не глядя на былые заслуги0
  • ОбезьянаВ бизнесе "люди это наше всё" обычно как-то так:0
  • ВеленаНу в смысле? Вот то, что вы описываете, это и есть то, что делает возможность попадать в компанию адекватным людям. Вспомните школу, вуз. Как учиться, если нет распорядка и правил, вы себе это можете представить? Это физически невозможно, будь ты хоть сто раз одарен, но если у тебя нет понимания, что от тебя требуют, ты будешь двоечником. Я как-то думала, что это всем понятно. Оказывается, "ЛЮДИ", рядовые специалисты, в понимании собственников это такие боги из машины, которые должны прийти и сами все выстроить с нуля. Разумеется, за зп 0,00000001 рубль, а то и без оной. ЕСТЕСТВЕННО любой адекват пойдет туда, где есть четкий план, как что с ним будут делать, как его будут вводить в должность, как его будут экзаменовать после ввода, как будут проверять повышения квалификации и т.д. и т.п. А не просто: вот те комп, делай че хошь. Ты- людь!0
  • Кто? ПетровВелена, я приходил в компании, в которых и прибыль была и на рынке они долго - но процессы были смешные, а некоторых и близко не было и ничо - люди работали вполне себе, некоторые прям десятилетиями. Да и попадают многие люди на работу по причине "ну, спасибо, что хоть сюда взяли" - никто там носом не воротит но речь в посте то не об этом Речь о том, что если у тебя стартап из 6 человек, то и 7-й талантливый туда войдет без особых процессов по онбордингам, адаптаций, развитий и прочей продуктовой доке а вот если речь идет, как и сказано в статье, о масштабировании - то тут нужно заранее все прописывать и следовать этому. Потому что сложно масштабироваться, если на любой вопрос по развитию - ответ будет "му, хрю, ну....."0
Вот что еще мы писали по этой теме