«Чувствуется, что ты на другом континенте»: как я съездила в Марокко на 9 дней за 130 000 ₽

3

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ирина Мирошкина

Страница автора

Для меня путешествия — это возможность увидеть то, что никогда не увидишь в родных краях: необычные пейзажи, природные явления, культурные особенности и впечатляющую архитектуру. А еще важно, чтобы визовый режим был лояльным. Я не боюсь уличных рынков, мусора и хаоса — наоборот, такой «треш» меня даже слегка будоражит. Если загуглить «Марокко туризм», вы увидите потрясающие открыточные виды. А еще там есть океан. Этот пост — не про мои приключения (хотя их было немало), а про практический опыт, который может быть полезен другим путешественникам.

Подготовка к путешествию

Виза: Не нужна. По прилете в паспорт ставят штамп.

Валюта и расчеты: В октябре 2023 года я ехала без банковских карт (просто их не было). Взяла с собой наличные в долларах и евро. В туристических городах обменники есть на каждом шагу, курс разный, но проблем с обменом не возникло нигде.

Банковская карта: Понадобилась всего один раз — чтобы купить билеты в парк Ив Сен Лорана («Мажораль»). Наличными там не расплатиться, поэтому пришлось воспользоваться картой попутчицы. Во всех остальных местах (ж/д билеты, рестораны, кафе, жилье) мы платили наличными дирхамами.

Логистика

Планирование маршрута: Заранее я только отметила на карте места, которые хочу посетить. География и удаленность этих точек задавали динамику путешествия, но по факту все решалось «на ходу»: когда выезжать, куда ехать, на сколько бронировать жилье.

Транспорт: В Марокко развито скоростное ж/д сообщение и частные автобусные перевозки. Расписание поездов и автобусов можно посмотреть на сайте Rome2Rio, но билеты я покупала уже на месте.

Поезда: Быстрые, комфортные, приятные.

Автобусы: Пользовалась только коммерческим перевозчиком CTM. У них есть сайт с понятным расписанием, а станции легко найти на Google Maps. Примеры цен:

  • Аэроэкспресс Аэропорт–Касабланка: 50 дирхам
  • Поезд Касабланка–Танжер: 200 дирхам
  • Автобус Танжер–Шефшаун: 150 дирхам
  • Автобус Шефшаун–Фес: около 98 дирхам
  • Тур Фес–Пустыня–Марракеш: 100–120 долларов (включая проживание и трансфер)
  • Автобус Марракеш–Эс-Сувейра: около 120 дирхам
  • Автобус Эс-Сувейра–Касабланка: около 180 дирхам

Такси: Если вы уже читали про Марокко, то наверняка слышали про городские красные такси (в некоторых городах они синие). Не тратьте время: это дорого и неудобно. Вместо этого скачайте приложение InDrive. Оно работало в Марракеше и Касабланке, а вот в Фесе вызвать машину не удалось.

В Касабланке мы по неопытности остановили такси на улице, и 5-минутная поездка обошлась в 50 дирхам. Позже через приложение та же поездка стоила 18–25 дирхам.

Аренда машины: Возможна, но для небольшой компании без четкого плана это дорого. Высокая стоимость бензина и аренды машины охладили наш энтузиазм. Лучше арендовать авто с друзьями, чтобы не только экономить время, но и наслаждаться дорогой.

Жилье

Мы искали жилье через Booking, но не бронировали заранее, а просто шли пешком к выбранному месту и оплачивали на месте. Причина проста: Booking не принимает платежи с российских карт. Осечек не было: смотрели рейтинг, свободные номера и близость к центру — сработало в 100% случаев.

Язык

Сотрудники сферы услуг говорят на сносном английском. Если хотите пообщаться «по душам», их уровня хватит. А ваш уровень вроде «ван рум, ван найт» тоже будет достаточным.

Автостоп

Информации в сети мало, поэтому расскажу о своем опыте. Однажды мы решили сойти с туристического автобуса и автостопом добраться до города Уарзазат, знаменитого своими голливудскими декорациями.

От трассы до Уарзазата: Легко и быстро — нас подвезли две итальянки на арендованной машине.

От Уарзазата до трассы: Медленнее, но без проблем — местный таксист довез нас до трассы.

Трасса до Марракеша: Долго. Час мы стояли в поиске машины. В итоге нас подвез взрослый таксист, а позже молодой парень, который не только довез нас до Марракеша, но покормил в дороге и помог найти жилье со скидкой. Как оказалось, автостоп в стране запрещен, и местные жители не торопятся подвозить туристов, так как это им грозит штрафами и санкциями. Об нам уже рассказали утром. Так что если решитесь — удачи!

День первый, Касабланка

15:00 — прилет в Касабланку. Сразу после посадки сели на поезд до города. Билеты купили в кассе на первом этаже аэропорта за 50 дирхам. Что успели за день:

  • Прогулялись по центру города.
  • Исследовали медину днем и вечером.
  • Увидели океан!

Первые впечатления: Это Африка! Не знаю, как объяснить, но чувствуется, что ты на другом континенте. Все другое: температура, цвет воздуха, архитектура, растения. Но таакое ощущение было только в Касабланке.

Жилье: Забронировали заранее (единственный раз за все путешествие). Риад находился в Медине. Сначала заселились, оставили вещи и отправились гулять.

Первая остановка — парк Арабской лиги. Красивое и фотогеничное место. Затем мечеть Хасана II на берегу океана. И, конечно, купание в Атлантике.

Вечером попали в ночную медину: толпы людей, еда, фрукты, животные, тележки, прилавки, торговцы, бездомные — движение, которое, кажется, никогда не остановится.

День второй, Касабланка — Шефшаун

Утром встали рано, чтобы успеть на рассвет и купить билеты на скоростной поезд до Танжера. Оттуда планировали автобусом добраться до Шефшауна — знаменитого голубого города.

Поезд: На вокзале сотрудники подсказали, что скоростной поезд отправляется с другой станции. Спасибо им за это! Пока ждали поезда, зашли в уличное кафе. Как и во многих мусульманских странах, посетители и персонал — в основном мужчины. Кофе по-мароккански стоит около 10 дирхам. Поезд оставил приятные впечатления: быстрый, чистый, с удобствами. Дорога заняла три часа.

Танжер: Времени на осмотр города не было. Сразу с ж/д вокзала поехали на автобусную станцию на голубом такси (вызвали через InDrive). Билеты купили на месте. Автобусы комфортабельные, с кондиционером и TV.

Шефшаун: Это был второй момент в путеществии а-ля «отвал башки». Даже пригород выкрашен в голубой цвет! Шли пешком до медины, по пути несколько раз сворачивали не туда, но это только добавило азарта. Множество сувенирных лавок и туристов, но атмосфера приятная. Продают здесь все: мыло, парфюмы, порошок голубой краски, косметика, посуда, немного кожанных изделий, керамика. Ужинали в местном ресторанчике на “центральной площади”, ориентировались на отзывы в Google Maps.

Жилье: Нашли через Booking, но оплатили на месте. Риад с двумя кроватями, окна выходили на торговую улочку. Впервые за путешествие пришлось стирать вещи в раковине — новый опыт для бюджетного туриста.

Вечером поднялись на крышу риада, чтобы встретить закат. Утром снова вышли на рассвет — красота!

День третий и четвертый, Шефшаун — Фес

Утром купили билеты на автобус до Феса. Дорога заняла 4,5 часа.

Фес: Первые впечатления: жарко, пыльно, воздух дрожит от зноя. За пределами медины город просторный, но мы сразу отправились в медину. Медина Феса: Это лабиринт узких улочек, где легко заблудиться. Даже с Google Maps несколько раз сворачивали не туда. Столкнулись с местными, которые предлагали свои услуги проводников. Попались на уловку одного мальчика-подростка — пришлось заплатить 50 дирхам. Зато познакомились с двумя замечательными людьми: пенсионером, который рассказал о политической ситуации в стране, и молодым парнем, который провел для нас мини-экскурсию. Он показал кожевенные мастерские и лучшие смотровые площадки.

Посетили рынок. Прошли всю медину несколько раз, несколько раз заблудились) Побывали в кожевенных мастерских — во всех обзорах это первое место упоминания, так называемый must-see. Подтвержаю, необычно, но запах, конечно, специфический, и желательно брать гида, который расскажет по технологию выделки кожи.

Здесь же в Фесе мы совершенно случайно нашли на рынке тур.бюро, которое организцет поездки в пустыню. Я не анализировала цены в интеренет, но помню, что цены на туры были в разбросе 15-20 тыс.руб. Здесь же нам предложили тур Фес-Мерзуга- Маррокеш за 120 долларов или 100 евро. Мы согласились оченб быстро, так как в пустыню хотели все, а тот факт, что нас довезут до Маррокеша стал решающим.

Жилье: Риад в Медине. Слышимость ужасная, но атмосфера колоритная. Администратор говорил на хорошем английском и в конце пребивания подарил нам косметички с местными маслами — это было безумо мило и неожиданно. Моя попутчица отблагодарила еге “Аленкой”, которых накупила и взялал с собой как раз для таких случаев).

День пятый, Фес — Пустыня Мерзуга

Утром нас забрали из риада. При этом нам с девченками снова повезло, так как нас посадили в отдельный трансфер, и всю дорого мы провели втроем с нашим водителем — улыбчивым и заботливым паренем Саидом. Дорога заняла весь световой день. По пути были остановки на перекус и фото и сувенирный шопинг.

Уже на закате дня нас привезли к пустыне, точнее на ее задворки) Здесь нас пересадили на джипы и довезли уже до велком-локации, где туристов сажали на верблюдов, чтобы уже наних заехать в кемп. В самом начале мы поехали встречать закат в пустыне, ведь время поджимало. Фотографии на закате вышли чудестные, пустыня была прям пустынная, хотя с некторых ракурсов были предательски видны на горизонте силуэты инфраструтуры. Чудом нам не хватило верблюдов на обратную дорогу, и мы сильно задержалисть в пустыне. А чудо это потому что возвращались мы уже в ночи, под куполом звезд на черничном небе.

Заселиоись мы в шатры, очень комфортабельные и теплые. В проживание былои включены питание вечером и утром. Было организовано и небольшое музыкальное выстпуление местных артистов. Воспользовавшись возможность я попробовала снять звезное небо ночью, а утром традиционно встречала рассвет в новом месте. Поездка в пустыню однозначно стоила своих денег и времени.

День шестой, Пустыня Мерзуга — Марракеш

Чем понравился наш туроператор, так это гибкостью логистики. Обратно нас вернули не в Фес, а на другом автобусе — в Марракеш. Таким образом, мы немного сэкономили время и деньги на новый трансфер. Минус состоял в том, что на этом трансфере мы не смогли заехать в Айт-Бен-Хадду — город, где снималось множество голливудских фильмов. Очень открыточный и привлекательный. Мы решили выйти из автобуса на трассе и самостоятельно добраться до Айт-Бен-Хадду, а потом из него продолжить путь в Марракеш. Сто процентов это было рисковано, так как понимания как мы будем это делатьь — небыло. И именно в этот день случилось наше приключение с автостопом, о котором я писала в начале статьи. Главное, что все закончилось хорошо.

В самом городе киношников мы провели мало времени, буквально посмотрели его со стороны и решили возвращаться, так как дело уже было во второй половине дня. В Марракеш со всеми приключениями мы попали уже затемно, где заселились «по знакомству» в новый риад в центре города.

День запомнился скоее наше дорожным приключением, чем видами и программой, но именно на я и рассчитывала, когда выходила из автобуса в неизвестность)

День седьмой, Марракеш

В Риаде в Маракеше мы завели занкомство с молодым администратором: совремнный парень с такими же проблемами с отношениями, девушками, образованием и взглядами на будущее. Он дал пару советов как провести время в Марракеше. Марракеш визуально больше похож на смесь из Феса и Касабланки — такой же красно-коричневый охровый как Фес, с путанной мединой, но более современный, как Касабланка. К этому времени мы привыкли к южному колориту, к мединам, к рынкам и лавкам торговцев и вели себя уже более спокойно. Главная цель на этот город была — посещение усадьбы Ива Сен-Лорана, сада Мажораль, чем мы и занялись в восьмой день путешествия.

Вечером пришла в голову прекрасная мысль обогатить свой опыт путешествия местным сервисом бьюти-индустрии. И мы зашли в первый попавшийся барбершоп, в которой могли принять здесь и сейчас. Я зашла просто подровнять кончики волос, сторговались с мастером на 50 дирхам, и именно за эту цену я и мои подружки получили максимально неожиданное приключение. Ведь мне не просто подстригли волосы, но и облагородили брови в традиционной технике нитками, а также сделали интимную стрижку в моем носу. Смеялись мы до слез, так как все процедуры проходили в безоговрочном принятии!

На утро, традиционно, мы отправились в новый путь — в Эс-Сувейру!

День девятый, Эс-Сувейра

Дорога ничем не отличалась по своей организации: тот же перевозчик, тот же комфорт и способ оплаты.

А вот сам город — снова другой, снова было видно влияние океана на культуру, атмосферу и настроение города. Здесь мы нашли очень красивый риад, который более похож на балийскую виллу по своему оформлению. Медина в городе просторная и гораздо меньше по своим размерам.

В Эссауре мы хотели:

  • поесть рыбы на лодочной станции, знаемениоой своими лодками голубого цвета.
  • покататься на сёрфе

К сожалению, мы решили оставить гастрономическое приключение на вечер, но вечером все рыбаки уже разошлись, и пришлось есть в классическом местном ресторанчике. Поэтому если вы хотите отведать свежего улова — нужно делать это утром или до обеда.

Вместо бранча на рыбацкрм рынке мы пошли искать школу серфинга, чтобы впервые попробовать встать на доску. Нашли станцию серфинга на гугл.картах. Аренда снаряжения и услуги инструктора нам обошлись не более, чем в пару тысяч рублей с человека. Занятие длилось несколько часов, но этого было достаточно для нас, чтобы устать, насмеяться и наобзаться с молодыми интсруткорами).

В ЭсСувейре у нас был ровно один день, и остаток дня мы провели в прогулке по городу, закупке сувениров и на поглощение глазами местных красот.

День десятый, выезд из Эс-Сувейры в Касабланку, вылет в Москву

Просто слуичлся логистичекий день. На этом пребывание мое в Марокко закончилось, так как в этот же день у меня был вылет в Москву. Все время было рассчитано почти по часам.

Итоги

Марокко — это не страна контрастов, это страна разнообразия красот, природных и архитектурных. Спустя год после поездки понимаю, что я с удовольствием вернулась бы туда снова, особенно на юг страны, больше врмени провела на берегу океана и в более споконом режиме изучила местную гастрономию, вечернюю и ночную жизнь жителей. Или вернулась большой компанией, чтобы арендовать машину и добавить в путешествие трекинг в горной части страны.

Бюджет:

  • Билеты Москва — Касабланка — Москва — 63 000 руб.
  • Жилье во все дни — не более 10 000 руб. (с кажого)
  • Трансферы межу городами — 8 500 -10 000 руб.
  • Экскурсия в пустыню — 10 000 руб.
  • Еда, ежедневные расходы, такси, сувениры — 30 000 руб.