«Чувствуется, что ты на другом континенте»: как я съездила в Марокко на 9 дней за 130 000 ₽
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Для меня путешествия — это возможность увидеть то, что никогда не увидишь в родных краях: необычные пейзажи, природные явления, культурные особенности и впечатляющую архитектуру. А еще важно, чтобы визовый режим был лояльным. Я не боюсь уличных рынков, мусора и хаоса — наоборот, такой «треш» меня даже слегка будоражит. Если загуглить «Марокко туризм», вы увидите потрясающие открыточные виды. А еще там есть океан. Этот пост — не про мои приключения (хотя их было немало), а про практический опыт, который может быть полезен другим путешественникам.
Подготовка к путешествию
Виза: Не нужна. По прилете в паспорт ставят штамп.
Валюта и расчеты: В октябре 2023 года я ехала без банковских карт (просто их не было). Взяла с собой наличные в долларах и евро. В туристических городах обменники есть на каждом шагу, курс разный, но проблем с обменом не возникло нигде.
Банковская карта: Понадобилась всего один раз — чтобы купить билеты в парк Ив Сен Лорана («Мажораль»). Наличными там не расплатиться, поэтому пришлось воспользоваться картой попутчицы. Во всех остальных местах (ж/д билеты, рестораны, кафе, жилье) мы платили наличными дирхамами.
Логистика
Планирование маршрута: Заранее я только отметила на карте места, которые хочу посетить. География и удаленность этих точек задавали динамику путешествия, но по факту все решалось «на ходу»: когда выезжать, куда ехать, на сколько бронировать жилье.
Транспорт: В Марокко развито скоростное ж/д сообщение и частные автобусные перевозки. Расписание поездов и автобусов можно посмотреть на сайте Rome2Rio, но билеты я покупала уже на месте.
Поезда: Быстрые, комфортные, приятные.
Автобусы: Пользовалась только коммерческим перевозчиком CTM. У них есть сайт с понятным расписанием, а станции легко найти на Google Maps. Примеры цен:
- Аэроэкспресс Аэропорт–Касабланка: 50 дирхам
- Поезд Касабланка–Танжер: 200 дирхам
- Автобус Танжер–Шефшаун: 150 дирхам
- Автобус Шефшаун–Фес: около 98 дирхам
- Тур Фес–Пустыня–Марракеш: 100–120 долларов (включая проживание и трансфер)
- Автобус Марракеш–Эс-Сувейра: около 120 дирхам
- Автобус Эс-Сувейра–Касабланка: около 180 дирхам
Такси: Если вы уже читали про Марокко, то наверняка слышали про городские красные такси (в некоторых городах они синие). Не тратьте время: это дорого и неудобно. Вместо этого скачайте приложение InDrive. Оно работало в Марракеше и Касабланке, а вот в Фесе вызвать машину не удалось.
В Касабланке мы по неопытности остановили такси на улице, и 5-минутная поездка обошлась в 50 дирхам. Позже через приложение та же поездка стоила 18–25 дирхам.
Аренда машины: Возможна, но для небольшой компании без четкого плана это дорого. Высокая стоимость бензина и аренды машины охладили наш энтузиазм. Лучше арендовать авто с друзьями, чтобы не только экономить время, но и наслаждаться дорогой.
Жилье
Мы искали жилье через Booking, но не бронировали заранее, а просто шли пешком к выбранному месту и оплачивали на месте. Причина проста: Booking не принимает платежи с российских карт. Осечек не было: смотрели рейтинг, свободные номера и близость к центру — сработало в 100% случаев.
Язык
Сотрудники сферы услуг говорят на сносном английском. Если хотите пообщаться «по душам», их уровня хватит. А ваш уровень вроде «ван рум, ван найт» тоже будет достаточным.
Автостоп
Информации в сети мало, поэтому расскажу о своем опыте. Однажды мы решили сойти с туристического автобуса и автостопом добраться до города Уарзазат, знаменитого своими голливудскими декорациями.
От трассы до Уарзазата: Легко и быстро — нас подвезли две итальянки на арендованной машине.
От Уарзазата до трассы: Медленнее, но без проблем — местный таксист довез нас до трассы.
Трасса до Марракеша: Долго. Час мы стояли в поиске машины. В итоге нас подвез взрослый таксист, а позже молодой парень, который не только довез нас до Марракеша, но покормил в дороге и помог найти жилье со скидкой. Как оказалось, автостоп в стране запрещен, и местные жители не торопятся подвозить туристов, так как это им грозит штрафами и санкциями. Об нам уже рассказали утром. Так что если решитесь — удачи!
День первый, Касабланка
15:00 — прилет в Касабланку. Сразу после посадки сели на поезд до города. Билеты купили в кассе на первом этаже аэропорта за 50 дирхам. Что успели за день:
- Прогулялись по центру города.
- Исследовали медину днем и вечером.
- Увидели океан!
Первые впечатления: Это Африка! Не знаю, как объяснить, но чувствуется, что ты на другом континенте. Все другое: температура, цвет воздуха, архитектура, растения. Но таакое ощущение было только в Касабланке.
Жилье: Забронировали заранее (единственный раз за все путешествие). Риад находился в Медине. Сначала заселились, оставили вещи и отправились гулять.
Первая остановка — парк Арабской лиги. Красивое и фотогеничное место. Затем мечеть Хасана II на берегу океана. И, конечно, купание в Атлантике.
Вечером попали в ночную медину: толпы людей, еда, фрукты, животные, тележки, прилавки, торговцы, бездомные — движение, которое, кажется, никогда не остановится.
День второй, Касабланка — Шефшаун
Утром встали рано, чтобы успеть на рассвет и купить билеты на скоростной поезд до Танжера. Оттуда планировали автобусом добраться до Шефшауна — знаменитого голубого города.
Поезд: На вокзале сотрудники подсказали, что скоростной поезд отправляется с другой станции. Спасибо им за это! Пока ждали поезда, зашли в уличное кафе. Как и во многих мусульманских странах, посетители и персонал — в основном мужчины. Кофе по-мароккански стоит около 10 дирхам. Поезд оставил приятные впечатления: быстрый, чистый, с удобствами. Дорога заняла три часа.
Танжер: Времени на осмотр города не было. Сразу с ж/д вокзала поехали на автобусную станцию на голубом такси (вызвали через InDrive). Билеты купили на месте. Автобусы комфортабельные, с кондиционером и TV.
Шефшаун: Это был второй момент в путеществии а-ля «отвал башки». Даже пригород выкрашен в голубой цвет! Шли пешком до медины, по пути несколько раз сворачивали не туда, но это только добавило азарта. Множество сувенирных лавок и туристов, но атмосфера приятная. Продают здесь все: мыло, парфюмы, порошок голубой краски, косметика, посуда, немного кожанных изделий, керамика. Ужинали в местном ресторанчике на “центральной площади”, ориентировались на отзывы в Google Maps.
Жилье: Нашли через Booking, но оплатили на месте. Риад с двумя кроватями, окна выходили на торговую улочку. Впервые за путешествие пришлось стирать вещи в раковине — новый опыт для бюджетного туриста.
Вечером поднялись на крышу риада, чтобы встретить закат. Утром снова вышли на рассвет — красота!
День третий и четвертый, Шефшаун — Фес
Утром купили билеты на автобус до Феса. Дорога заняла 4,5 часа.
Фес: Первые впечатления: жарко, пыльно, воздух дрожит от зноя. За пределами медины город просторный, но мы сразу отправились в медину. Медина Феса: Это лабиринт узких улочек, где легко заблудиться. Даже с Google Maps несколько раз сворачивали не туда. Столкнулись с местными, которые предлагали свои услуги проводников. Попались на уловку одного мальчика-подростка — пришлось заплатить 50 дирхам. Зато познакомились с двумя замечательными людьми: пенсионером, который рассказал о политической ситуации в стране, и молодым парнем, который провел для нас мини-экскурсию. Он показал кожевенные мастерские и лучшие смотровые площадки.
Посетили рынок. Прошли всю медину несколько раз, несколько раз заблудились) Побывали в кожевенных мастерских — во всех обзорах это первое место упоминания, так называемый must-see. Подтвержаю, необычно, но запах, конечно, специфический, и желательно брать гида, который расскажет по технологию выделки кожи.
Здесь же в Фесе мы совершенно случайно нашли на рынке тур.бюро, которое организцет поездки в пустыню. Я не анализировала цены в интеренет, но помню, что цены на туры были в разбросе 15-20 тыс.руб. Здесь же нам предложили тур Фес-Мерзуга- Маррокеш за 120 долларов или 100 евро. Мы согласились оченб быстро, так как в пустыню хотели все, а тот факт, что нас довезут до Маррокеша стал решающим.
Жилье: Риад в Медине. Слышимость ужасная, но атмосфера колоритная. Администратор говорил на хорошем английском и в конце пребивания подарил нам косметички с местными маслами — это было безумо мило и неожиданно. Моя попутчица отблагодарила еге “Аленкой”, которых накупила и взялал с собой как раз для таких случаев).
День пятый, Фес — Пустыня Мерзуга
Утром нас забрали из риада. При этом нам с девченками снова повезло, так как нас посадили в отдельный трансфер, и всю дорого мы провели втроем с нашим водителем — улыбчивым и заботливым паренем Саидом. Дорога заняла весь световой день. По пути были остановки на перекус и фото и сувенирный шопинг.
Уже на закате дня нас привезли к пустыне, точнее на ее задворки) Здесь нас пересадили на джипы и довезли уже до велком-локации, где туристов сажали на верблюдов, чтобы уже наних заехать в кемп. В самом начале мы поехали встречать закат в пустыне, ведь время поджимало. Фотографии на закате вышли чудестные, пустыня была прям пустынная, хотя с некторых ракурсов были предательски видны на горизонте силуэты инфраструтуры. Чудом нам не хватило верблюдов на обратную дорогу, и мы сильно задержалисть в пустыне. А чудо это потому что возвращались мы уже в ночи, под куполом звезд на черничном небе.
Заселиоись мы в шатры, очень комфортабельные и теплые. В проживание былои включены питание вечером и утром. Было организовано и небольшое музыкальное выстпуление местных артистов. Воспользовавшись возможность я попробовала снять звезное небо ночью, а утром традиционно встречала рассвет в новом месте. Поездка в пустыню однозначно стоила своих денег и времени.
День шестой, Пустыня Мерзуга — Марракеш
Чем понравился наш туроператор, так это гибкостью логистики. Обратно нас вернули не в Фес, а на другом автобусе — в Марракеш. Таким образом, мы немного сэкономили время и деньги на новый трансфер. Минус состоял в том, что на этом трансфере мы не смогли заехать в Айт-Бен-Хадду — город, где снималось множество голливудских фильмов. Очень открыточный и привлекательный. Мы решили выйти из автобуса на трассе и самостоятельно добраться до Айт-Бен-Хадду, а потом из него продолжить путь в Марракеш. Сто процентов это было рисковано, так как понимания как мы будем это делатьь — небыло. И именно в этот день случилось наше приключение с автостопом, о котором я писала в начале статьи. Главное, что все закончилось хорошо.
В самом городе киношников мы провели мало времени, буквально посмотрели его со стороны и решили возвращаться, так как дело уже было во второй половине дня. В Марракеш со всеми приключениями мы попали уже затемно, где заселились «по знакомству» в новый риад в центре города.
День запомнился скоее наше дорожным приключением, чем видами и программой, но именно на я и рассчитывала, когда выходила из автобуса в неизвестность)
День седьмой, Марракеш
В Риаде в Маракеше мы завели занкомство с молодым администратором: совремнный парень с такими же проблемами с отношениями, девушками, образованием и взглядами на будущее. Он дал пару советов как провести время в Марракеше. Марракеш визуально больше похож на смесь из Феса и Касабланки — такой же красно-коричневый охровый как Фес, с путанной мединой, но более современный, как Касабланка. К этому времени мы привыкли к южному колориту, к мединам, к рынкам и лавкам торговцев и вели себя уже более спокойно. Главная цель на этот город была — посещение усадьбы Ива Сен-Лорана, сада Мажораль, чем мы и занялись в восьмой день путешествия.
Вечером пришла в голову прекрасная мысль обогатить свой опыт путешествия местным сервисом бьюти-индустрии. И мы зашли в первый попавшийся барбершоп, в которой могли принять здесь и сейчас. Я зашла просто подровнять кончики волос, сторговались с мастером на 50 дирхам, и именно за эту цену я и мои подружки получили максимально неожиданное приключение. Ведь мне не просто подстригли волосы, но и облагородили брови в традиционной технике нитками, а также сделали интимную стрижку в моем носу. Смеялись мы до слез, так как все процедуры проходили в безоговрочном принятии!
На утро, традиционно, мы отправились в новый путь — в Эс-Сувейру!
День девятый, Эс-Сувейра
Дорога ничем не отличалась по своей организации: тот же перевозчик, тот же комфорт и способ оплаты.
А вот сам город — снова другой, снова было видно влияние океана на культуру, атмосферу и настроение города. Здесь мы нашли очень красивый риад, который более похож на балийскую виллу по своему оформлению. Медина в городе просторная и гораздо меньше по своим размерам.
В Эссауре мы хотели:
- поесть рыбы на лодочной станции, знаемениоой своими лодками голубого цвета.
- покататься на сёрфе
К сожалению, мы решили оставить гастрономическое приключение на вечер, но вечером все рыбаки уже разошлись, и пришлось есть в классическом местном ресторанчике. Поэтому если вы хотите отведать свежего улова — нужно делать это утром или до обеда.
Вместо бранча на рыбацкрм рынке мы пошли искать школу серфинга, чтобы впервые попробовать встать на доску. Нашли станцию серфинга на гугл.картах. Аренда снаряжения и услуги инструктора нам обошлись не более, чем в пару тысяч рублей с человека. Занятие длилось несколько часов, но этого было достаточно для нас, чтобы устать, насмеяться и наобзаться с молодыми интсруткорами).
В ЭсСувейре у нас был ровно один день, и остаток дня мы провели в прогулке по городу, закупке сувениров и на поглощение глазами местных красот.
День десятый, выезд из Эс-Сувейры в Касабланку, вылет в Москву
Просто слуичлся логистичекий день. На этом пребывание мое в Марокко закончилось, так как в этот же день у меня был вылет в Москву. Все время было рассчитано почти по часам.
Итоги
Марокко — это не страна контрастов, это страна разнообразия красот, природных и архитектурных. Спустя год после поездки понимаю, что я с удовольствием вернулась бы туда снова, особенно на юг страны, больше врмени провела на берегу океана и в более споконом режиме изучила местную гастрономию, вечернюю и ночную жизнь жителей. Или вернулась большой компанией, чтобы арендовать машину и добавить в путешествие трекинг в горной части страны.
Бюджет:
- Билеты Москва — Касабланка — Москва — 63 000 руб.
- Жилье во все дни — не более 10 000 руб. (с кажого)
- Трансферы межу городами — 8 500 -10 000 руб.
- Экскурсия в пустыню — 10 000 руб.
- Еда, ежедневные расходы, такси, сувениры — 30 000 руб.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/13243687.1f1035e9_img_1605.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/1a40c4d2.5c644121_img_1608.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/d46c0265.f2961ee2_img_1745.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/5fd2f562.995c81f2_img_1839.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/7d45f8f7.f6c1320e_img_2005.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/4590e970.e32a39c5_img_2145.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/b3985fb3.e8fd610b_img_2021.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/c344587e.23dc81b7_img_2046.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/7b84b1af.0a0500f9_img_2101.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/909635dd.3f6e55ab_img_2135.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/80314234.55d69655_img_2140.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/4de2dbee.a9d124ce_img_2151.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/56a4be9f.a2c428b8_img_2237.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/00077278.12165c75_img_2189.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/abcf61a4.48b16400_img_2197.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/1eeee759.229fb6da_img_2216.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/eb346440.a34bb9c7_img_2249.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/4f341206.20497e32_img_2694.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/a42e4e08.dab9ed1e_img_2697.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/a4f1b0c0.a0f5cf7a_img_2699.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/c1fd2705.dd80f0de_img_2700.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/edd88168.c9174e70_img_0676.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/d829f9f3.af620c8f_img_2661.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/7095ca92.b6708df9_img_2663.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/3e254491.84e2431c_img_2664.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/27814bca.d0201782_img_2706.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/e7904c86.1172e0b0_img_2707.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/fb0c7e1e.434e1955_img_2672.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/be6372de.38b927e2_img_2676.jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/1da6ea60.f4ce5de3_img_2677.jpg)