Расскажите, для чего вам пригодилась школьная матема­тика в жизни

71
Расскажите, для чего вам пригодилась школьная матема­тика в жизни
Аватар автора

Редакция «Мозг»

интересуется

По окончании школы математика кажется ненужной. Но лишь до тех пор, пока не придет пора брать ипотеку.

Для многих вычисления, уравнения, проценты остаются в прошлом вместе с контрольными. Но порой оказывается, что без школьных знаний по математике сложно выбрать выгодную кредитную ставку или рассчитать, сколько денег уйдет на ремонт. В подобных ситуациях приходится вспоминать давно забытые правила. А некоторые люди обладают вычислительными сверхспособностями: могут в уме складывать, умножать и делить огромные числа. Их называют ментальными калькуляторами.

О том, как эта сверхспособность может пригодиться в обычной жизни и каково это — оперировать числами быстрее, чем обычные люди успевают ввести их в калькулятор, рассказываем в эпизоде подкаста Т⁠—⁠Ж «Суперсилы».

А вам пригодился школьный курс математики? Расскажите, в каких жизненных ситуациях. Как часто бывают полезны какие-либо формулы? Может быть, вам легко давался этот предмет и теперь с ним связана ваша профессия? Считаете ли вы, что математика полезна в быту?

Редакция «Мозг»А вам в чем помогла математика?
  • Ковбой МальбороМда... Следующая дискуссия, видимо, будет на тему: где и как пригодилось обучение в школе... Спираль эволюции, по ходу, в обратную сторону закручивается, раз такие вопросы на полном серьёзе взрослыми взрослым задаются...22
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовФёдор, школа должна дать понять человеку базовое понимание работы мира и общества. Школьная математика, физика, химия и так просты до безобразия, куда дальше их урезать?9
  • Павел ТурышкинМатематика - одна из основных наук, которая описывает все, что ВОКРУГ нас. Математика нужна ежедневно и даже иногда ежеминутно и каждому, кто хочет хоть как-то управлять своей жизнью. Особенно школьная математика. Если человек не понимает математики - с большой долей вероятности(даже тут математика 0_0) придется тяжко в жизни. Но таких людей я не встречал.10
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовФёдор, ее преподавать не умеют, увы. А так она в школе крайне проста, но при этом необходима.3
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовМатематика мне помогает во всем и ежедневно, начиная от повседневной жизни, заканчивая профессиональной.3
  • The MarkestМатематика развивает гибкость ума и даёт представление о том, как можно применять ее в жизни, помимо этого, формируется база для дальнейшего колледжа/ВУЗа, где уже по профессии нужны будут матанализ и другие страсти. Откуда-то у детей в голове появился вот этот бред, что все, что им рассказывают в школе должно быть напрямую применимо в жизни. Нет, не должно. Хотите научиться чему-то полезному здесь и сейчас, пожалуйста, вперёд на кассу или завод после девятого.29
  • Boris DonutThe, "а вот эти вот опыты, и прочее, только в кино бывает" - на самом деле, зависит от школы. Ну и если я правильно помню, существуют МУ по каждому предмету, где прописана программа, и к ней лабораторные (практические) занятия - ничего придумывать не надо, все уже придумано.3
  • ТуристThe, закончила восьмилетку и 10-11 классы в другой школе. В обоих заведениях уроки физики, химии сводились к банальной математике. Сидишь и решаешь задачи. Никаких опытов. Читали дома теорию, на уроке чисто решали уравнения. Ну и толку? Единственный преподаватель, который старался и явно любил свою работу — молодая учительница астрономии. Она даже квантмех понятно объясняла, делала своими руками всякие модельки, на её уроках стояла тишина, мы с открытыми ртами слушали. Жаль, что она потом уволилась3
  • Очень_интересноДля работы) Синусы, косинусы, логарифмы, разложение в ряды - все пригодилось) Но прям десять лет математику учить, чтобы скидку посчитать - это странно.3
  • КотыКроме очевидного применения математики, для себя лично могу отметить антистресс-эффект. Так вышло, что в школе математика мне очень хорошо давалась, все эти уравнения, сложные запутанные вычисления, зависимости, графики - как игра для меня. И сейчас, когда хочу разгрузить мозг, беру что-нибудь, требующее вычислений и решаю. Чем многоэтажнее задача, тем интереснее. Когда неудобно в письменном виде, считаю в уме что-то несложное, типа сложения/умножения несколькозначных чисел.18
  • Алиса СелезнёваПавел, не очень понимаю этих пассажей. Я пользуюсь в обычной жизни только арифметикой, дробями, формулами объема и площади, какой-то начальный уровень. Все, что требует более сложных вычислений вроде логарифмов или интегралов (вроде вычисления площади поверхности фигуры или потерю мощности сигнала) - обычно очень специфические задачи, в этом случае даже не буду заморачиваться с Октавом, иду в онлайн калькуляторы. Часто вы в жизни применяете математику за пределами стандартных арифметиких функций?6
  • MiGДля развития нейронных связей.9
  • Павел ТурышкинАлиса, в статье идет речь о школьном курсе математики. Арифметика - это часть школьного курса математики. Все, чем Вы пользуетесь(и что перечислили) - это математика. Если человек говорит, что он не пользуется школьным курсом математики - значит он не вычисляет цен, не может понять что больше 2/3 или 9/10, не понимает вероятностей и процентов, не умеет приходить к нужному времени, не умеет готовить, не делает ремонты, не работает, не пользуется транспортом, не играет в игры... Вообще сложно сказать, как сейчас может жить человек, который не пользуется школьным курсом математики.1
  • КотыПавел, на самом деле есть немало людей, плохо понимающих математику. Нормально они живут, считать умеют, а для чего-нибудь посложнее сейчас много помощников (калькуляторы, программы). Возводить в абсолют провисание одной из сфер точно не стоит)9
  • Павел ТурышкинКоты, если человек умеет считать - то он пользуется математикой. Школьным курсом, о чем и спрашивали в статье. Да, многие плохо считают, но они считают.0
  • Алиса СелезнёваПавел, ну это тогда вообще можно приравнять к неумению считать, если человек не владеет дробями. Но что-то сомневаюсь, что такие люди есть В школьный курс много ещё чего входит. Например, логарифмы - в обычной жизни мы часто пользуемся измерениями сигнала или громкости в дБ, а это десятичный логарифм отношения мощности передаваемого сигнала к принимаемому. Нужна ли вам эта информация, чтобы убавить громкость или переставить роутер? Часто ли вы пользуетесь производными для оценки графиков сложных процессов? Часто открываете октав или матлаб? Использовали ли хоть раз тригонометрические функции? Имхо, кроме арифметики, большинство людей математику в жизни не используют7
  • Павел ТурышкинАлиса, так в статье не спрашивают - часто ли вы пользуетесь логарифмами, там автор спросил про школьный курс математики, видимо, сам не понимая, где его границы. Входит туда многое, но когда говорится "мне не пригодилась математика" - подразумевается, что человек не использует ничего из этого понятия. "Мне не нужна математика" не равняется "мне не нужны логарифмы". Множество людей не знают, что такое логарифмы или производные, но они изучили школьный курс математики и используют его везде.0
  • КотыПавел, умение считать обычно не считается наукой. Под пониманием математики чаще всего подразумевается что-то посложнее арифметики. Сравнить вероятности, рассчитать стоимость кредита, выгоду какую-нибудь. Это бытовой уровень. Я не говорю про какие-то рабочие задачи с их коэффициентами, расчетами ДДС и написанием программ, к примеру.9
  • Павел ТурышкинКоты, ну, арифметика - это раздел школьного курса математики, о чем и речь в статье. К тому же, Вы сами только что перечислили бытовые применения математики посложнее арифметики.0
  • AlexanderШкольная математика пригодилась много раз. только за последнюю пару лет со значимым финансовым/инвестиционным эффектом лично мне. -- есть график продаж за год(без цифр), есть суммарная цифра GMV за год, определить продажи в каждой точке (по фото). Помогло понимание что "площадь под графиком это интеграл по поверхности" -- есть отчётность крупного застройщика, у него кредиты в банках А Б В, ставка по кредитам в банках A и В известна, общие процентные расходы из отчетности известны, определить ставку в аффилированном банке Б для принятия решения по акциям банка Б отчётность которого выходит через 3 недели. Тот факт что процентная ставка в банке Б оказалась меньше ключевой ЦБ в 4 раза дал намёк что отчётность у банка Б будет очень неочень, так оно и получилось. Продал акции банка Б пока все аналитики кричали "покупать". -- крупная компания написала в сообщении о корпоративном действии о допэмиссии N млн акций. Определить степень размытия доли, определить будет ли по уставу эмитента или закону об АО обязательное предложение о выкупе акций у миноритариев и какая примерно будет цена выкупа(если будет) и будут ли остановлены торги. -- крупный брокер увеличил комиссию УК за управление собственными фондами в несколько раз. Определить что выгоднее сделать с 500 тысячами рублей. Купить материнскую компанию и дождаться влияния комиссии за управление на её выручку и затем продать или продолжить сидеть в этих фондах. -- до декларациям на наш.дом.рф определить среднюю цену реализации квадратного метра жилья и парковочного места конкретного застройщика в прошлом месяце (эта информация помогла мне обоснованно торговаться с застройщиком примерно на 400к после того как все возможные скидки мне были "уже выданы").12
  • MiGФёдор, ну не всем быть умными, я понимаю. Но и тупыми всех искусственно делать - это преступление. Зачем вы хотите опустить всех на свой уровень?4
  • Алиса СелезнёваПавел, ну так логарифмы, интегралы, квадратные и кубические уравнения, тригонометрия - такой же неотъемлемый курс школьной математики. И этой математикой мы крайне редко пользуемся. Слишком размытый вопрос, что автор вкладывал в понятие "школьная математика"5
  • Павел ТурышкинАлиса, я не отрицаю, что логарифмы тоже входят в математику. Но и не говорю, что ими многие пользуются. Но в изначальном опусе автора не было ни слова про логарифмы. А вот про вычисления и проценты, которые "остались в прошлом" - было. И человека, который умел что-то вычислять в школе, а сейчас это у него "осталось в прошлом", мне лично сложно представить в нашем мире. мы постоянно что-то вычисляем. Но не логарифмы)0
  • ОльгаМатематика очень помогла развить логическое мышление,лучше считать и анализировать. Мне очень помогли знания математики при написании бизнес-планов, маркетинговых исследований. В общем, я благодарна учителям,что хорошо нам преподавали и объясняли( иногда и по 10 раз одно и то же),и большую часть школьной программы хорошо помню.4
  • Хозяйка бордер-коллиЯ хорошо считаю в уме Мне пригодилось для Расчета зарплат быстро оперативно и всей сопутки - средний заработк, отпуска и так далее Разработка премий Бюджетирование Считать выплаты по кредиту и ипотеке, рассчитывать корм Показательные уровнения помогают объяснить некоторые процессы Геометрия и стереометрия помогают рассчитать пропорции для какого-то объема, или материалы для ремонта Да и часто помогает. Соотнести стоимость напитка разных размеров с их объемами это минимум6
  • ObvВся школьная математика за пределами младшей школы в повседневной жизни бесполезна полностью. Есть профессии, где математика за пределами младшей школы нужна, но если человек работает не в ней, то вряд ли ему когда-либо пригодится что-то сложнее начал арифметики, процентов и решения самых примитивных линейных уравнений - всё это проходят в младшей школе. С процентами, кстати, уже проблемы. Несмотря на то, что процентов в окружающей жизни много, большинство людей не могут ответить на вопросы типа: "На сколько процентов число 100 больше числа 80, и на сколько процентов 80 меньше 100?". Лично мне помимо начал арифметики и процентов за пределами работы пригождались еще начала тригонометрии, т.к. я сам проектирую свои дома, а там бывает иногда полезно узнать, какой высоты должен быть конек крыши длине основания ската, допустим, в 6м и необходимом уклоне в 30гр. Или высоту/длину лестничного пролета посчитать, хотя там с опытом проще в проступях и подступенках считать. Еще, кажется, пару раз в жизни решал системы линейных уравнений, но конкретные сценарии уже не вспомню. За пределами вопросов решения конкретных задач и за пределами рабочих вопросов в порядке общих рассуждений и удовлетворения любопытства еще, бывает, пригождаются тер.вер, мат.стат (особенно, в части начал - мода, медиана и т.п.) и численные методы (интеполяция, экстраполяция), исследование операций (в части совсем уж абстрактных рассуждений и дискуссий об оптимальности эволюции и т.п.), математическая логика. Вообще, можно сказать, что логичным образом в жизни часто пригождается математика из младшей школы и парадоксальным образом - начала вузовских курсов математики для математиков, а средняя и старшая школа практически вся вообще мимо. Я, кстати, по образованию математик и передаю большой привет неучам с историями "математика учит рассуждать". Математика учит решать математические задачи, а рассуждать учить философия (те ее части, которые посвещены культуре рассуждения и методологии выработки знания).8
  • RufinaleПригодилась таблица умножения, сложение, вычитание. А вот эти все матричные системы и тд - просто белое пятно для меня что во время учебы, что сейчас. Все равно впадаю в легкий ступор и тянусь к калькулятору, чтобы вычислить что то. 100 процентный гуманитарий4
  • Фёдор КоноваловMiG, окей. Зачем смм щику или бровисту синусы? Я за образование, которое реально пригодится2
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовФёдор, раньше это реализовывалось через ПТУ после 9го. А так, это надо, чтоб уж совсем дятлом не быть.1
  • Тонкие запястьяПроценты, пропорции, это вне работы По работе мне математика нужна1
  • MerkawasКогда мне в конструкторский отдел принесли осколки зубчатых колес и попросили сделать чертежи на точно такую же пару, я использовала знания о системах уравнений, чтобы получить нужны геометрические данные.2
  • Нектарин ПерсиковичМатематику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит2
  • Системный инженерМатематика развивает базовую логику, которая очень нужна в жизни. Учит думать. Развивает критическое мышление, очень важное сейчас. Например, в задаче получается скорость велосипедиста 200 км/ч - однозначно ошибка. Проценты - всегда надо. Быстро посчитать по ценникам в магазине, что выгоднее. Быстро прикинуть, не дурят ли тебя в чеке. Прикинуть вероятность события. Решить уравнение из жизни. Посчитать площадь фигуры.1
  • Системный инженерObv, вот философия вообще мутная муть и непонятно, где применяется, если объяснять её необходимость простым языком, а не высокопарными понятиями из самой философии)0
  • ObvСистемный, да банально, что такое теория, что такое гипотеза, что такое дедукция и индукция - это все философия. Вроде, не очень высокопарные понятия то. Просто даже непонятно, как без них рассуждать нормально. Кстати, индукция - отличный пример крайней ложности утверждения, что школьная математика учит рассуждать. Потому что проблему индукции в рассуждениях вам не то, что не расскажут в школе на математике, а наоборот создадут абсолютно ложное представление об индукции. Это не говоря уже о том, что как вообще рассуждать правильно без знания логики, которая является одной из дисциплин философии.4
  • Системный инженерObv, логика - хоть вполне понятная дисциплина и хорошо ложится на жизнь. В отличие от философии, которая в учебнике выглядит как бред алкоголика.0
  • ObvСистемный, так логика - это и есть философия. Это одна из дисциплин философии.1
  • Системный инженерObv, только в учебнике философии нет никакой дисциплины логики.0
  • ObvСистемный, ну так философия крайне обширна. Там по каждой дисциплине куча книг. В один учебник не засунешь. Логике, кстати, в РФ вообще не учат.0
  • ЭмммНе понимаю, когда кто-то из окружения не может понять как посчитать % выполнения плана или как сделать расчёт сколько рулонов обоев нужно купить для ремонта. Сама даже в Duolingo подписалась на курс математики, вроде элементарные задания, но не дают мозгу расслабиться.1
  • ТаУВ детстве у меня было полно причин для всяких комплексов. Мне не светили спортивные победы, я не обладала модельной внешностью или чарующим голосом. Но мне нравилось учиться и, среди прочих умных журналов, папа выписывал мне "Квант". Там печатались разные задачки по математике и физике с олимпиад разного уровня. Решить их у меня ума не хватало, но, если я продвигалась в решении на две трети - это уже было поводом для самоуважения. И способствовало борьбе с комплексами. При всём том с геометрией у меня не заладилось. Если алгебраическими преобразованиями я наслаждалась, как музыкой, даже несложные задачки по геометрии могли ввести в жесткое пике. Могла решать их до поздней ночи. Так училась преодолевать. Всё, что нужно преодолеть: отсутствие нужных навыков и знаний, лень, стереотипы мышления... В общем, математику МНЕ надо было учить не только потому, что она ум в порядок приводит, но и характер формирует.3
  • julsПавел, есть творческие люди, которые в целом не очень дружат с цифрами, но гениальны в другом. я очень люблю математику, естественно она полезна мне в жизни, но, на мой взгляд, не стоит мыслить так категорично.1
  • sn1pejkeeeObv, у нас была и логика, и риторика в начальной школе в РФ. В вышке тоже была логика, как часть математики0
  • Obvsn1pejkeee, это в каком же году она у вас была? И что за школьная программа такая? Вроде бы, логика в школьной программе РФ отсутствует в принципе. Я слышал, что она была в давние советские годы, но я уже этого не застал, хотя и пионером побыть успел.0
  • sn1pejkeeeObv, 2001-2004. Про школьные программы не знаю, но у меня до сих пор осталась тетрадка оттуда по основам логики. Возможно это была инициатива нашей учительницы, я не в курсе0
  • РыжаяВ школе чувствовала себя жутко умной, когда влет решала какие-нибудь запутанные уравнения или разбиралась в том, что ж за зверь такой, корень из минус единицы. Теперь абсолютно ничего из этого не помню, но легко соображаю в кредитных формулах, спокойно складываю/умножаю в уме трехзначные числа. Чем больше напрягаешь головушку, тем шустрее думать начинаешь. В первую очередь для этого нас и учат. Это если совсем просто, конечно.1
  • РыжаяАлиса, Вы удивитесь, но не все люди понимают дроби. По крайней мере сходу. На этой неделе наблюдала любопытную картинку. Судебный процесс, иск о признании доли незначительной. Федеральный судья пытается врубиться, что ж я такого заумного понаписала. Вопрос - а 13/2000 это сколько? Уважаемый суд, 0,65%, в иске написано. А у истца почему 1961/2000? Потому что… объясняю обстоятельства дела. Так у нее ведь тоже незначительная доля! Уважаемый суд, это 98,05%. А, ну да. Так почему 0,65 то незначительная доля?1
  • РыжаяObv, в математическом лицее могут преподавать как отдельную дисциплину.1
  • РыжаяСистемный, недавно узнала, что высшая степень в британской системе образования - доктор философии. Сама в ней ни в зуб ногой, но насколько я поняла, логика такая что философия мать всех наук и без нее даже математика неполноценна. Скорее всего, нам философию преподавали действительно как набор мутных теорий, толком не объясняя сути, поэтому у нас и сложилось такое впечатление. Хотя мне было интересно, но абсолютно ничего не понятно)))0
  • Алиса СелезнёваРыжая, вот это сильно, когда судья в проценты и дроби не может)0
Сообщество