
«Миссия невыполнима: Финальная расплата» — чем радует и разочаровывает новый блокбастер с Томом Крузом
23 мая 2025 года в мировой прокат вышел фильм «Миссия невыполнима: Финальная расплата» — восьмая часть шпионской экшен-франшизы с Томом Крузом.
Это прямое продолжение «Смертельной расплаты» 2023 года. Спецагент Итан Хант вновь сражается с искусственным интеллектом, который пытается перехватить управление ядерными арсеналами всех стран и устроить апокалипсис. В нашей рецензии рассказываем, чем расстраивает новая «Миссия» — и что ей все-таки удается.
Что за «Миссия невыполнима: Финальная расплата» (Mission: Impossible — The Final Reckoning)
Дата премьеры: 23 мая 2025 года
Страны производства: США, Великобритания
Режиссер: Кристофер Маккуори
Сценаристы: Эрик Йендерсен, Кристофер Маккуори
Актеры: Том Круз, Хейли Этвелл, Винг Реймз, Саймон Пегг, Эсай Моралес, Пом Клементьефф, Генри Черни, Холт Маккэллани, Джанет Мактир, Ник Офферман
Жанры: боевик, триллер, приключения
Фильмы, похожие на «Миссия невыполнима: Финальная расплата»: «Миссия невыполнима: Смертельная расплата», «Не время умирать»
Продолжительность: 2 часа 49 минут
Где смотреть: в зарубежном прокате
«Финальная расплата» унаследовала проблемы прошлой части
После большого успеха шестой части, «Последствий», Том Круз и режиссер Кристофер Маккуори решили пойти немного в другом направлении. «Смертельная расплата» выглядела не как идейный продолжатель «Последствий» и «Племени изгоев», а как духовный наследник самой первой части серии. Интонация стала серьезнее, вернулась стилистика параноидального триллера: героев все чаще помещали в замкнутые пространства и снимали под «голландскими углами».
Вот только первая «Миссия» рассказывала относительно локальную историю об одном несправедливо обвиненном агенте. «Смертельная расплата» же замахнулась на масштабный сюжет о борьбе идеального искусственного интеллекта и живого воплощения хаоса, Итана Ханта.
В фильме появилось слишком много разговорных сцен, а повествование постоянно буксовало из-за тяжеловесной экспозиции. Лучшими эпизодами все равно оставались масштабные сет-писы в духе прошлых частей Маккуори, где герои катались по Риму с прикованными друг к другу руками или прыгали с горы на поезд посреди австрийских Альп.

«Финальная расплата» еще больше пытается быть хмурым триллером. Почти весь первый час мы проводим в кабинетах и тесных комнатах: герои нудно и по несколько раз обсуждают, что Интеллект захватил почти всю глобальную сеть и вот-вот доберется до ядерных арсеналов. Единственный способ его остановить — найти затонувшую российскую подлодку, с помощью особого ключа открыть устройство, где хранится ИИ, и уничтожить его специально изобретенным для этого компьютерным вирусом. Проблема в том, что идеи Ханта и американского правительства расходятся: Итан хочет уничтожить Интеллект, а власти намерены забрать такую мощную силу себе.
Сами конфликты в «Финальной расплате» написаны остро: главный герой в очередной раз должен выбирать между долгом и здравым смыслом, маневрировать между желаниями государства и собственной непоколебимой философией. В один момент к тому же убийственный вирус оказывается у злодея Гэбриэла — так что Итану Ханту приходится еще и вынужденно сотрудничать с антагонистом и для победы выстраивать хитрую многоходовочку.
Вот только по этим конфликтам новая «Миссия» движется в несвойственном для серии черепашьем темпе. Вместо того чтобы толкать сюжет вперед, авторы постоянно пытаются повысить ставки, но делают это самым скучным способом — в диалогах. Герои рассказывают друг другу, что мир вот-вот исчезнет, что искусственный интеллект невозможно остановить, что все уже предрешено. Порой фильм по несколько раз показывает флешбэки эпизодов, которые были буквально 10—20 минут назад. Видимо, после финансовой неудачи «Смертельной расплаты» авторы не верят в способность современного зрителя запоминать события соседних сцен.
«Финальной расплате» сильно не хватает лаконичности «Последствий» или второго «Топ Гана». Все же блокбастеры красит обманчивая простота — а новая «Миссия» выглядит переусложненной без хорошей на то причины.

Создатели чересчур закапываются в прошлое
«Финальная расплата» строится на захватывающей идее: совершенный компьютерный мозг может победить только человеческая отвага, граничащая с безумием. Про это в той или иной степени рассказывает уже третий фильм Тома Круза — не только прошлая «Миссия», но и «Топ Ган: Мэверик», где его герой шел против неживых алгоритмов и побеждал за счет старомодного лихого индивидуализма.
Тема противостояния человека и компьютера к тому же интересно параллелится с творческим методом Круза: в век цифровых технологий он продолжает рисковать жизнью ради эффектных кадров, делает кино не по студийным законам.
Вот только в случае «Финальной расплаты» происходит диссонанс. С одной стороны, фильм «противостоит» бездушным студийным блокбастерам. С другой, подчиняется многим неприятным трендам. Новая «Миссия» постоянно давит на ностальгию: в какой-то момент нам даже показывают нарезку из ярких моментов прошлых частей. А в сюжете мелькает, например, второстепенный герой из первого фильма, который когда-то потерял работу из-за Ханта.

Окружающие в один голос твердят Ханту: все, что ты делал в прошлых частях, привело тебя сюда. Это — твоя финальная, решающая миссия. Здесь даже объясняют, чем же была «кроличья лапка» из третьей части — неизвестного назначения устройство, за которым гонялся злодей в исполнении Филиппа Сеймура Хоффмана.
Такой подход совсем не красит серию «Миссия невыполнима». Фильмы этой франшизы всегда отличались некой автономностью: они меняли стиль, каждый раз стремились удивить чем-то новым. А в этот раз всю колоритную историю цикла пытаются уместить в один трехчасовой эпик. Неудивительно, что картина выходит такой тяжеловесной и неповоротливой.

«Миссия невыполнима» все еще умеет впечатлять
Впрочем, все значительные минусы «Финальной расплаты» заметно меркнут перед ее одним большим достоинством: когда доходит до экшена, фильм расцветает. Вся замысловатая экспозиция ведет нас к двум масштабным эпизодам: в одном Итан Хант погружается на дно холодного океана, чтобы проникнуть в российскую подлодку; в другом — цепляется за крыло летящего биплана, а потом прямо в полете перелезает с него на другой самолет.
Сами сцены потрясающе придуманы — как отдельные мини-фильмы. Итану Ханту приходится уворачиваться от винта подлодки, пробираться сквозь промерзшие мертвые тела и выплывать из-под все еще рабочих ядерных ракет. Том Круз в свои 62 героически карабкается по самолету, летящему на огромной скорости, висит над пропастью и даже умудряется драться на опасной высоте.

Раздутый масштаб фильма даже отчасти помогает этим эпизодам. Именно из-за того, как долго и мучительно в зрителя вбивали мысль о важности предстоящей миссии, мы по-настоящему чувствуем высокие ставки. Чтобы проиграть, достаточно одного неверного шага. А для победы нужно, чтобы миллион обстоятельств совпали идеальным образом. Когда все наконец складывается, настает подлинный катарсис: нас в очередной раз обманули, что миссия действительно могла оказаться невыполнимой.
При всех своих минусах «Финальная расплата» все еще далека от того, чтобы разочаровать. Но хочется, чтобы Маккуори и Круз вновь нашли новую тональность для следующей «Миссии». Если она, конечно, будет. Во что, даже несмотря на возраст Тома Круза и не самые радужные финансовые перспективы серии, совсем несложно поверить.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult