«Волшебный и увлекательный мир нарцисса»: мой психологический разбор фильма «Субстанция»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Случалось ли вам быть в себе чем то недовольным? Как вы с собой обходитесь в эти моменты? Предлагаю расположиться поуютней и прогрузиться в волшебный и увлекательный мир нарцисса!
Жанр, в котором снят этот фильм, символично так и называется "боди-хоррор". Символизм в том, что для нарцисса, самая инвестированная его часть — это внешность! Почему именно этот жанр? А как еще передать весь треш, который твориться в душе нарциссической личности. Перебор с кровавыми сценами и жестокостью — отличный инструмент, которым автор передает то, что в психике и происходит.
Отвращение, которое преследует зрителя весь фильм, достаточно непростое переживание. Задача автора и состояла в том, чтобы зритель подключился через собственные чувства к происходящему. Все работает на репрезентацию отвращения: и звук, и визуальная картинка. Гениальность режиссера в том, что ей удается придать этому некую "киношность". Благодаря этому появляется пространство для фантазии, что все таки в этом должен быть какой то смысл. Конечно же он есть, и он печальный.
Отвращение к себе — центральное чувство нарциссической личности. Внутри идет постоянная борьба и сравнение живого себя с неким идеальным списком (Субстанция), в итоге которого первый конечно же ВСЕГДА проигрывает. И, тогда человеку остается переживать презрение и отвращение к природе человеческого несовершенства внутри себя. Изоляция становится его лучшим другом. И выход видится лишь в смерти.
Но, перед тем, как "убить" героиню, автор все таки разрешает встретиться этим двум частям. И что из этого выходит? Весь фильм меня не отпускало чувство отчаяния: ну что же они не могут поговорить? Записку на холодильнике бы хоть оставили друг другу…Ведь дан второй шанс, можно попытаться договориться и попробовать жить в этом симбиозе. Голос (напоминающий психолога), на жалобы героинь постоянно прямо отвечает: "Нет никаких ОНА, вы ОДНО целое! Но, будто в ответ на это, автор нам демонстрирует "хлопок" слепливания в том месте, где встреча (диалог) и должна была бы произойти.
На последних минутах фильма героини встречаются и то, что из этого выходит — это некий "Франкенштейн". Слепленное из кусочков того-сего чудовище, с наклеенной поверх маской. Ни о каком диалоге или принятия быть не может и речи. Персонаж тянет в разные стороны, где то лицо, где то ухо… В таком разбросанном состоянии из дома выйти адски сложно. И все это сопровождается главным страхом нарцисса, что все увидят, какой он на самом деле! Что и происходит в самом конце фильма. Разоблачение.
Та кровища и треш, который нам автор в конце демонстрирует, очень напоминает чувство стыда, которое человеку дается очень трудно описать. Концовка вызывает много споров в мнениях. Кто-то считает, что героиня избавилась от тела и ей стало проще. Да, хотелось бы хоть что-то освобождающее в этом найти, но это бесполое существо лежит на алее славы, на своей заветной звезде. Это наводит на мысль, что все безнадежно: дай ей снова тело и все повторится…