Как устроен Международный уголовный суд
Права и обязанности
255
Фотография — Choinowski / Wikimedia

Как устроен Международный уголовный суд

И какие дела он рассматривает
2
Аватар автора

Инна Москаленко

следователь

Страница автора
Аватар автора

Надежда Гриднева

все проверила и дополнила

Страница автора

Международный уголовный суд уполномочен расследовать геноцид, военные и другие преступления.

Расскажем, кого и за что он может привлекать к ответственности, чем отличается от других международных судебных органов и почему одни страны поддерживают его работу, а другие относятся с недоверием.

Что такое МУС

Международный уголовный суд, МУС, — первая постоянно действующая судебная организация, созданная для преследования конкретных людей за военные преступления, геноцид, агрессию и нарушения базовых прав человека. Он дополняет национальные системы уголовного правосудия и вмешивается, только если государство не может или не хочет судить преступников самостоятельно  . Далее будем называть МУС судом.

Деятельность суда основана на Римском статуте — международном договоре, который по состоянию на 2025 год подписали 137 государств, а ратифицировали  125. России среди них нет. Подробнее о статуте расскажем чуть позже.

Штаб-квартира МУС находится в городе Гаага в Нидерландах. Но суд может заседать и в любых других странах, если пожелает  .

МУС вправе рассматривать преступления, если они произошли на территории  :

  1. Государства-участника, ратифицировавшего Римский статут.
  2. Любой другой страны по специальному соглашению.
Эмблема Международного уголовного суда
Эмблема Международного уголовного суда

Отличие от Международного суда ООН. МУС не следует путать с Международным судом ООН, далее — МС ООН, который также заседает в Гааге: у него другие полномочия. Они связаны соглашением  , но различаются целями и рассматривают разные типы дел.

Ключевое различие — МУС судит отдельных людей за тяжкие международные преступления, а МС ООН рассматривает споры между государствами, включая территориальные и юридические вопросы.

Чем суды отличаются друг от друга

СудПолномочияКакие дела рассматриваетСвязь с ООНПример дела
МУСРассматривает преступления отдельных людей• Военные преступления
• Преступления против человечности
• Геноцид
• Преступления агрессии
Не часть ООН, но сотрудничает с ней — Совет Безопасности ООН может передать делоСудебное преследование военных лидеров в Дарфуре или дело против бывшего президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо
Международный суд ООНРешает споры между государствами• Споры из-за территории
• Споры по международным договорам
• Пограничные конфликты
• Нарушение суверенитета
Главный судебный орган ООНСпоры о принадлежности территории между Никарагуа и Колумбией или о морских границах между Чили и Перу

Чем суды отличаются друг от друга

МУС
ПолномочияРассматривает преступления отдельных людей
Какие дела рассматривает• Военные преступления
• Преступления против человечности
• Геноцид
• Преступления агрессии
Связь с ООННе часть ООН, но сотрудничает с ней — Совет Безопасности ООН может передать дело
Пример делаСудебное преследование военных лидеров в Дарфуре или дело против бывшего президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо
Международный суд ООН
ПолномочияРешает споры между государствами
Какие дела рассматривает• Споры из-за территории
• Споры по международным договорам
• Пограничные конфликты
• Нарушение суверенитета
Связь с ООНГлавный судебный орган ООН
Пример делаСпоры о принадлежности территории между Никарагуа и Колумбией или о морских границах между Чили и Перу

Что такое Римский статут

Римский статут — это и международный договор, и устав МУС. Свое название он получил, потому что его приняли в Риме. Документ устанавливает функции, структуру и полномочия суда. МУС учредили на основании Римского статута.

Согласно уставу, МУС — это независимый международный орган, который занимается расследованием и наказанием за самые тяжелые преступления против человечности, совершенные конкретными людьми. Суд не имеет власти над государствами, компаниями и другими организациями: они не подпадают под его полномочия.

После Второй мировой войны нужен был единый орган, который мог бы разбираться в делах о геноциде и военных преступлениях. Гражданская война в бывшей Югославии и геноцид народности тутси в Руанде ускорили создание такого суда. Хотя ООН начала работать над этим еще в 1953 году, только в 1998 появился окончательный проект. А 1 июля 2002 года Римский статут вступил в силу, когда его ратифицировали 60 стран — минимально необходимое число.

6 апреля 1994 года сбили самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабьяриманой. С этого события в стране начался геноцид — массовые убийства тутси и умеренных хутуУмеренные хуту — это представители народности хуту. В отличие от радикальных группировок хуту, они выступали против экстремистских действий и призывов к насилию во время политического и этнического конфликта в Руанде. Фотография: Templeton / Wikimedia
6 апреля 1994 года сбили самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабьяриманой. С этого события в стране начался геноцид — массовые убийства тутси и умеренных хуту  . Фотография: Templeton / Wikimedia

Какие страны ратифицировали Римский статут. Ратификация — процесс, при котором документу придают юридическую силу: например, когда парламент, президент или другой высший орган власти каждой из сторон его окончательно утверждает.

Если государство подписало международный договор, оно должно воздерживаться от действий, противоречащих его условиям, до ратификации  .

Ратификация международных договоров и прекращение их действия
Процесс ратификации международных договоров и прекращение их действия в РФ

По состоянию на 2025 год Римский статут ратифицировали 125 стран.

Это страны Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной и Западной Европы, Латинской Америки, Карибского бассейна и прочих регионов. Ниже списки всех государств с датами ратификации.

Список всех стран, ратифицировавших Римский статут
Страны — участники МУС

Юрисдикция МУС

Суд имеет право рассматривать преступления против человечности, агрессию, геноцид и военные преступления, если  :

  1. Они произошли на территории государств, ратифицировавших Римский статут.
  2. Их совершили граждане этих государств за рубежом.

МУС занимается только преступлениями, которые совершили после вступления Римского статута в силу, то есть после 1 июля 2002 года  .

Если государство становится участником статута позже этой даты, суд рассматривает только те преступления, что произошли после вступления договора в силу для этой страны. Но новый участник может сделать заявление, чтобы МУС обратил внимание и на противоправные деяния, совершенные раньше  .

Также суд преследует за преступления, только если  :

  1. Государство — участник Римского статута или Совет Безопасности ООН передает ситуацию в МУС.
  2. Прокурор суда возбудил расследование по своей инициативе.

Наиболее известный случай — дело против Томаса Лубанги, обвиненного в вербовке и использовании детей-солдат в вооруженных конфликтах. В 2012 году Лубангу признали виновным и приговорили к 14 годам лишения свободы. Это был первый вынесенный приговор МУС.

Еще пример — геноцид в Руанде 1994 года. Этот случай не подпадает под юрисдикцию МУС, так как преступления произошли до вступления в силу Римского статута. Но для их расследования создали Международный трибунал по Руанде, который рассматривал дела о геноциде и военных преступлениях 1994 года. Трибунал провел несколько процессов и вынес обвинительные приговоры, в том числе высокопоставленным лицам, ответственным за массовые убийства.

Также сюда относятся преступления в рамках вооруженного конфликта в Демократической Республике Конго. Этот случай подпадает под юрисдикцию МУС, так как республика ратифицировала Римский статут и преступления произошли после его вступления в силу 1 июля 2002 года.

Структура МУС

Суд состоит из четырех органов  :

  1. Президиум. Он выполняет в основном административные функции. В его состав входят председатель и два вице-председателя  , которые распределяют дела по палатам, заключают соглашения о сотрудничестве с государствами, проводят судебный надзор за решениями секретариата, а также координируют деятельность с прокурором и добиваются его согласия по всем вопросам  .
  2. Отделения — апелляционное, судебное и предварительного производства. В первом могут пересмотреть решение суда и назначить новое разбирательство, во втором — рассмотреть дело и вынести приговор, в третьем — передать дело в суд, выдать ордер на арест или повестку на апелляцию.
  3. Канцелярия прокурора. Это независимый орган, который получает информацию о преступлениях, расследует ситуации и занимается уголовным преследованием  .
  4. Секретариат. Занимается несудебными аспектами управления делами и обслуживанием МУС, например защищает жертв преступлений, которым может грозить опасность после дачи показаний  .

Государства — участники МУС — это страны, которые ратифицировали Римский статут, то есть признали юрисдикцию суда, и сотрудничают с ним в вопросах расследования и исполнения решений.

Эти страны формируют ассамблею государств-участников, которая управляет судом, а именно  :

  • принимает рекомендации подготовительной комиссии  ;
  • доносит до президиума, прокурора и секретаря МУС информацию, как надо управлять делами суда;
  • рассматривает доклады и обсуждает деятельность бюро  , а также принимает меры в связи с этим;
  • утверждает бюджет суда;
  • решает, нужно ли менять число судей.

В состав ассамблеи входит по одному представителю от каждой страны, которого могут сопровождать заместители и советники  .

Но крупные мировые державы, такие как США, Россия, Китай и Индия, не участвуют в Римском статуте, и это ограничивает полномочия суда в этих странах. В то же время МУС сотрудничает с подобными государствами, международными и региональными организациями по вопросам международного правосудия.

Судьи МУС в 2025 году. Государства-участники избирают 18 судей  , которые представляют различные правовые системы и страны мира. Их назначают на девятилетний невозобновляемый срок. В числе судей не может быть больше двух граждан одной и той же страны  .

Судей МУС выбирают по высоким моральным качествам, беспристрастности и независимости  . Кроме этого, они должны разбираться в одном из двух направлений  :

  1. В уголовном и процессуальном праве, обладать опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката в сфере уголовного судопроизводства.
  2. В международном гуманитарном праве и правах человека, обладать обширным юридическим опытом, имеющим отношение к предмету деятельности МУС.

На 2025 год в МУС 21 судья: 18 из них действующие, они ведут текущие судебные процедуры, а остальные трое завершают начатые.

18 действующих судей МУС
18 действующих судей МУС
Судьи Международного уголовного суда

Источники финансирования. Международный уголовный суд финансируют:

  1. Государства-участники  . Размер взносов определяют на основе экономических возможностей и уровня доходов каждого государства.
  2. ООН, особенно в тех случаях, когда МУС расследует дела, которые ему передает Совет Безопасности ООН  . МУС независим от ООН, но сотрудничество с этой организацией позволяет суду привлекать дополнительные ресурсы.
  3. Правительства, международные организации, корпорации и отдельные люди. МУС вправе получать от них добровольные пожертвования  . Эти средства могут направлять на финансирование программ, таких как поддержка жертв преступлений или развитие инфраструктуры суда, например в Доверительный фонд для жертв.
187 084 300 €
Таким был бюджет МУС на 2024 год

Финансовую деятельность суда регулируют финансовые положения и правила, утвержденные государствами — участниками МУС. Эти документы устанавливают строгие нормы отчетности и контроля, позволяя государствам-участникам и международному сообществу следить за расходами и эффективностью работы суда.

В частности, ассамблея государств-участников принимает бюджет суда и контролирует использование средств  . Также для финансовой прозрачности привлекают внешних аудиторов для независимой проверки отчетности.

Деятельность суда

Расскажем, какие преступления рассматривает Международный уголовный суд  и как он это делает.

Военные преступления. МУС рассматривает эти деяния, в частности когда их совершили в рамках плана, политики или в крупных масштабах  .

Военные преступления — это серьезные нарушения  :

  1. Женевских конвенций от 12 августа 1949 года — например, умышленное убийство, пытки, уничтожение или присвоение имущества без военной необходимости, взятие заложников, незаконная депортация.
  2. Законов и обычаев, которые применяют в международных вооруженных конфликтах в рамках международного права, например умышленное нападение на гражданское население и объекты.
  3. Которые совершили в отношении людей, не принимающих активного участия в военных действиях при вооруженном конфликте немеждународного характера  , например жестокое обращение и пытки, посягательство на человеческое достоинство.
  4. Законов и обычаев, которые применяют в вооруженных конфликтах немеждународного характера в рамках международного права, например разграбление города или изнасилование.

Примером военных преступлений служат события, связанные с конфликтом в Боснии и Герцеговине с 1992 по 1995 год, включая массовые убийства и этнические чистки.

Один из наиболее известных примеров — резня в Сребренице, где были убиты более 8000 мусульманских мужчин и мальчиков. В рамках этих событий обвиняемыми в МУС стали сербские военные и политические лидеры, в том числе Радован Караджич и Ратко Младич.

Геноцид — деяние, направленное на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы, а конкретно  :

  1. Убийства.
  2. Причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства.
  3. Предумышленное создание жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение группы.
  4. Меры, предотвращающие деторождение.
  5. Насильственная передача детей из одной группы в другую.

Пример — геноцид в Дарфуре, который начался в 2003 году в Судане. В ходе конфликта убили сотни тысяч людей, а миллионы стали внутренними переселенцами и беженцами. МУС выдал ордеры на арест высокопрофильных фигур, включая бывшего президента Судана Омара аль-Башира, которого обвинили в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях в рамках этого конфликта.

Преступление агрессии — когда человек планирует, подготавливает, инициирует или проводит акт агрессии, то есть применяет вооруженную силу государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другой страны и нарушает устав ООН  .

МУС начал рассматривать преступления агрессии с 17 июля 2018 года, после того как в статут внесли поправки.

Преступления против человечности — деяния, которые сознательно совершают в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых граждан. Это могут быть убийства, лишение доступа к продуктам питания и лекарствам, депортация или пытки  .

Например, кампания массовых убийств и преследований, организованная режимом Муаммара Каддафи в Ливии в 2011 году. Эти преступления включали нападения на гражданских лиц, политические репрессии и применение насилия против мирного населения. МУС инициировал расследование по этому делу, хотя самого Каддафи убили до начала судебного разбирательства, что осложняет привлечение виновных к ответственности.

А теперь — о том, как суд рассматривает дела.

Порядок возбуждения дел. Дела в МУС возбуждают по инициативе  :

  1. Государств-участников. Они могут передать ситуацию прокурору МУС, чтобы тот провел расследование и определил, следует ли предъявлять обвинение. При этом государство должно, насколько это возможно, указать обстоятельства и приложить подтверждающую документацию  .
  2. Совета Безопасности ООН. Он вправе передавать дела в МУС в рамках своей ответственности за поддержание международного мира и безопасности.
  3. Прокурора МУС. Он может начать расследование сам на основании информации о преступлениях, но для этого нужно обратиться за разрешением в палату предварительного производства. В случае отказа прокурор сможет подать просьбу снова, если появятся новые факты и свидетельства  .

Пример первый. В 2004 году правительство Уганды передало дело о преступлениях, совершенных группировкой «Господняя армия сопротивления», ГАС. Это стало одним из первых дел, инициированных государством-участником, и привело к выдаче ордеров на арест нескольких высокопоставленных лидеров ГАС, включая Джозефа Кони.

Пример второй. В 2014 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой призвал к расследованию предполагаемых военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных в Сирии с 2011 года. В результате в 2017 году подали обращение к МУС, но дело еще не приняли к производству из-за несогласия Совета Безопасности на его возбуждение.

Пример третий. В 2010 году прокурор МУС инициировал расследование в связи с насилием, произошедшим в Кении после выборов в 2007 году, в результате которого погибли более 1000 человек. Это расследование привело к делам против нескольких высокопрофильных политических фигур, хотя некоторые из обвинений впоследствии отклонили.

Как проходит расследование. МУС раскрывает преступления в шесть этапов:

  1. Предварительное расследование. Прокурор определяет, подпадает ли преступление под юрисдикцию суда, проводят ли разбирательства в стране, где его совершили, и сможет ли МУС защитить жертв.
  2. Расследование. Прокурор собирает доказательства и устанавливает личность подозреваемого, а затем просит судей выдать повестку о явке или ордер на арест, если подозреваемый не явится добровольно.
  3. Досудебное разбирательство. Три судьи отдела предварительного следствия подтверждают личность подозреваемого и удостоверяются, что он понимает обвинение. После первого слушания в течение 60 дней они решают, достаточно ли доказательств для передачи дела в суд.
  4. Суд. Три судьи отдела судебного разбирательства анализируют доказательства, а затем выносят вердикт. Если подозреваемого признают виновным, огласят и приговор. Также суд может обязать возместить ущерб жертвам.
  5. Апелляция. Пять судей апелляционного отдела могут отменить, изменить или оставить решение в силе. Их вердикт нельзя обжаловать.
  6. Исполнение приговора. Осужденный отбывает наказание в стране, которая готова исполнять приговор суда.

Кто может обратиться в суд. Как мы уже написали выше, это вправе сделать государства — участники статута и Совет Безопасности ООН  .

Частные лица или компании не могут напрямую инициировать дела в суде. Но прокурор вправе обращаться за дополнительной информацией к межправительственным или неправительственным организациям либо другим источникам  .

Возможные меры наказания. МУС может приговорить виновных к таким наказаниям  :

  1. Лишение свободы сроком до 30 лет.
  2. Пожизненное заключение в случае тяжкого характера преступления и индивидуальных обстоятельств виновного.

Пример. В 2016 году суд приговорил Жан-Пьера Бембу к 18 годам лишения свободы за преступления против человечности и военные преступления, совершенные в Центральноафриканской Республике в 2002—2003 годах. Через два года апелляционная палата его оправдала, но при этом дело иллюстрирует применение длительных сроков.

Дополнительно суд может  :

  1. Назначить штраф.
  2. Конфисковать имущество, доходы и активы, приобретенные преступным путем.

МУС вправе передать все вышеперечисленные активы в Целевой фонд, откуда пострадавшим от преступников и их семьям могут возместить ущерб, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию  . Это если суд не заставит осужденного напрямую возместить ущерб  .

Подробнее о мерах наказания, размере штрафа и конфискации написано в главе 7 правил процедуры и доказывания.

А если осужденного условно освободят, ему придется выполнять одно или несколько требований из списка на усмотрение отделения предварительного производства  :

  1. Не покидать отведенную территорию без разрешения.
  2. Не посещать определенные места и не встречаться с конкретными людьми.
  3. Не контактировать с потерпевшими и свидетелями.
  4. Не занимать определенные посты, например государственные или военные.
  5. Проживать по определенному адресу.
  6. Являться по вызову органа или особого человека.
  7. Внести залог или предоставить гарантии.
  8. Сдать секретарю МУС все удостоверяющие личность документы.

Исполнение наказаний. Осужденных отправляют в тюрьмы государств-участников. Сейчас таких стран около 20, включая Великобританию, Бельгию, Финляндию. Для этого государства заявляют МУС о готовности принять преступников и свои условия, если захотят. Когда суд назначит страну для отбывания наказания, она должна сразу же уведомить его, соглашается ли с этим  .

Назначая государство для исполнения наказания, суд обращает внимание на такие моменты  :

  1. Правило, по которому страны-участники разделяют ответственность за исполнение наказаний в виде лишения свободы. В учет берут принцип справедливого географического распределения, количество осужденных, принятых странами, и иные факторы  .
  2. Применяет ли страна международные договорные стандарты обращения с заключенными, которые широко признаны.
  3. Мнение осужденного человека.
  4. Его же гражданство.
  5. Факторы, касающиеся обстоятельств преступления, осужденного человека, эффективного исполнения наказания, которые могут оказаться уместными при назначении государства для исполнения приговора.

Исполняющая приговор страна должна уведомлять суд об обстоятельствах, которые могут повлиять на условия и продолжительность лишения свободы, минимум за 45 дней, даже если они еще не наступили, но их можно было предвидеть. В этот период государство не вправе предпринимать действия, которые могли бы помешать содержанию преступника. А если суд не согласен с обстоятельствами, он должен уведомить об этом страну исполнения наказания  .

Если ни одно государство не согласится принять осужденного, он отбудет наказание в тюрьме Нидерландов  .

МУС может в любое время перевести осужденного в тюрьму другого государства  , а последний — ходатайствовать о переводе из страны исполнения приговора  .

Государство, которое принимает осужденного, не может изменять приговор о назначении наказания  — это вправе делать только МУС по ходатайствам об обжаловании и пересмотре  .

МУС и Россия

Россия подписала Римский статут в 2000 году, и этим выразила намерение присоединиться к Международному уголовному суду. Но документ так и не был ратифицирован, то есть юридически обязательным для России он не стал.

В 2016 году, после публикации доклада прокурора МУС по ситуации в Крыму, где действия России были квалифицированы как оккупация, правительство РФ официально отозвало подпись и уведомило ООН о решении не становиться участником статута. Это означало, что Россия больше не признает юрисдикцию МУС даже частично.

Таким образом, сегодня МУС не имеет юрисдикции в отношении преступлений, совершенных гражданами России или на ее территории, если только дело не будет передано в суд Советом Безопасности ООН.

МУС и США

Отношения США с Международным уголовным судом всегда были сложными и противоречивыми. В 2000 году администрация президента Клинтона подписала Римский статут, но уже в 2002 году при Джордже Буше — младшем США отозвали подпись и заявили, что не намерены становиться участниками статута.

В том же году конгресс принял закон о защите американских военнослужащих (American Service-Members’ Protection Act), который:

  • запрещает участие США в деятельности МУС;
  • разрешает использовать любые средства, включая военные, для освобождения американцев, арестованных по решению МУС;
  • запрещает передавать МУС граждан США и союзников.

Этот закон в прессе часто называют законом о вторжении в Гаагу: он подчеркивает готовность США защищать своих военнослужащих от международного преследования.

В 2020 году администрация Дональда Трампа ввела санкции против прокурора МУС Фату Бенсуды и других сотрудников суда: заморозила их активы и запретила въезжать в США. Это произошло после начала расследования возможных военных преступлений Америки в Афганистане. Меры вызвали резкую критику со стороны ЕС, ООН и правозащитных организаций.

В 2021 году администрация Джо Байдена отменила санкции, но США по-прежнему не признают юрисдикцию МУС над своими гражданами, хотя и сотрудничают в отдельных расследованиях.

МУС и Израиль

Израиль не участник Римского статута и не признает юрисдикцию МУС. Но в 2015 году Палестина была признана государством-участником, что открыло путь для расследования событий на палестинских территориях.

В 2021 году прокурор МУС Фату Бенсуда объявила о начале расследования возможных военных преступлений, совершенных как израильской стороной, так и палестинскими группировками, включая события 2014 года в Газе.

Израиль заявил, что Палестина не государство и не может передавать дела в МУС. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал действия суда «антисемитскими» и «политически мотивированными».

21 ноября 2024 года палата предварительного производства МУС выдала ордер на арест Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Израиля Йоава Галанта. Мужчин обвинили в преступлениях против человечности и военных преступлениях в Палестине из-за того, что они:

  1. Препятствовали работе гуманитарных организаций.
  2. Умышленно лишили жителей сектора Газа доступа к предметам первой необходимости — продуктам питания, воде, лекарствам, электроэнергии и топливу, — из-за чего некоторые из них погибли.

В Израиле решение МУС назвали «ложным и антисемитским», а сам суд обвинили в «дипломатическом терроризме».

Запомнить

  1. МУС — постоянный суд, который преследует ответственных за серьезные международные правонарушения. Это военные преступления, геноцид, агрессия и преступления против человечности.
  2. МУС судит преступников, а Международный суд ООН рассматривает споры между государствами.
  3. Римский статут — это и международный договор, и устав МУС: он устанавливает функции, структуру и юрисдикцию суда. На 2025 год его подписали 137 государств, а ратифицировали — 125.
  4. МУС рассматривает только преступления, которые совершили после вступления Римского статута в силу, то есть после 1 июля 2002 года.
  5. МУС расследует преступления, которые ему передают государства — участники Римского статута, Совет Безопасности ООН, либо если прокурор суда взялся за дело по своей инициативе.
  6. МУС состоит из президиума, канцелярии прокурора, секретариата и трех отделений — апелляционного, судебного и предварительного производства.
  7. В обязательном порядке МУС финансируют государства-участники и ООН, в добровольном — правительства, международные организации, корпорации и отдельные люди.
  8. МУС лишает преступников свободы на срок до 30 лет или пожизненно. Дополнительно он может назначить штраф, конфисковать имущество, доходы и активы, приобретенные преступным путем.
  9. Преступников отправляют в тюрьмы государств-участников, но для этого они должны заявить о готовности их принять. Если никто не захочет этого делать, осужденных направляют в тюрьму Нидерландов.
Надежда ГридневаКак вы считаете, нужен ли такой суд в мире? Почему?