Было дело: как водитель взыскал 300 тысяч рублей за гололед на дороге
Изумительные истории
6K
Фотографии в коллаже — Pavel L Photo and Video / Art Konovalov / Shutterstock / FOTODOM

Было дело: как водитель взыскал 300 тысяч рублей за гололед на дороге

23
Аватар автора

Валерия Романова

юрист

Страница автора

В ноябре 2023 года водитель ехал на Тойоте в Свердловской области в сторону Челябинска. Погода была плохая — при минусовой температуре воздуха шел дождь, и из-за этого на дорогах образовался гололед.

Внезапно мужчина потерял управление. Заднюю часть машины занесло, ее сначала откинуло на металлическое ограждение, затем вынесло на встречную полосу движения и выбросило на отбойник. Мужчина остался невредим, но Тойота серьезно пострадала.

Водитель вызвал сотрудников ГИБДД, которые оформили ДТП и вынесли определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку все произошло не по его вине. Инспектор зафиксировал гололед и отправил информацию в Управление автомобильных дорог по Свердловской области.

Позже мужчина обратился к оценщику, чтобы узнать стоимость ремонта. Согласно заключению эксперта, затраты на восстановление автомобиля должны были почти вдвое превысить его цену. При рыночной стоимости Тойоты в 438 900 ₽ отремонтировать ее можно было за 863 000 ₽, а остатки стоили 44 090 ₽.

Мужчина выяснил, какая организация обслуживала этот участок дороги, и направил ей претензию с требованием возместить стоимость восстановительного ремонта согласно оценочному заключению. Претензия осталась без ответа, и водитель пошел в суд.

Аргументы сторон

🙎 Водитель. Моя машина пострадала, потому что ООО «Ремстройгаз» недостаточно хорошо следит за дорогой. Именно эта фирма по госконтракту обязана содержать дорогу, в том числе бороться с гололедом. Наличие льда на дороге подтвердили сотрудники ГИБДД. Считаю, что обслуживающая организация должна заплатить за ремонт, а также возместить расходы на досудебное экспертное заключение и госпошлину.

🚜 Подрядчик. Мы заключили государственный контракт на содержание автомобильных дорог в Свердловской области с региональным управлением автомобильных дорог. Управление выдало нам предписание об устранении зимней скользкости на спорном участке. Мы его выполнили и не отрицаем, что гололед действительно был. Но считаем, что истец тоже виноват. Водитель не учел сложные погодные условия, не выбрал правильную скорость и из-за этого попал в ДТП. Поскольку вина в происшествии обоюдная, все расходы надо поделить пополам.

В другом деле все может быть иначе

Мы рассказываем судебные истории, чтобы читатели понимали, какие решения принимают суды в разных ситуациях, какие документы помогут добиться своего и как избежать ошибок. Но право в России основано на законе, а не на судебной практике: если дело не дошло до Верховного суда, юридической ценности оно не несет.

Это значит, что в схожем случае суд может истолковать закон по-другому и принять противоположный акт или взыскать другую сумму. Однако это не мешает использовать доводы и формулировки из вынесенных решений, предъявлять те же требования и доказательства.

А еще такие судебные истории просто интересно читать: узнавать, из-за чего вообще спорят люди, которые живут рядом с нами.

Что сказали суды

Если власти плохо следят за дорогами, водители вправе получать компенсацию вреда, причиненного их имуществу  .

Например, на проезжей части не должно быть снега и гололеда. Обслуживающей организации рекомендовано организовать передвижные пункты, чтобы наблюдать за состоянием дороги, следить за погодой и вовремя выявлять недостатки покрытия. Если метеоусловия резко ухудшаются, патрулирование надо проводить ежедневно, особенно на участках концентрации ДТП  .

Факт происшествия подтвержден документами, которые составили инспекторы ГИБДД. В материалах дела также есть фотографии, на которых видно рыхлый снег и гололед. Водитель пояснил, что ехал с разрешенной скоростью 70 км/ч.

Управление автомобильных дорог Свердловской области заключило с подрядной организацией государственный контракт на обслуживание дорог. После ДТП управление направляло подрядчику предписание о необходимости устранить гололед на этом участке дороги. Подрядчик все предписания выполнил, о чем отчитался управлению.

Таким образом, факт гололеда подтвержден материалами дела.

По просьбе ответчика суд провел оценочную экспертизу. Согласно заключению оценщика, рыночная стоимость автомобиля — 303 620 ₽, стоимость восстановительного ремонта без учета износа — 838 138 ₽, с учетом износа — 267 400 ₽, стоимость годных остатков — 30 461 ₽.

Довод о том, что водитель тоже виноват в ДТП, так как выбрал неподходящую скорость движения, необоснован. Ответчик не доказал, что у водителя была техническая возможность предотвратить ДТП и что он нарушил скоростной режим.

Поскольку вина ответчика доказана, суд взыскивает с организации:

  1. Материальный ущерб — 273 159 ₽. Это разница между рыночной стоимостью автомобиля и стоимостью годных остатков.
  2. Расходы на оценочное заключение — 20 000 ₽.
  3. Госпошлину — 6132 ₽.

Подрядчик не согласился с решением суда и обжаловал его в апелляционной инстанции. Представители фирмы настаивали на том, что водитель не учел осадки, перепады температурного режима, которые влияют на сцепление, и выбрал неподходящую скорость.

Инспектор ГИБДД составил акт обследования дорожных условий в месте ДТП и протокол осмотра места ДТП, в которых зафиксировал гололедицу и нарушение нормативных требований по содержанию дорог. Сотрудники ГИБДД не нашли в действиях водителя нарушения правил дорожного движения.

Суд первой инстанции верно определил ответственное лицо: это подрядная организация, с которой владелец автомобильной дороги заключил государственный контракт на ее содержание.

Нормативный срок устранения рыхлого или талого снега — от 3 до 12 часов в зависимости от категории дороги, зимней скользкости — от 4 до 12 часов. На покрытии проезжей части возможно устройство уплотненного снежного покрова  .

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что подрядчик не исполнил обязательства по надлежащему содержанию дорожного покрытия и не обеспечил безопасность дорожного движения.

Ответчик не доказал, что водитель нарушил скоростной режим и что состояние дороги позволяло избежать ДТП. Напротив, ГИБДД выявила гололед, который и стал причиной происшествия.

Оставляем в силе решение суда первой инстанции.

Что в итоге

Гололед, рыхлый или талый снег на проезжей части свидетельствуют о ненадлежащем содержании автомобильной дороги — так же, как выбоины и колеи. Дорожные службы обязаны соблюдать нормативные требования и следить за безопасностью покрытия.

В этом деле мужчина доказал вину дорожной службы благодаря тому, что он вызвал сотрудников ГИБДД на место происшествия. Инспекторы зафиксировали состояние дороги и не указали в определении об отказе в возбуждении дела, что водитель нарушил правила дорожного движения.

Нередко инспекторы фиксируют вину водителя в аварии и ссылаются на пункт 10.1 ПДД, по которому тот должен учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспорта, груза, видимость, дорожные и погодные условия. Это практически «резиновый» пункт правил, по которому водителю можно вменить в вину любое ДТП.

Также в подобных спорах обычно перед судебными экспертами ставится вопрос о том, была ли у водителя техническая возможность избежать ДТП. Если такая возможность была, то, как правило, суды признают обоюдную степень вины. Но в этом споре ответчик не просил суд поставить такой вопрос перед экспертом.

Мы подробно писали о том, как добиться возмещения ущерба, если автомобиль пострадал из-за разбитой дороги. Алгоритм действий и советы актуальны и для ситуаций, когда причиной ущерба стал гололед.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Валерия РомановаУдавалось ли​ вам получить компенсацию ущерба с дорожных служб?
  • Juliya Voronova"Водитель не учел сложные погодные условия, не выбрал правильную скорость и из-за этого попал в ДТП." Норм отмазки лепят, а какая правильная скорость должна быть там, где не должно было быть гололёда?)30
  • Системный инженерА как организация должна обрабатывать дороги, если гололёд образуется в прямом эфире? Только при минусе пошёл дождь, сразу должны заводиться грузовики и ехать разбрасывать песок? Даже те, которые во время дождя оказались на дороге?1
  • mailmanДумаю, дорожная служба должна использовать в своей работе такие словосочетания и слова как: "превентивные меры", "прогноз погоды", "снип-ы и гост-ы по обслуживанию и поддержанию дорожного полотна" и т.д.20
  • ВалерийСистемный, опять зима наступила внезапно? Прогноз погоды отменили?7
  • Владислав ЯкушенковВалерий, мне по прогнозу показывало, что вероятность осадков 0. Вышел утром, машины почти нет, один сугроб. В прогнозы верим? Ты по дороге едешь и не чувствуешь, что на дороге скользко? Я в пургу ночью по заснеженной трассе ехал 40, потому что немного газу дашь и машину уведет, даже 60 ехать нереально. Да, службы не почистили дорогу, ну а ты хочешь доехать или на столб намотаться? На кону не только твоя машина, но и жизнь, и не только твоя. Тем более, то что водитель ехал 70 мы знаем только с его слов, ибо ответчик «не доказал» факт превышения скорости. И я вот часто вижу таких на трассах, кто скорость не превышает, при рекомендованных 90 и максимальной 110 (130) они могут спокойно лететь 150-1607
  • Екатерина ДашуткинаJuliya, согласно ПДД - не выше разрешённой, но должна быть ниже, если гололед, плохая видимость. Согласно погодным условиям4
  • Дмитрий РассамагинЕкатерина, как задним числом инспекторы вообще определят скорость, которая была в момент дтп без камер видеофиксации и томозного пути, на льду нет следов8
  • Алексей КазанцевС трудом представляю как можно обслуживать длинную трассу так, чтобы на ней всегда и везде было идеальное покрытие. Ну ладно ещё в городе, и пригород, но если в жопенях... Короче, если бы мужику ничего не дали я бы не сильно удивился и не возмущался.6
  • СтепанАлексей, это называется взялся за гуж, не говори, что не дюж А юридически это ст. 2 ГК РФ, где сказано, что предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой риск Сам я, если бы представлял интересы пострадавшего, попробовал в обоснование добавить и ст. 1079 ГК, где раз указано, что использование транспортных средств является источником повышенной опасности, то и автомобильная дорога далеко от этого не ушла и таковым тоже является Да и, впрочем, явно есть нормативно закреплённые обязанности держать дорогу чистой вне зависимости от времени и авралов П. с.: "По смыслу статьи 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека" (пункт 18 ПП ВС от 26 января 2010 г. № 1).3
  • АптечкоБогомолова.Лариса, на клавиатуре внизу есть такая широкая кнопочка без надписей, называется "пробел". Пробел вставляет пустой интервал между словами. Используйте пробел. Все любят пробел!16
  • Илья Д.а чтобы на длинной дороге в любом ее месте почти моментально устранять гололед нужно что, каждые 20км дежурный грузовик поставить ? Т.е. закупить их столько, чтоб на всю дорогу разом хватило, пусть стоят на всякий случай, водил нанять ждать за зарплату, вдруг потребуется. А мы за все это хотим платить ? Я нет. По мне так устраняют в течение некого определенного времени это нормально, в это годе пошел дико снег, ехал в райцентр еле-еле, обратно ехал уже посыпают, нормально. Но до этого просто ехать нужно соответственно. Невозможно в любом месте дороги моментально все убрать, и даже если возможно, нецелесообразно.3
  • SennomaАптечко, у нее "прАбел"1
  • Андрей ПахомовМне именно таки отказали именно в такой же ситуации.1
  • Владимир НежныйИстория - Айс!0
  • Владимир НежныйJuliya, водитель должен был дождаться весны.2
  • Гусь ОбнимусьМашину купил, ездить не купил... в данном случае я на стороне дорожники... Не умеешь какать - не мучай попу... сиди дома на диване0
  • СветланаЕкатерина, согласно погодным условиям (плохим) ставим тачку в гараж/на стоянку и пользоваться нужно тогда общественным транспортом.0
  • СветланаАлексей, а как же обслуживают трассы в Норвегии, Дании и тд и тп? Тоже что-то мутят, чтобы не платить, если такая же погодная ситуация?0
  • СветланаВладислав, а зачем так летать? Жить надоело людям?0
  • СветланаБогомолова.Лариса, а вы всегда так пишите (с точкой)? Даже когда учась в школе писали диктант)? Пробел ни разу не применяете, боитесь?1
  • Анна БессоноваСитуация у меня произошла похожая. Двигалась по трассе со скоростью 70 км/ч, машину занесло, закрутило, вынесло на полосу встречного движегия и произошло столкновение с грузовым Вольво. Меня выкинуло с трассы в овраг, машина встала на крышу. Я с минимальными травмами, автомобиль в тотал. У Вольво расхреначена морда пластмассовая. Я была так рада, что выжила(даже гаишники поздравляли с аторым днем рождения), что в голову не пришло куда-то идти и взыскивать. А дорожники, кстати, успели примчаться и все посыпать, пока мне в скорой первую помощь оказывали1
  • Наталия МорозоваАнна, была в подобной ситуации дважды. Впервые я наехала на лёд, заметенный снегом и не справилась с управлением, столкнулась с другим автомобилем. Инспекторы ГИБДД обвинили меня, составили протокол. Мои доводы о ненадлежащем состоянии дороги были проигнорированы. Буквально через несколько часов после того, как мы разъехались с места ДТП, в том же месте произошла аналогичная авария. Только после этого дорога была вычищена и обработана песком. Вторая авария - в городе ночью прошел ледяной дождь. В 7 часов утра ползу с горки, вижу, что впереди загорается красный (метров 100), начинаю притормаживать и понимаю, что машина совершенно неуправляема, меня просто несет вниз. Не поняла как и почему, но дернула ручник, и после этого машина стала тормозить. К этому моменту впереди стоящие машины уехали. Не успела прийти в себя, как в меня сзади въехала другая машина. Выхожу из машины и вижу как в нас так же едет ещё одна. В итоге у нас получилось тройное ДТП. Чтобы избежать дальнейших столкновений, знак аварийной остановки вместе с "дежурным" поставили сверху горки. Люди с огромными глазами объезжали по встречной полосе. В горку подняться было просто нереально. Инспекторы ГИБДД всё зафиксировали. На дороге даже стоять невозможно было, ноги разъезжались. Дорога совершенно не была обработана. Мало того, сам инспектор за полтора часа до моей аварии звонил подрядчику и сообщал о необходимости обработать этот участок дороги, поскольку сам так же не смог затормозить в том же месте (но в 5 часов утра он там ехал один). Авария произошла в 7 часов, а машина с песком проехала мимо нас в 9, когда инспектор составлял протокол. Но по традиции виновником ДТП, конечно, был признан крайний водитель. ГИБДД отказалось выдать мне заключение о состоянии дороги, мол, гражданочка, если пойдете в суд, то по его запросу предоставим информацию. Я в суд не пошла, поскольку ущерб мне компенсировала страховая компания, а назначенный виновником ДТП в суд обращаться не стал. Я вообще очень зла на тех, кто в ответе за содержание автомобильных дорог в нашей области и городе, в частности, потому всегда пишу жалобы. Это не только содержания в зимний период касается, но и пресловутых ям размером и глубиной с озеро. Чаще это помогает, но, к сожалению, вопросы зачастую решаются слишком неторопливо и формально. Никто не боится ответственности - ни орган, на балансе которого находится дорога, ни обслуживающие её подрядчики0