Почему современ­ные выпуск­ники не рабо­тают по специаль­ности

Мнения читателей
58
Почему современ­ные выпуск­ники не рабо­тают по специаль­ности
Аватар автора

Лада Кошман

работает по специальности

Страница автора

Согласно исследованию, проведенному сервисом «Работа-ру», только треть россиян работает по специальности, полученной в вузе или колледже.

Читатели Т⁠—⁠Ж порассуждали, почему так происходит, а мы собрали их аргументы в отдельный материал.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

ПРИЧИНА № 1

Далеко не все осознанно выбирают специальность

Аватар автора

Мяв

не видит у студентов мотивации учиться

Страница автора

Нельзя дать знания тому, кто не хочет их принимать. У нас дети в вузы в 17 лет поступают. Много ли вы знаете людей, кто в таком возрасте выбрал то, чем хочет заниматься в жизни? А еще при этом то, что будет актуально? Многие идут учиться в вуз, потому что все вокруг так делают и «вдруг диплом пригодится». Кому надо — возьмет от учебы все, что ему необходимо. В остальных запихивать насильно — бесполезно.

Сколько угодно адаптируй программу — ничего не изменится, если не будет исправлена проблема того, что в вуз идут учиться для галочки, чтобы от армии откосить и чтобы как у всех.

Аватар автора

N

вспоминает университет

Страница автора

Когда я учился в институте, мне кажется, процентов примерно 25 понимали, как и зачем они там находятся. Вот они и пошли по специальности. Остальные — как получилось… Наверняка в разных вузах процент отличается.

Но все равно, это вопрос больше усилий студента, его понимания, зачем ему это надо и куда идти дальше, чтения современной литературы по профессии и так далее.

ПРИЧИНА № 2

В России до сих пор силен культ высшего образования

Аватар автора

Лукьянов Тимур

наблюдает дефицит рабочих специальностей

Страница автора

Проблема — в следовании стереотипу о том, что нужно выбирать вуз, а техникум — для неудачников. Как итог — людей с высшим образованием больше, чем нужно, и они не могут устроиться по специальности, а людей рабочих профессий не хватает. Хотя там средние зарплаты не ниже, чем в общем по стране, а для некоторых направлений даже повыше будут.

Аватар автора

Hellosamurai

против стереотипов

Страница автора

Я знаю немало людей, которые в итоге работают по нормальной рабочей специальности, получают хорошие деньги и ни в чем себе не отказывают. При этом зачем-то окончили вуз, хотя им достаточно было получить эту рабочую специальность в техникуме.

В целом есть большой стереотип, что работать руками — нечто плохое, чего надо обязательно чураться. Особенно бесит фраза «Не будешь учиться — станешь дворником». Хочется спросить каждый раз в ответ на все такие заходы: а кто при таком раскладе вообще будет что-то убирать, делать руками, строить, на заводах пахать, добывать в шахтах? Почему обязательно надо в детях воспитывать какую-то закомплексованность по части нормального труда как чего-то совершенно недостойного?

ПРИЧИНА № 3

Современным школьникам не хватает профориентации

Аватар автора

John Dory

все понял о перспективах трудоустройства

Страница автора

По мне, проблема чисто в отсутствии профориентации. Кто-то должен донести до молодого человека мысль, что не всякое образование — это профессия. И честно обрисовать перспективы. То есть историк — это не профессия. Профессия — это, например, преподаватель истории. Вероятно, есть и другие для этой области: сотрудник НИИ, допустим. Но нужно показать количество вакансий, чтобы было сразу понятно, что там с востребованностью.

Да только кому надо заниматься таким антипросвещением? У самого котелок варить должен. Мне, например, очевидно, что если бы я даже поступил и отучился в МГИМО, никаких перспектив у меня бы не было. Мне хватило дня открытых дверей в Институте стран Азии и Африки, чтобы понять, что за публика там ошивается.

ПРИЧИНА № 4

Студенты прикладывают мало усилий, чтобы найти работу во время учебы

Аватар автора

Элиссер Дарж

нашла стажировку во время учебы

Страница автора

Если во время учебы в вузе вы не удосужились пройти стажировку или реальную практику по специальности — вы сам себе злой Буратино.

Я пришла на стажировку в крупную компанию после трех этапов отбора. Даже не по специальности, а с четкой целью иметь в резюме энтерпрайз. Мои одногруппники прекрасно работали по профессии в тех организациях, куда приходили практикантами.

Просто наслаждаться студенчеством нужно на первых двух курсах, а дальше — строить карьерные планы и не ждать защиты диплома, чтобы начать дрыгать лапками, если цель — работа по специальности.

Аватар автора

Павел

получил опыт в продажах

Страница автора

В 1999 году окончил универ, а работы по специальности не было. Отработал два года в продажах, хороший опыт получил, а там и на основную профессию покупатели нашлись. По-моему, проблема трудоустройства — это лень и инфантильность мамкиных специалистов.

Аватар автора

Звездочка

сторонница работы с первого курса

Страница автора

Студенты — взрослые люди. Никто не должен ждать, сидя на парах, что тебе на блюдечке принесут работу. В наших реалиях университет — это по большей части самообучение, самодисциплина, самоорганизация. Все, кто хочет выйти с опытом из вуза, работает уже на первых курсах.

Аватар автора

ТаУ

говорит об угрозе

Страница автора

Что касается инициативы, сейчас обсуждается вопрос о возврате распределения по некоторым направлениям подготовки. Думаю, многие, кого это коснется, пожалеют о своей былой безынициативности.

ПРИЧИНА № 5

Абитуриенты предпочитают специальности полегче и формируют перекос рынка

Аватар автора

Georgiy

уважает точные и естественные науки

Страница автора

То, что экономистов и юристов избыток — точнее, псевдоэкономистов и псевдоюристов, — известно уже лет 20 как. Тем не менее люди добровольно идут на эти специальности, сами платят за обучение — бюджетных мест здесь минимум — просто потому, что не могут нормально освоить математику, физику, химию или биологию, необходимые для других направлений. Ведь эти настоящие науки требуют реальных усилий для освоения, на что 80% школьников не согласны. Какое уж тут ИТ.

Человек, получивший любое настоящее высшее образование — очное, без троек в дипломе, — доказал свою способность быстро разбираться в новом материале, приобретать необходимые для работы навыки. Кстати, такие люди нарасхват, почти любая компания возьмет такого сотрудника и в короткие сроки доучит. Сомневаетесь, что выпускник мехмата или МИФИ месяца за три освоит то, чему бухгалтера или экономиста учат три года? Зря сомневаетесь.

Аватар автора

Liquid Snake

не верит в востребованность гуманитариев

Страница автора

Менеджеры, историки, журналисты. Извините, а на что они рассчитывают? Уже лет 15 точно все говорят, что гуманитарии никому не нужны, что будут проблемы с работой. Но все равно все упорно толпами идут на эти специальности.

Сколько моих знакомых, кто отучился на конкретные профессии с четкими науками в основе — разные сорта технарей, программисты, химики, врачи, — без проблем нашли работу после выпуска! Еще и выбирали работодателя. А вот всякие менеджеры по связям с общественностью действительно вынуждены перебиваться чем придется.

Мне кажется, проблема в том, что в школах абсолютно не умеют преподавать точные науки, отчего многим школьникам кажется, что это очень сложно и непонятно. В итоге они выбирают простые, по их мнению, гуманитарные предметы, а затем идут куда придется. В лучшем случае клерками, в худшем — на работу, для которой и учиться в вузе не нужно было.

И получаем мы толпы людей с бесполезным высшим образованием, которые сами своим существованием обесценивают свои же дипломы, — парадокс.

ПРИЧИНА № 6

Вузы ориентированы на науку, а не на практическую подготовку

Аватар автора

Обезьяна

размышляет о судьбах выпускников

Страница автора

Любая фундаментальная кафедра университета работает не на выпуск специалистов, а на пополнение рядов научного сообщества, где специалисты — продукт второго этапа отбраковки из кандидатов в ученые.

Остальные — это буквально ПТУ. Они ориентированы на узкий профиль и специалитет в наукоемких областях, в которых далеко не все выпускники будут работать из-за доходов ниже среднего. Так что тут тоже своя логика: десять обучим, один останется в области.

Бывает, открываются всякие там совместные с корпорациями кафедры, где штампуют нужные им кадры, но в это далеко не все готовы вкладываться. Это дорого, и выхлоп не сильно выше, чем от любого классического специалитета.

Лада КошманКак вы считаете, что можно изменить, чтобы решить проблему?
  • Это всё ради искусстваОт высшего образования необходимо получать вот что: 1) связи и друзей 2) кругозор и возможности 3) путешествия (конференции и прочие) 4) стрессоустойчивость 5) умение быстро потреблять и обрабатывать большие массивы информации 6) умение взаимодействовать с незнакомыми людьми и разбираться в них (через жизнь в общаге) 7) умение договариваться По какой ты специальности работаешь в итоге - решительно все равно. Университет потому и университет, что должен давать некое универсальное образование (академии не в счет, там как раз узко).42
  • Фёдор КоноваловЯ считаю, что подросткам нужно рассказывать о разных специальностях, да что подросткам - детям лет с 3х, что бы они выбирали специальность по душе. Сейчас дочь знакомой идет в педагогический колледж, лишь бы куда пойти - ну такое. Я своей трехлетки рассказываю о разных профессиях, мы часто играем в профессии, смотрим мультики про разные специальности14
  • Helg SvartПо поводу последнего аргумента. Вузы в принципе не должны готовить людей на рынок труда, этим должны заниматься колледжи. А университеты должны принимать не со школьной скамьи, а после профессиональной подготовки в колледже. После профессиональной подготовки выпускник уже должен понимать что он хочет: идти в науку, или на рынок труда. С таким подходом и наука не будет страдать от выпускников, которые остались в вузе по остаточному принципу и пишут статьи ради статей, и сами вузы сосредоточатся на науке, а не на обучении вчерашних школьников. Но вот на данный момент устроено вот так, как устроено. И это прискорбно21
  • Тимофей ШориковПора прекращать создавать программы образования основанные на одной теории, не спрашивая у отраслей что им вообще от этой специальности нужно? Вот Банковское дело в колледже после 9 класса идет 2 года и 10 месяцев, если бы программу составляли с учётом потребностей бизнеса, то диплом бы там и не выдали, максимум повышение квалификации, ибо банкам например, не нужны сотрудники знающие что такое план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, и уж тем более банковский бухучёт для обычных сотрудников, ибо всё что им требуется в наше время это сидеть смирно на поводке, и правильно тыкать кнопочку в пк, одновременно выполняя план по продажам. Это я как дипломированный специалист по Банковскому делу говорю. Поэтому пока не уберут архаичные советские программы, не адаптированные на современное положение дел, работодатели так и будут говорить "подотритесь своим дипломом", а выпускники будут искать работу не по специальности, а где получше и зарплата повыше.20
  • НинадяРаботаю по специальности часто, но иногда иду перезагружать мозг в другие должности. Из кресла в сборщики заказа — офигенно отрезвляет, знаете ли. НО сейчас думаю чуть-чуть изменить направление деятельности в сторону методиста. Текущая работа вынуждает в том числе обучать пользователей программным средствам, часто пишу методички. Думаю, что могу делать и иные учебные пособия, а нервов это затрачивает на порядок меньше, по ощущению. Учитывая, что зарплата не сильно разнится, выберу, пожалуй, сохранение нервных клеток. Единственное, пока не получается выйти на это направление — из всех предложений была относительно близка, когда звали на АЭС преподавать, но это звучит как авантюра всей жизни.4
  • НикитаПричем тут современные выпускники? То, что многие выпускники не работают по специальности, совсем не новая проблема. И 10, и 20, и 30 лет назад такая же ситуация была.52
  • Очень_интересноЭто, самое главное - базовое высшее, с которого потом можно пройти переподготовку на любое другое направление14
  • Это всё ради искусстваОчень_интересно, ну типо того. Я вон смотр на своего младшего брата. И в спорт залез, и немного по разным странам покатался, и на конференциях участвовал, и в общаге жил, и на выпускном отгулял, и подрабатывал. Вот взял то, что нужно.6
  • KomradШел учится на инженера по идейным соображениям. Там без вышки никуда. Даже работал какое-то время по специальности. Однако, хотелось бы, что бы денег хватало на что-то ещё кроме еды. С тех пор работаю в продажах, но в той же области по которой получал вышку. Грустно это все.26
  • Артем СтепановТак и прежние выпускники часто уходили на работу не по специальности. Даже учитывая распределение и т.п. преграды, многие меняли профессию.7
  • ЕхиднаВыпустилась в 12м году, из нашего потока, (грубо говоря 40 человек) по специальности пошла хорошо если 1/4, с учётом смежных направлений. Но многие из оставшихся 2/3 потом переучились, либо второе высшее, либо как я, профпереподготовка7
  • user1020706Причина на 90% -очень низкая зарплата по специальности,ищут деньги,к сожалению-даже врачи по специальности.20
  • ВеленаТимофей, +++3
  • Эндрю БуркинПолучил диплом под давлением родителей, работаю совсем в другой сфере. Жаль не вернуть годы потраченные в пустую.11
  • ivanmerkushev030Всего-то навсего отменить бесполезную срочную службу,и люди будут поступать туда и учиться там,куда сами хотят. Система сама стреляет себе в ногу.28
  • МариФёдор, игра в профессии с малышом это как бы немного другое 😀 Но детям реально не хватает информации о профессиях, причём не просто теоретической, а должны проводиться постоянные экскурсии школьникам на предприятия, в различные организации, должна быть летняя практика у старшеклассников на предприятиях по выбранному профилю, например для химбио десятиклассников практика в больницах санитарами, т.п, что б дети видели реальную сторону будущей работы, а не теоретическую, и не были в розовых очках.14
  • СВИз группы в 27 человек выпустилось 15, остальные беспощадно отчислялись даже на 5 курсе. Поэтому доучились только те, кто реально хотел работать по специальности и без работы не остались, спецов не хватает катастрофически. Но это немного другой случай, специалитет даёт хорошие прикладные знания и четкую специализацию.4
  • МариМальчикам вообще сложно, если не поступил сразу после школы, то идти в армию, в итогу поступают, куда угодно, лишь бы отсрочку получить. У девочек хотя бы есть возможность поменять специальность, перевестись или перепоступить, или взять gap year посое школы, поработать, понять, чего хотят, в каком направлении учиться.15
  • Рубиновый шурупНе понял каким образом это относится к современным выпускникам? Больше похоже на советское наследие, когда каждый родитель мечтал, что бы у его ребенка было высшее образование. Не важно какое, но высшее. Не уверен, что советы вроде «идти на стажировки с первого курса» или «строить карьеру до защиты диплома» универсальны для всех направлений и выпускников. Мир изменился: высшее образование больше не является автоматическим пропуском в хорошую работу, как это было раньше. Сейчас ценится практика, компетенции и умение решать реальные задачи — вне зависимости от того, получил человек диплом или нет. Более того, в стране ощущается нехватка квалифицированных рабочих специальностей, где опыт зачастую важнее бумажки об окончании вуза. Получается, что старые установки — мол, нужно обязательно поступить, получить «корочку», а потом ждать распределения — уже не работают. Приходится думать о себе как о профессионале здесь и сейчас, а не только как о студенте или выпускнике.10
  • Софья МальцеваИ все это туфта. Да, я выбирала как и все, в 17 лет. Но свою специальность выбирала уже в 22. И вполне осознанно. Анестезиолог-реаниматолог. 2 года не работаю в практическом здравоохранении вообще. Ушла не потому, что моя специальность мне разонравилась, это неосознанный выбор. Я не считаю, что высшее нужно для галочки. Причин, почему я ушла - 3. И они все более-менее равноценны. Хотя основная все же деньги. 1. Зарплата. Честно, будь она такой, как в новостях и по статистике - я бы, наверно, всё ещё работала. Когда я ушла- моя средняя зарплата была 92 тысячи рублей. На 1,5 ставки, наверно. Но врач не должен работать на 1,5-2 ставки. Фактически это жизнь в больнице. А ещё к дежурства худо-бедно, но надо подготовиться,отдохнуть, отоспаться после, приготовить еды и упаковать до. Реально на ставку я получала около 45 тысяч. 60 даже никогда не выходило. А ботинки, одежду и даже еду просто потому, что ты врач, тебе никто не продаст со скидкой. Знала хирургов, которые буквально жили на благодарность. Но так тоже не должно быть. 2. Условия работы. Во многих местах начинал и главный врач существуют исключительно для того, чтобы с ними бороться и выбивать адекватное лечение. В реанимации обычно попроще, потому что понимают, что следующая остановка - кладбище. Но с другой стороны для любого медучреждения реанимация - статья расходов, огромных расходов. Сутки пребывания пациента могут обходиться и 100, и 200 тысяч рублей в некоторых случаях. Да, за время работы у меня бывали адекватные, помогающие зам главного врача и даже отличный главный врач- экономист, проработавший врачом, наверное, неделю в своей жизни, который оплачивал учебы и конференции (в разумных пределах), который поднял зарплату за полгода на 25%. Реальную. Но это больше исключения. И даже с ними сталкиваешься, что этого нет, того нет . Вы сдурели, какой вам аппарат ИВЛ за 10 млн?! Хороший аппарат, лучший, импортный, правда, причем немецкий, американский,а у нас же патриотизм, импортозамещение! Свои аппараты берите и китайские, они то же умеют на бумаге! По факту умеют, конечно, да только есть нюанс. Наши то продвигать не могут, грубые, резкие. Просыпается человек, приходит в сознание, пытается начать дышать, а у него трубка в горле, сказать ничего не может, ещё и дышать не получается - когда от слабости, когда аппарат просто дышит полностью за человека и спать этому аппарату на собственные попытки вдоха. Конечно, пациент ругается. Это неизбежно. Только наши аппараты продавливают грубой силой, могут и лёгкие повредить. И откуда эта сила в таких случаях берется, если бронхоспазм то не могут подышать или 100-киллограммового мужика иногда??? А те самые немецкий и прочие - не знаю, как они запрограммированы, но более гибкие и мягкие. Продвигать - всегда, да они даже утечку при нарушении герметичности дыхательного контура компенсируют. Наши тоже, но только иностранные способны на это при 5-10-15 литрах утечки. Да,так не должно быть, но по факту бывает. 3. Я стала бояться своей специальности. Жалобы, жалобы, жалобы. На все и по любому поводу. Могу сказать, что больше 50%, ко жалуются в страховую и найдены дефекты оказания медицинской помощи - это вообще не имеет никакого отношения к смерти, инвалидности и прочим проблемам ваших близких или вас самих. Страховой платят столько, на сколько она оштрафует больницу. Это же бред! Это как было бы, что судья получает все штрафы, которые он назначил, лично себе, все конфискованное имущество. Бред? Но в системе ОМС наличие такого судьи - норма. Странно, да, что они очень хотят найти ошибки. И большинство дефектов - это не халатность. А, например, на полном серьёзе был суд на основании заключения такой страховой. У больного ожоги 90% тела, череп в 5 местах проломлен, из 24 ребер целы всего 5, остальные переломаны в 2-3 местах. Таз раздроблен, член раздавлен, руку оторвало. В больнице, включая операции, он прожил часов 10. Получил препаратов, крови и так далее - более 30 наименований. Но, ах, витамину ему не назначили! И Арбидол! Арбидол не дали! А вскрытие показало, что у мужика до кучи ещё и ковид был, с пневмонией. Собственно, пневмонию врачи при жизни не нашли, потому что вместо лёгких была с одной стороны кровь, с другой - воздух, лёгких то не видно было. Вот вам и дефект оказания помощи! Вот и штраф для больницы в 50% от стоимости лечения. Действительно, вот поставили бы ему В12 в жопу и дали бы Арбидол - вот тогда выжил бы! А так все, умер. И кровопотеря в 4 литра и переломы всего - так, фигня... (Очень черный сарказм). И подобно полно. Такое надоело. Или взяли в операционную пациента в сознании и он умер после- так на фига взяли и зарезали (он же здоровый пришел на операцию, просто так, по-приколу!), даже не посоветовавшись с семьёй и родственниками! Да, действительно, что это мы не собрали семейный совет. Или вот эти случаи, когда врач пунктировал яремную или подключичную вену и попал в лёгкое. Принял все меры для лечения возникшего осложнения. А его посадили в связи с оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности. А кто видел эти сраные требования безопасности? Как можно безопасно в человека огромными иголками тыкать или разрезать всю брюшную полость? Это всегда риск. И, простите, что мне делать? Я ведь знаю, что проткнуть лёгкое, если делать это вслепую (без УЗИ) - вполне возможно. Никто от этого не застрахован, ни врач, ни больной. А во многих больницах регионов УЗИ аппарат есть только до 15:00 в будни. В остальное время мне что делать? Не лечить больного, если у него других вен "нет"? Пусть подыхает без шанса на спасение, потому что есть вероятность, что я лёгкое отмену и тяжёлое состояние станет совсем тяжёлым? Задолбали это все в общем.21
  • user1687916Потому что, во-первых, срочную службу надо отменить,чтобы вуз не рассматривался исключительно как пятилетняя отсрочка, а во-вторых, работодатели исключительно с опытом набирают штат. А откуда возьмётся опыт у выпускника, никто из них сказать не может.8
  • Евсей ИвановО чем бы ни шел разговор, он идет о деньгах. Какой выпускник может нормально зарабатывать после выпуска, а порой и до? Из гуманитариев юристы, в меньшей степени экономисты и переводчики. Остальные гуманитарии менее востребованы. Прикладники - медики, инженеры. Массовые профессии с небольшой зарплатой на первом этапе. Химики, биологи, физики, IT - тут уже есть на хлебушек с маслом, но не для всех. Тут важен уровень ВУЗа, уровень выпускника. Математики всегда найдут себя в прикладных приложениях, наукой трудно прокормиться, но мозги не пропьешь - полно математиков в банках на хороших позициях.4
  • Никита, вот именно! После распада СССР десятки тысяч никому не нужных инженеров остались не у дел, потому что нерентабельные заводы банкротились, никому не были нужны военнослужащие, потому что раздутая армия сокращалась. Напротив, были нужны экономисты и юристы. Мой отец, полковник запаса, переучился на юриста, мать, инженер, - на экономиста и бухгалтера. Стали прекрасными специалистами и по сей день востребованны. В 90-е и нулевые росли, как грибы после дождя, коммерческие банки, а в десятые ЦБ стал их массово лишать лицензии, тысячи банкиров остались без работы. В нулевые начали хорошо зарабатывать мастера маникюра и педикюра, но сейчас их очень много, наращивание ногтей и прочие процедуры вышли из моды, салоны красоты стали закрываться, мастера - увольняться. А модная в нулевых профессия психолога? Их же так много наштамповали! Вообще в России психолог - весьма странная профессия, он не может, в отличие от психотерапевта, назначить пациенту лекарственный препарат. Лет 13-15 назад началась мода на копирайтеров. А что сегодня? Многие сегодня месяцами ходят на собеседования и не могут найти работу. Тоже будет и с айтишниками, которых сегодня не готовит лишь ленивый. То же ждёт и расплодившихся дизайнеров всех мастей, начиная от интерьерных и заканчивая одёжкиными-обувкиными. Сегодня требуются рабочие специальности на заводы, но гражданское производство сокращается, а ВПК рано или поздно не нужны будут сборщики танков, война же не вечна. Вспомните, как в 90-е оказались на улице миллионы работников ВПК. Профессии рождаются, а через некоторое время умирают, и это нормально.22
  • Helg, вуз - это ещё далеко не наука. Наука - это аспирантура, а после докторантура, и их мало окончить, надо ещё и кандидатскую (докторскую) защитить. Не вижу смысла сначала окончивать медколледж, чтоб стать врачом. В таком случае вам придётся учиться очень долго. Вы готовы? Три-четыре года медколледжа + пять- шесть лет медвуза + два года ординатуры. А если вы обнаружите у себя склонность к науке, то прибавьте три-четыре года аспирантуры.8
  • Тимофей, абсолютно верно! Современные вузовские и ссузовские программы совершенно не адаптированы к условиям рынка. Мне рассказывали о специальности в колледже связи (не помню название), где студенты защищали диплом по ремонту радиоприёмника, который изготавливался в 60-е прошлого века. 🤯 Кто сегодня пользуется этим раритетом? 🤯15
  • Софья, снимаю шляпу перед людьми вашей профессии! Специальность сложная и необходимая, жалко, что её мало кто ценит. И очень жаль, что люди её покидают. 😢10
  • user6236696, плановая уже была. Народ стоял в бесконечных очередях, чтоб купить элементарные товары, а экономические вузы выпускали бездарностей вроде Глазьева, который и поведал вам о прелестях плановой экономики.8
  • В одной группе со мною учился парень, которого родители, по его словам, запихнули в медуниверситет, потому что стоматолог - это престижно. Учился неплохо, хоть и без энтузиазма, а на последнем курсе понял, что хочет стать ресторатором. И стал. Продал стоматологическую клинику, окончил курсы поваров во Франции, купил ресторан. Сейчас у него несколько ресторанов по всей стране. Была и девушка, очень способная, но она была из бедной семьи и у неё не было возможности устроиться в престижную клинику, потому что места были заняты. Проработав в муниципальной стоматполиклинике, выгорев дотла, уволилась. Сейчас продаёт лекарства. Зарплата выше, ответственность ниже, свободного времени больше. Догадайтесь, кто остался в минусе?9
  • ТуристПотому что высшее образование в россии обесценено. Чего стоит диплом регионального вуза? Корочка училища по мировым меркам, если не хуже. Я тоже училась ради корки, хотя изначально поступила на другое направление, родители были против. До сих пор не знаю — хорошо-плохо ли получилось3
  • Второе высшее образование у меня юридическое. Поступать не планировала, но пришлось, так как главврачей обязали получить его, да и обучалась на бюджете. Жалею? Нет! Великим юристом я не стала, но это образование помогло мне разобраться, как устроены государственная и правовая системы, могу сама составить трудовой или гражданско-правовой договоры, не скатывая из интернета, могу написать исковое заявление, уволить нерадивого работника так, что комар носа не подточит и не поможет ни Трудовая инспекция, ни суд, сама провожу собеседования с кандидатами на вакансии, обхожусь без HR с их дурацкими вопросами вроде "Почему вы хотите работать у нас?" и "Кем вы видите себя через 5 (10, 20, 60) лет?" Помню, как в курсе гражданского права нас насиловали различиями между правом собственности и правом владения. Да на кой ляд мне это надо? 😡Что мне это даёт в практическом плане? Ничегошеньки! Мой муж, кардиохирург от Бога, рассказывал, как лишь с восьмого раза сдал экзамен по философии и как пожелал профессору, чтоб ему на пути встретился врач, который уйму времени потратил на эту дисциплину. Пожелание сбылось, так как профессор умер от онкологии, которую обнаружили на 3Б стадии. При поступлении в аспирантуру все сдают философию. Зачем будущему кандидату технических наук философия? Социологу, юристу она нужна, а врачу зачем? 🙄11
  • Евгений"Как вы считаете, что можно изменить, чтобы решить проблему?" 1) отменить призывное рабство, чтобы парни не поступали абы куда "лишь бы не в армию", ну или же ВСЕХ отправлять (в т.ч. и девиц) - но тогда не в армию, а на полгода- год в те сферы, где требуются работники, чтобы молодой человек мог наглядно и почувствовать себя в роли рабочего и сделать для себя выводы, тут и стране помочь (вместо привоза мигрантов) и осознать для себя профессиональный вопрос, так сказать. 2) Всерьёз заниматься анализом профориентации у детей, дабы было понимание у подростка, к чему у него есть врождённые способности5
  • на дальней станции сойдуСтранно, что никто не написал про соотношение "зарплата/ответственность" у молодых специалистов. Когда после работы приходишь выжатый как лимон, а денег едва хватает на съем квартиры и покушать. Поэтому проще ноготочки пилить или рабочим пойти (без осуждения, работяг уважаю).9
  • ivanmerkushev030, много ли женщин проходят срочную службу? И сколько из них работает по профессии?2
  • Business HamsterВообще система высшего образования не предполагает получение практических навыков. Поэтому даже после выпуска из университета не понимаешь, кем ты хочешь стать. Понимаешь только на практике. У меня знакомый хотел быть агрономом. Отучился вместе с магистратурой 6 лет. Проработал год и сказал, не моё, там нужно людьми управлять, а не с растениями возиться.2
  • Обезьяна3
  • Ze Zunpetovichuser6201647, либо это толстый троллинг, либо ты половину людей другого пола за людей не считаешь. Склоняюсь к второму1
  • Ze, либо это хорошо развитая логика: женщины не проходят срочную службу, тем не менее далеко не все из них работают по специальности. 😜6
  • Дочь папиного другаЯ из семьи преподавателей информатики и высшей математики. Когда в 2005 я должна была поступать - вопросов о моем направлении не было. Пойдешь на информатику. Тогда сфера ИТ не была на такой волне. Мне представлялась будущая работа или таким же преподавателем или сисадмином в коморке. Впервые в жизни уперлась рогами и пошла в сферу туризма. Даже успела побывать на стажировке в Испании. Но, как оказалось, в моем маленьком городе ни в какой туризм я не попала. Года 3 после выпуска перебивалась "куда возьмут". Пока однажды не психанула, поняв что не о такой взрослой жизни я мечтала, работая непонятно где и кем. Выучила язык и пошла на штурм дубайских компаний, куда с успехом переехала. Пригодился ли мой диплом? Вряд ли. Вот стажировка в Испании небольшую роль сыграла. В дальнейшем я еще много где успела пожить и даже еще в других странах. Но, после 10 лет выпуска я успокоилась, намоталась и все таки пришла в сферу ИТ, выучившись самостоятельно по урокам из Ютуба. Родители счастливы. Я, повидавшая мир, счастлива. Важно не образование, а скилы, которые ты развиваешь в процессе. Как оказалось, я не очень умная для точных наук, но очень пробивная и настойчивая, благодаря мозгу гуманитария) Кстати почти все наши красные дипломники по итогу так ничего и не добились, устроившись просто хоть куда. Потому что знания нужно не зубрить, а уметь применять и не все они могут пригодится.3
  • МаргаритаВ 15 лет решила в какой вуз хочу целиться: из-за сериала папины дочки (герой учился в бауманке) и моего папы (тоже в ней учился). Математику всегда любила, по физике - попросила родителей записать на курсы (физика в школе у нас была очень плохая). Сдала ЕГЭ. Кафедру (направление подготовки) выбирала методом исключения и немного по воспоминаниям с дня открытых дверей. Сейчас уже 10 лет как работаю по специальности, начала работать ещё во время учебы)3
  • Helg Svartuser6201647, программы колледжа и вуза в рамках одной специальности будут пересекаться, а это значит, что в вузе нужно учиться не пять лет, а меньше, например, года три. Но в принципе сроки обучения в медицине и сейчас вынесены за скобки, и в моём предложении их тоже стоит отдельно оценивать. А вот для остальных специальностей за рамками медицины мой подход, считаю, весьма хорош. Не будет больше людей жалеющих что окончили вуз, не будет больше людей, которые считают, что им дали много теории1
  • Russell SweineМари, а моя лялечка Варечка, как раз сейчас такую практику, с такой целью после восьмого класса в Кардиоцентре проходит. Это я хвастаюсь! 🤗3
  • Helg, я бы не хотела лететь на самолёте, сконструированном людьми, проучившимися три года в университете. Я за возвращение Болонской системы образования. Мой сын успел заскочить в последний вагон, чему я очень рада. А какая может быть практика без теории? 😳 Считаю подобный подход неприемлемым. А вот некоторые дисциплины я бы вообще удалила из программ, за счёт них добавила бы больше часов на практические занятия. Последние должны преподаваться не абы как. Знаю, как проходят практику будущие педиатры в некоторых московских больницах. Им дают в руки тряпки и вёдра. 😡1
  • Наташа БелкинаЯ вот например могу сказать про свой вуз – вы НАХРЕНА тифлопедагогов (людей, которые работают со слепыми и слабовидящими) обучаете 4 года, а профессию тьютора (человек, работающий с аутистами) люди осваивают за 2-3 года? За 4 года вакансия тифлопедагога исчезнет (как у меня), а тьюторы будут нужны ПОСТОЯННО... УрГПУ, меняйте подход к узким специальностям блин4
  • lapsus_naturaeЯ до сих пор не знаю, кем хочу стать, когда вырасту, вы о чем вообще5
  • Helg Svartuser6201647, так и я против практики без теории. Это самодеятельность называется. Но так уж в мире устроено, что 90% работы это однообразные, ничем не уникальные действия. В юриспруденции образцы документов уже разработаны, в медицине протоколы лечения разработаны, в инженерии на типовых решениях вся отрасль держится, просто бери, да собирай "кубики" в правильном порядке, главное, знать какие "кубики" в каких случаях применять (и то умудряются накосячить). В итоге отрасли двигают 10% людей, а в 90% нужны грамотные исполнители. В университетах нужно чтобы выпускались эти самые 10% двигателей прогресса, а 90% грамотных исполнителей имеет смысл выпускать в других учебных заведениях, я их назвал колледжами, но назвать можно как угодно. Пусть будут институты. Разработкой самолетов пусть занимаются те самые 10% которые отучились 4 года в колледже и 3 года в университете, итого 7 лет обучения - довольно большой срок. А вот типовую работу в самолётостроении можно доверить 90% грамотных исполнителей2
  • Дочь папиного другаРубиновый, к сожалению, во все компании при приемке запрашивают пакет документов, в который входит диплом. Какой - не важно. Просто диплом ВУЗа. Зачем, для чего, почему - не понятно. В моей компании работает коллега лет 15. Начинал обычным оператором. Дорос до должности моего руководителя. И чтобы его правильно оформить в штат ему пришлось идти на заочку для получения необходимой корочки. Хотя опыта у него больше чем у директора.5
  • Felix the CatКогда я учился, лет 20 назад, поступление в ВУЗ было своеобразным вопросом престижа. Тем более на бюджет, потому что на платное деньги мало у кого были. И тут уж неважно на какую специальность. Для парней ещё остро стоял вопрос не идти в армию. Сейчас видимо прежние соображения остались в общих чертах, а вопрос с армией для парней ещё острее встал. Так что размышления о поиске призвания и дальнейшей работе по специальности отходят на десятый план.2
  • ТаУuser6237201, жила в Союзе. Загадка про "длинная, зеленая, колбасой пахнет" в генетическом коде как антидот против мечты о плановой экономике.2
  • Никита ГордовЗнаете почему у нас так много выпускников не работает по специальности, на самом деле? Проблема в том, что многие получают высшее образование не ради того, чтоб работать по специальности, а потому что "так надо" или "ну я ж не дурак, могу учиться чему то новому", то есть, получают "справку не дурака", как однажды я услышал от одной умной женщины. У нас почти каждый встречный обладает дипломом по той или иной специальности, что неправильно, ибо освоить высшее образование по-настоящему могут в среднем 20-30% населения, и это нормально, если в стране число с вышкой выше этих цифр, это говорит о том, что качество этого самого образования тут низкое. Мой один бывший одноклассник очень плохо написал ЕГЭ в 2016 году, набрав всего 145 баллов, что ненамного выше минимальных баллов для поступления в принципе, без учета конкурса, установленные минобрнауки, поступив на АМиУ -- автоматизация, мехатроника и управление. Казалось бы, направление выпускает очень даже нужных инженеров для страны. Но вот незадача -- качество выпускников просто ниже плинтуса, учиться на 4 и 5 там было проще простого, как и защитить диплом. Это самая настоящая фабрика дипломов. И не удивительно, что бывший одноклассник и близко не планировал по специальности работать, он просто хотел иметь диплом, потому что так нужно, потому что "не совсем дурак". И смех и грех, в общем. И до тех пор, пока наша страна не перестанет требовать от людей доказывать, что они "не совсем дураки", получая хоть какой то диплом о ВО, ситуация не поменяется2
  • Дитя Без ГлазаТурист, ну, справедливости ради дело не в России (с большой буквы пишется, кстати). Думаю, диплом регионального учебного заведения любой самой божественной страны на мировом уровне ничего не стоит. А то вы сравниваете, конечно, Ухту с Йелем и вот сразу как в России все обесценено1
Сообщество