Почему современ­ные выпуск­ники не рабо­тают по специаль­ности

Мнения читателей
19
Почему современ­ные выпуск­ники не рабо­тают по специаль­ности
Аватар автора

Лада Кошман

работает по специальности

Страница автора

Согласно исследованию, проведенному сервисом «Работа-ру», только треть россиян работает по специальности, полученной в вузе или колледже.

Читатели Т⁠—⁠Ж порассуждали, почему так происходит, а мы собрали их аргументы в отдельный материал.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

ПРИЧИНА № 1

Далеко не все осознанно выбирают специальность

Аватар автора

Мяв

не видит у студентов мотивации учиться

Страница автора

Нельзя дать знания тому, кто не хочет их принимать. У нас дети в вузы в 17 лет поступают. Много ли вы знаете людей, кто в таком возрасте выбрал то, чем хочет заниматься в жизни? А еще при этом то, что будет актуально? Многие идут учиться в вуз, потому что все вокруг так делают и «вдруг диплом пригодится». Кому надо — возьмет от учебы все, что ему необходимо. В остальных запихивать насильно — бесполезно.

Сколько угодно адаптируй программу — ничего не изменится, если не будет исправлена проблема того, что в вуз идут учиться для галочки, чтобы от армии откосить и чтобы как у всех.

Аватар автора

N

вспоминает университет

Страница автора

Когда я учился в институте, мне кажется, процентов примерно 25 понимали, как и зачем они там находятся. Вот они и пошли по специальности. Остальные — как получилось… Наверняка в разных вузах процент отличается.

Но все равно, это вопрос больше усилий студента, его понимания, зачем ему это надо и куда идти дальше, чтения современной литературы по профессии и так далее.

ПРИЧИНА № 2

В России до сих пор силен культ высшего образования

Аватар автора

Лукьянов Тимур

наблюдает дефицит рабочих специальностей

Страница автора

Проблема — в следовании стереотипу о том, что нужно выбирать вуз, а техникум — для неудачников. Как итог — людей с высшим образованием больше, чем нужно, и они не могут устроиться по специальности, а людей рабочих профессий не хватает. Хотя там средние зарплаты не ниже, чем в общем по стране, а для некоторых направлений даже повыше будут.

Аватар автора

Hellosamurai

против стереотипов

Страница автора

Я знаю немало людей, которые в итоге работают по нормальной рабочей специальности, получают хорошие деньги и ни в чем себе не отказывают. При этом зачем-то окончили вуз, хотя им достаточно было получить эту рабочую специальность в техникуме.

В целом есть большой стереотип, что работать руками — нечто плохое, чего надо обязательно чураться. Особенно бесит фраза «Не будешь учиться — станешь дворником». Хочется спросить каждый раз в ответ на все такие заходы: а кто при таком раскладе вообще будет что-то убирать, делать руками, строить, на заводах пахать, добывать в шахтах? Почему обязательно надо в детях воспитывать какую-то закомплексованность по части нормального труда как чего-то совершенно недостойного?

ПРИЧИНА № 3

Современным школьникам не хватает профориентации

Аватар автора

John Dory

все понял о перспективах трудоустройства

Страница автора

По мне, проблема чисто в отсутствии профориентации. Кто-то должен донести до молодого человека мысль, что не всякое образование — это профессия. И честно обрисовать перспективы. То есть историк — это не профессия. Профессия — это, например, преподаватель истории. Вероятно, есть и другие для этой области: сотрудник НИИ, допустим. Но нужно показать количество вакансий, чтобы было сразу понятно, что там с востребованностью.

Да только кому надо заниматься таким антипросвещением? У самого котелок варить должен. Мне, например, очевидно, что если бы я даже поступил и отучился в МГИМО, никаких перспектив у меня бы не было. Мне хватило дня открытых дверей в Институте стран Азии и Африки, чтобы понять, что за публика там ошивается.

ПРИЧИНА № 4

Студенты прикладывают мало усилий, чтобы найти работу во время учебы

Аватар автора

Элиссер Дарж

нашла стажировку во время учебы

Страница автора

Если во время учебы в вузе вы не удосужились пройти стажировку или реальную практику по специальности — вы сам себе злой Буратино.

Я пришла на стажировку в крупную компанию после трех этапов отбора. Даже не по специальности, а с четкой целью иметь в резюме энтерпрайз. Мои одногруппники прекрасно работали по профессии в тех организациях, куда приходили практикантами.

Просто наслаждаться студенчеством нужно на первых двух курсах, а дальше — строить карьерные планы и не ждать защиты диплома, чтобы начать дрыгать лапками, если цель — работа по специальности.

Аватар автора

Павел

получил опыт в продажах

Страница автора

В 1999 году окончил универ, а работы по специальности не было. Отработал два года в продажах, хороший опыт получил, а там и на основную профессию покупатели нашлись. По-моему, проблема трудоустройства — это лень и инфантильность мамкиных специалистов.

Аватар автора

Звездочка

сторонница работы с первого курса

Страница автора

Студенты — взрослые люди. Никто не должен ждать, сидя на парах, что тебе на блюдечке принесут работу. В наших реалиях университет — это по большей части самообучение, самодисциплина, самоорганизация. Все, кто хочет выйти с опытом из вуза, работает уже на первых курсах.

Аватар автора

ТаУ

говорит об угрозе

Страница автора

Что касается инициативы, сейчас обсуждается вопрос о возврате распределения по некоторым направлениям подготовки. Думаю, многие, кого это коснется, пожалеют о своей былой безынициативности.

ПРИЧИНА № 5

Абитуриенты предпочитают специальности полегче и формируют перекос рынка

Аватар автора

Georgiy

уважает точные и естественные науки

Страница автора

То, что экономистов и юристов избыток — точнее, псевдоэкономистов и псевдоюристов, — известно уже лет 20 как. Тем не менее люди добровольно идут на эти специальности, сами платят за обучение — бюджетных мест здесь минимум — просто потому, что не могут нормально освоить математику, физику, химию или биологию, необходимые для других направлений. Ведь эти настоящие науки требуют реальных усилий для освоения, на что 80% школьников не согласны. Какое уж тут ИТ.

Человек, получивший любое настоящее высшее образование — очное, без троек в дипломе, — доказал свою способность быстро разбираться в новом материале, приобретать необходимые для работы навыки. Кстати, такие люди нарасхват, почти любая компания возьмет такого сотрудника и в короткие сроки доучит. Сомневаетесь, что выпускник мехмата или МИФИ месяца за три освоит то, чему бухгалтера или экономиста учат три года? Зря сомневаетесь.

Аватар автора

Liquid Snake

не верит в востребованность гуманитариев

Страница автора

Менеджеры, историки, журналисты. Извините, а на что они рассчитывают? Уже лет 15 точно все говорят, что гуманитарии никому не нужны, что будут проблемы с работой. Но все равно все упорно толпами идут на эти специальности.

Сколько моих знакомых, кто отучился на конкретные профессии с четкими науками в основе — разные сорта технарей, программисты, химики, врачи, — без проблем нашли работу после выпуска! Еще и выбирали работодателя. А вот всякие менеджеры по связям с общественностью действительно вынуждены перебиваться чем придется.

Мне кажется, проблема в том, что в школах абсолютно не умеют преподавать точные науки, отчего многим школьникам кажется, что это очень сложно и непонятно. В итоге они выбирают простые, по их мнению, гуманитарные предметы, а затем идут куда придется. В лучшем случае клерками, в худшем — на работу, для которой и учиться в вузе не нужно было.

И получаем мы толпы людей с бесполезным высшим образованием, которые сами своим существованием обесценивают свои же дипломы, — парадокс.

ПРИЧИНА № 6

Вузы ориентированы на науку, а не на практическую подготовку

Аватар автора

Обезьяна

размышляет о судьбах выпускников

Страница автора

Любая фундаментальная кафедра университета работает не на выпуск специалистов, а на пополнение рядов научного сообщества, где специалисты — продукт второго этапа отбраковки из кандидатов в ученые.

Остальные — это буквально ПТУ. Они ориентированы на узкий профиль и специалитет в наукоемких областях, в которых далеко не все выпускники будут работать из-за доходов ниже среднего. Так что тут тоже своя логика: десять обучим, один останется в области.

Бывает, открываются всякие там совместные с корпорациями кафедры, где штампуют нужные им кадры, но в это далеко не все готовы вкладываться. Это дорого, и выхлоп не сильно выше, чем от любого классического специалитета.

Лада КошманКак вы считаете, что можно изменить, чтобы решить проблему?
  • Это всё ради искусстваОт высшего образования необходимо получать вот что: 1) связи и друзей 2) кругозор и возможности 3) путешествия (конференции и прочие) 4) стрессоустойчивость 5) умение быстро потреблять и обрабатывать большие массивы информации 6) умение взаимодействовать с незнакомыми людьми и разбираться в них (через жизнь в общаге) 7) умение договариваться По какой ты специальности работаешь в итоге - решительно все равно. Университет потому и университет, что должен давать некое универсальное образование (академии не в счет, там как раз узко).16
  • Фёдор КоноваловЯ считаю, что подросткам нужно рассказывать о разных специальностях, да что подросткам - детям лет с 3х, что бы они выбирали специальность по душе. Сейчас дочь знакомой идет в педагогический колледж, лишь бы куда пойти - ну такое. Я своей трехлетки рассказываю о разных профессиях, мы часто играем в профессии, смотрим мультики про разные специальности10
  • Helg SvartПо поводу последнего аргумента. Вузы в принципе не должны готовить людей на рынок труда, этим должны заниматься колледжи. А университеты должны принимать не со школьной скамьи, а после профессиональной подготовки в колледже. После профессиональной подготовки выпускник уже должен понимать что он хочет: идти в науку, или на рынок труда. С таким подходом и наука не будет страдать от выпускников, которые остались в вузе по остаточному принципу и пишут статьи ради статей, и сами вузы сосредоточатся на науке, а не на обучении вчерашних школьников. Но вот на данный момент устроено вот так, как устроено. И это прискорбно9
  • Тимофей ШориковПора прекращать создавать программы образования основанные на одной теории, не спрашивая у отраслей что им вообще от этой специальности нужно? Вот Банковское дело в колледже после 9 класса идет 2 года и 10 месяцев, если бы программу составляли с учётом потребностей бизнеса, то диплом бы там и не выдали, максимум повышение квалификации, ибо банкам например, не нужны сотрудники знающие что такое план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, и уж тем более банковский бухучёт для обычных сотрудников, ибо всё что им требуется в наше время это сидеть смирно на поводке, и правильно тыкать кнопочку в пк, одновременно выполняя план по продажам. Это я как дипломированный специалист по Банковскому делу говорю. Поэтому пока не уберут архаичные советские программы, не адаптированные на современное положение дел, работодатели так и будут говорить "подотритесь своим дипломом", а выпускники будут искать работу не по специальности, а где получше и зарплата повыше.7
  • НинадяРаботаю по специальности часто, но иногда иду перезагружать мозг в другие должности. Из кресла в сборщики заказа — офигенно отрезвляет, знаете ли. НО сейчас думаю чуть-чуть изменить направление деятельности в сторону методиста. Текущая работа вынуждает в том числе обучать пользователей программным средствам, часто пишу методички. Думаю, что могу делать и иные учебные пособия, а нервов это затрачивает на порядок меньше, по ощущению. Учитывая, что зарплата не сильно разнится, выберу, пожалуй, сохранение нервных клеток. Единственное, пока не получается выйти на это направление — из всех предложений была относительно близка, когда звали на АЭС преподавать, но это звучит как авантюра всей жизни.2
  • НикитаПричем тут современные выпускники? То, что многие выпускники не работают по специальности, совсем не новая проблема. И 10, и 20, и 30 лет назад такая же ситуация была.19
  • Очень_интересноЭто, самое главное - базовое высшее, с которого потом можно пройти переподготовку на любое другое направление8
  • Это всё ради искусстваОчень_интересно, ну типо того. Я вон смотр на своего младшего брата. И в спорт залез, и немного по разным странам покатался, и на конференциях участвовал, и в общаге жил, и на выпускном отгулял, и подрабатывал. Вот взял то, что нужно.4
  • KomradШел учится на инженера по идейным соображениям. Там без вышки никуда. Даже работал какое-то время по специальности. Однако, хотелось бы, что бы денег хватало на что-то ещё кроме еды. С тех пор работаю в продажах, но в той же области по которой получал вышку. Грустно это все.11
  • Артем СтепановТак и прежние выпускники часто уходили на работу не по специальности. Даже учитывая распределение и т.п. преграды, многие меняли профессию.2
  • ЕхиднаВыпустилась в 12м году, из нашего потока, (грубо говоря 40 человек) по специальности пошла хорошо если 1/4, с учётом смежных направлений. Но многие из оставшихся 2/3 потом переучились, либо второе высшее, либо как я, профпереподготовка4
  • user1020706Причина на 90% -очень низкая зарплата по специальности,ищут деньги,к сожалению-даже врачи по специальности.9
  • ВеленаТимофей, +++0
  • Эндрю БуркинПолучил диплом под давлением родителей, работаю совсем в другой сфере. Жаль не вернуть годы потраченные в пустую.2
  • ivanmerkushev030Всего-то навсего отменить бесполезную срочную службу,и люди будут поступать туда и учиться там,куда сами хотят. Система сама стреляет себе в ногу.3
  • МариФёдор, игра в профессии с малышом это как бы немного другое 😀 Но детям реально не хватает информации о профессиях, причём не просто теоретической, а должны проводиться постоянные экскурсии школьникам на предприятия, в различные организации, должна быть летняя практика у старшеклассников на предприятиях по выбранному профилю, например для химбио десятиклассников практика в больницах санитарами, т.п, что б дети видели реальную сторону будущей работы, а не теоретическую, и не были в розовых очках.1
  • СВИз группы в 27 человек выпустилось 15, остальные беспощадно отчислялись даже на 5 курсе. Поэтому доучились только те, кто реально хотел работать по специальности и без работы не остались, спецов не хватает катастрофически. Но это немного другой случай, специалитет даёт хорошие прикладные знания и четкую специализацию.0
  • МариМальчикам вообще сложно, если не поступил сразу после школы, то идти в армию, в итогу поступают, куда угодно, лишь бы отсрочку получить. У девочек хотя бы есть возможность поменять специальность, перевестись или перепоступить, или взять gap year посое школы, поработать, понять, чего хотят, в каком направлении учиться.0
  • user6236696В России настоящее время рыночная экономика капитализма,а должно быть плановая экономика это например нормальные зарплаты от государства платили,и ещё зависит от главного, главный сказал один банк будет в России и все,на него наезжают а он им медали вешает ворюгам России,это неправильно......0
Сообщество