Можно ли ​наказать магазин, если продукты на полке стоят под неверными ценниками?

15
Аватар автора

Артур Хафизов

спросил в Сообществе

Страница автора

В «Ленте» в торговом центре «Горки-парк» в Казани на полке с маркировкой «БЗМЖ» — без заменителей молочного жира — стоят веганские, они же растительные йогурты.

Более того, иногда уже и на самом ценнике к питьевому овсяному йогурту есть маркировка «Без ЗМЖ».

Это вводит людей в заблуждение. Маркировка «БЗМЖ» указывает на наличие в продукте натурального молочного жира. А вышеупомянутые растительные йогурты не содержат никаких ингредиентов животного происхождения, в том числе искомого молочного жира. Это нарушение? Можно ли подать в суд и выиграть дело?

Пример, как ценники в магазине запутывают посетителей
Пример, как ценники в магазине запутывают посетителей
Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Да, это нарушение. Вы, как потребитель, вправе пожаловаться на магазин в Роспотребнадзор. Ведомство проверит супермаркет и оштрафует его, а еще через суд может признать действия магазина незаконными. Также можете пожаловаться в прокуратуру, чтобы супермаркету предписали устранить нарушения прав потребителей. А вот исковое заявление непосредственно от потребителя суд вряд ли удовлетворит.

Расскажу подробнее.

Как по закону надо раскладывать товар на полках

Магазины обязаны выкладывать молочные и молокосодержащие продукты на полки так, чтобы покупатели могли визуально отделить эти товары от других. На ценнике должна быть надпись: «Продукты без заменителя молочного жира»  .

Супермаркет нарушает закон, если:

  • выкладывает на полки товары БЗМЖ и СЗМЖ вперемешку;
  • на продукте с растительным жиром есть отметка «БЗМЖ».

Продавец обязан своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах, чтобы тот мог определиться с выбором исходя из свойств товара. На продуктах питания надо указывать действительные сведения о составе  .

То есть сотрудники магазина, о котором вы пишете, нарушили закон: ввели покупателей в заблуждение о составе веганского йогурта и поставили его на одну полку с продуктами, в которых реально нет ЗМЖ.

Что можно сделать в такой ситуации

Вы можете направить магазину претензию с требованием прекратить нарушение: изменить ценники и выкладку. Закон указывает, что потребитель сам определяет разумный срок, когда продавец должен выполнить его требование об устранении недостатков товаров и услуг. В вашем случае магазину можно предоставить срок до недели  .

Если магазин не ответит на вашу претензию в срок или откажет, вы можете подать жалобу в Роспотребнадзор через электронную форму на сайте ведомства.

За нарушение правил выкладки и порядка информирования покупателей магазин могут оштрафовать  :

  • предпринимателей и руководителей фирм — от 1000 до 3000 ₽;
  • малые предприятия — от 5000 до 15 000 ₽;
  • крупные и средние компании — от 10 000 до 30 000 ₽.

В Липецкой области крупный сетевой магазин выложил на полках творожные сырки БЗМЖ и СЗМЖ рядом. И на ценнике товаров с растительными жирами поставил отметку «БЗМЖ».

Роспотребнадзор обнаружил это в ходе проверки, составил протокол об административном правонарушении и выписал штраф — 10 000 ₽.

Компания обратилась в суд, чтобы оспорить такое решение, но суд встал на сторону ведомства и все три судебные инстанции оставили наказание в силе  .

Еще можно написать жалобу в прокуратуру. Если в ходе проверки нарушение прав потребителей подтвердится, ведомство обяжет магазин исправить ситуацию. Если он не сделает этого, прокурор вправе обратиться в суд с иском, чтобы устранить нарушения норм при продаже пищевых продуктов.

В Краснодарском крае прокуратура выявила нарушения в магазине предпринимателя: продукты БЗМЖ и с ним лежали на одной полке, вывески «ЗМЖ» над соответствующими продуктами не было.

Прокурор обратился в суд с требованием обязать индивидуального предпринимателя устранить это нарушение. Суд иск удовлетворил  .

Если вы не купили товар, а только отметили нарушение, потребовать от магазина возмещения ущерба вы не можете: он не возник, ведь вы не заплатили продавцу за товар с ошибочной информацией.

Теоретически вы можете потребовать компенсацию морального вреда, но магазин вряд ли выплатит ее добровольно, а суд, скорее всего, откажет в иске. Эта компенсация подразумевает, что вам причинили физические или нравственные страдания. Полагаю, суд сочтет, что простого созерцания неправильной выкладки и маркировки товара для этого недостаточно.

Если вы купите такой товар, а после потребуете, чтобы магазин вернул вам деньги, в случае отказа вы можете дополнительно заявить в суде неустойку — 3% за каждый день просрочки, но не больше стоимости товара. А еще тогда можно требовать компенсацию морального вреда и штраф за то, что магазин не выполнил требования добровольно, — 50% от присужденной суммы  .

Иск до 100 000 ₽ подают в мировой суд, если сумма больше — в районный. Про порядок действий Т⁠—⁠Ж рассказал в статье «Как подать в суд».

Учитывая стоимость таких товаров, деньги сверх возвращенных за товар будут небольшими. А времени и усилий, чтобы их получить, придется потратить немало.

Подумайте, стоит идти по этому пути или лучше просто обратить внимание контролирующих ведомств на нарушение, чтобы прекратить его.

Что в итоге

Торговые точки обязаны соблюдать правила выкладки и маркировки товара: молочные продукты должны лежать отдельно от продуктов с заменителем молочного жира.

На продуктах с ЗМЖ должна стоять соответствующая маркировка. Маркировка «БЗМЖ» на продуктах с растительными жирами нарушает требования действующего законодательства.

Роспотребнадзор может оштрафовать предпринимателя или компанию, которые нарушают эти требования.

Вы можете сообщить ведомству о нарушении, чтобы в магазине провели проверку. Для этого надо сначала написать претензию супермаркету, а если тот не исправит ситуацию — пожаловаться в Роспотребнадзор.

Еще можно обратиться в прокуратуру. Ведомство проведет проверку и вынесет предписание об устранении нарушения и может обратиться в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц.

Потребовать компенсации морального вреда можно, только если вы купили такой товар в магазине. Тогда вы вправе требовать возврата уплаченных денег, выплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение требования потребителя в добровольном порядке. Но суммы будут небольшими, так что, возможно, лучше ограничиться жалобой в Роспотребнадзор и прокуратуру.

Анастасия КорниловаРугались с продавцами из⁠-⁠за ​ценников? Поделитесь опытом:
  • Системный инженер"Можно ли подать в суд и выиграть дело?" А что вы хотите получить в результате выигрыша в таком серьёзном деле?9
  • БолтоукладчикТо, что там нет молочного жира, не означает, что там автоматически есть какой-то другой. Вот, например, состав йогурта справа ("клубничное мороженое") Состав: вода питьевая, наполнитель (сахар, клубника, вода, стабилизатор (Е1442), концентрированный сок черной моркови, ароматизатор клубника, ароматизатор пломбир, регулятор кислотности (лимонная кислота, натуральный экстракт ванили), овсяная крупа, сахар, закваска: йогуртовые культуры. Есть какие-то добавленные растительные жиры? Нет. Значит продукт БЗМЖ.4
  • Системный инженерАртур, а за что вам должны выдать запас? Вы не пострадали, насколько я понимаю. Даже морально. А чтобы научились ставить, думаю, судиться не нужно.3
  • Жду веснуа не проще взять сам продукт и прочитать этикетку? Автору настолько нечего делать, что он готов идти в суд, но совершенно нет и минутки на чтение и пару логических выводов?4
  • Alex_xСистемный, похоже, очень хотел компенсации за моральный ущерб2
  • JjjjАртур, ну тут даже и объяснять ничего не требуется0
  • АндрейJjjj, давайте тогда на ящик с картохой маркировку БЗМЖ повесим. маркетинг чо1
  • АндрейЖду, а не проще пойти подоить корову и быть уверенным, что получил БЗМЖ, а то ведь на этикетке, как и на ценнике что угодно можно написать1
  • Александра_ЯБолтоукладчик, есть маркировка БЗМЖ и противоположная ей ЗМЖ (СЗМЖ), что как бэ намекает, что употребляется она для продуктов, в которых этот самый жир может быть заменён.0
  • AlexanderАндрей, ага, и "без гмо". и "без азбеста". и "не содержит примесей бензина". и "без добавления сухого молока"0
  • мумитрольАндрей, на самом деле логика там есть. Человек видит псевдомолочный напиток и опасается, вдруг там пальмовый олеин, маркировка оправдана в продукте нет заменителей. Тут вопрос к самой маркировке, зачем маркировать отсутствие? Без глютена, Без сахара, Без ГМО, Без ЗМЖ - это фиговый маркетинг, а не забота о потребителе.0
  • Жду веснуАндрей, спасибо, что поделились опытом, но, кажется, ваша корова даёт неполезное для мозга молоко.0